ФЕСТИВАЛЬ ТАНЦА В МОНПЕЛЬЕ : РАЗНООБРАЗИЕ СТИЛЕЙ И ЖАНРОВ
30/06/2016 – Виктор Игнатов
23 июня – 9 июля 2016, Festival Montpellier Danse

Во французском городе Монпелье ежегодно проходит международный Фестиваль современного танца, ставший одним из крупнейших в мире. В программе нынешнего, 36-го по счету, фестиваля участвуют 20 трупп из многих стран. Под руководством Жана-Поля Монтанари эта манифестация традиционно представляет как постановки известных мастеров, так и молодых хореографов. Программу нынешнего сезона открыли канадская труппа «Свободное катание», французская группа Насеры Белаза и Танцевальная Компания Дрезден-Франкфурт, показавшая сенсационный балет Джакопо Годани «The primat trilogy». На следующий день премьерные спектакли представили Национальный хореографический центр Монпелье и труппа израильтянина Эмануэля Гата. 

«Свободное катание» вопреки традициям спорта и ледовых шоу

mpglaceТруппа «Свободное катание» была основана в 2005 году в Монреале. Её составили четыре парня и девушка; каждый из них был чемпионом по фигурному катанию. Труппу возглавил Александр Хамель – титулованный виртуоз, однако полностью отвергающий как спортивные состязания, так и ледовые шоу. А.Хамель и его коллеги исповедуют идею «свободного катания» – нетрадиционное скольжение по льду с целью исследования и открытия новых территорий в современном танце. В этом увлекательном путешествии труппу сопровождают Жасмен Буавен (композитор), Рут Литтл (драматург), Люси Картер и Ния Вуд (постановщики света). Фигуристы выступают под написанную для них электронную музыку и художественно поставленный свет, однако в повседневных невзрачных одеждах, чтобы не создавать театральных впечатлений. В таком оформлении представление выглядит весьма скромно. Всё внимание зрителей сосредоточено на катании группы, но оно тоже мало интересное, так как не имеет ни хореографии, ни структуры. Программу придумали пять фигуристов вместе, поэтому она не имеет ни стилевого единства, ни эстетической целостности. Несмотря на то, что в создании представления участвовал также профессиональный драматург, его творческий вклад проявляется слабо. Видимо, по инициативе драматурга программа называется «Vertical – Influences» («Вертикаль – Влияния»), так как её первая часть («Вертикаль») посвящена исследованию отношений между индивидуумом и его группой, а вторая часть («Влияния») – между группой фигуристой и публикой.
mp2Справедливости ради, нужно сказать, что программу исполняют настоящие профессионалы. Они мягко и уверенно скользят по льду то в синхронном ансамбле, то в неординарных квартетах и трио, то в эффектных дуэтах и соло. Сольные выступления, наиболее частые в финальной части программы, насыщены виртуозными каскадами, оригинальными вращениями и сложными прыжками (двойными и даже тройными). Главная особенность и достоинство второй части программы состоит в том, что её исполнители находятся в постоянном и тесном контакте со зрителями. Публика сидит очень близко к ледяной арене, и фигуристы демонстрируют свои номера, часто заигрывая со зрителями. Периодически фигуристы разгоняются и с огромной скоростью несутся прямо на трибуну со зрителями, но буквально в метре от неё врезаются в лед и замирают в эффектных позах. Такие трюки, конечно, производят впечатление, но все-таки хотелось бы видеть интересные танцы. А их, к сожалению, нет. Есть хорошее катание и какие-то забавы, однако для полноценного спектакля этого недостаточно.
Для Ж.-П.Монтанари, пригласившего труппу фигуристов на Фестиваль танца, видимо, важны не столько хореографические и лексические аспекты выступлений, сколько их стилистическое и жанровое разнообразие. Исходя из такой концепции художественного руководителя фестиваля в его будущих программах могут появится также представления фигурного плавания. Вероятно, скоро возникнут и другие неожиданные перспективы у Фестиваля танца в Монпелье. Как знать?

