ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОДА РИСУ В ЧЕСТЬ ЮБИЛЕЯ ТЕАТРА CLOUD GATE
23/04/2016 – Виктор Игнатов
21-24 апреля 2016, Théâtre de la Ville, Paris. 27-30 апреля 2016, Maison de la Danse, Lyon

В Городском театре Парижа впервые выступила знаменитая тайваньская труппа Cloud Gate, которую основал и возглавляет Линь Хуай-мин. Великий хореограф создал и успешно развивает свой самобытный стиль, родившийся на традициях азиатской эстетики и культуры. Для празднования 40-летия труппы Линь Хуай-мин поставил дивный спектакль «Рис»: в нем 4 десятилетия Cloud Gate отражены в 4-х этапах выращивания риса. Представление гипнотически разворачивается на фоне живописных видео-пейзажей в сопровождении народных песен, ударов барабана и классических произведений. 20 артистов превосходно исполняют танцевальные картины, воплощая землю, ветер, солнце, воду и огонь. Премьера спектакля во Франции прошла с триумфальным успехом.

Rice1

(слева-направо) Чанг Мин-Чонг – посол Тайваня во Франции, Линь Хуай-мин – руководитель труппы Cloud Gate, Эммануэль Демарси-Мота – директор Городского театра, после парижской премьеры спектакля «Рис».

