БИЕННАЛЕ ТАНЦА : ФЕЕРИЧЕСКИЙ БАЛЕТ ТЬЕРРИ МАЛАНДЕНА «КРАСАВИЦА И ЧУДОВИЩЕ»
23/09/2016 – Виктор Игнатов
16 – 18 сентября 2016, Biennale de la Danse, Amphithéâtre Cité International, Lyon

В рамках 17-го сезона Биеннале танца, состоялась французская премьера балета «Красавица и Чудовище». Выдающийся хореограф Тьерри Маланден, используя оперную и симфоническую музыку Чайковского, создал интересную версию популярной сказки. Её как бы рассказывает танцевальное трио – Артист, его Тело и Душа. Хореографическое действие развивается стремительно и драматично, завораживая страстными соло и дуэтами. Кордебалет динамично танцует и пластически воплощает эмоциональное состояние героев. В аскетическом оформлении спектакля сценические костюмы стилизованы под французский «Великий век». Среди великолепных артистов особенно впечатляет Ион Мирен Агуир в образе Чудовища. Представление венчает эффектный, философский финал.

  Трио  Артист (А.Мауи), его Душа (М.Канеи) и Тело (Д.Визкайо)

Трио ( слево-на-право) : Артист (А.Мауи), его Душа (М.Канеи) и Тело (Д.Визкайо)

В рамках 17-го сезона Биеннале танца, состоялась французская премьера балета «Красавица и Чудовище». Выдающийся хореограф Тьерри Маланден, используя оперную и симфоническую музыку Чайковского, создал интересную версию популярной сказки. Её как бы рассказывает танцевальное трио – Артист, его Тело и Душа. Хореографическое действие развивается стремительно и драматично, завораживая страстными соло и дуэтами. Кордебалет динамично танцует и пластически воплощает эмоциональное состояние героев. В аскетическом оформлении спектакля сценические костюмы стилизованы под французский «Великий век». Среди великолепных артистов особенно впечатляет Ион Мирен Агуир в образе Чудовища. Представление венчает эффектный, философский финал. Информация на сайте. Смотрите видео. Читайте статью

Важным событием Биеннале танца стал показ нового балета Тьерри Маландена «Красавица и Чудовище». Самый талантливый французский хореограф создал захватывающий спектакль на сюжет знаменитой сказки. Популярная история уже давно получила художественное воплощение в ряде спектаклей и кинофильмов. Сказка имеет и хореографические версии. Среди них последней была постановка Кадера Белярби; её премьера прошла на сцене Театра Капитолия Тулузы в октябре 2013 года. Балет Маландена впервые был показан в сопровождении Симфонического оркестра Эускади в декабре прошлого года в Версальском дворце, по заказу которого и был создан спектакль. Будучи совместным производством Версальского дворца и Биеннале танца, в рамках фестиваля состоялась французская премьера балета. Представления проходили в огромном зале Аудиториума Международного цента, к сожалению, не вполне удобном для показа достаточно камерного спектакля.

Монолог Чудовища (И.М.Агуир)

Монолог Чудовища (И.М.Агуир)

При постановке балета «Красавица и Чудовище» Маланден черпал свое вдохновение как в одноименном фильме Жана Кокто (1946) с участием знаменитого киноартиста Жана Маре, так и в авторской версии текста Жанны-Мари Лепренс де Бомон, изданного в XVIII веке. Новый балет пленяет деликатностью мотивов и красотой ансамблей, яркостью персонажей и образностью танцев. Ведущую роль в спектакле имеет музыка Чайковского: фонограмму составляют фрагменты из оперы «Евгений Онегин» опус 24 (Valse, Entracte), увертюры-фантазии «Гамлет» опус 67, Пятой симфонии опус 64 е (Andante cantabile, Valse) и Шестой «Патетической» симфонии опус 74 h (Adagio, Allegro non troppo, Final, Adagio Lamentoso). О последнем своем сочинении композитор написал в письме к своему другу: «Я честно могу сказать, что никогда в моей жизни не был так доволен самим собой, не был таким гордым и счастливым тем, что создал столь хорошее произведение». «Я выбрал музыку Чайковского, так как композитор очень ценил французский «Великий век», который получает отражение в моём балете», – сказал Маланден. Спектакль длится час с четвертью; его исполняют 22 артиста труппы «Malandain Ballet Biarritz».

Представление начинается с пролога: в полной тишине на сцене появляются два танцовщика и танцовщица – Арно Мауи, Даниэль Визкайо и Мийюки Канеи. В чёрных облегающих костюмах они воплощают, соответственно, Артиста, его Тело и Душу. Трио впечатляет графичностью и образностью экспрессивного танца. В спектакле Артист исполняет роль ведущего и рассказчика сказочной истории. Танцевальное трио Артиста не только представляет хореографические картины, но и активно в них участвует, отражая и акцентируя психологическое и эмоциональное состояние персонажей. В первой картине под музыку Вальса из оперы «Евгений Онегин» вся трупа наслаждается красивым танцем, величественно и элегантно вальсируют в богатых золоченых нарядах. Танцующие пары разрываются и вновь соединяются с помощью чёрного занавеса, который Артист периодически передвигает вдоль сцены. Из под занавеса порой выскальзывают то ноги, то торсы артистов, создавая впечатление то забавной игры, то двойственности сценического действия. Нужно сказать, что оно организовано весьма оригинально и развивается очень динамично. Благодаря перемещению вдоль сцены трёх черных занавесов, что осуществляют Артист, его Тело и Душа, происходит быстрая смена хореографических картин, создавая впечатление одновременного развития нескольких событий.