Новый хореографический стиль: «танец, который танцует»

mp6Подлинным событием фестиваля стала французская премьера балета Джакопо Годани «The primat trilogy» («Трилогия примата») в исполнении Компании Танца Дрезден-Франкфурт. Труппу основал Уильям Форсайт, но после его ухода в коллективе появились 15 новых танцовщиков, и с нынешнего сезона эту компанию возглавляет Дж.Годани. Родившийся в Спезии (Италия), он начал заниматься классическим балетом в 1984 году. В течение трех лет Джакопо изучал также визуальные искусства в Институте Каррара. В 1986 году Дж.Годани был принят в Международный центр танца Мудра, созданный М.Бежаром в Брюсселе. Два года спустя Джакопо начал карьеру танцовщика, а через два года основал свою труппу. В 1991 – 2000 годы он был главным солистом Балета Франкфурта Уильяма Форсайта. Как хореограф Дж.Годани сотрудничал с труппой У.Форсайта и со многими международными компаниями. Осенью 2015 года он стал художественным руководителем и хореографом Компании Танца Дрезден-Франкфурт. Премьера его балета «Трилогия примата», первого для этого коллектива, прошла с огромным успехом.
mp21О значимости своего спектакля Дж.Годани сказал так: «Вначале это была визитная карточка, достаточно радикальная, которая говорила, «что мы – новая компания, что мы представляем чистый и аутентичный танец. Это то, что мы способны делать в плане качества, физических возможностей и виртуозности». В последние годы труппа развивалась в направлении «без танца». Сегодня это компания современного балета. Мы хотим создавать современный танец, который действительно танцуется. «Трилогия примата» – это абстрактная пьеса. Она ни о чём не говорит, но показывает потенциал компании». От себя добавлю, что пьеса демонстрирует также высокий творческий потенциал самого Дж.Годани: он является автором не только хореографии, но и сценографии, освещения, костюмов.

При постановке «Трилогии примата» Дж.Годани использовал музыку нескольких композиторов, среди них – Ульрих Мюллер и Зигфрид Россерт. Несмотря на различия в ритмике и динамике выбранных произведений, они все-таки близки по своей стилистике, что придает спектаклю эстетическую целостность и звуковую гармонию.
Что же составляет основу эстетики этой постановки? Она базируется, главным образом, на пластической пульсации тел танцовщиков и подчёркивается полупрозрачными костюмами, а также акцентируется ритмикой в музыкальном сопровождении и световом оформлении. Спектакль является визиткой карточкой не только компании, но и её руководителя, а также официальной декларацией нового направления в хореографическом искусстве. Новаторская техника и лексика авангардного танца, рожденного на основе балетной классики, открывает широкие перспективы для развития хореографии. Невольно вспоминаются слова Р.Нуреева в моём последним с ним интервью. На вопрос – каким будет балет в будущем? – Рудольф ответил, – «таким как его придумают яркие личности с неординарным творческим мышлением, например, Уильям Форсайт». После ухода У.Форсайта из созданной им франкфуртской труппы эстафету творческого обновления принял Дж.Годани. Хочется верить, что у этого, необычайно талантливого, хореографа впереди множество блистательных открытий и ярких побед.

mp22Чтобы удовлетворить читательский интерес, не могу отказать себе в удовольствии кратко прокомментировать спектакль «Трилогия примата», ставшего программным для Дж.Годани и его компании. Начало представления поистине ошеломляет зрителя: вспышки света вырывают из тьмы причудливые группы танцовщиков, синхронно пульсирующих в ритмике электронной музыки. Эти фантастические видения подобны каскадам протуберанцев, несущих огромный заряд гипнотической энергии. Взрывные, демонические танцы однополых существ, облаченных в чёрные полупрозрачные комбинезоны, излучают невероятной силы магнетизм. Он исходит от красивых, чувственных тел, всецело охваченных огненной танцевальной страстью. Словами это описать нельзя. Смотрите видеофрагменты спектакля на сайте компании.
Захватывающее представление идет без антракта и смотрится на едином дыхании. Хореографический стиль Дж.Годани, сложившийся под влиянием творчества М.Бежара и У.Форсайта, является в некоторой степени их органическим синтезом, но, главным образом, их смелым развитием. В танцах Дж.Годани пульсирующая лексика У.Форсайта, насыщенная графической пластикой и смещением баланса, получает впечатляющую образность, характерную для произведений М.Бежара. В связи с этим спектакль «Трилогия примата» выглядит как удивительный дивертисмент, в котором танцы сверкают, словно мощные энергетические вспышки, ритмично прерываемые эффектными замираниями.
mp8Именно поэтому танцы Дж.Годани так пленительны не только для публики, но и для фотографов, ибо и те и другие могут получать удовольствие от обилия фиксированных поз, причудливо выстроенных с феноменальной фантазией. В этом плане особенно интересно выглядят многочисленные танцевальные ансамбли. Их обворожительные метаморфозы свидетельствуют о широте и специфике хореографического мышления Дж.Годани. Синхронные и симметричные ансамбли, напоминающие дивные кружева, непрерывно трансформируются, восхищая графической стройностью и пластической текучестью, чувственностью и красотой.

