«ALEATORIO» – НОВОЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ДИВО ЖАНА-КРИСТОФА МАЙО
23/12/2016 – Виктор Игнатов
16 – 18 декабря 2016, Salle Garnier Opéra de Monte-Carlo, Monaco

Завершая десятидневный международный фестиваль Monaco Dance Forum, в Зале Гарнье Оперы Монте-Карло состоялась премьера балета Ж.-К.Майо «Aleatorio». Одноактный спектакль, поставленный для труппы Балет Монте-Карло, хореограф составил из трёх ранее созданных им пьес, но две из них теперь предстают с иной музыкой. Несмотря на концептуальные и хореографические различия трёх частей, танцевальное действо развивается необычайно гармонично и логично в полном соответствии со звучащей музыкой И.С.Баха и Бертрана Майо. Первые две части балета завораживают причудливыми метаморфозами мужских и женских ансамблей, а также дивным видео. В финальной части идет любовный дуэт-поединок: его блистательно исполняют Мод Сабуран и Кристиан Твожиянский.

ma1В 1993 году по приглашению Принцессы Ганноверской Каролины талантливый французский хореограф Ж.-К.Майо возглавил труппу Балет Монте-Карло. Под его руководством молодой коллектив (50 артистов) быстро развивался и достиг высокого уровня. За истекшие 23 года Ж.-К.Майо создал около 80-и произведений. Некоторые его постановки включены в репертуар 10-и крупных балетных трупп ряда стран. В частности, в 2014 году он поставил балет «Укрощение строптивой» на музыку Д.Шостаковича в Большом театре России. Хореограф награжден Орденом за заслуги в культуре Монако, он также Кавалер Ордена Гримальди, Кавалер французского Ордена искусств и литературы, Ордена Почетного легиона Франции, лауреат Приза Benois de la Danse (2008).
В своём творчестве Ж.-К.Майо проделал плодотворный путь и достиг грандиозных высот в искусстве танца. Сегодня прославленный хореограф, как всегда, одержим яркими идеями и горит страстным желанием их все осуществить. В ходе недавней беседы Жан-Кристоф мне сказал, что при создании новых балетов его «вдохновляет не только музыка, но и артисты». Поэтому каждый спектакль хореографа полноценно отражает индивидуальность исполнителей, позволяет им максимально раскрыть свой творческий потенциал, свои танцевальные и артистические способности. Сейчас труппу Балет Монте-Карло составляют артисты нового поколения. С прекрасными внешним данным, великолепно выученные танцовщицы и танцовщики хорошо владеют хореографическим стилем Ж.-К.Майо и составляют гармоничный коллектив, в котором есть и одаренные солисты. Именно эти достоинства труппы и побудили Жана-Кристофа поставить балет под названием «Aleatorio», что в переводе с итальянского языка означает «Случайный». Спектакль действительно появился случайно.

ma2«После того, как я создал балет «Укрощение строптивой» для Большого театра, – рассказал Ж.-К.Майо, – в прошлом году я ничего не ставил кроме пьесы «Почти ничего» на музыку моего брата. Я недооценил того, что постановка «Укрощения строптивой» потребует так много энергии. Это был период, когда Бернис Коппьетерс, Гаетан Морлотти и Крис Роеландт – артисты, с которыми моё творчество была связано нутром, должны были покинуть труппу. Испытывая сомнения, я спрашивал себя – не стоит ли мне остановиться на некоторое время? Есть хореографы, которые достаточно увлечены своей работой и могут творить для любого инструмента. Это не для меня. К тому же в 56 лет моё тело не может отвечать идеям в той же манере, как раньше. Я творю, исходя из собственных импровизаций. Каждый раз, когда я пробовал сочинить пьесу, была полная пустота. В это время я отстранился и подумал – подождем того момента, когда разум наполнится».
Такой момент наступил, и появился спектакль «Aleatorio». О своём замысле Ж.-К.Майо рассказал: «Этот балет достаточно специфичен, так как в нём сгруппированы три небольшие пьесы – «Мужские танцы», «Мужские танцы для женщин» и «Почти ничего», которые я поставил, соответственно, в 2002, 2009 и 2015 годы. Глядя в прошлое, я увидел связь между этими пьесами. К тому же они хорошо подходили для эксперимента, который мне уже давно хотелось осуществить, а именно – разъединить пьесу и музыку, на которую она была поставлена. Теперь вместо музыки Стива Райха звучит сочинение И.С.Баха. Эти композиторы взаимосвязаны достаточной похожестью в их математической композиции помимо орнаментации. Меня издавна завораживали эксперименты Мерса Каннингема и Джона Кейджа по случайной диссоциации в музыкальной связи. Я всегда работаю в тесном контакте с музыкой и танцовщиками. Связь с музыкой настолько сильная, что она генерирует мой хореографический текст, но иногда сковывает. Создавая диссоциацию с другой партитурой, хореография теряет ограничение. Это именно то, что мне хотелось выяснить экспериментально. Но я не иду путем полной случайности Мерса Каннингема. Новое хореографическое произведение сохраняет свой ритм и смысл, но использование иной музыки дает ему что-то удивительное и действительно неожиданное».

