«FLA.CO.MEN» : ТАНЦЫ И ЗАБАВЫ ИЗРАЕЛЯ ГАЛЬВАНА
8/02/2016 – Виктор Игнатов
3-11 февраля 2016, Théâtre de la Ville, Paris

На сцене Городского театра Парижа в шестой раз выступает испанский танцовщик Израель Гальван, знаменитый реформатор традиционного искусства фламенко. Его спектакль «FLA.CO.MEN», созданный в 2014 году, не имеет ни темы, ни сюжета. В полуторачасовом представлении свободно переплетаются танцевально-пластические импровизации, музыкальные и вокальные номера, впечатляющие разнообразием стилей и жанров. Гальван танцует в окружении необычного для фламенко ансамбля: в его составе – два певца и четыре музыканта, играющие на многих инструментах. Представление пронизано желанием Гальвана удивить и развлечь публику. Несмотря на отдельные удачи, спектакль разочаровывает длиннотами и тягучими забавами; порой они вызывают недовольство публики. 

Выдающийся испанский танцовщик Израель Гальван славится своим изобретательным искусством фламенко. Благодаря редкостному таланту и филигранному мастерству артиста в его выступлениях традиционное фламенко приобретает новые удивительные формы. Смело разрушая жёсткие барьеры между разными танцевальными стилями и жанрами, Гальван искусно создает и ярко представляет свое авангардное искусство. Часто сенсационные, порой эпатажные, выступления артиста всегда вызывают огромный интерес и получают восторженный прием у широкой публики и позитивный отклик в прессе.

Гальван давно известен и любим в Париже: с 2000 года он регулярно показывает свои постановки на сцене Городского театра, с которым сотрудничает как приглашенный артист. Для шестого выступления в парижском театре Гальван выбрал спектакль «FLA.CO.MEN», премьера которого состоялась в сентябре 2014 года на биеннале фламенко в Севилье. Стоит напомнить, что в 2013 году артист представил в Париже свою постановку «Le Réel / Lo Real / The real» («Реальность»), посвященную теме геноцида цыган в годы Второй мировой войны. Это танцевальнодраматическое произведение с пронзительно острой социально-политической направленностью произвело истинный шок на публику и получило большой резонанс во французской прессе (смотрите видео-репортаж в нашем архиве).

FLA.CO.MEN_show_6Спектакль «FLA.CO.MEN» не имеет ни темы, ни сюжета, ни структуры. В полуторачасовом представлении свободно переплетаются танцевальные импровизации, вокальные и музыкальные номера, впечатляющие разнообразием стилей и жанров. Гальван выступает в окружении необычного для фламенко ансамбля. В нем участвуют два певца – Давид Лагос, Томас де Перрат, и четыре музыканта – гитарист Каракафе, саксофонист Хуан Жименез Альба, ударник Антонио Морено и Элоиза Кантон (скрипка, флейта, электробас, вокал). Спектакль состоит из множества диалогов Гальвана с каждым участником этой вокально-инструментальной группы.

Сценическое действо развивается неспешно, парой вяло и тягуче. На сумрачной сцене стоят ударные инструменты (литавры, барабаны, ксилофон), несколько стульев, пюпитр и таз с водой. На фоне этого нехитрого реквизита Гальван показывает свой первый, к сожалению, заурядный номер. В чёрном костюме и в длинном белом фартуке, словно официант, он, как музыкант, делает разминку. Стоя перед пюпитром с партитурой хореографии спектакля, артист как бы готовится к выступлению: он просматривает и отбрасывает листы партитуры, что-то бормоча, подпевая и выкрикивая, а также эскизно исполняя отдельные танцевальные фразы и па. Для усиления визуализации этой рутины (она предстает под звуки гитары и тихое пение) Гальван игриво отпускает легкие шутки и проделывает нехитрые трюки. Это можно назвать неким прологом, но длится он безумно долго, как главная часть представления. Вдоволь насладившись эпатажной разминкой, Гальван снимает фартук официанта и затягивает свою талию в жесткий корсет. В зрительном зале, наконец-то, гаснет свет, а сцену заливает плотное синее марево. В этом таинственном мире слышатся загадочные звуки струящейся воды. Словно шаман фламенко, Гальван начинает свой магический монолог. Высокий, пластичный и экспрессивный артист завораживает зрителей своими широкими крылатыми жестами и филигранной техникой виртуозного танца. Бисерные дроби трепетных каблуков, бурная энергия и абсолютная свобода легкого, пружинистого тела сразу же захватывают и восхищают публику. Но это чудо длится не долго. Гальван вскоре передает эстафету сольных выступлений ансамблю, а сам устраивается на стуле то ли для отдыха, то ли для творческой подпитки. Действительно, участники ансамбля великолепно исполняют свои сольные номера и как бы вдохновляют Гальвана на танцевальные импровизации. Наибольшее впечатление производит его самый большой монолог: танцовщик без устали демонстрирует все-то, что он умеет исполнять, несмотря на многочисленные попытки певца остановить этот нескончаемый марафон. По ходу представления Гальван выступает, главным образом, в диалоге с участниками ансамбля, с их музыкальными инструментами и даже с простым реквизитом. Однако, все это выглядит фрагментарно, как эскизные зарисовки; нет ни цельности, ни былого блеска танца, ни яркой новации. Видимо, поэтому Гальван со злостью разбивает о сцену белый фарфоровый слепок своей стопы (в туфле) под пронзительное звучание голоса Элоизы Кантон, поющей на предельно высоких регистрах.