Необычайно оригинально проистекают технически сложные, овеянные музыкой дуэты: в них наиболее полно проявляются яркие личности исполнителей. Нужно сказать, что все 28 участников спектакля демонстрируют высочайший уровень балетной классики, искусно обращенной в новый авангардный танец. Динамичный калейдоскоп абстрактных номеров дважды перекрывается медленным опусканием черного занавеса. Небольшие паузы позволяют более четко и рельефно представить все части танцевальной трилогии. Каждая из них имеет свою специфику танца, музыки, света и костюма.

Заунывная дискотека на оперной сцене
С большим интересом ждали премьерный спектакль Кристиана Ризо «Le syndrome ian» («Синдром Яна»). Он был создан для коллектива Национального хореографического центра Монпелье, который К.Ризо возглавил 1 января нынешнего года. Кристиан родился в 1965 году в Каннах, артистическую карьеру начал в Тулузе, где основал рок-группу и создал марку одежды. Потом он занимался пластическим искусством в Ницце и неожиданно увлекся танцем. В 90-е годы К.Ризо был исполнителем в группах многих современных хореографов, для которых делал также звуковые фонограммы и сценические костюмы. Теперь он является руководителем одного из 19-и Национальных хореографических центров Франции. Поэтому для премьерного спектакля К.Ризо фестиваль предоставил престижную сцену театра Опера-комик.
mp16О своем спектакле К.Ризо сказал так: ««Синдром Яна» объединяет 9 танцовщиков в общей вибрации, где тишина распределяется между басовыми ритмами и мелодическими стонами, как бы являясь эхом поэзии Яна Куртиза». (Я.Куртиз – современный рок-музыкант). Представление идет на тёмной сцене в световом оформлении Кати Олив. Под странные ритмы в густой черноте, словно звёзды в ночи, возникают семь огоньков. Под грустную звуковую тему в сумраке сцены долго переминаются в танце еле различимые фигуры артистов. Огоньки угасают и люди расходятся. Загадочный мир, наконец-то, обретает визуальность. Над сценой взлетают густые облака светящегося дыма, а на звуковой фонограмме поверх ритмичного треска появляется говор многих людей, видимо, собравшихся на дискотеке. В сценической темноте вспыхивает неоновый контур вертикального диска карусели; возле него собираются артисты в одинаковых белых рубашках и чёрных брюках. Словно однополые клоны, они начинают свой банальный и заунывный танец. Артисты механично и однообразно движутся, как сегодня на очень скучных дискотеках. Правда, хореограф несколько скрасил это тягучее и нудное действо тем, что артисты иногда собираются в кружок или в линию для совместного исполнения синхронных движений в ансамбле, который незатейливо пульсирует в ритме звуков. Иногда ансамбли сменяют дуэты и квартеты, но их танцевальные вариации того же дискотечного плана, что и все действо, проистекающее мерно и без сюрпризов. Лексика танцев бедная, руки работают мало и неинтересно. На сцене царит абстрактный пластический хаос. Ритмичная музыка часто сменяется шумами. В потоке звуков артисты танцуют и вибрируют на разный манер. Периодически музыка угасает, слышатся голоса и звон бутылок.

