ТРИУМФ «ТЕАТРА ТЕЛА : ПЬЕТРАГАЛЛА – ДЕРУО» – ШОК ОТ ОДИНОЧЕСТВА И ЛЮБВИ
14/02/2016 – Виктор Игнатов
9-21 февраля 2016, Folies Bergère, Paris

Отмечая 10-летие «Театра Тела : Пьетрагалла – Деруо», его основатели показывают новый спектакль «Я встретил тебя случайно». Его создали и превосходно исполняют знаменитые артисты – Мари-Клод Пьетрагалла и Жюльен Деруо. Они успешно продолжают многолетнее и плодотворное творческое сотрудничество, главной темой которого являются отношения мужчины и женщины. «Я встретил тебя случайно» – это путешествие в интимный мир любви. Спектакль рассказывает о двух влюбленных, об эволюции их чувства. Представление идет под музыку ряда композиторов; многие фрагменты написал Яннаэль Кенель. После показа в Париже спектакль отправится в гастрольное турне: Лион – Лиль – Марсель – Льеж – Брюссель – Лозанна.

Мари-Клод Пьетрагалла и Жюльен Деруо – это яркие артистические личности, щедро наделенные талантом хореографа, режиссера, драматурга и исполнителя. Благодаря их судьбоносной встрече, в 2005 году родился «Театр Тела : Пьетрагалла – Деруо». За истекшие 10 лет он приобрел всемирную славу. И это не случайно. В творческой и супружеской паре Петрагалла – Деруо каждый из них самостоятельно прошел звёздный путь. В 1973 – 1998 годы Мари-Клод сделала блистательную карьеру балерины в Парижской национальной опере: в 1990 году провозглашена этуалью труппы; в 1994 году награждена Кавалерским орденом Искусств и Литературы; в 1998 году удостоена Приза Поля Бельмондо и Приза Benois de la Danse (Москва). В 1998 году она стала генеральным директором Национального Балета Марселя и его Высшей школы танца. С 1998 по 2004 год Пьетрагалла и Деруо создали 9 хореографических произведений, среди них потрясающие спектакли – «Шакунтала», «Ни Бога, ни хозяина», «Дон Кихот». В 2004 году супружеская пара основала «Театр Тела : Пьетрагалла – Деруо». Жюльен, начавший карьеру танцовщика в Национальном Балете Марселя в 1996 году, получил звание солиста в 1999 году. Наряду с выступлениями в спектаклях, он активно работал в качестве репетитора и хореографа в сотрудничестве с Мари-Клод, с которой создал «Театр Тела : Пьетрагалла – Деруо». За истекшее десятилетие знаменитая пара поставила 9 великолепных спектаклей; с большим успехом они были показаны во многих городах Франции и Европы. Новый постановка «Я встретил тебя случайно» является этапным произведением, наиболее ярко и полно раскрывающем высочайший творческий потенциал Пьетрагаллы и Деруо. Суть своего нового театрального детища они выразили так: «Я тебя встретил случайно – это интимное путешествие, путь через то, что может составлять любовную, человеческую и уникальную связь между двумя существами. Эта пьеса о возникновении, нарастании и эволюции чувств, иногда об их мимолетности». Путеводной нитью танцевально-драматического спектакля являются небольшие монологи артистов. Тексты, выбранные из литературной классики, в частности из «Федры» Жана Расина и «Переписки» маркиза де Сада, выражают главные мысли и чувства авторов постановки. Важнейшим её компонентом является музыка. Богатую и разнообразную панораму составляют фрагменты произведений многих композиторов – от Антонио Вивальди, Густава Малера, Игоря Стравинского до Генриха Горески, Арво Пярта, Яннаэля Кенеля, фортепианные и электроакустические сочинения которого органично связали музыку разных эпох и стилей.

