«ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ» РОЛАНА ПЕТИ В ИСПОЛНЕНИИ БАЛЕТНОЙ ТРУППЫ РИМСКОЙ ОПЕРЫ
16/01/2017 – Виктор Игнатов
13 -15 января 2017, Théâtre des Champs-Elysées, Paris

В рамках программы TranscenDanses в Театре Елисейских Полей состоялись первые гастроли в Париже балетной труппы Римской оперы. Престижный коллектив под руководством Элеоноры Аббаньято, этуали Парижской оперы, показал балет Ролана Пети «Летучая мышь», созданный в 1979 году на сюжет и музыку одноименной оперетты Иоганна Штрауса-сына. Двухактный спектакль, действие которого происходит в Париже, восстановил Луиджи Бонино, сохранив изящные декорации Жана-Мишеля Вильмотта и красивые костюмы Луизы Спинателли. В представлениях великолепно звучал оркестра Lamoureux под управлением Давида Гарфорта. Главные партии блистательно исполнили талантливые солисты труппы – Ребекка Бьянки (Белла), Марко Маранжио (Иоганн), Антонелло Мастранжело (Ульрих).


По инициативе продюсерской компании Productions Internationales Albert Sarfati парижский Театр Елисейских Полей уже третий сезон осуществляет программу TranscenDanses, которую всегда составляют исключительно яркие танцевальные спектакли. Нынешнюю программу открыл балет Ролана Пети «Летучая мышь», поставленный в 1979 году. В том же году, вскоре после премьеры спектакля, труппа Марсельского балета показала «Летучую мышь» в Театре Елисейских Полей, а инициатором этих гастролей стал парижский продюсер Альбер Сарфати. Весьма символично, что сейчас, 37 лет спустя, именно компания Productions Internationales Albert Sarfati представила знаменитый балет в Театре Елисейских Полей, в котором Р.Пети начал карьеру хореографа. Теперь его спектакль предстал в исполнении балетной труппы Римского оперного театра, которая впервые приехала в Париж. Престижный коллектив, включающий 67 артистов, уже 18 месяцев возглавляет Элеонора Аббаньято – этуаль балета Парижской национальной оперы, по контракту с которой балерина продолжит свои выступления с этой труппой в течение ещё двух лет.

Элеонора Аббаньято

Элеонора Аббаньято

Судьба связала Э.Аббаньято, очаровательную итальянку, с Р.Пети, когда той было всего 11 лет: хореограф её выбрал для исполнения девочки Авроры в своём балете «Спящая красавица». В 1996 году по окончании Школы танца Парижской оперы Элеонора была принята в знаменитую труппу. Семь лет спустя, 27 марта 2013 года, после исполнения программы в честь Р.Пети, в которой Э.Аббаньято блистательно станцевала главную партию в балете «Кармен», она была провозглашена этуалью. Давняя влюблённость в творчество Р.Пети побудила Элеонору возродить его балет «Летучая мышь» для труппы Римского оперного театра. Премьера спектакля состоялась в прошлом году и вызвала восторженный прием у публики. В 2015 году итальянская труппа показала ещё два балета Р.Пети – «Коппелия» и «Пинк Флойд».
Ролан ПЕТИ – хореограф великого и многогранного таланта
Р.Пети (1924 – 2011) французский артист и хореограф, учился в Школе танца Парижской оперы (1933-40), затем был танцовщиком этого театра (1940-44), где в 16 лет проявись способности хореографа. В 20-летнем возрасте покинул Парижскую оперу и начал ставить танцы для Театра Сары Бернар. В 1945-47 годы был художественным руководителем труппы Балет Елисейских Полей, в 1948-49 годы (с перерывами) возглавлял собственную труппу Балет Парижа. В 1962-64 годы работал в Национальном народном театре (TNP), в 1965-70 годы – в Парижской опере, где даже согласился возглавить труппу, но через 6 месяцев уволился. В 1970-75 годы был владельцем Парижского казино, где создавал эстрадные программы; ставил спектакли в крупнейших труппах Лондона, Гамбурга, Милана, Мельбурна. В этих постановках в полной мер проявился его дар пластически-выразительной компоновки массовых сцен и остропсихологической индивидуализации образов.
В 1972 году Р.Пети основал и 26 лет возглавил труппу Марсельский балет, для которой создал Школу танца. Её закончили многие известные артисты, в частности, Доминик Кальфуни, Дени Ганио, Луиджи Бонино. Параллельно Р.Пети ставил спектакли в самых крупных труппах Франции, Италии, Германии, Великобритании, США, Канады, Кубы. В марте 1998 года хореограф покинул своё детище в Марселе и стал возобновлять свои старые балеты в Париже, Сан-Франциско, Токио, Буэнос-Айресе, Милане, Нанси, Неаполе, Флоренции…

