БАЛЕТНАЯ КЛАССИКА И КОНКУРС МОЛОДЫХ ХОРЕОГРАФОВ ВО ФРАНЦИИ
27/04/2016 – Виктор Игнатов
24 апреля 2016, Gare du Midi, Biarritz

В рамках Объединения хореографического сотрудничества Балет Национальной оперы Бордо и CCN Маландент Балет Биарриц провели первый Конкурс молодых хореографов. Его финал проходил в городе Биарриц: на сцене огромного зала Gare du Midi были представлены постановки шести хореографов из Германии, Бельгии, Испании, России и Франции. За пьесу «Продолжение» первым Призом жюри награждена Ксения Вист, немка русского происхождения, балерина и хореограф Staatsballett Berlin. За постановку «Принц» француз Мартен Аррьяг, танцовщик и хореограф израильской труппы Kibbutz Comtemporary Dance, получил три награды – второй Приз жюри, Приз профессионалов и Приз публики.

Общеизвестно, что наш XXI век начался с глубокого и затяжного кризиса в искусстве танца. Особенно остро это ощущается сегодня во Франции, некогда колыбели классического танца. Балетная классика здесь почти исчезла, современный танец зашел в тупик. Столь катастрофическая ситуация является результатом недальновидной политики Министерства культуры Франции, а также непродуманного планирования репертуара музыкальных театров. 30 лет тому назад Жак Ланг, в то время министр культуры Франции, осуществил масштабную историческую реформу. Согласно её идеологии – децентрализации культуры, в стране была создана широкая сеть Национальных хореографических центров (CCN). Но все они были ориентированы, главным образом, на развитие современного танца. В итоге, сейчас в этом направлении почти нет больших хореографов. Нет их и в балетной классике, так как она стремительно вымирает. Сегодня во Франции классические балеты появляются лишь иногда и только на сценах четырех оперных театров – в Париже, Бордо, Тулузе и Ницце. В то же время в Москве, как и в Петербурге, в два раза больше балетных трупп, чем во всей Франции.
Главной цитаделью балетной классики Франции считается Парижская национальная опера. Сегодня её труппу составляют 152 артиста с многолетней подготовкой в Школе танца, которую основал король Людовик XIV в 1713 году. Несмотря на великие традиции, в последнее время репертуарная политика знаменитого театра стала весьма тревожной и даже опасной: с 1 ноября 2014 года художественным руководителем балета Парижской оперы стал Бенжамен Мильпье, сменивший на этом посту Брижитт Лефевр, возглавлявшую труппу на протяжении 19-и лет. Но в феврале этого года Б.Мильпье досрочно прекратил свои полномочия директора балета Парижской оперы. С августа месяца труппу театра возглавит её этуаль Орели Дюпон. Однако, как в нынешнем, так и в следующем сезоне Парижская опера показывает и представит все то, что выбрал Б.Мильпье. Благодаря его планированию, нынешний сезон включает 17 спектаклей и программ (произведения 25-и хореографов), но среди них только 4 классических балета – «Баядерка», «Ромео и Джульетта» в постановке Р.Нуреева, «Жизель» Ж.Сен-Жоржа, Ж.Коралли и «Корсар» в редакции А.-М.Холмес, гастрольный спектакль труппы Английского национального балета. Сейчас Парижская опера дает серию (восемь представлений) премьерной для театра пьесы «Аплодисменты не съедаются». В 2002 году этот блеклый опус создала Маги Марен, и теперь вводить его в репертуар Парижской оперы совершенно неразумно. Все-таки нужно ценить и уважать балетную труппу, а также почитать престиж самого лучшего театра Франции, на фронтоне которого золотыми буквами написано – Национальная Академия Музыки. Опус же М.Марен полностью противоречит этому высокому историческому предназначению Парижской оперы. Пьеса «Аплодисменты не съедаются» идет только 70 минут, что явно недостаточно для целого вечера. Но главное разочарование состоит в том, что под резкий грохот и шум 8 артистов в повседневных одежах демонстрируют хождение и бег по сцене, окантованной пластиковыми лентами. Ради показа такого спектакля исполнителям, конечно, нет смысла многие годы обучаться балетной классике. Более того, для артистов Парижской оперы подобные опусы весьма опасны, как так они ведут к деградации классического мастерства. Да и публике все-таки хочется видеть большой подлинный спектакль с прекрасной музыкой, красивыми костюмами и декорациями, а главное с интересными и виртуозными танцами. Но для создания таких спектаклей нужны настоящие хореографы, а их нет. В отличие от России во Франции отсутствует хореографическое образование. Танцевальные пьесы обычно ставят вышедшие на пенсию артисты, не имеющие необходимых глубоких знаний для создания спектаклей, или просто самоучки, делающие всяческие эксперименты, не имеющие отношения к профессии хореографа. В итоге, во Франции после смерти великих мастеров сегодня царит хореографический вакуум. В связи с этим появление Конкурса молодых хореографов чрезвычайно важное и необходимое средство для выявления проблемы. Однако для её решения нужны, несомненно, более масштабные и эффективные меры. Обычно конкурсы подстегивают и мобилизуют участников в их творческом процессе, способствуют развитию таланта и повышению мастерства. Поэтому проведение конкурсов полезно для роста профессионального уровня в любом жанре искусства, особенно в хореографическом, ибо тому есть множество веских причин.
C1Учитывая значимость и сложность указанной выше проблемы, в 2012 году при поддержке Министерства культуры Франции было создано Объединение хореографического сотрудничества (ОХС) на юго-востоке страны. В него вошли Балет Национальной оперы Бордо, Балет Капитолия Тулузы и CCN Маланден Балет Биарриц. Эти коллективы, завоевавшие международное признание и высокий авторитет, возглавляют известные профессионалы, соответственно, Шарль Жюд, Кадер Белярби и Тьерри Маланден. Одна из главных целей ОХС – поддержка молодых хореографов, которые в своих современных творениях практикуют и пропагандируют классический и неоклассический танец. Именно с этой целью Балет Национальной оперы Бордо и CCN Маланден Балет Биарриц организовали и провели первый Конкурс молодых хореографов. Для участия в нем в ноябре прошлого года были приглашены хореографы не старше 35-и лет. Каждый из них должен был выслать на сайт конкурса видео-запись своей постановки в исполнении 2-3 артистов. В соревновании приняли участие ещё танцующие в труппах 32 хореографа (16 мужчин и 16 женщин). Среди них две трети были французами, одну треть составили хореографы из Германии, Израиля, Испании, Латвии, Португалии, России, США, Швеции и Японии. 30 декабря Ш.Жюд и Т.Маланден объявили имена шести финалистов.

