«PNEUMA» : ПОЭЗИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ГРЕЗ КАРОЛИН КАРЛСОН
21/02/2016 – Виктор Игнатов
17-20 февраля 2016, Théâtre National Chaillot, Paris

Завершая ретроспективу творчества великой танцовщицы и хореографа Каролин Карлсон, Национальный Театр Шайо показал её дивный спектакль «Pneuma» («Дыхание»). Эта масштабная танцевальная фреска является талантливым воплощением просветленных идей французского философа Гастона Башляра, выраженных в его книге «Грезы о воздухе». Причудливая хореография Карлсон, искусно сотканная из гармоничных ансамблей, элегантных дуэтов и виртуозных соло, восхищает визуальной поэзией и пластической красотой. Гипнотический спектакль, созданный на музыку датского композитора Гавина Бриярса, превосходно исполняют 22 артиста балета Национальной оперы Бордо. Незабываемое впечатление производят сольные выступления русской балерины Марины Кудряшовой. 

Творчество Каролин Карлсон, американки финского происхождения, – это особое явление в искусстве танца. Необычайно талантливая танцовщица и хореограф уже более полувека интенсивно и плодотворно развивает изысканную эстетику поэтического танца. Блистательная карьера и удивительные спектакли Карлсон обрели всемирную славу. Благодаря своим уникальным достоинствам, Каролин вошла в летопись истории и названа «монументом современного танца». Для постановок Карлсон характерны поиски необычных пространственных решений. Танцевальный язык её композиций, средства выразительности подчинены иррациональному и зашифрованному характеру содержания. Неутомимая труженица и странница, она начала свой творческий путь в Сан-Франциско, потом был Нью-Йорк. В 1971 году обосновалась во Франции, три года спустя возглавила Группу театральных поисков при Парижской опере и получила звание этуаль-хореограф. Каролин работала в Авиньоне и Бордо, Гамбурге и Милане, ставила пьесы для Финского национального балета в Хельсинки, возглавляла труппу «Кульберг-Балеттен» в Стокгольме (1994-1995). В 1999 году основала в Париже творческий центр – Ателье Каролин Карлсон, в котором сегодня является его почетным президентом. С 2005 по 2013 год она возглавляла Национальный хореографический центр в Рубе. За истекшие годы Каролин создала сотню пьес, многие из низ составили главные страницы истории современного танца. В 2006 году она стала первым в мире хореографом, удостоенным приза «Золотой лев» на Венецианской биеннале. Карлсон уже второй год является приглашенным артистом Национального театра Шайо, который заслуженно считается престижной витриной танцевального искусства Франции. В нынешнем году театр представил срезу четыре произведения Карлсон. Завершая ретроспективный обзор её обширного и многогранного творчества, был показан великолепный спектакль «Pneuma» («Дыхание»), созданный для балетной труппы Национальной оперы Бордо; его премьера состоялась 17 марта 2014 года.

 

pne4На постановку этого спектакля Карлсон вдохновила книга французского философа Гастона Башляра (1884-1962), её любимого автора, изданная в 1943 году под названием «Грезы о воздухе. Опыт о воображении движения». Это сильное поэтическое произведение является великой одой человечеству и третьей частью пенталогии Башляра, посвящённой поэтике стихий. На примере многочисленных литературных произведений автор анализирует действительность того, что он называет динамическим и материальным воображением. Большое внимание в этой книге уделено творчеству таких писателей как П.Б.Шелли и Ф.Ницше. Одним из самых характерных представителей стихии воздуха Башляр делает Ницше – поэт полета, поэт отрыва от земли, поэт танца в воздухе. «Я хотел бы верить в такого бога, который умел бы танцевать». Для Ницше воздух – сама субстанция нашей свободы, субстанция сверхчеловеческой радости. Воздух есть преодоленная материя, подобно тому как «радость у Ницше – преодоленная человеческая радость». Книгу завершают философские выводы Башляра.

