БИЕННАЛЕ ТАНЦА : «HALKA» – СПЕКТАКЛЬ «АКРОБАТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ТАНЖЕРА»
21/09/2016 – Виктор Игнатов
14 – 21 сентября 2016, Biennale de la Danse, Célestins, Théâtre de Lyon

В рамках 17-го сезона Биеннале танца, проходящего в Лионе и в 36-и близлежащих городах, с большим успехом выступила «Акробатическая группа Танжера». Марокканские артисты показали свой новый спектакль «Halka», созданный для 12-и акробатов и двух музыкантов. Мировая премьера состоялась в Лионском театре 14 сентября, в день открытия международного фестиваля. «Halka» – это представление-пиршество, выстроенное на «круговой манер» в соответствии со старыми народными традициями: артисты исполняют разнообразные номера акробатики и эксцентрики, а также поют и танцуют в сопровождении фольклорной музыки. Спектакль поставлен с фантазией и юмором. Акробаты демонстрируют своё высокое мастерство; среди исполнителей есть яркие таланты и уникальные виртуозы. 

Важнейшей особенностью международного Биеннале танца является то, что он популяризирует хореографические произведения в широком диапазоне стилей, в том числе постановки, созданные в смешении танца с разными жанрами. Это позволяет привлечь публику всех возрастов. Для школьников и лицеистов в программе фестиваля предназначено множество спектаклей, некоторые из них созданы на границе разных жанров. Весьма показательным в этом плане является спектакль «Halka», который показала «Акробатическая группа Танжера». Представление создано артистами этой марокканской группой совместно с мастерами в жанре акробатики; авторы музыки, света и костюмов – Хавье Колле, Лор Андюран и Аида Диури, соответственно. Премьера спектакля «Halka» состоялась при аншлаге. Роскошный зал Лионского театра заполнила широкая публика: здесь были как юные зрители, так и люди преклонного возраста. Представление шло в течение часа на открытой черной сцене без декораций. Сценический аскетизм позволял сконцентрировать внимание зрителей на содержании спектакля и его исполнении.

halka2«Halka» – это многожанровый дивертисмент, в котором выступают 12 акробатов и два музыканта. Представление составляют разнообразные номера акробатики и эксцентрики с органичной и логичной инкрустацией фольклорных танцев и песен в сопровождении марокканской музыкой. Музыканта не только играют на народных инструментах, но и активно участвуют в сценическом действии. Оно развивается на восточный манер неспешно и затейливо в атмосфере доверительности и дружелюбия, что позволяет установить тесный контакт со всеми зрителями. Многие номера содержат забавы и юморески; они часто вызывают смех и аплодисменты публики. Спектакль идет по нарастающей.

Программу открывают каскады акробатических трюков. По ходу представления они постепенно усложняются и ускоряются. Босоногие, ловкие и гибкие артисты (8 парней и 4 девушки) демонстрируют свое акробатическое мастерство и песенно-танцевальное искусство. Девушки, например, не только участвуют в построении многочисленных пирамид, но и грациозно танцуют национальные танцы. Однако марокканским песням и танцам все-таки не хватало красочных традиционных нарядов. Многие артисты выступали в обычных одеждах, что ослабляло зрелищность и праздничность представления.

Halka1Программа включала множество оригинальных номеров, придуманных с фантазией. Например, несколько парней, быстро передвигаясь как бы в забавной игре, ловко перебрасывали, словно мячик, тело миниатюрной танцовщицы. Интересно поставлен аттракцион с большими бубнами. Вначале парни их держат над головой, а по ним скачет девушка, весело пританцовывая. Затем артисты встают на бубны и ступнями отстукивают ритмы в такт мелодичной музыки.

В заключительной части спектакля все его исполнители уселись на сцене в традиционной форме круга и, как большая дружная семья, стали веселится с пением и музыкой. Периодически артисты выходили из круга и выстраивали из своих тел либо высокую, либо плоскую пирамиду. Каждая пирамида впечатляла причудливой формой и оригинальной композицией. Все эти построения вызывали восхищение и аплодисменты публики. В финале спектакля на сцене возникло потрясающее, феерическое действо: каждый артист демонстрировал свои самые сложные и эффектные трюки. Затем все замерли и солист начал декламировать. Однако, трудно было понять смысл этого страстного монолога, так как он звучал на марокканском языке без перевода и без титров. По окончании монолога все исполнители спектакли стали петь как бы гимн. Не понимая его слов, все-таки можно было ощутить патриотический настрой артистов, гордо воспевающих, видимо, идеи дружбы и гуманизма. По окончании песни публика устроила бурные овации, все аплодировали стоя. Вероятно, среди зрителей было много людей, знающих марокканский язык. Поэтому такие представления важны не только для развлечения публики, но и для сближения людей разных национальностей и религий, в данном случае христиан и мусульман.

halka3Спектакль позволяет исполнителям продемонстрировать свой высокий профессионализм. Все выступают с предельной отдачей и удовольствием. Среди молодых артистов есть истинные таланты. Например, поразительно гибкий парень многократно крутит «солнце», опираясь только на одну руку, и при этом стремительно перемещается по периметру сцены, словно живое колесо. Этот же парень блистательно исполнят каскады сальто, и в столь сложных прыжках умудряется собрать туфли, разложенные по сцене. Один из крепких артистов одновременно удерживает на своих руках и плечах 5 человек. Словно живописный фейерверк выглядит картина, в которой ловкий акробат искусно разбрасывает золотистый песок в лучах яркого света. В конце представления с колосников спадают две тонкие струи сверкающего песка, что создает впечатление небесного золотого потока.

В качестве замечания можно отметить некоторую рыхлость представления и его недостаточно высокий темп. Нет напряжения и контраста, все номера проходят размеренно, но иногда возникают паузы, что прерывает живую нить спектакля. Проекции красочного видео с восточными узорами, несомненно, обогатили бы представление. Спектакль является результатом совместного творчества многих мастеров и всех его исполнителей, больших энтузиастов и страстных популяризаторов постепенно исчезающего народного акробатического искусства. Дружный коллектив возрождает и осовременивает старые традиции марокканской акробатики, находящиеся на грани вымирания. В связи с этим участие в международном фестивале «Акробатической группы Танжера» и показ премьерного спектакля «Halka» следует считать важной и почетной акцией Биеннале танца.

Crédit photos : Cristian Ganet