mp9Унылое представление оживляют три световые карусели. Их неоновые лучи то фрагментарно гаснут, то непрерывно горят и набирают силу, то ритмично мигают. К тому же, карусели регулярно изрыгают струи светящегося дыма. Он заполняет сцену и придает дискотеке атмосферу театральности. По ходу представления карусели часто перемещаются по сцене и своим разнообразным свечением производят больше впечатления, чем монотонные танцы. Как ни парадоксально, танцы выглядят некой пластической заставкой, на фоне которой происходят причудливые метаморфозы светящейся и дымовой сценографии. В финале этого опуса артисты исчезают, но вскоре возвращаются сплошь упакованные в чёрные мохнатые балахоны, чтобы продемонстрировать шаги, кручения и падения. После такого неинтересного пассажа одна танцовщица снимает балахон и, встав напротив потухшей карусели, долго выкручивается и вибрирует телом пока не угаснет сценический свет и звук.
Вот так банально хореограф выстроил премьерный спектакль «Синдром Яна», а труппа показала это блеклое творение на сцене очень красивого оперного театра в рамках международного Фестиваля танца в Монпелье. Хореограф не сумел проявить свою фантазию и новацию, поэтому его постановка оказалась просто копией какой-то дискотеки. После просмотра столь странного опуса К.Ризо невольно возник вопрос – зачем нужно было ставить и показывать тусклую дискотеку на сцене, если повсюду есть множество интересных дискотек, в которых можно не только созерцать, но и самому танцевать, наслаждаясь гипнотическими ритмами музыки текно? Видимо, публичные дискотеки особенно созвучны творчеству нового художественного руководителя Национального хореографического центра в Монпелье.

Танцевальные игры с участием поющего композитора
mp15Премьерная пьеса Эмануэля Гата «Sunny», получившая название от одноименной песни Авира Леона, богата новыми встречами. Пьесу исполняет труппа Э.Гата, в которой недавно появилось сразу 5 новых артистов. Кроме того, А.Леон, один из давних танцовщиков труппы, продемонстрирует в этом представлении своё музыкальное и вокальное дарование. Постановка «Sunny» положила также начало новому этапу в творчестве хореографа, впервые выстроившего танцевальное действие вокруг живого звучания музыки и вокала.
Э.Гат родился в 1969 году в Израиле. Занимаясь музыкой и мечтая стать дирижером, 23-летний Эмануэль увлекся танцем в любительском клубе под руководством Нира Бен Галя. Вскоре в труппе этого израильского хореографа Э.Гат начал карьеру танцовщика. В 1994 году он дебютировал как хореограф. Десять лет спустя в Тель-Авиве Э.Гат основал свою труппу, для которой поставил несколько пьес. В 2007 году он с труппой обосновался во Франции. С 2008 года хореограф регулярно представляет свои пьесы на Фестивале танца в Монпелье, а с 2013 года является его привилегированным резидентом. Уже 8 лет Э.Гат имеет покровительство и финансовую поддержку Фонда BNP Paribas, который уже 30 лет способствует росту культуры в ряде стран. Во Франции Фонд особенно щедро субсидирует развитие современного танца. Многие годы Фонд является меценатом Национального центра танца в Париже и Дома танца в Лионе, Фестиваля танца в Монпелье, а также поддерживает несколько хореографических проектов и десяток танцевальных трупп, среди которых и Компания Эмануэля Гата. Талантливый хореограф получил широкое международное признание, его постановки украшают репертуары многих известных трупп. Среди них – Балет Парижской оперы, Сиднейская компания танца, Балет Большого театра Женевы, Танцевальный Проект Лос-Анджелеса.
mp12Творчество Э.Гата имеет важную особенность: используя лексику современного танца, он создает пластически сложные и загадочные игры хореографического поиска в лабиринтах интеллектуальных абстракций. Несмотря на давнюю и сильную увлеченность музыкой, звук для Э.Гата всегда является лишь потусторонним фоном и никогда не связан с танцем. При постановке пьесы «Sunny» хореограф впервые работал вместе с французским композитором А.Леоном, который не только сочинил музыку специально для этого танцевального произведения, но и сам её исполнил, сочетая сольное пение со звучанием электроустановки.
На протяжении последних восьми лет А.Леон является танцовщиком труппы Э.Гата. Параллельно он занимается музыкой и в этом весьма преуспел. Вместе с компаньоном А.Леон основал группу UNNO, в которой 15 музыкантов, певцов, композиторов и артистов. Сейчас группа UNNO готовит выпуск своего первого альбома. А.Леон уже работал с двумя хореографами и для двух их пьес составил музыкальное сопровождение. Теперь состоялось его первое композиторское сотрудничество с Э.Гатом, для которого этот новый творческий этап увенчался большим успехом.
О своей работе Э.Гат сказал так: «С моими танцовщиками мы вначале занимались текстом, он стал хореографической базой. Я предоставил возможность исполнителям выбрать то, что они хотят танцевать. Интересна была именно методика перевода текста в хореографию. Сам текст был неважен. Это мои танцовщики выбрали песню «Sunny»».
Sunny1«Идею пьесы предложил Эмануэль, – уточнил А.Леон, – Я уже четыре года работаю над музыкальным проектом, и мы обсуждали новую пьесу «Sunny», когда Эманюэль мне предложил сотрудничать с ним в качестве музыканта. Это было очень естественно. Мы уже работали вместе при составлении фонограммы для пьесы «Романтический пляж». Для меня это новое сотрудничество стало логической эволюцией. Мне хотелось и дальше работать вместе, но в дугой манере…Музыка пьесы «Sunny» будет изменяться во время гастрольного турне».
Премьерная пьеса «Sunny» была показана в Театре Agora под открытом небом, что придавало ей свежесть и живость зрительного восприятия. Часовое представление открыл пролог: на белой сцене возник Шаман. С корзиной травы на голове, в страшной маске и в белых шкурах странный персонаж отрешенно выламывался, как бы анонсируя творческие тайны, которым был посвящен спектакль. В его исполнении приняли участие 11 артистов. Центральную роль играл А.Лион: вокруг певца и музыканта, находящегося в глубине сцены, периодически собирались артисты. Они внимательно наблюдали за развитием танцевальных игр и в определенные моменты принимали в них активное участие.
В ходе представления после небольшой паузы на сцене поочередно появились ряженные: в ярких экстравагантных нарядах артисты вышли на авансцену. Находясь в линии, они пластически представили свои образы и, наконец, все вместе замерли в разных позах. Это театрализованное дефиле мне наполнило удивительные сцены с экстравагантными персонажами в фильмах Ф.Феллини. Позже, когда я сказал об этом сходстве Эманулю, он ответил: «Это вполне возможно».

