ЮБИЛЕЙ МАЙКЛА НАЙМАНА: ROYAL FESTIVAL HALL, ЛОНДОН
15/05/2014 – Виктор Игнатов
«Танец на большой скорости»: 17-18 июня – Большой театр России; «DIDO»: 19,20,28 июня Новая Опера, Москва;
«Музыка в кино»: 14 ноября – Cité de la Musique, Париж
30 апреля в Королевском фестивальном зале состоялся музыкальный вечер в честь 70-летия известного английского композитора Майкла Наймана. В двух отделениях прозвучали сочинения юбиляра: оркестровая сюита «Контракт рисовальщика», Первый скрипичный концерт, «Где танцует пчела» – концерт для саксофона с оркестром, Вторая симфония. В исполнении программы участвовал Королевский филармонический оркестр; дирижировали Майкл Найман и Жозеп Висант.
Майкл (Лоуренс) Найман – английский композитор-минималист, музыковед, музыкальный критик и теоретик. Родился 23 марта 1944 года в Лондоне. С 1961 по 1965 учился в лондонской Королевской академии музыки у Алана Буша. Изучал музыковедение в Королевском колледже у Дарта. В качестве музыкального критика сотрудничал с журналами. В 1974 году была опубликована его книга «Экспериментальная музыка: Джон Кейдж и после него». С 1963 года активно занимается сочинением музыки; список его произведений включает 348 наименований. В своем творчестве композитор стремится преодолеть барьер между поп-культурой и академической музыкой.
М.Найман широко известен как автор музыки к фильмам ряда крупных кинорежиссеров. Среди них Питер Гринуэй, Дзига Вертов, Эндрю Никкол, Рэй Лориг, Джейн Кэмпион. Дж.Кэмпион была удостоена Золотой пальмой ветви, главного приза Каннского фестиваля, за создание фильма «Пианино» (1993), а в нынешнем году возглавила жюри 67-ого Каннского кинофестиваля. Давнее сотрудничество (с 1976 года) с кинорежиссером П.Гринуэем, принесло М.Найману мировую известность. Он написал музыку к 20-ти его фильмам: минималистичная и монотонная, она стала неотъемлемой частью этих картин. В молодости М.Найман увлекался музыкой эпохи барокко, что впоследствии нашло отражение в его композициях для исторических фильмов и прежде всего в картине П.Гринуэя «Контракт Рисовальщика» (1982). В 1976 году он создал камерный оркестр «Кэмпиелло-энд», позже переименованный в «Майкл Найман бэнд», в котором старинные инструменты соседствовали с современными, а репертуар составляли оперы К.Наймана, его музыкальные композиции к фильмам и мировая классика.
Композитор является автором ряда инструментальных произведений, нескольких опер и балетов, концертов и симфоний. Характерный образец композиционного стиля М.Наймана – камерная опера «Человек, который принял свою жену за шляпу» (1986), где лирические вокальные линии разворачиваются на фоне беспокойного остинатного сопровождения. Мировая премьера его последней оперы «Dido» или «Пролог» состоялась 6 октября 2012 года на сцене Государственного театра оперы и балета им.Чайковского в Перми. В основу «Dido» положены музыкальные идеи М.Наймана на тему утраченного пролога к опере Г.Пёрселла «Дидона и Эней». «Dido» – это как бы творческая попытка «реконструировать» историю первой постановки оперы Г.Пёрселла, которая была написана для выпускного вечера в школе-пансионе в Чесли. Стихи к «Прологу» написала российская поэтесса и автор либретто современных опер Вера Павлова, перевод на английский язык сделал Стивен Сеймур.
Кроме серьезной музыки М.Найман создает произведения и в других направлениях: он является автором саундтреков для компьютерных игр, поп- и рок-композиций, а также песен на стихи Шекспира, Рембо и Целана. Композитор работает над собственными фильмами, которые снимает на любительскую камеру. В общей сложности его авторству принадлежат около 50-и фильмов. Среди них самые известные – «Любовь, любовь, любовь» (1968), «Москва 11:19:31» (1997), «Найман с киноаппаратом», ремейк к фильмам его любимого режиссера Дзиги Вертова. Премьера этой картины состоялась 15 сентября 2010 года в Московском институте медиа, архитектуры и дизайна.
