«ТЕАТР МИРА» – ФАНТАСМАГОРИЯ ЛУИ АНДРИССЕНА В ПОСТАНОВКЕ ПЬЕРА АУДИ
18/06/2016 – Виктор Игнатов
11-19 июня 2016, National opera & ballet, Amsterdam

Празднуя своё 50-летие и присуждение престижной награды «International Opera Awards», Национальный театр оперы и балета Амстердама показал новую оперу Луи Андриссена «Theatre of the world». Спектакль создал знаменитый режиссер Пьер Ауди, уже 28 лет возглавляющий этот театр. В опере представлена феерия фантасмагорических видений Афанасия Кирхера, великого ученого XVII века, который, умирая, отправляется в путешествие по местам его былой жизни. Талантливый режиссер разворачивает оперное действие с богатой фантазией и смелой новацией. Большое впечатление производят причудливые декорации, костюмы и видео. Великолепно звучит ансамбль Asko/Schönberg под управлением Рейнберта де Леу. Все исполнители спектакля замечательно поют и играют. 

Национальный театр оперы и балета Амстердама отмечает свой полувековой юбилей. За истекшие пять десятилетий он проделал большой и плодотворный творческий путь, осуществил множество интересных и крупных проектов, достиг впечатляющих результатов и высот, стал одним из важнейших центров оперного и хореографического искусства в Европе. В связи с юбилеем в главном холе театра развернута ретроспективная экспозиция. В хронологической последовательности на выставке представлены все постановки театра: за 50 лет здесь было создано 650 спектаклей, среди них – 400 новых. Гордостью театра являются 50 мировых премьер. Экспозицию украшает «International Opera Awards», престижная международная награда, которую театр получил в юбилейном году. В творческой летописи театра особое место принадлежит оперным произведениями Луи Андриссена.

Общий вид сценографии спектакля

Общий вид сценографии спектакля

Нидерландский композитор, историк и теоретик музыки Луи Андриссен родился 6 июня 1939 года в Утрехте в семье музыкантов. Он учился у своего отца Хендрика Андриссена – композитора, органиста и педагога, создавшего 3 мессы, оратории, ряд духовных хоров, 5 симфоний и оперу «Филомела». Луи учился также в Гаагской Королевской консерватории и у итальянского композитора Лючано Берио. Л.Андриссен пробовал себя в различных авангардных направлениях. Испытав влияние Игоря Стравинского, американских минималистов и авторов джазовой музыки, он пришел к экспериментальной антиромантической манере, полностью отвергающей традиционный симфонизм. Л.Андриссен сформировал несколько музыкальных ансамблей, предназначенных для исполнения авангардной музыки, в некоторых из них играл на фортепиано. Он снискал известность как один из ярких представителей минимализма в европейской музыке. Автор многочисленных камерных произведений и ряда опер, Л.Андриссен является самым известным нидерландским композитором в мире и наиболее влиятельным музыкальным деятелем ХХ века в своей стране. В 1969 году на сцене Национального театра оперы и балета Амстердама появилась его опера «Reconstructie» в постановке Хуго Клауса и Харри Мулиша, а 20 лет спустя – опера «De Materie» в сценической версии знаменитого американского режиссера Роберта Уилсона. Теперь в репертуар амстердамского театра вошла уже шестая опера композитора «Theatre of the world». Её мировая премьера состоялась в мае этого года на сцене Walt Disney Concert Hall с участием Симфонического оркестра Лос-Анджелеса, ставшего партнером амстердамского театра в создании оперы «Theatre of the world».