ma5Название балета «Aleatorio» – «Случайный», полностью соответствует замыслу Ж.-К.Майо. Просматривая свои старые постановки, он случайно обнаружил взаимосвязь между тремя ранее поставленными им пьесами. Решив их объединить, хореограф также проделал с двумя пьесами эксперимент подобно тому, что иногда делали М.Каннингем и Дж.Кейдж. В бессюжетных опусах «Мужские танцы» и «Мужские танцы для женщин» Ж.-К.Майо отделил хореографию от музыки американского минималиста С.Райха – «Morceaux de bois» (1973), и заменил её на Итальянский концерт И.С.Баха в исполнении известного французского пианиста Александра Таро. «Случайный» (!) выбор нового музыкального сопровождения неожиданно дал потрясающий результат: хореография сохранила свое великолепие, но приобрела более широкое измерение, особое изящество, изысканную гармонию и мощную энергетику. Для свершения этого чуда Ж.-К.Майо, конечно же, хорошо поработал над адаптацией свой прежней хореографией к новой музыке и сочинил несколько дополнительных танцев. В итоге смелый эксперимент оказался более удачным, чем мог бы быть. Две первые части балета вместе с пьесой «Почти ничего», сохранившей свою прежнюю музыку, составляют хореографический триптих «Aleatorio» – новое диво Ж-К.Майо. Как же предстаёт этот спектакль?

ma4Представление идет на пустой сцене. Искусно составленная световая партитура позволяет придать ей интересное монохромное оформление. Спектакль длится не более часа и сразу же завораживает своим музыкально-танцевальным действием. Оно начинается после небольшого и очаровательного вступления, которое задает тон всему спектаклю. На сумрачную сцену выползает группа парней, а на заднике-экране появляются видео-проекции красивых женских ножек, кокетливо переступающих на атласных пуантах. Это дивное видение, естественно, поднимает парней на ноги, и, уже стоя, они заворожёно любуются ножками балерины, которые, словно по волшебству, постепенно удваиваются и даже утраиваются. Возбужденные столь чувственным зрелищем, парни бросаются в головокружительный танец, в котором, естественно, получают истинное наслаждение.
Динамичные танцы мужских ансамблей развиваются в полном соответствии с темпом, строем и эволюцией баховской партитуры. В чарующем потоке ритмичных и божественно красивых музыкальных тем стройные и крепкие танцовщики составляют разные по численности группы, которые, словно фортепианные вариации, непрерывно трансформируются, пленяя свободой жестикуляции, элегантностью пластики и красотой саморазвивающихся движений. В синхронных и асинхронных группах танцовщики демонстрируют каскады виртуозных прыжков, стремительных пируэтов и туров. При этом они создают из оригинальных связок множество эффектных композиций, которые в своей полифонии формируют иллюзорный танцевальный фейерверк. Музыкальный поток приобретает визуальные образы, благодаря хореографическим метаморфозам, придуманных с редкостной фантазией и утонченным вкусом. Несмотря на достаточно высокий темп и ритм сценического действа, танцевально-пластические забавы молодых и резвых парней не угасают, а наоборот – нарастают под гипнотическим воздействием ножек балерины, которые периодически проектируются на заднике-экране. Когда же на сцену загадочно выходит женская группа, танцовщики, неожиданно, увядают и постепенно удаляются за кулисы. Очаровательные танцовщицы не могут их удержать, несмотря на то, что, обольстительно лежа на сцене, девушки громко и призывно вздыхают.