pietra1Представления идут в знаменитом зале Folies Bergère. Согласно давней традиции этого парижского мюзик-холла, доверяющего открытие вечера молодым артистам, с сольной программой выступает Яннаэль Кенель, одаренный композитор и аранжировщик, пианист и ударник, автор музыки трех последних спектаклей «Театра Тела : Пьетрагалла – Деруо». В 2008 году, закончив с отличием Национальную консерваторию Лиона по классу фортепиано, он основал Ансамбль классической и современной музыки (E:MC2). В июне 2014 года вышел его первый сольный альбом «Берлин – Париж» (label E:MC2) с записью фортепианной музыки, написанной для двух спектаклей «Театра Тела : Пьетрагалла – Деруо» – «Les Chaises» («Стулья») и «Etre ou paraître» («Быть или показаться»). Лауреат нескольких фондов и XIII Международного конкурса в Жироне (Испания), Кенель впервые выступил в зале Folies Bergère. Программа концерта включала сочинения Рамо и Дебюсси, а также собственные произведения молодого композитора. Разные по стилям композиции он исполнял великолепно, демонстрируя свою музыкальную свободу и пианистическую технику. Барочная музыка Рамо звучала изящно и элегантно, игриво и красочно. Наиболее вдохновенно и увлечено Кенель играл свои произведения. Первая пьеса «Mist» («Дымка»), открывшая концерт и вечер, впечатляла бисерными и умиротворенными переборами, на фоне которых возникали трепетные замирания и мощные порывы. Важную часть концерта составляли три фрагмента из музыки, написанной композитором для спектакля «Я встретил тебя случайно». Композиция «La nuit» («Ночь») причудливо искрилась звуками лучезарных звезд; в их сиянии возникали красивые мелодические темы, отражающие неумолимое движение времени. Живописная пьеса «The beach» («Пляж») впечатляла своей музыкальной гармонией, безмятежностью и мерным звучанием ударных инструментов, вносивших живую пульсацию. Согласно искусной аранжировке, к текучей теме рояля присоединился потусторонний поток ритмических звуков электроустановки. Это не только обогатило музыкальную палитру камерной пьесы, но придало ей больший масштаб, по форме близкий к концерту для фортепиано с оркестром. В завершении программы пианист с явным наслаждением и виртуозно сыграл пьесу «Le Lazare». Очень танцевальная, веселая музыка пленяла бравурной фольклорной темой: многократно повторяясь, она набирала темп и динамику, яркость и экспрессию. На таком высоком музыкальном и эмоциональном подъёме Кенель завершил своё выступление. Благодарная публика устроила талантливому музыканту горячие и долгие аплодисменты.

pietra2После антракта предстал захватывающий спектакль, посвященный теме одиночества и любви. Сюжетную основу постановки составляет типичная история счастливой встречи и дальнейшей совместной жизни женщины и мужчины. Драматургия спектакля филигранно и контрастно выстроена на сложных и многообразных взаимоотношениях двух персонажей. Они появляются в состоянии глубокого одиночества. Независимо друг от друга мужчина и женщина как бы скользят по их собственным, разным линиям жизни. Где-то они неожиданно пересекаются: персонажи встречаются, влюбляются и дальше движутся в счастливом дуэте. Судьба дарит им чудо страстной любви, но чудо скоротечно, оно не может быть долгим. В семейные отношения вселяются раздражение и рутина. Продолжая совместный жизненный путь, женщина и мужчина вновь ощущают одиночество.

Представление (1 час 20 мин.), созданное с большой фантазией, неспешно и гармонично разворачивается на черной сцене. Периодически на ней появляется несложный реквизит: фрагмент стены семейного дама, обеденный стол и стулья, черная постель и подушки… Спектакль состоит из девяти сценических картин: они отражают отдельные моменты жизни людей и широкое разнообразие человеческих отношений. В удивительной, искусно выстроенной цепи многожанровых картин Пьетрагалла и Деруо исполняют то сольные партии, то дуэты. Артисты не только блистательно танцуют, но и проникновенно произносят важный литературный текст. Новый спектакль, как и предыдущие постановки «Театра Тела : Пьетрагалла – Деруо», создан на гранях разных жанров: в представлении органично переплетаются танец и пантомима, музыка и литература, драма и комедия. Здесь голос звучит как музыка, жесты красноречиво говорят, тело выражает мысли и чувства!

pietra3Многоликая хореография спектакля выстроена в манере, характерной для творческого альянса Пьетрагаллы и Деруо: это сложные, причудливые композиции танцевальных связок и экспрессивных жестов, эффектных па и движений тела. Пластика тела – необычайно музыкальна и выразительна: особенно богатое и образное развитие она получает в сценах пантомимы. Интересной особенностью танцевально-драматического действа является эволюция его стилистики. В начале спектакля, благодаря жёсткой графической лексике, персонажи выглядят как механические бездушные существа. По ходу действия их движения постепенно приобретают живую и чувственную мягкость и гибкость, что как бы связано с эмоциональным переходом – от холодного состояния одиночества к пылкому чувству любви.