М.Найман является Командором Ордена Британской империи (2008). В настоящее время композитор занимается созданием масштабного цикла, состоящего из 19-и симфоний: это архивный пересмотр собственных сочинений и музыки других авторов. С обширной дискографией М.Наймана можно ознакомиться на его сайте: www.michaelnyman.com
Юбилейный вечер: новации и сюрпризы, озарения и откровения
Современная музыка по сравнению с классической, как правило, не собирает широкую публику. Творческий вечер М.Наймана, состоявшийся 30 апреля, составил приятное исключение – огромный зал Королевского фестивального холла был заполнен полностью, что свидетельствовало об известности композитора и популярности его сочинений. Программа юбилейного концерта оказалась на редкость интересной и разнообразной: в нее вошли произведения разных форм и направлений, ярко характеризующие стиль и творческий подчерк М.Наймана; три из четырех произведений прозвучали в Великобритании впервые. В исполнении обширной программы принял участие Королевский филармонический оркестр, давно завоевавший высокую репутацию. Он был основан в 1946 году и за 67 лет своего существования обрел мировую известность. Художественный руководитель и главный дирижер оркестра – знаменитый швейцарский музыкант Шарль Дютуа. На юбилейном концерте М.Наймана оркестр возглавил молодой и талантливый испанский дирижер Жозеп Висант, лауреат многих наград, записавший более 30-и альбомов. В последние 10 лет его международная карьера развивается необычайно успешно: художественный руководитель и главный дирижер Мирового оркестра (2004) стал главным приглашенным дирижером Национального симфонического оркестра Чили (2013-14).
Юбилейную программу открыла необычайно интересная оркестровая сюита «Контракт рисовальщика» (2001/2014). Она была написана в 2001 году на основе музыки, сочиненной для одноименного фильма П.Гринуэя (1982). Согласно сюжету трагикомедии, действие происходит в Англии в 1694 году: молодой художник должен был нарисовать для богатой дамы за 12 дней 12 рисунков её обширного имения. Контракт включал также пункты интимного характера. Детали рисунков оказались свидетельством убийства мужа дамы. Для музыкальной иллюстрации рисунков М.Найман написал, согласно заказу кинорежиссера, 12 мимималистичных пьес. Теперь состоялась мировая премьера оркестровой сюиты в новой редакции. За дирижерский пульт встал сам композитор, встреченный бурными аплодисментами и приветственными возгласами публики. Его неординарная дирижерская техника впечатляла четкостью и ритмичностью широких жестов, ясностью знаков для музыкантов разных групп.
Оркестровая сюита написана в современной манере, необычайно своеобразно и образно. Стилистика музыка находится как бы на границе оркестрового симфонизма и композиционного авангарда, создаваемого сегодня на основе компьютерных синтезаторов. Главной особенностью оркестровой сюиты является ярко выраженная ритмика, повторяемость фраз и живописная мелодичность. Красочные гармонии, богатая образность и живая динамика делают музыку чрезвычайно интересной и увлекательной. Оркестровая сюита является удивительным путешествием в мир красоты и тайны, звуковых иллюзий и фантазий, загадочных идей и образов.
После первой энергичной части неспешно следует минорный поток в ореоле ровных и стройных ритмов, мягко акцентированных аккордами контрабасов. Музыка как бы напоминает органную вариацию с теплым и светлым колоритом. Произведение включает множество музыкальных тем: оркестр наслаждается и как бы купается в ритмичной мелодике, чаруя звуковым изяществом струнных инструментов и яркой экспрессией духовых. Органичное и живописное звучание оркестра завораживает своей причудливой образностью: музыка становится поистине видимой!
Первый скрипичный концерт был написан по заказу музыкального фестиваля в Шлезвиг-Гольштейне (Германия). М.Найман посвятил эту партитуру французскому кинопродюсеру Даниэлю Тоскан дю Плантье, который умер в 2003 году. В том же году состоялась мировая премьера скрипичного концерта: сольную партию исполнил выдающийся скрипач Гидон Кремер; фестивальный оркестр возглавил Деннис Расселл Дэвис. Теперь, на юбилейном концерте М.Наймана, солировал румынский скрипач и композитор Александер Баланеску.
