«VOLVER» : ЖАН-КЛОД ГАЛЛОТТА ЭКСПЕРИМЕНТИРУЕТ В ЖАНРЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ
10/10/2016 – Виктор Игнатов
6 – 21 октября 2016, Théâtre National de Danse Chaillot, Paris

Национальный театр танца Шайо представляет новый музыкально-драматический спектакль «Volver». Его поставил известный французский хореограф Жан-Клод Галлотта на 13 песен в исполнении очаровательной Оливии Руиз. Песни чередуются с автобиографическим и литературным текстом: французская певица и актриса великолепно поет, танцует и рассказывает историю трудной жизни своей бабушки, бежавшей во Францию из Испании, охваченной гражданской войной. В представлении участвуют 5 музыкантов и 9 артистов труппы Le Groupe Emile Dubois. Не впадая в иллюстративность, танцевальная группа наполняет песни визуальной плотью. Представление идет на чёрной сцене в сопровождении живой музыки и впечатляющих видеопроекций, которые искусно создал Максим Дос. 

 Жан-Клод Галлотта родился 7 апреля 1950 года в Гренобле, в семье итальянских эмигрантов. В 22-летнем возрасте заинтересовался классическим танцем и чечёткой. В течение двух лет (1976-1978) жил в Нью-Йорке, где обучался танцу у Мерса Каннингема, крупнейшего представителя американского постмодернизма. Вернувшись в Гренобль, Галлотта основал вместе с Матильдой Альтараз свою труппу Le Groupe Emile Dubois, которая в 1984 году получила статус Национального хореографического центра. 31 декабря 2015 года Галлотта покинул этот центр, который возглавлял 31 год. За истекшее время он создал более 60-и хореографических пьес, многие из них были представлены на всех континентах. На престижной сцене Национального театра танца Шайо были показаны шесть постановок хореографа. Теперь в театре появился его новый спектакль «Volver». Его исполняют артисты труппы Жан-Клода, которой возвращено название Le Groupe Emile Dubois. Продолжая работать в Гренобле, Галлотта исследует новые формы и направления в искусстве хореографии. Первым результатом творческих экспериментов стал спектакль «Volver». Представление с участием певицы, четырех танцовщиц, пяти танцовщиков и пяти музыкантов разворачивается в жанре музыкальной комедии. Прелестная французская певица и актриса Оливия Руиз исполняет песни, танцует и рассказывает историю жизни её бабушки, бежавшей в годы гражданской войны из Испании во Францию. Оливия родилась в Каркассонне, в семье испанских эмигрантов. В пятилетнем возрасте начала заниматься танцем: в течение 10-и лет практиковала современный танец и модерн-джаз. Затем стала обучаться пению. Вскоре молодая и необычайно одаренная певица завоевала известность во Франции. Она выступает в концертах и спектаклях разной формы, в частности, с 1997 года – в дуэте с музыкантом Франком Марти. В 2003-2012 годы Оливия записала четыре альбома, сейчас работает над пятым. Она коронована четыре раза на престижном национальном конкурсе «Victoires de la MusiqueVolver 01» (2007, 2010).

