«БАКСТ: ОТ РУССКИХ БАЛЕТОВ К ВЫСОКОЙ МОДЕ»
25/11/2016 – Виктор Игнатов
22 ноября 2016 – 5 марта 2017, Palais Garnier, Paris

В связи со 150-летием со дня рождения Леона Бакста Национальная библиотека Франции и Парижская национальная опера представляют выставку творчества русского художника, вошедшего в историю театрального и особенно балетного искусства. Первая во Франции экспозиция, посвященная великому «волшебнику красок», включает 130 произведений из общественных и частных коллекций. Выставка является увлекательным путешествием в феерический мир Бакста, много работавшего с Русским балетом Дягилева и знаменитыми артистами – А.Павловой, В.Нижинским, И.Рубинштейн. Экспонаты отражают влияние творчества художника на развитие высокой моды. Своё почтение гению Бакста оказывали в своих коллекциях Ив Сен Лоран, Кристиан Лакруа, Карл Лагерфельд, Джон Гальяно.

 

leg1

В центре – костюм Лебедя для А.Павловой; слева и справа – обложки официальных программ Русских балетов (Париж, 1912 и 1911)

Леон Бакст (27.01.1866 – 27.12.1924) – выдающийся театральный художник и живописец, график и портретист, иллюстратор и дизайнер, модельер и теоретик. Он работал преимущественно в Петербурге и Париже, в 1914 году стал академиком Петербургской академии художеств. За 58 лет жизни создал изумительные по красоте декорации и сценические костюмы для 70-и спектаклей. Бакст вошёл в историю как великий реформатор русского и западно-европейского театрально-декорационного искусства ХХ века. Он поднял сценографию на уровень важнейшего компонента спектакля, придал театральному костюму функцию углубленного раскрытия сценического образа.
Решением 38-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, проходившей 2 ноября 2015 года в Париже, юбилей Бакста включен в Список памятных дат этой международной организации на 2016-2017 годы. Отмечая 150-летие со дня рождения Бакста, уже прошли ретроспективные выставки его творчества в Минске – столице Белорусской республики, на территории которой находится город Гродно, где родился художник, а также в Петербурге и в Москве. Теперь юбилейная экспозиция Бакста, отражающая его исключительно яркий талант, открыта в Париже. Здесь он жил, работал и умер от пневмонии; похоронен на кладбище Батиньоль.

leg2

Фотопортрет Леона Бакста (1890)

Известный на Западе как Леон Бакст, Лев Самойлович Розенберг родился в ортодоксальной еврейской семье. В 1883-87 годы учился в Петербургской академии художеств, в 1893-96 годы – в студии Ж.Л.Жерома и Академии Жюлиана в Париже. Он был одним из организаторов художественного объединения «Мир искусства», затем сотрудником одноименного журнала, участвовал в ряде выставок. С 1891 года Бакст почти ежегодно путешествовал по Европе, был в Алжире и Тунисе (1897), США (1923-24). С 1893 года периодически проживал в Париже, последние 14 лет жизни пребывал там постоянно.
В 1900 году Бакст начал работать для театра; в его оформлении были поставлены «Сильвия» (1901), пантомима «Сердце маркизы» (1902), балет «Фея кукол» (1903). В 1907 году началось плодотворное сотрудничество с М.Фокиным. В частности, в его хореографии и в костюмах Бакста легендарная балерина А.Павлова танцевала «Лебедя» (1907), а знаменитая танцовщица, хореограф и меценат И.Рубинштейн – «Саломею» (1908) и «Клеопатру» (1909). Зарубежную известность художник приобрел как один из ведущих сценографов Русских сезонов и труппы Русский балет С.Дягилева (1909-21). После ухода Фокина из труппы стал работать с В.Нижинским, затем с Л.Мясиным. Бакст выполнял заказы Т.Карсавиной, оформлял постановки в труппе Павловой – «Восточная фантазия» (1913), «Спящая красавица» (1916), и труппе Рубинштейн – «Мученичество святого Себастьяна» (1911), «Елена троянская» (1912), «Федра» (1923).
Благодаря красочным декорациям и костюмам Бакста с триумфальным успехом были показаны в Париже балеты «Шехеразада», «Карнавал», «Жар-птица» (1910), «Видение розы», «Нарцисс» (1911), «Синий бог», «Тамара», «Дафнис и Хлоя», «Послеполуденный отдых фавна» (1912), «Игры» (1913), «Легенда об Иосифе» (1914), в Риме – «Женщины в хорошем настроении» (1917) и другие. В 1916 году Бакст прервал отношения с Дягилевым, но 5 лет спустя возобновил с ним дружбу и для гастролей его труппы в Лондоне оформил балет «Спящая красавица». Из-за финансового провала спектакля Дягилев не заплатил художнику, что стало причиной их окончательного разрыва.

