ДЖЕЙМС ЛИВАЙН ДИРИЖИРУЕТ «ЛЕТУЧУЮ МЫШЬ»
СПЕКТАКЛЬ ОСЛЕПЛЯЕТ ПИРШЕСТВОМ «МОДЕРНА»
18/01/2016 – Виктор Игнатов
4 декабря 2015 – 7 января 2016, The Metropolitan Opera, New York

Джеймс Ливайн – художественный руководитель и гордость нью-йоркского театра Метрополитен-опера. На 45-м году карьеры в этом театре он впервые дирижирует «Летучую мышь» Иоганна Штрауса-сына. Маэстро восхищает вдохновенной трактовкой музыки оперетты: в ней раскрываются изысканные нюансы и яркие контрасты. Трехактный спектакль в постановке американца Джереми Сеймса всецело отражает замыслы авторов оперетты: сценическое действие разворачивается накануне ХIX столетия в Вене и завораживает ослепительным пиршеством стиля «Модерн». Дивная сценография и роскошные костюмы Роберта Джонса являются творением высочайшего искусства. Главные роли исполняют известные солисты, среди них Сюзанна Филипс (Розалинда) и Сюзен Грэм (Князь Орловский).

 

Джеймс Ливайн

levinebisАмериканский дирижер и пианист, родился 23 июня 1943 года в городе Цинциннати (Огайо, США). В возрасте 10-и лет выступил как пианист с Симфоническим оркестром Цинциннати. Учился в Джульярдской школе. В 1964-1970 годы ассистировал Джорджу Сэллу в Кривлендском оркестре. Дальнейшая деятельность Ливайна неразрывно связана с Метрополитен-опера: в 1971 году он дебютировал в театре, через два года стал его главным дирижером, в 1975 году – музыкальным руководителем, в 1986 году – художественным руководителем (впервые в истории театра). В 2004-2011 годы параллельно был музыкальным директором Бостонского симфонического оркестра.

С 1975 года регулярно выступает на Зальцбургском фестивале, с 1982 года – в Байройте. Дирижирует ведущими симфоническими оркестрами США и Европы. Возглавлял Мюнхенский филармонический оркестр. Гигантский оперный и симфонический репертуар Ливайна включает музыку разных эпох и стилей, от венских классиков до Яниса Ксенакиса и Джона Кейджа. Маэстро регулярно выступает как пианист-ансамблист и аккомпаниатор. Многогранность и блеск музыкальной карьеры Ливайна, масштаб и мощь его таланта мне посчастливилось познать как на спектаклях в Метрополитен-опера, так и на концертах Международного фестиваля в Вербье (Швейцария), где на протяжение ряда сезонов он дирижировал молодежным оркестром, играл на рояле в камерных ансамблях и в дуэте с Евгением Кисиным, знамениты русским пианистом. В интервью с маэстро мне удалось понять его дирижерские принципы, музыкальные интересы и творческие устремления. Ливайн гениальный дирижер и яркая личность: он превосходно представляет симфоническую и камерную музыку, но наиболее ярко и утонченно интерпретирует великие оперные произведения. Маэстро феноменально раскрывает драматургию партитуры, дает ей живое и образное воплощение, а главное, преданно следует замыслу композитора.

Начав с «Тоски» многолетнюю карьеру в Метрополитен-опера, Ливайн возглавил здесь более 2500 представлений, значительно больше других дирижеров за всю историю театра. С дирижерским участием Ливайна театр показал 85 опер, среди них 13 – стали премьерными. В их числе – мировые премьеры двух опер: «The Ghosts of Versailles» Гориглиано и «The Great Gatsby» Харбисона. В нынешнем сезоне, уже 45-м для Ливайна, он дирижирует «Тангейзера» Вагнера (с прямой трансляцией HD), «Похищение из сераля» Моцарта, «Летучую мышь» Штрауса-сына и «Симона Бокканегра» Верди. С оркестром театра маэстро дает три концерта в Карнеги-холле: солируют Рене Флеминг, Кристин Гоерке, Йохан Бота и Евгений Кисин. Два концерта Ливайна с Камерным ансамблем театра состоятся в Carnegies Zankel и Weill Halls. В феврале месяце маэстро выступит с Филадельфийским оркестром, впервые за последние 20 лет.