Ролан Пети

Ролан Пети

Р.Пети не останавливался в своем творческом развитии. Он постоянно обновлял свой хореографический стиль и свою танцевальную лексику. Р.Пети был специалистом лирических па-де-де и прославился постановками больших спектаклей на основе драматургически сильных сюжетов. Мастер комических реприз, влюбленный в эксцентрику и юмор, он создал ряд эстрадных шоу на Бродвее и в Парижском казино, часто с участием своей музы и жены, прелестной балерины Зизи Жанмар. Хореограф попробовал себя во многих жанрах, включая кино и телевидение, оперетту и мюзик-холл. Р.Пети быстро понял секрет успеха С.Дягилева, и, согласно концепции великого русского импресарио, также как он, стал работать в окружении многих талантливых драматургов, композиторов, декораторов, модельеров и артистов.
В своём творчестве Р.Пети тяготел к конфликтной балетной драматургии, динамичности сюжета, ярко очерченной образности. «Актерский театр» Р.Пети развивал особенности дарования исполнителей. Многие свои балеты хореограф поставил специально для выдающихся артистов. Среди них Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Майя Плисецкая, Алессандра Ферри, Карла Фраччи, Марго Фонтен, Луссия Лакара, Ноэлла Понтуа, Манюэль Легри, Николя Ле Риш, Массимо Мурро, Николай Цискаридзе. Наиболее известные спектакли Р.Пети поставил для Зизи Жанмер: «Зизи – локомотив, к которому я цепляю все мои балеты». Она танцевала в балетах «Кармен», «Летучая мышь», «Зизи, я тебя люблю», поставленных специально для нее.
Великий французский хореограф создал 150 произведений. Среди них особенно популярны «Встреча» и «Бродячие музыканты» (1945), «Юноша и смерть» (1946), «Кармен» (1949), «Волк» (1953), «Собор Парижской богоматери» и «Потерянный рай» (1967), «Турангалила» (1968), «Гибель розы» и «Пинк Флойд» (1973), «Арлезианка» и «Пруст, или перебои сердца» (1974), «Коппелия» и «Фантастическая симфония» (1975), «Пиковая дама» (1978 и 2001), «Голубой ангел» (1985), «Клавиго» (1999), «Пути творения» (2004).
Искусство Р.Пети, неоромантическое по духу, сохраняет связь с наследием классической хореографии, однако стремится преодолеть отвлеченность танцевальной лексики, обогащая её элементами танца мюзик-холла, пантомимы и драматического искусства.
Балет Р.Пети «Летучая мышь»
Австрийский композитор Иоганн Штраус-сын вошел во всемирную историю не только как «король вальса», но и как автор ряда великолепных оперетт, обильно насыщенных разнообразными танцевальными мелодиями и ритмами. Лучшие оперетты композитора – искрометная «Летучая мышь» (1874) и колоритный «Цыганский барон» (1886) – популярные и доныне. Р.Пети, давно тяготеющий к жанру оперетты, взялся за постановку «Летучий мыши». В 1979 году в труппе Марсельского балета появился спектакль, о котором Зизи Жанмер, в частности, сказала: «Ролан Пети поставил для меня балет «Летучая мышь», который я так любила танцевать с Дени Ганио и Луиджи Бонино. В этом спектакле узнаёшь, как женщина может сковывать «летучую мышь» мужа. Обо всем этом я храню незабываемые воспоминания». С 1975 года Л.Бонино, будучи артистом труппы Марселького балета, исполнял ведущие партии во многих постановках Р.Пети и стал его ассистентом. Хореограф дал ему мандат на восстановление своих спектаклей в разных труппах. Именно Л.Бонино возродил «Летучую мышь» для балетной труппы Миланского театра Ла Скала (2003). В прошлом году по просьбе Э.Аббаньято он восстановил этот спектакль и для балетной труппы Римской оперы. После смерти хореографа в 2011 году Л.Бонино является артистическим директором всех спектаклей Р.Пети.