Итоги Первого конкурса молодых хореографов
В состав жюри вошли известные деятели хореографического искусства: Элен Трейлина (француженка, русская по происхождению) – балерина-этуаль, директор Балета Французского театра Нанси, консультант по программированию Парижской национальной оперы; Кадер Белярби – танцовщик-этуаль, хореограф, директор Балета Капитолия Тулузы; Иван Каваллари (италянец) – танцовщик-этуаль, хореограф, директор CCN Балет Рейна; Шарль Жюд – танцовщик-этуаль, хореограф, директор танца Национальной оперы Бордо; Тьерри Маланден – хореограф, директор CCN Маланден Балет Биарриц.
Финал конкурса проходил 24 апреля в живописном городе Биарриц. Огромный зал Gare du Midi был заполнен предельно, что отражало большой интерес к этому, несомненно, важному событию со стороны жителей курортного города, популярного среди любителей как серфинга, так и танца. В заключительном этапе конкурса приняли участие 25 артистов, приехавших со всего мира для исполнения произведений шести финалистов. Их 15-минутные постановки и составили конкурсную программу; она шла с антрактом два часа.

C2Рикардо Амаранте (Бельгия) обучался танцу в Бразилии, на Кубе и в Англии, в 1999 году начал артистическую карьеру в труппе Молодой Балет Франции; сейчас является солистом Королевского Балета Фландрии, ставит хореографию для разных трупп. Рикардо Амаранте представил пьесу «Love, Fear, Loss »» («Счастье, Испуг, Потеря») на музыку песен Эдит Пьяф. Поставленные в неоклассическом стиле, три па-де-де посвящены историям любви. В сопровождении фортепиано лирическую пьесу исполнили три дуэта. Наиболее ярко и экспрессивно танцевали Татьяна Тен и Казбек Ахмедьяров, воплощая знаменитую песню «Гимн любви».

 

 

 

c3Ивон Демоль (Франция) – выпускник Школы танца Парижской оперы, с 2007 года является танцовщиком её балетной труппы, ставит хореографию с 2014 года. Ивон Демоль представил пьесу «Oui» («Да») на музыку Большой сарабанды Г.Ф.Генделя и Трио №2 ми бель мажор Ф.Шуберта. В оригинальном и таинственном танце трех исполнителей ощущался некоторый намек на господство и покорность между индивидуумами. В двух частях пьесы разные музыкальные сочинения получили интересное хореографическое отражение.