Мари-Клод – воплощение танцевального и артистического совершенства. Изящная, хрупкая танцовщица с дивными музыкальными руками и красивым экспрессивным телом завораживает своим многогранным талантом. Наиболее ярко она демонстрирует своё хореографическое дарование и танцевальное мастерство в большой вариации, искусно поставленной на музыку балета Стравинского «Свадебка». Эффектная жестикуляция и причудливый танец, изящно стилизованный под свадебные обряды славян, получают образную интерпретацию и вызывают восхищение публики.

Жюльен – олицетворение мужества и блеска в танце. Виртуозная техника и отточенные жесты, феноменальные прыжки и стремительные вращения, головокружительные поддержки в дуэтах с Мари-Клод и врожденный артистизм составляют главные черты творческого портрета выдающегося танцовщика. Сегодня он находится на олимпе высшего мастерства. Легкий, гибкий артист пленяет пружинистой пластикой и ювелирной акробатикой; его фантастические каскады искромётных трюков вызывают шок в зрительном зале. В спектакле «Я встретил тебя случайно» Жюльен явно превзошёл сам себя.

Незабываемое впечатление производит соло Деруо, в котором он предстает как таинственный заклинатель. Мужественный, пластичный танцовщик появляется с обнаженным торсом; точеная талия охвачена мягким светлым покрывалом. Яркий направленный свет подчеркивает скульптурные позы артиста, его красивое рельефное тело и крепкие натренированные мышцы. Под звуки таинственной музыки персонаж загадочно передвигается по темной сцене, исполняя каскады быстрых, круговых жестов, как бы выражая свою силу и власть. Выйдя на авансцену, он произносит большой монолог – фрагмент из «Переписки» маркиза де Сада. Закончив монолог, артист сбрасывает покрывало и полуобнаженный (в черных плавках) становится участником новой картины, в которой спектакль достигает своего апогея.

pietra4Действие разворачивается в спальне: предстает потрясающая сцена любви. Охваченные бурными чувствами, полуобнаженные женщина и мужчина вначале осторожно кружат возле чёрной в ярком освещении постели и поочередно шлёпают по ней чёрными подушками, напоминая азартных игроков, бравирующих козырными картами. Наконец, персонажи бросаются на постель и сливаются в жарких объятиях. Чувственная акробатика, взрывной эмоциональный и физический порыв артистов всецело захватывают зрителей. Накал страстей останавливает дыхание публики в зале. Гениальный, ослепительной силы дуэт идет в сопровождении ангельского пения: чудесно звучит дивная мелодия из полифонической композиции «Stabat Mater», созданной для католического богослужения. Прекрасная возвышенная музыка усиливает впечатление от любовного слияния красивых тел.

После этой огненной, чувственной картины Пьетрагалла и Деруо тонко разыгрывают комическую сцену с обилием пародии и юмора, вызывая откровенный хохот в зрительном зале. Под звуки аккордеона супруги встречаются у обеденного стола: женщина появляется с пылесосом и начинает делать уборку. При этом супруг, отрешенно восседающий на стуле, из-за своих неосторожных жестов получает шлепки тряпкой от раздраженной жены. Забавная ссора персонажей изумительно воплощается в дуэтом танце. В следующей картине супруг сидит уже с парой костылей. С перебитыми ногами он пытается научиться ходить. Это сложное оригинальное соло впечатляет новациями в пластике и акробатике. Еще более эффектно предстает покалеченный супруг, когда появляется его беременная жена и начинается их удивительный танцевальный дуэт под сладостные звуки песен Малера.

В завершении спектакля герои в чёрных одеждах исполняют последний дуэт на тёмной сцене с зеркальным задником. На фоне звукового эхо идет острый диалог: она хочет продолжать свою артистическую карьеру, а ему на это наплевать. В сопровождении грустной темы фортепиано стройные силуэты мужчины и женщины, словно тени, механично скользят по сцене и отражаются в зеркалах, которые как бы подчеркивают супружескую близость героев, а также их духовное одиночество.

Пьетрагалла и Деруо предельно ярко воплощают каждую сценическую картину и полностью отдают себя спектаклю. Выдержать такой накал физически сложного танца чрезвычайно трудно. Но артисты превосходно исполняют все сцены и на поклоны выходят с радостной улыбкой. Восторженная публика устраивает бурные и долгие овации: триумфальный успех венчает standing ovation!

В качестве послесловия отмечу, что Пьетрагалла и Деруо приедут в Санкт-Петербург для участия в XVII Международном театральном фестивале «Радуга» (18-24 мая): будет показан спектакль «Etre ou paraître» («Быть или показаться»), созданный в 2014 году на основе поэтических текстов Арагона, Шекспира и фортепианной музыки Кенеля.

Crédit photos: Pascal Elliott