pne6bisПостановка Карлсон дает широкую амплитуду и поэтическую визуализацию философским идеям, мыслям и выводам Башляра. Спектакль выстроен согласно структуре и содержанию его книги «Грезы о воздухе»: каждая из её 12-и глав получает хореографическое и музыкальное воплощение в сценических картинах. Они выражают философские размышления Башляра и соответствуют названиям глав его книги: Греза полета, Поэтика крыльев, Воображаемое падение, Голубое небо, Созвездие, Облака, Туманность, Воздушное дерево, Ветер, Безмолвная декламация. В спектакле периодически звучат фрагменты текстов Башляра: они придают музыкально-хореографическому действию смысловую значимость. По своей сути представление все-таки является поэтическими грезами. Все сценические картины проистекают плавно и замедленно, как сновидения. Это придает спектаклю атмосферу гипнотической тайны, погружает действие в идиллический мир грёз и мечты. На сцене расцветает и царствует поэтическая хореография и воздушная лексика, изысканно сотканная из полетных пластичных па и причудливых графических жестов, оригинальных акробатических связок и красивых скульптурных поз. Неожиданные замирания артистов в эффектных позах придают хореографическому действию тайну и мистику.

pne1

Музыкальную основу спектакля составляют сочинения датского композитора Гавина Бриярса, работавшего с рядом известных хореографов, среди них – Уильям Форсайт, Люсинда Чайлс, Маги Марен, Йржи Килиан и Мерс Каннингем. В «Pneuma» использованы также электроакустические композиции Филипа Джека. Представление идет под фонограмму: прекрасная музыка Бриярса звучит в исполнении Национального оркестра Бордо под управлением Пиетера-Желля де Боера.

Автор партитуры света и сценографии Реми Николя создал рафинированный мир философских символов. В глубине сцены высится прозрачная воздушная инсталляция; на фоне голубого экрана как бы парят небольшое дерево и полоса неонового света. Над сценой периодически зависает светящийся куб, олицетворяющий луну. По ходу представления появляются загадочные аксессуары: они наполняют сценическое действо фантастическими символами и вносят элементы мистики. Танцевальное представление разворачивается неспешно и причудливо, завораживая красотой и поэзией. Исполнители спектакля, одетые в черные и белые костюмы и платья, участвуют в пластических метаморфозах и воплощают переход от белого к черному. Будучи основными, эти два цвета являются не только важными символами, но и движущей силой сценической драматургии.

pne3Светоносное представление (1 час. 20 мин.) составляет множество хореографических картин, насыщенных философией и поэтическими грезами. Картины загадочно возникают и гармонично проистекают, словно пассажи музыкальной кантилены. Вдохновенно созданный спектакль смотрится на едином, пьянящем дыхании. Представление восхищает дивной хореографией, искусно сотканной из виртуозных соло и дуэтов, элегантных и воздушных ансамблей.

Словно вечное движение жизни, предстают танцевальные гимны мужского ансамбля: группы стройных танцовщиков с обнаженными торсами сплетают текучие композиции, олицетворяя свободные и одухотворенные полеты тела в поэтической бесконечности пространства и времени. Изысканной красотой завораживают грациозные женские ансамбли. Особенно впечатляет картина, в которой 10 танцовщиц (в черных комбинациях) наслаждаются легким дуновением ветра: чаруя плавной и синхронной жестикуляцией, девушки периодически замирают в красивых позах, при этом их длинные распущенные волосы живописно развиваются под нежными ласками воздушных дуновений и мелодичные звуки романтической музыки.

pn2Танцевальное действо проистекает на манер заторможенных видений, что придает движениям характер ирреальности. О спектакле «Pneuma» Карсон сказала так: «Это красота танца, насыщенная временем, пространством и присутствием…Всё это является визуальными поэмами, охваченными музыкой, светом и хореографической выдумкой артистов, вносящих свои качества движения и свою инерцию».