Sunny2Танцевальные игры пьесы «Sunny» придуманы с богатой фантазией. Они проистекают весьма деликатно и причудливо, завораживая постоянно меняющимися связками и композициями. Соответствуя характеру вокально-музыкального сопровождения, игры меняются по структуре и темпу, но они всегда остаются в прочной и загадочной взаимосвязи, которая является главным в танцевальном действии. Оно развивается спонтанно и витиевато, подобно цепной реакции: движения одного танцовщика инициируют ответные реакции других. Абстрактный по содержанию и форме хореографический опус, однако, отражает процесс творческого мышления, сопутствующий созданию танцевальной пьесы. Видимо, поэтому по ходу представления его исполнители периодически громко считают или произносят отдельные слова, как во время постановочной репетиции.

Хореография пьесы выстроена из множества разнообразных связок между сольными, дуэтными и групповыми танцами, которые всегда быстро изменяются по пластике и лексике. Иногда в ансамблях появляется мимолетная синхронность, при этом движения артистов приобретают и гимнастическую графику. Характер песен и музыки достаточно широкий – от грустных и мелодических тем до радостных и бравурных. Вокально-музыкальное сопровождение порой прерывается небольшими паузами тишины, и все артисты замирают в разных позах. По ходу представления периодически изменяется также характер освещения. Оставаясь всегда монохромно белым, свет меняет свою интенсивность и направленность, что придает пьесе визуальную рельефность и сценографическое разнообразие. Сценические костюмы – достаточно простые, их придумали сами артисты. Исполнители пьесы демонстрируют высокое танцевальное мастерство. Новые участники труппы вносят свою энергетику и свои особенности в пластическую гармонию коллектива.
После показа на Фестивале танца в Монпелье пьеса «Sunny» совершит гастрольное турне. В частности, 12 и 13 августа её можно будет увидеть в Берлине на фестивале «Танец в августе». В следующем сезоне пьеса «Sunny» предстанет и в Париже. Смотрите видео «Sunny».

 Crédits photos: Festival Montpellier Danse, Dresden Frankfurt Dance Company, Emanuel Gat,  Marc Coudrais.