Мальчик (Л.Кессельман), Папа Римский (М.Бикман) и Кирхнер (Л.Мельрозе)

Мальчик (Л.Кессельман), Папа Римский (М.Бикман) и Кирхнер (Л.Мельрозе)

Новый спектакль поставил необычайно талантливый и творчески активный режиссер Пеьер Ауди. На протяжении 37-и лет блистательной карьеры 10 лет он возглавлял Голландский фестиваль (2004-2014) и уже 28 лет является артистическим директором Национального театра оперы и балета Амстердама, для которого создал множество замечательных спектаклей. П.Ауди является страстным почитателем авангардного искусства, поэтому он заказывает оперные произведения современным композиторам. Среди 12-и наиболее известных композиторов, приглашенных П.Ауди и написавших оперы для амстердамского театра, есть также русские авторы – Александр Кнайфель и Александр Раскатов. Первый сочинил оперу «Алиса в стране чудес» (2001) по книге Льюиса Кэррелла, второй – «Собачье сердце» (2010) по повести Михаила Булгакова. Изумительная опера «Собачье сердце» в потрясающей постановке британского режиссера Саймона Макберни вновь будет показана на сцене амстердамского театра в следующем сезоне: с 22 апреля по 5 мая 2017 года.

Мальчик (Л.Кессельман) и Кирхнер (Л.Мельрозе)

Мальчик (Л.Кессельман) и Кирхнер (Л.Мельрозе)

Опера «Theatre of the world», написанная на либретто Хельмута Краузера, рассказывает про Афанасия Кирхнера. Он родился 2 мая 1602 года в Гайза (Рён) и умер 27 ноября 1680 года в Риме. Кирхнер известен как один из величайших и разносторонних ученых XVII века. Он написал множество сочинений, опубликовал 32 латинских фолиантов, необычайно обширных и богато иллюстрированных. Тематика его работ поразительно широкая – от естественных наук (математика, магнетизм, астрономия, акустика, оптика, медицина), истории человечества, географии и геологии, до философии и этимологии (расшифровка иероглифов, переводы сирийских и коптских текстов). Разнообразие этих работ находит свое единство в пансофической логике, согласно которой всё в мире, а, следовательно, и все отрасли знаний, связаны друг с другом. Видимо, поэтому текст либретто написан с использованием одновременно разных языков – немецкого, английского, итальянского, нидерландского, испанского и французского.
Основу оперного сюжета составляют фантастические видения Кирхнера, который, умирая, отправляется в путешествие по местам своей прошлой жизни, а также по странам, в которых никогда не был, но о них писал, например, в Китай. Это путешествие Кирхнер осуществляет вместе с Мальчиком, похожим то ангела, то на дьявола. Он все время провоцирует Кирхнера своими странными вопросами. Герои оперы посещают Египет, Китай, Вавилонскую башню, при этом их сопровождают Римский Папа Иннокентий XI-й и Янсониус, издатель Кирхнера. В ходе путешествия периодически возникают и загадочно исчезают разные персонажи. Среди них – три сумасбродные и экстравагантно одетые колдуньи, творящие насилие и зло, а также палач в красной рясе с огромным топором. В какой-то момент неизвестно откуда-то появляется пара молодых влюбленных: они поют красивые лирические дуэты и наслаждаются поэтическим счастьем, но колдуньи разрушают эту идиллию. В разные моменты Кирхнер встречает монахиню Хуану Инес де ля Крус, с которой когда-то был в давней переписке. Будучи холостяком, Кирхнер нашел с ней общее понимание смысла всей человеческой жизни. В финале этого фантасмагорического путешествия, насыщенного множеством событий, Кирхнер умирает. В эпилоге оперы четыре персонажа – Декарт, Гёте, Лейбниц и Вольтер, обсуждают наследие Кирхнера. Лейбниц утверждает, что герой ничего не знал о сути любой темы. Однако эти четыре персонажа соглашаются в том, что имя Кирхнера люди будут помнить.

 Смерть (Л.Кессельман) и Кирхнер (Л.Мельрозе)

Смерть (Л.Кессельман) и Кирхнер (Л.Мельрозе)

Для показа в Амстердаме оперы Л.Андриссена «Theatre of the world» её постановщик П.Ауди выбрал Koninklijk Theater Carré. Этот популярный театр, исторически построенный для цирковых представлений, имеет сцену в форме арены, что дает дополнительные творческие возможности театральным режиссерам. Захватывающая постановка П.Ауди искусно сплетена из оригинальных мизансцен, выстроенных с обилием деталей и богатой фантазией. Оперное действие эффектно разворачивается благодаря использованию масштабных декораций и странных видео-проекций (Quay Brothers). На чёрной сцене-арене среди белых черепов и нескольких люков, ведущих в загадочные подземелья, возвышается могильный склеп. Из него периодически поднимаются цветные клубы дыма. Над сценой, как бы зависает гигантский белый смерч, вокруг вершины которого витает магическое кольцо космического ореола. В глубине темного пространства, благодаря видео, парят фантастические образы и свечения. Сложный, завораживающий спектакль воспринимается как кошмарные видения, что затрудняет понимание сути истории.