Спектакль превосходно исполняют 22 артиста балета Национальной оперы Бордо. Высокопрофессиональный коллектив, который уже 20 лет возглавляет Шарль Жюд (хореограф и экс-этуаль Парижской оперы), удостоен Приза лучшей зарубежной труппы на Кубе и престижного Приза Лифаря (2001 и 2014). Спектакль «Pneuma» стал вторым в творческом сотрудничестве Карлсон с этим коллективом: в 1999 году она поставила для него пьесу «Hydrogen jukebox». Выбор труппы, имеющей классический репертуар, стал гарантией грандиозного успеха спектакля «Pneuma». Благодаря классической подготовке и отточенной балетной технике исполнителей, танец приобрел особую красоту и воздушность, чистоту и прозрачность. Многочисленные ансамбли пленяют точностью и музыкальностью движений, их элегией и нюансировкой. Разнообразные по форме и динамике ансамбли составляют основу спектакля. Мужские и женские группы танцуют то раздельно, то вместе, то разнолико, то синхронно, но всегда в полном единстве с мелодичной музыкой и в абсолютной гармонии с поэтической кантиленой.

pne5

Марина Кудряшова дивно танцует поэтическое соло

Нужно сказать, что в этом спектакле полетная, графическая лексика танца, характерная для творчества Карлсон, получает интересное развитие, благодаря ряду одаренных солистов. В расчете на их мастерство и артистическую личность Каролин сочинила ряд великолепных номеров. Особенно сильное впечатление производит русская балерина Марина Кудряшова, воспитанница Московской академии хореографии. Талантливая балерина чарует экспрессивной пластикой, изяществом линий. Поистине обворожительно она танцует дивное соло среди колыхающихся стеблей золотистого камыша. Грациозные скольжения гибкого тела балерины, нежные движения её певучих рук, трепетные всполохи пышных волос – все это проистекает безумно красиво и одухотворенно, олицетворяя апофеоз гармонии музыки, поэзии и танца. Большое впечатление производит блистательное выступление Невена Ритманика. Крепкий, высокотехничный танцовщик виртуозно исполняет эффектные каскады головокружительных трюков; среди них – феноменальный прыжок с акробатическим вывертом тела.

pne7

Клер Тейссейр в экстравагантном наряде

Важную лепту в успех спектакля вносят сценические костюмы; над их созданием работали сами артисты. Благодаря их богатой выдумке, на сцене появляются загадочные персонажи в удивительных костюмах. Например, Марина Кудряшова, помимо исполнения двух танцевальных соло, дважды проходит по сцене в образе стихии огня. Для этого яркого образа балерина придумала не только соответствующее платье, огненную прическу, но и аксессуары. Необычайно интересно выглядит танцевальное трио «облака»: этот очаровательный номер балерины исполняют в кринолинах, поверх которых красуются маленькие ватные облака. Эффектно предстает трио белых ангелов с большими разноцветными крыльями. Одного из ангелов убедительно воплотил Олег Рогашев. На сцене часто возникает и чёрный ангел: замирая, он завораживает широким разворотом больших, мощных крыльев. Контрастную противоположность символизирует оригинальный дуэт – партнер в чёрном костюме сопровождает изящную балерина Клер Тейссейр; в экстравагантном белом наряде, на фигурных стеклянных каблуках и с волшебным посохом в руках она вызывает всеобщее восхищение своей красотой и тайной.

Большой захватывающий спектакль имеет множество достоинств. Сожаление вызывает лишь световая палитра. Её основу составляет фронтальное, плотное освещение сцены, что никак не способствует становлению столь важной для представления атмосферы тайны и поэтических грез. Видимо, это связано с трудностями организации гастролей. Постановка света – процесс чрезвычайно сложной, требующий массу времени. Эту работу, наверное, не сумели полноценно осуществить при восстановлении спектакля на парижской сцене.

По окончании премьерного представления в зрительном зале театра Шайо вспыхнули долгие аплодисменты и восторженные возгласы «Браво». Восхищенные зрители, стоя, горячо приветствовали прекрасных артистов балета Национальной оперы Бордо и великую танцовщицу и хореографа Каролин Карлсон!

Crédits photos: Mikhaïl Logvinov, Jean Couturier