mal4Маланден любит наполнять свои постановки разнообразными символам. В балете «Красавица и Чудовище» их множество. Например, чтобы выразить несметное богатство отца Красавицы, на сцену летят из-за занавеса многочисленные золоченые наряды. Чтобы представить в балете шесть важных символов – любовь, розу, ключ, лошадь, зеркало и перчатку, которые содержатся в тексте Лепренс де Бомон и в фильме Кокто, хореограф сочинил шесть образных танцевальных партий. Их исполняют артисты в эффектных костюмах. Нужно сказать, что Жорж Галлардо, оформивший спектакль, создал большую коллекцию сценических костюмов: они то сверкают яркой позолотой, то мерцают серой монохромией. Цветовая палитра костюмов, хотя и узкая, но контрастная: здесь доминируют черный и белый цвет, а также позолота. Эта цветовая гамма позволяет выделить и рельефно сопоставить образы главных персонажей. Большое впечатление производит кордебалет в красивых купальниках с зелёным полосатым рифлением. Красавица, высокая и стройная Клер Лоншам, вначале танцует в простом сером платье, а во дворце Чудовища предстает в богатых кружевных платьях. Они, хотя и утяжеляют фигуру героини, но все-таки придают ей сказочный облик. Спектакль идет в аскетическом оформлении: лишь в некоторых картинах на пустой сцене появляются кресло и стол, на котором стоит только кубок и канделябр с горящими свечами. На фоне золотого задника эти аксессуары символизируют роскошные интерьеры дворца Чудовища.

Дуэт Красавицы (К.Лоншам) и Чудовища (И.М.Агуир)

Дуэт Красавицы (К.Лоншам) и Чудовища (И.М.Агуир)

Важным достоинством балета являются многочисленные танцевально-акробатические соло и дуэты. Исполняемые под эмоционально сильную музыку, они впечатляют оригинальными связками и экспрессивной лексикой. Особенно ярко предстают танцевальные монологи Чудовища, образ которого превосходно воплощает Ион Мирен Агуир. С чёрным ребристым торсом и в чёрной вуали-маске, скрывающей лицо, он страстно и убедительно трактует сложный образ, напоминающий Квазимодо из балета Ролана Пети «Собор Парижской богоматери». Муки и страдания Чудовища отражаются во взрывной акробатике с обилием резких жестов и болезненных изломов тела. Герой мечется злобно, словно затравленный зверь. Трагическая тема Шестой симфонии феноменально передает духовный мир Чудовища, его глубокие переживания. Очень сильная музыка порой говорит больше, чем танец. Светлая тема Шестой симфонии помогает Красавице сблизится с Чудовищем: после отвращения и страха, героиня испытывает смирение, потом у неё появляется надежда, интерес, а в финале и нежность. Эта эволюция хрупких и сильных чувств, идущая от дивной музыки, проникновенно воплощена в танце. Сближение Красавицы с Чудовищем – необычайно интересный и важный этап спектакля; музыка здесь играет огромную роль. Для танцевального воплощения взаимоотношений отца и его дочерей хореограф успешно использовал музыку из Пятой симфонии. В балете, однако, есть сцены, в которых связь музыки с танцем не столь ощутима .

maland1Хореографическое действие спектакля органично выстроено из множества номеров. Среди них нельзя не отметить очаровательный дуэт забавных парней, танцевальная лексика которых пленяет озорством и новацией. Кордебалет впечатляет не только динамичными ансамблями, но и акробатическими композициями с обилием причудливых метаморфоз. Например, под траурную тему Шестой симфонии артисты кордебалета сливаются воедино с телом Чудовища и, вместе с ним пульсируя, как бы воплощают его духовную трагедию и физическую боль. Труппа великолепно исполняет балет: все артисты превосходно владеют хореографическим стилем и танцевальной лексикой Маландена, который искусно сплетает графические и музыкальные движения на грани балетной неоклассики и художественной гимнастики. Спектакль рассказывает известную историю, однако в балетном представлении не все персонажи легко узнаваемы. Некоторые ансамбли составлены достаточно схематично, в то время как композиции созданы с богатой фантазией и отмечены яркой новацией.

Спектакль завершается под патетическую тему Шестой симфонии. На фоне золотого задника предстает картина свадебного торжества. Кордебалет в золоченых нарядах торжественно танцуют парами, затем все расступаются, и на сцене появляются счастливые молодожены – Красавица и Принц, в которого превратилось Чудовище после поцелуя его возлюбленной. Все замирают. Представление завершают танцевальная вариация Артиста и пластическая миниатюра трио, участники которого приподнимают полы золотого задника и постепенно покрывают им всю сцену. При этом огромные, сверкающие волны полотна скрывают всех участников сказочного действия. Участники трио вытягивают на сцену три чёрных занавеса. В последний момент под напряженное звучание басовых нот Артист выходит на авансцену. Его лицо скрывает черная вуаль-маска, что была на голове Чудовища. Артист медленно снимает с лица вуаль-маску и быстро исчезает, как бы давая понять, что в каждом из нас есть что-то от тёмных помыслов Чудовища. На такой философской мысли Маленден завершает свой спектакль.

Информация

После премьеры в Лионе балет «Красавица и Чудовище» отправляется в гастрольное турне по Франции и странам Европы. В частности, в Париже спектакль можно будет увидеть 26 ноября на сцене Théâtre de Sablon. График гастролей спектакля смотрите на сайте труппы:

crédit photos: Olivier Houeix