В 1973 году 26-летний Линь Хуай-мин, талантливый писатель ставший хореографом, основал Cloud Gate Dance Theatre de Taiwan, а в 1999 году – труппу Cloud Gate 2. В 2015 году высокопрофессиональный коллектив театра (120 человек), наконец-то, получил своё театральное здание на вершине холма в Тайбэйе. Новатор танцевального искусства Линь Хуай-мин является лауреатом многих престижных наград и призов. Он по достоинству вошел «в плеяду великих хореографов века, среди которых Уильям Форсайт, Джордж Баланчин, Биргит Кульберг». Линь Хуай-мин является почетным доктором шести университетов на Тайване и в Гонконге. Во Франции он награжден кавалерским Орденом Искусств и Литературы.
При создании танцевальных произведений Линь Хуай-мин часто черпает свое вдохновение в азиатской культуре и эстетике. Основу хореографического стиля мастера составляют гармоничный синтез традиционного и современного танца, философская и духовная значимость, взаимосвязь природы и жизни.
Отмечая 40-летие своего знаменитого детища, Cloud Gate Dance Theatre de Taiwan, Линь Хуай-мин создал одноактный балет «Рис». Его премьера состоялась 22 ноября 2013 года на сцене Национального театра в Тайбэйе, столице Тайваня. При постановке спектакля Линь Хуай-мин вместе со своими артистами отправился в провинцию, где провел своё детство, для работы с крестьянами на рисовых полях, чтобы научиться их жестам. Потом эти движения крестьян были включены в танцевальные картины спектакля.
70-минутное представление составляет череда красивых и удивительных сценических картин. Они органично перетекают друг в друга и отражают разные этапы выращивания риса. Хореографическое действо включает разноликие картины, в частности, гипнотическую медитацию, борцовские искусства, виртуозные танцы с бамбуковыми палками, эффектные замирания. Богатая и поэтичная танцевальная лексика искусно сплетена из причудливых движений, экспрессивных жестов и текучей акробатики абсолютно свободного пластичного тела.
rice5Спектакль идет под великолепно составленную фонограмму. В неё включены народные песни, удары барабана, музыка хакка и фрагменты классических произведений – каватина Нормы из оперы Венченцо Беллини «Норма», песня «Соловей и роза» из музыкальной драмы Камиля Сен-Санса «Парисатис» и четвертая часть Третьей симфонии Густава Малера. Столь широкое вокально-музыкальное разнообразие позволяет хореографу рельефно воплотить в танцевальных картинах философские и духовные аспекты современной жизни.
Важнейшим компонентом спектакля является изумительно красивое видео. Живописные картины рисового поля и крупные планы стеблей проектируют как на огромном экране-заднике, так и на самой сцене. Поэтический фильм, демонстрируемый по ходу спектакля, снял Чан Хао-джан, имеющий псевдоним Howell. Талантливый кинематографист два года вел съёмки, чтобы отразить эволюцию одного и того же рисового поля в Chihshang на юго-востоке Тайваня, где крестьяне выращивают рис не индустриальным, а долговременным методом. Все проектируемые видео-картины являются не столько фоном, сколько смысловым стержнем и содержанием спектакля. Хореографическое действие развивается в полной взаимосвязи с видео-проекциями. Артисты все время находятся в гуще видео и порой с ним сливаются, так как часто олицетворяют в танце то волновые колыхания рисового поля, то сами рисовые стебельки, то их розовые цветы, то марево цветочной пыльцы. Авторы спектакля сумели достичь поистине идеальной гармонии видео и танца. Этот уникальный феномен является важнейшим достоинством постановки.
rice2Представление открывает картина заснеженного поля. На его фоне в сумраке сцены поочередно появляются ярко освещенные танцовщицы, одетые в ровные платья разного цвета. Находясь в состоянии глубокой медитации, каждая танцовщица, плавно приседая, исполняет свою пластическую партию и отстукивает ступней загадочные ритмы, которые, словно лейтмотив, многократно повторяются по ходу спектакля. Вскоре к женской группе присоединяются танцовщики, образуя смешанный ансамбль интересной формы. Под мерные переливы потусторонних звуков артисты пластично и синхронно движутся, пленяя изящной графикой жестов и поз…
Спектакль выстроен поистине филигранно – с характерной азиатской тщательностью и утонченной фантазией. Танцевальные номера и видео- картины в сопровождении разнообразного звукового ряда плавно сменяют друг друга. Периодически возникают оригинальные ансамбли: они претерпевают причудливые метаморфозы, и в их среде рождаются эффектные соло, переходящие в дуэты. Всё находится в непрерывном и динамичном потоке времени и жизни. Символом жизни здесь являются длинные и тонкие бамбуковые палки: по ходу представления артисты ритуально их раскачивают и проносят по сцене, а также используют в акробатических танцах и битвах с огнем, полыхающем на видео-проекциях.
rice4Видеоряд составлен потрясающе: в соответствии с временами года появляются живописные пейзажи, они чередуются с искусно снятыми крупными планами рисовых стеблей. Иногда проекции на экране-заднике и сцене меняют свою форму. В одном из номеров спектакля широкое видео на экране неожиданно сжалось до размера окна, а на сцене возник такой же видео-квадрат, в котором полуобнаженные артисты превосходно исполнили эротический дуэт. Обворожительное переплетение красивых тел проистекало под вдохновенное пение: в сопровождении рояля звучала романтическая песня К.Сен-Санса «Соловей и роза».
Дивный номер сменила картина, в которой звучал голос легендарной Марии Каллас: она проникновенно пела знаменитую молитву Нормы «О, богиня!» из оперы В.Беллини. В истории музыки эта каватина является уникальной по протяженности и пластичности мелодии, широте дыхания, органичности и выразительности колоратурных пассажей. Под гениальное вокальное произведение три танцовщицы сплетали как бы ритуальные танцы в партнерстве с танцовщиками, которые вначале ловко крутили бамбуковые палки, затем ими перебрасывались. Однако это никак не вязалось с молитвой Нормы, суровой жрицы, любящей и страдающей из-за предательства возлюбленного. Эстетика шедевра итальянского бельканто и стилистика азиатского хореографического действа оказались слишком разными.
Cloud Gate Dance Theatre of TaiwanНа фоне изумительных видео-картин, а именно – крупных планов с гроздьями цветущего риса, под мягкие звуки барабана предстает самый интересный мужской ансамбль: бравые парни с обнаженными торсами исполняют динамичный танец с вибрирующими палками, как бы олицетворяя рисовые колоски. В завершении спектакля на сцене и на экране возникает видео дымящегося поля, охваченного яркими языками пламени. Под тревожные и напряженные звуки барабана артисты мужского ансамбля эффектно танцуют и мужественно борются с огнем, громко хлопая палками по сцене как бы сбивая пламя. В финале этого гигантского пожарища танцовщик исполняет больше соло, демонстрируя виртуозное владение гибким телом и бамбуковой палкой. Наконец, под трагическое звучание вокального фрагмента Третьей симфонии Г.Малера на сценической видео-проекции выжженного поля появляются убитые горем женщины: сгорбленные, на полусогнутых ногах они угрюмо передвигаются и поочередно падают, осознавая, что солнце безжалостно уничтожило весь урожай риса. Скорбная музыка Г.Малера чрезвычайно точно передает эмоциональное и психологическое состояние крестьян, разоренных пожаром. На фоне крупных планов сгоревших рисовых стеблей фигуры женщин кажутся тоже тлеющими углями. В конце картины на опустившей сцене остается только одна женщина. На фоне видео с потоками весенних вод, заливающих не только экран, но и всю сцену, под оптимистические звуки народной песни женщина трясет палку, как бы взывая к обновлению жизни. Наконец, опершись на палку женщина замирает, с надеждой вглядываясь вдаль…
По окончании представления парижская публика устроила бурные и долгие овации. Тайваньские артисты многократно выходили на поклоны вместе со своим руководителем и хореографом Линь Хуай-мином После триумфальной премьеры спектакля в Городском театре Парижа состоялся прием в честь труппы Cloud Gate. С приветственными речами выступили Эммануэль Демарси-Мота – режиссер и директор Городского театра Парижа, Чанг Мин-Чонг – посол Тайваня во Франции, Линь Хуай-мин – основатель и руководитель прославленного коллектива Cloud Gate Dance Theatre de Taiwan.
Crédit photos: Théâtre de la Ville – Paris, Victor Ignatov