«Летучая мышь» («Die Fledermaus»)

Эта одна из лучших оперетт Иоганна Штрауса-сына. Она была написана на либретто К.Хаффнера и Р.Жене; его основу составляют фарс Ю.Р.Бенедикса «Тюремное заключение» и водевиль А.Мельяка и Л.Галеви «Новогодний вечер». Премьера спектакля прошла с большим успехом 5 апреля 1874 года в театре «Ан дер Вин» (Вена). Увлекательный сюжет и прекрасная музыка оперетты сделали её необычайно популярной: «Летучая мышь» украшает репертуары многих оперных театров, её дирижируют выдающиеся музыканты. Широкую известность получили компакт-диски с записью оперетты под музыкальным руководством Герберта фон Караяна и Карлоса Клайбера; эти CD были изданны, соответственно, компаниями EMI и DG в 1955 и 1975 году.

В Метрополитен-опера «Летучая мышь» появилась на немецком языке в 1905 году. На английском языке оперетту впервые исполнили в 1950 году. Спустя 12 лет спектакль был возобновлен. В 1986 году «Летучая мышь» предстала в новой постановке с участием прославленной оперной певицы Кири Те Канава. В последних представлениях участвовала целая плеяда знаменитых артистов, среди них Кароль Ванес, Сандра Радвановски, Нейл Шикофф, Томас Хампсон. Новая сценическая версия оперетты была сознана в начале 2013 года. Спектакль поставил Джереми Сеймс, известный английский либреттист, композитор и режиссер. Он переработал либретто, и, вдохновленный живописным творчеством Климта, искусно выстроил сценическое действие. Оно развивается свободно и гармонично с обилием курьезных сцен и остроумных шуток. Неоценимый вклад в успех спектакля внёс английский дизайнер Роберт Джонс: его дивные декорации и роскошные сценические костюмы, созданные с стиле «Модерн», могли бы украсить коллекции крупнейших музеев. Американка Джен Шривер, художник по свету, и английский хореограф Стефен Меар мастерски поставили для спектакля эффектное освещение и динамичные танцы.

Die Fledermaus

Розалинда (С.Филипс) и Альфред (Д.Питтас) в первом акте

Представлению предшествует масштабная, великолепная увертюра с обилием богатых, красочных тем. В радостных темпах Ливайна музыка струится полетно, игриво и лучезарно, словно во сне. Тема Вальса опьяняет магической ритмикой и чудесной мелодичностью; оркестр звучит как единый живой организм. Ливайн дирижирует четко и энергично; его экспрессивные жесты периодически взлетают над оркестровой ямой, выражая его наслаждение и эмоциональный порыв.

Занавес поднимается, и взору предстает сказочное диво: сценическая картина напоминает гениальные полотна Климта и восхищает изысканной живописностью. Гостиная в доме Генриха фон Айзенштайна ослепляет ярким пурпуром и золотом: в живописном интерьере красуются красная мебель и красные ковры; на красных стенах сверкают в золоченых рамах два женских портрета, как бы написанные самим Климтом. На красном плафоне потолка висит хрустальная люстра. Открытый рояль, нарядная ёлка и мерно падающий за окном пушистый снег создают романтическую атмосферу новогоднего праздника. В этой чудесной гостиной и начинается сценическое действие. Из-за ссоры с офицером Айзенштайна должны посадить в тюрьму, но он получает приглашение на бал князя Орловского. Горничная Адель тоже отправляется на этот бал. Чтобы спасти репутацию Розалинды, жены Айзенштайна, вместо него за решетку отправляется Альфред, учитель пения. Он влюблен в Розалинду, но она верна мужу.