Сцена вечеринки в ресторане Maxim’s

Сцена вечеринки в ресторане Maxim’s

И.Штраус-сын сочинил оперетту «Летучая мышь» на либретто К.Хафнера и Р.Жене по А.Мельяку и Л.Галеви. Для одноименного балета Дуглас Геймпи сделал музыкальную аранжировку, а Р.Пети адаптировал сюжет: сценическое действие перенесено из Вены в Париж, и оно развивается в конце ХХ века. Главные персонажи знаменитой оперетты получили новые имена: в балетной версии Розалинда стала Беллой, Айзенштайн – Иоганном, Фальк -Ульрихтом. Основу сюжета составляет история буржуазной семьи, в которой из-за монотонности жизни возникает кризисная ситуация: в поисках любовных развлечений отец многодетного семейства (Иоганн) превращается в летучую мышь. Белла, жена Иоганна, чтобы вернуть супруга получает поддержку от Ульрихта – друга семьи. Элегантная хореографическая фреска, сочиненная в стиле Belle époque, наполнена фрейдистскими метафорами и острой сатирой на буржуазный декаданс. Верный своей творческой манере, Р.Пети сумел объединить классический язык (использованный для традиционных вариаций на пуантах, больших вальсов и па-де-де) с неоклассическим стилем и дивертисментом мюзик-холла, с иронической пантомимой и напряженной музыкальной ритмикой.
Как же предстает спектакль?
В аскетическом интерьере богатого особняка появляется оживленная группа детей, няня и Белла – прекрасная хозяйка дома. В ожидании супруга она комично накрывает на стол, вызывая смех зрителей в зале. Наконец-то является уставший и хмурый Иоганн. Не обращая внимания на супругу и детей, он усаживается в кресле. Вскоре приходит Ульрихт, он раздает всем подарки. Когда же семья и гость оказываются за большим столом, начинается динамичная пантомима: все эксцентрично размахивают руками перед ртом, изображая быстрое поглощение пищи.

 Иоганн (М.Маранжио), Ульрихт (А.Мастранжело), Белла (Р.Бьянки ) в Maxim’s

Иоганн (М.Маранжио), Ульрихт (А.Мастранжело), Белла (Р.Бьянки ) в Maxim’s

После ужина супруги приходят в спальню и ложатся в пастель, но пылкие любовные ласки уже давно забыты. Белла, встревоженная холодностью супруга, вскоре понимает в чём причина: на её глазах у Иоганна вырастают крылья летучей мыши. В поисках любовных приключений он взлетает и через открытое окно исчезает в ночном звёздном небе. Страдающая Белла находит утешение в обществе Ульрихта: он соглашается помочь ей изменить ситуацию. По его совету Белла меняет свой облик и в экстравагантном наряде отправляется вместе с Ульрихтом в модный ресторан Maxim’s. На фоне красного задника-экрана среди чёрных блестящих колонн здесь расставлены красные столы и стулья. Элегантно одетые официанты наводят порядок и забавно танцуют. Особенно впечатляет трио, ловко сплетенное из комических движений, виртуозных вращений и эффектных экаров. Появляются гости – дамы в длинных платьях и широких шляпах, господа в строгих смокингах и высоких цилиндрах. Вечер открывает трио темпераментных субреток: девушки лихо отплясывают на пуантах и кокетливо размахивают юбками. В едином динамичном и синхронном ансамбле сливаются все гости. В разгар веселья появляется Иоганн: под музыкальный фейерверк он исполняет яркое соло с обилием сложных прыжков и вращений. Сольные вариации блистательно танцуют Белла и Ульрихт: их не узнать, так как они изменили свою внешность. Иоганн, обольщенный незнакомкой, пытается с ней танцевать в дуэте, но ему это не удается – прекрасная дама изящно ускользает. Интерьер ресторана быстро исчезает, на фоне синего задника-экрана появляется белая лошадь с черной каретой. В неё усаживается незнакомка, а окрыленной этой встречей Иоганн, взлетает и, устроившись на крыше кареты, несется к своему, возможно, новому счастью.