Концерт начался со скрипичного соло, звучавшего на высоком регистре и на тончайшем piano. Дивное пение скрипки сопровождали воздушные переливы ксилофонов. Новая музыкальная тема струилась в живописной гармонии со струнными и духовыми. Третья быстрая тема оказалась необычайно бурной, живой, веселой. Плясовая музыка зажигала и опьяняла ярким колоритом и ритмическим строем румынских мотивов. Соло румынского скрипача чаровало виртуозными трелями и народными мелодиями. Это был потрясающий, красочный и радостный музыкальный праздник!
В ореоле протяжных и ритмичных оркестровых люминесценций вновь и вновь возникало соло скрипки. Скрипичные темы появлялись и разрастались вместе с оркестровыми. Ритмику скрипичного концерта довольно часто обозначали такты медных инструментов, в частности, тромбоны и большая труба. Многократные повторы легких и ритмичных пассажей скрипки создавали удивительный музыкальный мир, в котором менялись не только динамичные темпы и композиционная структура, но и колористическая палитра. В этой характерной стилистике появлялись новые темы, их сменяли другие, но всегда в них много раз подряд повторялись те же самые однотонные такты. Как не парадоксально, увлечение композитора повторами фраз слушателей вовсе не угнетало, а наоборот – только увлекало!
В заключительной части концерта возникла идиллическая картина, но не английской, а мадьяркой природы. Скрипка и оркестр звучали как единая душа вдохновенного поэта и музыканта. В финале появились таинственные звуки, нежные и трепетные: они мистически возникли и также изящно исчезли, как в самом начале скрипичного концерта. В этой прекрасной, хотя и однообразной, музыке ярко проявлялись личность композитора, его творческий стиль и удивительная фантазия.
Второе отделение открыл концерт для саксофона с оркестром, названный «Где танцует пчела» (1991/2014). Композитор посвятил это произведение талантливому саксофонисту Джону Харлю, который в свое время играл в камерном оркестре «Майкл Найман бэнд». Теперь музыкант исполнил сольную партию и произвел потрясающее впечатление. Название концерта имеет двойное значение: с одной стороны, это как бы музыкальная имитация пчелы, которая танцует; с другой стороны, – намек на шекспировский текст знаменитой трагедии «Буря», в которой есть песня о пчеле, использованная К.Найманом для создания музыкального образа.
Первая мелодическая тема саксофона в сопровождении рояля казалась нежной арией густого меццо-сопрано и чем-то напоминала танцевальные движения пушистой пчелы. Затем в бархатных звуках саксофона возникли импровизации; их дивные и повторяющиеся кружева находили адекватную поддержку и причудливое отражение в оркестровом сопровождении. Солист играл феноменально, иногда делая взмахи одной рукой, выражая экспрессивным жестом свои эмоции и вдохновение. В эти моменты казалось, что саксофон сам играет, благодаря магии солиста. Кстати, и сам саксофонист выглядел, как великий маг: высокий и статный музыкант с пышной гривой седых волос был облачен в черный кожаный фрак, украшенный двумя рядами золоченых пуговиц. Звучание саксофона и оркестра было настолько гармоничным и совершенным, что казалось, будто солист давно и часто играет этот концерт именно с этим коллективом музыкантов.
Саксофон заливался дивными трелями, оркестр разливался искрящимися волнами. Темы солирующего инструмента, яркие и красочные, живые и динамичные, проистекали гармонично и мелодично в полном соответствии с оркестром, в звуковой палитре которого порой возникали, как эхо, отголоски саксофона. При этом трудно было выделить звучание саксофона, так как оно полностью сливалось с оркестровым: саксофон, хотя и солировал, но был неотъемлемой частью оркестра. Вдруг саксофон стал издавать сложные сплетения звуков, нарастали темп и динамика мелодичных вариаций. Они содержали обилие композиционных новаций и музыкальных образов, чарующих своеобразием и великолепием. Вот так искусно и удивительно М.Найман сочинил партитуру концерта.
Затем прозвучала Вторая симфония (2013), вошедшая в цикл из 19-и симфоний, над которым сейчас работает композитор. В этом произведении нет ярко выраженной музыкальной ритмики, характерной для творческого стиля М.Наймана, но есть типичная для него повторяемость оркестровых фраз и богатая колористическая палитра, темповое разнообразие и симфоническая полифония.