Die Fledermaus

Розалинда (С.Филипс) и Айзенштайн (Т.Спенс) в первом акте

Второй акт начинается с аплодисментов публики, бурно выражающей своё восхищение искусством сценографа. Дыхание зрителей парализует истинное чудо! Взору открывается ослепительное пиршество искусства «Модерн»: в декорациях величественно царствует вдохновенная фантазия и сияние золота. Над сценой свисает гигантская чаша, причудливо сплетенная из золотых листьев. Диковинную чашу венчает многоярусная хрустальная люстра. В глубине сцены высится золотая решетка, искусно выполненная из декоративных лоз. Словно по волшебству, бальный зал превращается в романтический парк: решетчатые стены плавно трансформируются в стройные колонны, а в проемах между ними появляются золотистые стволы тонких берез. Их медленное скольжение по периметру сцены напоминает лирический хоровод и создает атмосферу сказочной идиллии. Восхищение вызывают и наряды гостей. Особенно впечатляют роскошные туалеты знатных дам, дефиле которых и открывает грандиозный бал во дворце князя Орловского. Сам миллионер является в экстравагантном фраке с золочеными фалами; его грудь украшает россыпь драгоценных камней в ювелирной оправе. Князя сопровождает его слуга Иван, разодетый как генерал. Игривые официантки в черных корсетах, чулках и пачках, а также лакеи в белоснежных париках, жабо и перчатках дополняют красочную мозаику бала.

Die Fledermaus

Ария Адель (Л.Кроув) на княжеском бале

Среди этой живописной роскоши и блеска неспешно разворачивается комическое действо с обилием забав и милых шуток. Доктор Фальк, чтобы развлечь князя Орловского, преподносит несколько сюрпризов: он поочередно представляет важных зарубежных гостей – знаменитую русскую актрису Ольгу, французского маркиза Ренара и таинственную венгерскую графиню (она в маске), но это Адель, Айзенштайн и Розалинда.

В ходе бала маркиз объясняется в любви графине, и та забирает себе на память его часы. Ольга старается получить покровительство князя, щедро спонсирующего искусство.

Die Fledermaus

Розалинда (С.Филипс) и Айзенштайн (Т.Спенс) на княжеском бале

Роскошный бал наполнен музыкой, пением и танцами. Вначале звучит большой Вальс: многочисленные гости радостно поют и танцуют. Женские и мужские танцевальные ансамбли в оригинальных костюмах исполняют как собственные номера, так и сопровождают пение главных персонажей. В танцах доминируют экспрессивная лексика и пластика, красивые прыжки и пируэты. Необычайно эффектно предстает финал бала. Сцену наводняют гости в разноцветных колпаках и с бокалами шампанского, а также лакеи с подносами и официантки с гирляндами красных шаров. Под мощное звучание хора идет финальное шоу: танцовщики сверкают в головокружительных сальто, танцовщицы кружатся с огромными перьями и золотыми веерами, а юбки стройных манекенщиц вдруг превращаются в часовые циферблаты. Люстра светится то розовым, то синим цветом; она то поднимается, то опускается. На люстре сидят резвые девицы: они весело размахивают руками и кокетливо крутят ножками. Словно новогодний фейерверк, над сценой взлетают вспышки разноцветного света…

FLEDR5

На княжеском бале сверкают юбки с часовыми циферблатами

Третий акт разворачивается в городской тюрьме. На сцене предстает кабинет Франка, директора тюрьмы. Через решетчатую стену в глубине кабинета виднеются двери камер. В одной из них сидит Альфред и распевает знаменитые оперные арии. Тюремный сторож Фрош, будучи в одиночестве, устраивает уборку и произносит большой монолог, блистательно разыгрывая комический номер. Фрош то проделывает трюки с пятном света, то сваливается со сцены и заигрывает с публикой, то полемизирует с театральным суфлёром и старается его вытащить из люка на сцену. Публика часто и громко смеётся. Номер придуман и поставлен превосходно; здесь режиссер особенно ярко проявил свою богатую фантазию и тонкий юмор. Но вот приходит Франк, и Фрош готовит ему завтрак. Чтобы сделать омлет, он ловко жонглирует куриными яйцами и замечательно танцует со сковородой, аккомпанируя себе красивым пением.