 

 

 

 

C4Мартен Аррьяг (Франция) начал заниматься танцем в 19 лет, работал в труппах Молодежный Балет Биарриц, Национальный Балет Марселя, Северный Нидерландский Танец; с 2013 года является танцовщиком и хореографом Kibbutz Comtemporary Dance в Израиле. Мартен Аррьяг представил фрагмент постановки «Prince» («Принц»), созданной на музыку балета П.Чайковского «Спящая красавица». В сатирическом бурлеске разрушается классический образ прекрасного Принца. Сказочный герой предстает как обыкновенный человек. С большим животом и неуклюжими движениями Принц находится в центре танцевально-циркового шоу. Оно разворачивается динамично и даже эксцентрично, но все-таки в сказочной атмосфере.

 


C5Олаф Коллманнспергер (Испания) – выпускник Консерватории танца Мадрида, начал артистическую карьеру в труппе Europa Danse, работал в труппах Шведского Королевского Балета, Балета Цюриха; с 2014 года является солистом Staatsballett Berlin, ставит хореографию с 2005 года.Олаф Коллманнспергер представил «The cooking show» («Шоу кухни»). Под музыкальный коллаж три артиста исполнили комическую пьесу с обилием забавной пантомимы и причудливой акробатики. Постановщик эффектно выразил множество оригинальных идей, которые возникают у поваров при работе на кухне. Артисты танцевали и разыгрывали мизансцены как на кухонном столе, так и на сцене.

 

 

c6Виталий Сафронкин (Россия) - выпускник Балетной школы Рудольфа Нуреева и Балетной школы Цюриха, танцевал в труппах Балет Цюриха, Балет Базеля; с 2012 года является танцовщиком Бежар Балет Лозанна, ставит хореографию с 2009 года. Виталий Сафронкин представил пьесу «Moving Resonance» («Двигающий резонанс») на музыку Давида Ланга и Макса Рихтера. В неоклассической хореографии пластичные ритмы тел пяти исполнителей создавали живительную связь с прекрасной музыкой, тем самым как бы показывая, что духовный и энергетический резонанс может возникать только тогда, когда человек находит гармонию с окружающим миром.

 

 

 

 

Ксения Вист (Германия) занималась музыкой (фортепиано, затем флейта), в 13 лет поступила в Академию танца Брауншвейга, в 2003 году получила диплом Балетной школы Джона Кранко в Штутгарте, была принята в Deutsche Oper Berlin, танцевала в Théâtre de Görlitz; с 2004 года является балериной Staatsballett Berlin, ставит хореографию с 2005 года. Ксения Вист представила пьесу «To be continued» («Продолжение») на музыку Патрика Солури. «Я задумывалась о законах, регулирующих нашу жизнь, и поняла, что каждая потеря нам открывает двери к новым достижениям. Эту динамику я и хотела отразить в моей пьесе. Эта идея может показаться банальной в повседневной жизни, но в то же время она является универсальной, как архаическая концепция смерти и воскрешения. Все остается в равновесии» – сказала К.Вист. Высокопрофессиональное произведение, созданное в неоклассическом стиле и насыщенное богатой музыкой, превосходно исполнили шесть артистов.

c7

Показанные постановки шести финалистов впечатляли разнообразием и оригинальностью хореографии каждого автора. В то же время ощущались их трудности в нахождении выразительных средств, а также лексический эклектизм и композиционное несовершенство, что было связано с недостатком знаний и опыта. Две пьесы из шести представленных, хотя и выглядели весьма эффектно, но были поставлены на манер комического бурлеска, танцевально не связанного с балетной классикой – главного эстетического направления Конкурса хореографов. Этот факт вновь подтвердил высказанный выше тезис о катастрофическом падении значимости классического танца как во Франции, так и во всем мире.
c8По истечению трёх часов финального вечера жюри объявило результаты первого Конкурса хореографов, и состоялось награждение победителей. Вручение призов шло по мере возрастания творческого успеха и денежного вознаграждения. Французский фонд танца удостоил своим призом (1000 евро) Рикардо Амаранте. Второй приз жюри (3000 евро), Приз профессионалов (3000 евро) и Приз публики (3000 евро) получил Мартен Аррьяг. Как лауреату конкурса, ему предоставлено также право в следующем сезоне провести один месяц в труппе Маланден Балет Биарриц с цель постановки для неё 20-минутной пьесы с участием 10-20-и исполнителей. Первый Приз жюри (3000 евро) был вручен Ксении Вист. Ей предоставлено также право в следующем сезоне один месяц быть резидентом балетной труппы Национальной оперы Бордо для постановки для неё 20-минутной пьесы с участием 10-20-и исполнителей.
После торжественной церемонии вручения призов состоялся большой прием в Hôtel du Palais, где Ксения Вист дала нам эксклюзивное интервью.
Смотрите видео.
Crédit photos: Olivier Houeix – Malandin Ballet Biarritz