В оркестре, звучащем органично и вдохновенно, вдруг появилась энергичная плясовая тема с ярко выраженной мелодикой и вычурной ритмикой гаучо, знаменитого танца аргентинских пастухов. Это был приятный сюрприз: в серьезной симфонии английского композитора полыхала зажигательная танцевальная тема аргентинского фольклора. Затем появилась новая плясовая и ритмичная тема, но с иной мелодикой, тоже очень интересной и неожиданной. Потом в радостном пении скрипок послышались ритмичные венгерские мотивы. Каждая тема шла с нарастанием динамики, темпа и энергетики, что возбуждало слушателей и доставляло истинное наслаждение.
Втора часть симфонии, наполненная нежным лиризмом, предстала как иной мир, в котором шло спокойное развитие тем с отсутствием повторов. Вдохновенная музыка струилась мелодично и гармонично, пленяя ярким колоритом, возможно, самым символическим для творчества М.Наймана. Симфония чаровала и богатой оркестровкой, созданной с феноменальным почитаем мелодичности, что сегодня необычайно редко. Несмотря на ныне почти полное её забвение, в музыке М.Наймана она получила живую пульсацию и современное дыхание. Красивая, экспрессивная музыка пленяла и современной ритмикой.
Третья часть симфонии началась с новой яркой темы, танцевальной и праздничной, с повторами музыкальных фраз. Её сменила более мягкая тема, впоследствии изменившая свою плотность и окраску. Далее возникла отрешенная спокойная тема, как размышление, с чарующими повторами звонких фраз флейты и медных.
В начале четвертой части неожиданно засверкала динамичная джазовая темы с красочным кубинским колоритом. Вновь воцарились повторы фраз и ритмика. В оркестре появились две музыкальные группы, которые как бы на эстрадный манер вступили в соревнование, а затем объединились в ансамбль, и в нем родилась зажигательная тема аргентинского танца гаучо. Далее эта плясовая тема стала еще более широкой и ритмичной. Она разрослась и достигла апогея, ослепляя своим праздничным колоритом и мощной энергетикой. Неожиданно оркестр смолк, и зал взорвался от бури оваций! Публика аплодировала, стоя. Все были восхищены живой и красочной музыкой и ее блестящим исполнением.
Жозеп Висант, молодой и стройный дирижер, сумел глубоко прочувствовать и проникновенно передать специфику творческого стиля М.Наймана. Ж.Висант пленял также своей дирижерской техникой: его жестикуляция была четкой и лаконичной на современный манер, в то же время экспрессивной и элегантной, как у великих маэстро. Под искусным управлением талантливого дирижера оркестр демонстрировал высочайшую музыкальную культуру и гармонию.
В завершении вечера 70-летний юбиляр поразил публику новым сюрпризом – он вышел из партера к высокой сцене и очень ловко, как молодой олень, прыгнул на нее, вызвав волну оваций. Улыбающийся М.Найман принимал роскошные букеты цветов под шумные приветствия публики. Юбилей композитора лондонцы отпраздновали на славу!
Новая встреча с творчеством М.Наймана состоится в Москве в ходе гастролей Королевского балета (Ковент-Гарден, Лондон) в Большом театре России: 17, 18 июня будет показана программа одноактных балетов, в которой есть «Танец на большой скорости» в хореографии К.Уилдона на музыку М.Наймана.
Затем в рамках фестиваля современной музыки «Сад оперы», который организует московский театр «Новая опера» им.Е.В.Колобова, пройдет премьера проекта «DIDO»: 19, 20 и 28 июня будут исполнены «Пролог» М.Наймана к опере Г.Пёрселла «Дидона и Эней» и сама опера Г.Пёрселла. Музыкальный руководитель постановки и дирижер – Дмитрий Волосников; автор идеи спектакля и режиссер – Наталья Анастасьева-Лайнер; художник – Юрий Хариков. Спектакль идет без антракта и исполняется на английском языке с русскими субтитрами.
Credits photos : Sheila Rock, A.Deniau, Pedro, V.Ignatov