Фрагмент из пятой картины

Фрагмент из пятой картины

Второй акт открывает пятая картина, она разворачивается на пленере. Его олицетворяет живописный задник – шахматное панно в окружении стройных кипарисов. На пустой сцене появляются гости в карнавальных костюмах и золоченых маска: ансамбль кордебалета, словно группа марионеток, механично исполняет оригинальный танец, впечатляя графической лексикой и ритмичной динамичной, характерных для хореографического стиля Р.Пети. Комичное шоу маскарада украшают танцевальные трио как женские, так и мужские. Гости азартно веселятся на опереточный манер, изображая разных персонажей. Всеобщее внимание вызывает чардаш: его лихо отплясывает молодой венгр в сопровождении женской группы на пуантах. Центральными становят сольные выступления Беллы: в образе таинственной незнакомки она теперь сверкает в ярко красном наряде. Белла и Ульрихт, одетый также, как венгр, танцуют вместе с исполнителями чардаша. Иоганн пытается соединиться с Беллой в дуэте. На сцене угасает свет, на заднике загораются ночные звезды. Благодаря крыльям летучей мыши, герой взлетает над сценой и внезапно уснувшими всеми участниками маскарада. Летая, Иоганн в то же время не отпускает рук Беллы и явно наслаждается этим романтическим дуэтом. Идиллическое видение рушится с появлением полицейских: их вызвали потому что недостойное поведение Иоганна спровоцировало скандал и драку среди гостей. В итоге героя арестовывают и стараются увести, но он упорно сопротивляется, стремясь обнять возлюбленную незнакомку. Бал продолжается: гости танцуют красивый и мелодичный вальс, насыщенный причудливыми жестами и поддержками, эффектными композициями и обводками. Белла вальсирует в паре с галантным Князем.

Фрагмент из пятой картины

Фрагмент из пятой картины

Действие шестой картины происходит в тюрьме. На сумрачной задымленной сцене высится огромная решётка, за ней видны заключенные. Один из них – тенор, он замечательно поёт фрагменты из оперных арий. На авансцене комично исполняет соло начальник тюрьмы – переодетый Ульрихт. Появляется Белла в сопровождении Князя. По её приказу начальник тюрьмы освобождает Иоганна. Когда все уходят, Белла сбрасывает чёрную мантию: в белом облегающем трико, как бы обнаженная, она сливается с Иоганном в любовном па-де-де, чаруя кантиленой чувственных поз и движений. Белла целует героя. Опьяненный счастьем, он засыпает. Ульрихт приносит Белле её сумочку, она достает ножницы и обрезает Иоганну крылья летучей мыши, как Далила срезала волосы у спящего Самсона.
Седьмая картина предстает в интерьере семейного особняка. Няня с венчиком наводит порядок; девушку разыгрывает Ульрихт, между ними начинается очень забавный лирический дуэт, но появляется Белла. Она возвращается к своей прежней жизни, с которой начался спектакль. Вскоре приходит Иоганн, между супругами идёт сцена образной пантомимы. По-обыкновению герой устраивается в кресле, и Белла одевает ему на ноги домашние туфли, как символ семейного благополучия и счастья. Порядок и умиротворение возвращаются в дом героев.
Исчезает домашний интерьер, появляются колонны на фоне живописного задника с шахматным панно. Под дивные звуки знаменитого вальса на сцене появляются все участники спектакля, одетые в бальные белые платья и чёрные смокинги. Кордебалет сплетает удивительные по красоте ансамбли, в которых ведущие партии отведены дуэту героев. На сцене царит роскошное пиршество музыки, танца и всеобщего счастья! После стремительной части большого вальса все исчезают, а на тёмной сцене в пятне света герои замирают в нежном поцелуе. Так сказочно красиво заканчивается балет Р.Пети «Летучая мышь».
Парижская публика с большим энтузиазмом приняла прекрасный спектакль, в котором хореограф сочинил множество великолепных ансамблей, соло и па-де-де, сумел создать ряд театральных эффектов и удивительных мизансцен. Важнейшая особенность и несомненное достоинство постановки – это искрометный юмор, эксцентрика и комичность, роднящие этот балет с искусством оперетты. В столь напряженном и динамичном спектакле уровень исполнительства играет первостепенную роль. Нужно признать, что балетная труппа Римской оперы достойно представила «Летучую мышь» и продемонстрировала своё танцевальное и сценическое мастерство. Спектакль мог произвести ещё большее впечатление, если бы артисты проявили больше экспрессии и энергии, столь важной для жанра оперетты.