Рассказывая о знакомстве с Оливией и своём новом спектакле, хореограф сказал: «Мы встретились на другом проекте – на постановке балета Мануэля де Фалья «Любовь-волшебница». У нас с Оливией появилось желание вновь встретиться для такого же творческого проекта, но именно с её энергетикой и в более современном произведении. Имелся ввиду проект, в котором была бы смешана история жизни автобиографическая с вымышленной. Вместе с Клодом-Анри Бюффаром мы придумали историю для героини, родом из испанской семьи, которая начинает карьеру певицы в Париже». Встречу с хореографом Оливия описала так: «В ходе нашей работы над балетом «Любовь-волшебница» я подарила Жан-Клоду четыре моих альбома с записью эстрадных песен. Он их послушал и сказал мне, что хотел бы сделать хореографию для 13-и песен. Жан-Клод предложил мне написать историю и вместе создать нашу первую музыкальную комедию. Мне так понравилось танцевать его хореографические партии в балете «Любовь-волшебница», что я согласилась». О том, как шла работа над постановкой спектакля «Volver», Галлотта сказал: «Мы выбрали песни, содержание которых подходило для истории. Среди 13-и песен есть и «Volver». Эта песня хорошо выражает сюжет спектакля, потому что «volver» в переводе с испанского означает «вернуться». Мы воссоздали жизненную историю через последовательное звучание разных песен. Эта музыкальная часть спектакля периодически прерывается монологом, который идет в записи, и в котором героиня рассказывает свою жизнь. Чтобы придать песням живую плоть, в представлении участвуют девять танцующих артистов, но они не впадают в иллюстративность. Ритм песен является основой моей хореографии».
Как же предстает спектакль? Он идет без перерыва один час и 20 минут в сопровождении субтитров на английском языке. Представление разворачивается неспешно на черной сцене, на которой периодически появляются световые пятна. В глубине сцены на боковых возвышающихся площадках располагаются пять музыкантов с массивной электронной аппаратурой. В течение всего представления Героиня находится на сцене почти непрерывно: она рассказывает историю своей жизни и поёт песни в сопровождении музыки и танцев. Героиня периодически меняет свои платья: черного или белого цвета они соответствуют характеру исполняемых песен – драматических и лирических, грустных и радостных, написанных в стиле танго, рока и джаза. Важным и единственным средством сценического оформления являются видеоизображения. Они проектируют на чёрном заднике-экране, установленном в глубине сцены. Представление начинается и завершается с использованием дополнительного полупрозрачного экрана, который появляется в центре сцены. Позади него на сцене сидит ярко освещенная Героиня: звучит её текст, а на экране проектируют исторические фотографии, отражающие страдания людей в годы гражданской войны в Испании. Иногда в глубине сцены на заднике проектируют небольшие тексты. Среди них есть и впечатляющая статистика: в 1936 – 1939 годы Франция приняла 500 000 испанских беженцев; сегодня в мире 50 миллионов людей, потерявших родные дома и земли. Спектакль посвящен чрезвычайно важной сегодня проблеме иммиграции.
Многочисленные видео-проекции созданы искусно и с фантазией. С одной стороны, это абстрактные видео-инсталляции, с другой стороны, – реалистические кинозарисовки, среди которых есть красивые пейзажи, любовные объятия, алые чувственные губы. Тема любви – одна из центральных в спектакле. Героиню всё время сопровождает её возлюбленный Рафаэль: его роль исполняет танцовщик, и с ним она много танцует. Изящная и миниатюрная, пластичная и воздушная Оливия Руиз умудряется великолепно петь и прекрасно танцевать одновременно. Особенно проникновенно предстает интимная песня «Четыре пуговицы». При её исполнении влюбленные раздевают друг друга и наслаждаются ласками, как и четыре пары танцевального кордебалета, которые сплетают чувственную акробатику, являясь как бы зеркальным отражением Героини и Рафаэля. По ходу этой впечатляющей сцены на заднике-экране проектируют крупные планы мужских рук, ласкающих женское тело.

volver2В большинстве сцен при исполнении песен танцевальная группа выполняет роль аниматора – абстрактные хореографические композиции, как правило, не связаны с содержанием песен. Однако Героиня часто вливается в ансамбли и движется вместе с танцовщиками красиво и органично. К сожалению, ансамбли выстроены слишком просто и однообразно. Основу танцев составляют незатейливые проходы и пробежки с лёгкими подскоками и свободными взмахами рук. Эта характерная особенность танцевальной лексики и стилистики хореографа не способствует развитию сценической драматургии, более того, она придаёт спектаклю холодную абстрактность и тягучую монотонность. Танцевальному действию явно не хватает живых и сильных эмоций. Интересные и разнообразные по содержание и музыке песни не получают отражение в танце. Абстракция ансамблей лишь размывает накал страстей, исходящих от текстов песен, пленяющих обилием интимных чувств и глубоких переживаний. Разного настроения, ритма и темперамента, песни написаны в манере кабаре и звучат в оригинальных аранжировках. Последняя песня «Танго» производит большое впечатление не только красивой мелодией, но и прекрасным танцем: в белых нарядах артисты последовательно исполняют небольшие эффектные соло, пленяя причудливой пластикой и экспрессивной жестикуляцией. В финале представления Героина говорит – «Сегодня вечером мое кабаре закрывается», и все исполнители делают последние синхронные движения и, сидя на сцене, замирают.
Несмотря на высказывания авторов спектакля о том, что он создавался как музыкальная комедия, для соответствия этому популярному и сложному жанру представлению все-таки многого не хватает – прежде всего, яркого драматического действия, ряда персонажей и группы хористов. Спектакль «Volver» выстроен на манер чередования песен и текста в сопровождении музыки и танца, что характерно для жанра кабаре. Это уточнение важно потому, что, если «Volver» считать музыкальной комедией, то показанный спектакль является слишком простым, и его нельзя считать удачным. Если же «Volver» принять за представление кабаре, то выступление певицы Оливии Руиз является, несомненно, успешным. Визуальное оформление сцены также заслуживает лучших комплиментов. Однако чёрные однотипные мужские костюмы и маловыразительные женские платья, исключая наряды героини, выглядят слишком буднично. Наибольшее разочарование вызывает хореография спектакля. Композиционное однообразие простых ансамблей и многочисленные повторы танцевальных дуэтов, на редкость бедная лексическая палитра неинтересных движений и связок вызывают явное уныние. В заключение, нужно вспомнить ходовое и верное выражение – «первый блин всегда идет комом». Будет надеяться, что хореограф сделает правильные выводы из своего первого эксперимента в жанре музыкальной комедии, и его следующие постановки окажутся более удачными.
Crédit photos: Guy Delahaye