bakst5bis

Эскиз декорации для балета «Послеполуденный отдых фавна»

Получив широкую известность в Париже, Бакст познакомился с популярными писателями – Ж.Кокто, Г.д’Аннунцио, Э.Вераереном, В.Набоковым, П.Мораном, начал выполнять заказы маркизы Касатти и Дж.Ротшильда. Для модельера Ж.Пакена он создал большую коллекцию под названием «Фантазии на современный костюм», вскоре стал близок модным домам Шанель и Пуаре. Художник разрабатывал дизайн интерьеров и украшений, сумок и париков, шляп и других модных аксессуаров. С 1920 года карьера Бакста получила дальнейшее развитие, благодаря его сотрудничеству с Ж.Руше – директором Парижской оперы: художник был его советником по танцу и балетным постановкам. Для Парижской оперы он создал декорации и костюмы к спектаклям «Аладин или волшебная лампа» (1919), «Мученичество святого Себастьяна» (1922), «Зачарованная ночь» (1923), «Федра» (1923), Иштар (1924). Среди них второй и четвертый балеты поставила Рубинштейн.
Дивные декорации Бакста представляли собой огромные живописные панно, находящиеся в ансамбле с объёмно-пластической архитектурой и скульптурой. Оставляя свободным планшет сцены, панно служили фоном и создавали эмоциональную атмосферу для сценического действия. Бакст был художником-новатором: он успешно реформировал сценический костюм. Его изысканные и неистощимые в своей красочной фантазии костюмы выявляли рисунок танца, изящно подчеркивали пластику танцовщика и художественного образа, были неразрывно связаны с музыкой и драматургией спектакля.
Главные темы творчества Бакста – ориентальная, сказочно-фантастическая и особенно античная. Используя свои впечатления от искусства и природы Греции, где вместе с В.Серовым путешествовал в 1907 году, Бакст превосходно стилизовал античность как «счастливое детство» человечества. Влюбленный в старину и восточное искусство художник объединил экстравагантность art nouveau с чувством меры и глубоким смыслом. В своём творчестве художник был связующим пластом между классицизмом своих учителей и модернизмом новых друзей – П.Пикассо и А.Матисса.

leg6

Эскиз декорации для второго акта балета «Федра»

Бакст создал обширную галерею живописных и графических портретов своих знаменитых современников, прославился как искусный дизайнер дамских аксессуаров, как смелый новатор женской моды. Многогранное творчество Бакста оказало большое влияние на театральных художников, модельеров и дизайнеров ХХ века. Художник был автором балетных либретто и многочисленных статей по разным видам искусства. Он читал лекции и увлекался фотографией, проявлял интерес к кинематографу. Бакст написал автобиографический роман с обилием интригующих подробностей.
Мемориальная выставка Бакста в Парижской национальной опере
Уникальная экспозиция вызвала огромный интерес. Её открытие проходило при небывалом скоплении народа. Многим пришлось слушать ораторов через трансляторы, находясь в фойе театра, так как выставочные залы были переполнены. С речами выступили Лоранс Энгель – президент Национальной библиотеки Франции, и Стефан Лисснер – директор Парижской национальной оперы. Он, в частности, сказал, что «в недавнем времени на сцене театра зрители могли видеть этуалей балетной труппы в костюмах Бакста – это Аньес Летестю в «Умирающем лебеде», Николя Ле Риш в «Послеполуденном отдыхе фавна» и Матиас Эйманн в «Видении розы». Два месяца тому назад Американский Театр Балета показал на сцене Дворца Гарнье балет Чайковского «Спящая красавица», созданный в 1921 году в Лондоне. Этот спектакль предстал в изумительно красивых костюмах и декорациях Бакста».