 Колдуньи и Кирхнер (Л.Мельрозе)

Колдуньи и Кирхнер (Л.Мельрозе)

Важный вклад в успех спектакля вносят оригинальные сценические костюмы немецкого стилиста Флоранс фон Геркан, впервые приглашенной в амстердамский театр. Яркие по цвету, интересные по крою одежды включают геометрические абстракции в соответствии с современными тенденциями моды. Существенную роль в красочном представлении играет многоцветная световая партитура; её создал опытный и высокопрофессиональный мастер Жан Кальман.
С музыкальной точки зрения новая опера Л.Андриссена – это смесь разных стилей и жанров, которые чередуются очень быстро и контрастно. Так, например, молодые влюбленные являются как бы героями оперы XVIII века, три колдуньи имеют джазовый аккомпанемент, Мальчик напоминает дьявола в стиле Стравинского, а в истерических ариях Римского Папы проявляется авангардизм. В исполнении оперы участвует инструментальный ансамбль Asko/Schönberg; его возглавляет Рейнберт де Леу – нидерландский дирижер, пианист, композитор и музыкальный педагог. В Национальном тетаре опере и балета Амстердама он был музыкальным руководителем постановки всех пяти предыдущих опер Л.Андриссена. На премьерном показе оперы «Theatre of the world» опытный дирижер превосходно контролировал все стилевые метаморфозы оперной партитуры и очень ловко управлял звуковой гармонией ансамбля Asko/Schönberg, прекрасно исполнившего это музыкально-эклектическое произведение. Нужно сказать, что первая часть партитуры несколько разочаровывает своей палевой монохромией, но по ходу представления нарастает энергетика, красочность и эмоциональность музыкальных тем, появляются как нежные лирические мелодии, так и мощные страстные потрясения, переходящие в пламенный экстаз и ослепительные взрывы. Благодаря таланту дирижера, эта необычайно контрастная и разнообразная партитура предстает гармонично и динамично, впечатляя причудливой красотой и многообразным звучанием ударных инструментов.

Сестра Хуана Инес де ля Крус (К.Заваллони)l

Сестра Хуана Инес де ля Крус (К.Заваллони)

Среди 15-и артистов, участвующих в исполнении оперы, прежде всего нужно назвать четырех солистов, воплощающих центральные образы. Английский баритон Лей Мельрозе превосходно играет и поёт в роли Кирхнера. Отточенная, богатая пластика певца, как и его экспрессивный, нюансированный вокал позволяют ярко выразить разнообразные духовные и психологические грани главного героя. Американское сопрано Линдсей Кессельман блистательно трактует образ Мальчика. Певица с красивым, сильным голосом виртуозно трактует многочисленные метаморфозы неординарного Мальчика – от забавного Микки Мауса и странного клоуна до коварной Смерти, которая в финале спектакля вспарывает грудь Кирхнера, достает его сердце и съедает. Роль Римского Папы Иннокентия XI-го блистательно исполняет нидерландский тенор Марсель Бикман. Он восхищает вокальной техникой и актерским мастерством. В роли монахини Хуаны Инес де ля Крус выступает итальянское сопрано Кристина Заваллони. Она чарует нежным, светлым голосом и мягкой, одухотворенной пластикой. Образ монахини многократно появляется как огромная живая икона в красной светящейся раме, которая загадочно парит над сценой в её темной глубине. В конце представления сестра Хуана Инес де ля Крус все-таки оказывается на сцене и участвует в завершении спектакля. Премьера оперы Луи Андриссена «Theatre of the world» в Национальном театре оперы и балета Амстердама стала событием 69-го Голландского фестиваля.


Crédits photos : Ruth Walz