ma3Вторая часть балета – широкая демонстрация женского неоклассического танца. Хотя здесь невысокий темп, танцовщицы на пуантах сплетают интересные ансамбли, впечатляя изяществом и разнообразием лексических новаций. Грациозные балерины, скажем, парят в бисерном па-де-бурре, переходят в элегантный арабеск и завершают его красивым пируэтом, после чего идёт эффектная вариация с причудливой жестикуляцией и акробатикой. Например, лёжа на полу танцовщицы задирают ножки на манер стройных «берёзок». Неожиданные сочетания балетной классики и современного танца – характерная особенность стилистики Ж.-К.Майо. Женские ансамбли, как и мужские, выстроены оригинально и с тонким юмором; они пленяют своей музыкальностью и органичностью. Появление мужской группы не производит впечатление на танцовщиц. Девушки с наслаждением сплетают замысловатые композиции, и в них проявляется неординарное мышление хореографа.
Парни и девушки танцуют, соответственно, в чёрных плавках и купальниках, поверх которых одеты темные полупрозрачные майки и рубашки. Такие сценические костюмы позволяют артистам не только свободно двигаться, но и демонстрировать красоту их гибких тел. Главное же состоит в том, что простые костюмы дают возможность сконцентрировать внимание зрителей на танце. Это особенно важно в заключительном дуэте, поэтому оба исполнителя одеты «по-домашнему».

Мод Сабуран и Кристиан Твожиянский в балете «Aleatorio»

Мод Сабуран и Кристиан Твожиянский в балете «Aleatorio»

Последняя часть балета является его логическим завершением, хотя она и контрастирует с двумя предыдущими абстрактными зарисовками как по своей танцевальной стилистике, так и по драматической насыщенности. Интимный 15-минтный дуэт идёт под интересную музыкальную композицию Бертрана Майо. Композитор составил её с использованием разнообразных природных звуков – щебета птиц, скрипа деревьев, стука дятла, журчания ручья, шума ветра, шороха града, а порой и гудения электрички. Психологически напряженный дуэт отражает сложные взаимоотношения возлюбленной пары. Соперничающие друг с другом персонажи предстают в широком диапазоне глубоких чувств и страстных порывов. Между любовниками возникают то острые конфликты, то сладостные примирения, то жёсткая конфронтация, то пылкая нежность. Эта танцевально-чувственная игра и одновременно дерзкая дуэль двух сильных личностей находит яркое выражение в богатой экспрессивной пластике персонажей, сплетающих акробатические композиции с обилием впечатляющих трюков. Дуэт обворожительно исполняют Мод Сабуран и Кристиан Твожиянский. Будучи супругами с десятилетним стажем, они предельно искренне и достоверно интерпретируют драматически сложную и многоликую миниатюру, блистательно демонстрируют свой высочайший артистизм и своё танцевальное мастерство.
Через 10 дней после заключительного показа спектакля «Aleatorio» в Монако состоится премьера второй версии балета Ж.-К.Майо «Красавица», поставленного на музыку П.Чайковского в 2001 году. Теперь балет предстанет в новых сценических костюма Джерома Каплана. На главные партии приглашены солисты Большого театра России – Ольга Смирнова и Семён Чудин. Спектакль в исполнении Балета Монте-Карло и в сопровождении Филармонического оркестра Монте-Карло можно увидеть с 28 декабря с.г. по 3 января 2017 года.

Crédit photos :  Alice Blangero