Die Fledermaus

Фрош (К.Фитцжеральд) в кабинете директора тюрьмы

В кабинете Франка поочередно появляются все главные персонажи, но они продолжают играть свои роли, как на вчерашнем бале. Приходит известие, что Айзенштайн оправдан, и Альфреда выпускают из камеры. Шутка с вымышленными именами разъясняется. Князь обещает Адель стать актрисой и благодарит Фалька за веселый розыгрыш. Тот тоже доволен – его месть за оскорбительное прозвище «летучая мышь», наконец-то, свершилась: Айзенштайн выставлен на посмешище. Но Розалинда прощает своего мужа за любовный флирт с венгерской графиней. По воле режиссера, словно в чудесной сказке, серый тюремный интерьер превращается в золоченый княжеский зал с огромной люстрой. На сцену выходят с красными шарами все участники бала и вместе с главными персонажами радостно поют финальную песню. Публика ликует от восторга. Артисты выходят на поклоны, зрители встают, и гремят овации!

Высокую похвалу заслуживают все исполнители спектакля и прежде всего маэстро Ливайн. Под его управлением оркестр чрезвычайно внимательно и чутко аккомпанирует многочисленным ариям, дуэтам и трио, а также большим ансамблям. Музыка искрится красочными звуками и чарует нежными мелодиями. В наибольшей степени музыканты оркестра проявляют свое мастерство при исполнении Вальса во втором акте. Эта изумительная музыка довольно часто звучит в концертных программах многих симфонических оркестров. В интерпретации Ливайна дивный Вальс завораживает не только красотой темы, изяществом строя, но и широтой дыхания, романтикой полета.

Die Fledermaus

Розалинда (С.Филипс) исполнят «Песню о родине»

Образ Розалинды превосходно воплощает американское сопрано Сюзанна Филипс. Она пленяет пластичным голосом, отточенной вокальной техникой и врожденным артистизмом. Особое наслаждение вызывает её колоритная «Песня о родине», которую она поёт в сопровождении танцевального ансамбля на балу у князя Орловского. Незабываемое впечатление производит английское сопрано Люси Кроув. В роли Адель она чарует лучезарным и светлым голосом, свободным и виртуозным пением, сценической искренностью и экспрессией. За великолепное исполнение «Куплетов» на балу певица получила горячие аплодисменты публики. Образ Айзентайна замечательно трактует английский тенор Тоби Спенс. Вокальное дарование и артистическое мастерство позволяет ему убедительно представить вспыльчивый характер и любовные увлечения Айзенштайна.

Die Fledermaus

Сюзан Грэм в роли князя Орловского

Горячими аплодисментами публика театра приветствовала появление на сцене знаменитой американской певицы Сюзан Грэм. За 25 лет блистательной карьеры в Метрополитен-опера она исполнила 20 ролей и приняла участие в 150-и представлениях. В «Летучей мыши» Грэм воплощает образ князя Орловского: величественные и радушные интонации в голосе и пластике певицы тонко выражают благородство и щедрость богатого венского мецената. Образ доктора Фалька изящно интерпретирует бразильский баритон Пауло Сзот. Небольшие роли Франка и Альфреда исполняют, соответственно, английский баритон и тенор Алан Опай и Димитри Питтас. Спектакль украшает своим филигранным мастерством американский драматический артист Кристофер Фитцжеральд. Он феноменально играет разговорную роль тюремного сторожа Фроша. Высоких комплиментов заслуживает хор театра: многочисленные хористы не только прекрасно поют, но и активно участвуют в мизансценах.

Die Fledermaus

Феерический финал спектакля

Послесловие

Театр Метрополитен-опера регулярно транслирует свои спектакли на весь мир. Ближайшая трансляция состоится 30 января: будет показана опера Пуччини «Турандот» в гениальной сценической версии Франко Дзеффирелли; главную партию исполняет знаменитое шведское сопрано Нина Штеме. Подробная информация на сайте.

 

Crédit photos: Marty Sohl/Metropolitan Opera, Jonathan Tichler/Metropolitan Opera, NYT