leg6

Слева – этюд обнаженной И.Рубинштейн; справа – головной убор И.Рубинштейн для балета «Шехеразада»

Ретроспективная выставка развернута в шести музейных залах библиотеки Парижской национальной оперы, находящейся во Дворце Гарнье. В экспозицию включены 130 произведений из 10-и музейных и частных коллекций Парижа, а также из Марсельского музея декоративно-прикладного искусства и моды, из собраний некоторых анонимных лиц. На хорошо организованной выставке представлены театральные костюмы, макеты декораций, сценографические наброски, эскизы и рисунки, картины и фотографии, манускрипты и видео. Некоторые экспонаты малоизвестны или выставляются впервые. Особый интерес вызывает балетная пачка, в которой Павлова танцевала миниатюру «Умирающий лебедь» в хореографии Фокина на музыку К.Сен-Санса, фрагмент из его сочинения «Карнавал животных». Истинное восхищение вызывает эффектно аранжированный головной убор из полудрагоценных камней, в котором Рубинштейн танцевала в балете Фокина «Шехеразада» на премьере в Парижской опере (1910). Неизвестный этюд обнаженной Рубинштей, выполненный в смешанной технике (карандаш, гуашь, акварель) в 1916 году, одолжен неизвестным коллекционером. Также из частной коллекции выставлен дивный карандашный портрет Алисы Уардер Гарретт, созданный в 1923 году.

leg3

Рисунок костюма Нарцисса для В.Нижинского

Вновь можно видеть знаменитые обложки официальных программ Русских балетов, показанных в Париже в 1911 и 1912 годы. Привлекает внимание малоизвестный рисунок сценического костюма, придуманный Бакстом для Нижинского, исполнившего центральную партию в балете «Нарцисс». Его поставил Фокин на либретто Бакста и музыку Н.Черепнина в Монте-Карло в 1916 году. Среди многочисленных эскизов к балетным спектаклям впервые представлен рисунок костюма Доротеи к постановке «Женщины в хорошем настроении». Богатую фантазию «волшебника красок», как назвал Бакста его большой друг и знаменитый писатель д’Аннунцио, наиболее убедительно отражают рисунки сценических костюмов Королевы и Феи-сирени в балете Чайковского-Петипа «Спящая красавица», который восстановили Н.Сергеев и Б.Нижинская в Лондоне в 1921 году. Взору публики предстает неизвестный рисунок костюма царя Еврита, партию которого танцевал П.Капеллани в балете «Федра». Среди большого числа макетов декораций яркое впечатление производят, в частности, эскизы для вторых актов трагедийного балета «Федра» и феерической оперетты «Аладин или волшебная лампа» (Париж, 1919), для первой сцены балета «Зачарованная ночь» (хореография Л.Стаатса, либретто Бакста, музыка Шопена), для пролога балета Фокина «Пизанелло или ароматная смерть», премьера которого состоялась на сцене Парижского театра Шатле в 1913 году.
Выставку украшают коллекции высокой моды ведущих домов моды, созданные по мотивам сценических костюмов Бакста. Есть несколько эскизов и его сына – Андрея Бакста (1907-1972), художника театра и кино. Феерическое пиршество буйного цвета и экспрессивной линии Леона Бакста достойно прославляет его феноменальный талант. Открытие мемориальной экспозиции творчества гения-колориста стало важным событием в художественной жизни Франции и Европы. Содержание выставки отражает прекрасно изданный каталог – «Бакст» (22х27 см.), 192 стр., 100 иллюстраций.

Crédits photos: BnF département de la Musique, Bibliothèque musée de l’Opéra