FLA.CO.MEN_JEREZ_7Бурный всплеск литавр как бы взбодрил артиста. В пятне направленного света он исполняет небольшое соло: вначале в тишине Гальван отбивает каблуками мелодичные трели, наполняя их образными жестами. К чарующему звону каблуков добавляются ритмичные звуки литавр. В этом дуэте каждый из партнеров демонстрирует свою виртуозность, исполняя оригинальные вариации с эффектными каскадами, соответственно, танцевальных движений и звуковых вибраций. Сделав проходы в позе фавна, под звуки литавр Гальван показывает номер с двумя большими барабанами: танцовщик хлопает по ним поочередно ногой, рукой, головой и даже телом, впечатляя пантомимой и акробатикой. От усталости или от пресыщения забавами с барабанами Гальван садится на стул и отдыхает, набирается сил, чтобы отправиться на поиски новых сценических приключений. В это время музыканты искренне наслаждаются своими импровизациями. Неожиданно Гальван резко обрывает музыкальный номер, чтобы показать танцевальное соло: опять идут бисерные дроби каблуков, но теперь их дополняют звонкие шлепки по обнаженному животу; потом артист выстукивает дроби, стоя на стуле, далее на сцене по россыпи золоченых монет, при этом они с блеском разлетаются, издавая мелодичные звоны.

Чем бы ещё удивить публику? И на сцене гаснет свет. В полной темноте и тишине начинается игра танцовщика с публикой. Артист издает разные по ритму звуки стуком каблуков, хлопками ладоней и даже чавканьем. Эти трели раздаются со многих мест в зрительном зале. Вначале публика тихо хихикает, но эта наивная игра длится так долго, что публика не в силах её воспринимать начинает нервно кашлять, тем самым выражая свой протест против столь откровенной тягомотины. По ходу спектакля подобная провокация повторяется ещё раз: после призывного возгласа «тишина» все артисты на сцене надолго замолкают в ожидании, когда же иссякнет терпение публики. Этот трюк тоже вносит свою лепту в длительность спектакля. Видимо, у Гальвана нет более интересных идей, чем морить публику тишиной, да темнотой. Нужно сказать, что таких пустых и длинных пауз никто не практикует.

FLA.CO.MEN_JEREZ_4Важнейшей частью спектакля являются многочисленные номера в исполнении певцов и музыкантов ансамбля. Страстные песни фламенко чередуются с причудливыми джазовыми композициями и составляют широкую, многожанровую панораму вокально-музыкального искусства. Интересная особенность её исполнительства состоит в том, что каждый музыкант ансамбля прекрасно играет на разных инструментах, а некоторые инструменталисты порой даже танцуют. Певцы выступают с широким репертуаром: он исполняется великолепно. Особенно впечатляют задушевные монологи фламенко и ритмические композиции тяжелого рока.

Спектакль пронизан желанием Гальвана удивить публику забавами. Начав свой сериал потех с так называемой танцевальной разминки, затем изрядно пошутив в темноте и тишине по ходу представления, в его финале артист выходит на поклоны вдруг в женском одеянии. Длинное белое платье с крупными красными пятнами – традиционный наряд танцовщицы фламенко, видимо, символизирует творческое кредо Гальвана – ревизию фламенко. Но ради чего? Ради простой забавы? Однако великое искусство в этом не нуждается. Оно успешно развивается и непрерывно процветает. Тому есть множество примеров. Стремление смешать фламенко с другими видами искусства, к сожалению, снижает его феноменальную яркость и силу. Это убедительно показывает спектакль «FLA.CO.MEN»: Гальван так далеко ушел в нем от традиционного фламенко, что оно катастрофически потеряло свою пламенную суть и уникальную значимость. В результате такой ревизии искусство фламенко не обогащается, а вырождается – превращается в пустую развлекаловку.

Crédit photos :®Hugo Gumiel