Па-де-де Беллы (Р.Бьянки) и Иоганна (М.Маранжио) в 6-й картине

Па-де-де Беллы (Р.Бьянки) и Иоганна (М.Маранжио) в 6-й картине

Солисты исполнили центральные роли великолепно. Особенно пленяла своим редкостным талантом Ребекка Бьянки, родом из Пелермо. В 2009 году она закончила Школу балета Римской оперы и сразу же была принята в труппу театра. В декабре 2015 года Ребекка получила звание этуали. В мае прошлого года она выступила в роли Жизели на сцене Большого театра России в Москве как номинант Международного приза Benois de la Danse. В балете «Летучая мышь» Ребекка обворожительно танцевала партию Беллы. Прекрасно сложенная балерина с дивными поющими руками демонстрировала отточенную танцевальную технику и высочайшее артистическое мастерство. Она создала на сцене яркий и пленительный образ, который наверняка бы восхитил самого Р.Пети. В роли Иоганна выступил Марко Маранжио. В родном городе он закончил Школу балета Римской оперы. В 2013 году танцевал в московской труппе Кремлевский балет, исполняя постановки Мауро Бигонзетти. В том же году вернулся в Римскую оперу. В балете «Летучая мышь» одаренный танцовщик сумел достойно воплотить противоречивый образ героя. Технически сложная партия Иоганна потребовала от Марко большого мастерства, однако он не всегда чисто исполнял каскады высшего пилотажа, искусно составленные из элементов балетной классики. Партию Ульрихта блистательно танцевал Антонелло Мастранжело. Талантливый выпускник Школы балета Ла Скала два года танцевал в Милане, затем перешел в Римскую оперу, где уже 6 лет успешно исполняет ведущие партии классического репертуара. В балете «Летучая мышь» танцовщик-виртуоз восхищал своей филигранной техникой и сценическим мастерством, часто вызывая аплодисменты в зрительном зале. Обаятельный артист особенно ярко сверкал искрометными трюками и феноменальным танцем в многочисленных сольных номерах. В партии Няни большое впечатление произвела Анжела Кузнецова: очаровательная балерина изумительно исполнила важную роль с обилием тонкого юмора и милого шарма.
Во всех четырех представлениях балета принимали участие 5 учеников парижского Ателье хореографического искусства (LAAC), которое возглавляют Клермари Оста и Николя Ле Риш. Дети замечательно справились со своими небольшими, но интересными партиями.
Высших похвал заслуживает оркестр Lamoureux под управлением Давида Гарфорта. Особенно красочно и органично оркестр звучал во втором отделении спектакля. По ходу представления музыканты, видимо, разыгрались и стали исполнять свои партии с большим вдохновением. Благодаря изысканной трактовке талантливого дирижера и великолепию оркестра, музыка И.Штрауса-сына звучала чудесно и доставляла истинное наслаждение.
Первые гастроли балетной труппы Римской оперы в Париже и показ балета Р.Пети «Летучая мышь» стали событием культурной жизни французской столицы в только что начавшемся 2017 году.
Crédits photos: Yasuko Kageyema, Breguet, M. Logvinov