ЮБИЛЕЙНЫЕ ГАСТРОЛИ КАНАДСКОЙ ТРУППЫ : БАЛЕТ ШТЕФАНА ТОССА «ДЕВУШКА И СМЕРТЬ»
11/03/2017 – Виктор Игнатов
9 – 17 марта 2017, Théâtre National de la Danse de Chaillot, Paris


В национальном театре танца Шайо успешно проходят гастроли труппы Les Grands Ballets Canadiens de Montréal. Отмечая 375-летие Монреаля, 150-летие Канадской конфедерации и своё 60-летие, труппа показывает балет «Девушка и Смерть» в постановке немецкого хореографа Штефана Тосса. В полуторачасовом спектакле звучит музыка десяти композиторов, включая Ф.Шуберта. Напряженное хореографическое действие – это диалог между жизнью и смертью. Представление, погруженное в глубокий сумрак, развивается загадочно и философично. Балет искусно выстроен из множества дуэтов, олицетворяющих элементы мироздания и жизни. Сложный по смыслу и обилию символики спектакль филигранно исполняют 30 артистов труппы, которую уже 18 лет возглавляет Градимир Панков.

Les Grands Ballets Canadiens de Montréal
Канадская труппа была основана в 1957 году хореографом Людмилой Ширяевой. Для нового коллектива она поставила несколько оригинальных композиций. Репертуар труппы формировался на базе классических балетов («Жизель», «Щелкунчик», «Золушка») и пополнялся постановками современных хореографов. В 1999 году Les Grands Ballets Canadiens de Montréal возглавил Градимир Панков.

jf4Г.Панков – талантливый македонец, одержимый искусством балета, сделал блистательную карьеру танцовщика в бывшей Югославии и Германии. Затем он занялся педагогической деятельностью и возглавлял разные европейские труппы, среди которых NDT-2, Национальный балет Финляндии, Кульберг-балет Швеции, Балет Большого театра Женевы. Панков преподавал в Парижской опере, Лионской опере, Балете Гюльбенкяна и Американском театре балета.
Творческий потенциал Панкова, его идеи и проекты получили наивысшее проявление и развитие в труппе Les Grands Ballets Canadiens de Montréal. Благодаря его успешному артистическому руководству, репертуар труппы значительно обогатился за счёт произведений Матса Эка, Иржи Килиана, Охада Нахарина и более молодых хореографов, среди которых Кристиан Спук, Штефан Тосс, Стижен Селис, Диди Велдман. Панков сумел существенно расширить и географию гастролей: труппа получила всемирную известность и высокую репутацию. В 2008 году высокопрофессиональный коллектив Les Grands Ballets Canadiens de Montréal с большим успехом гастролировал в Париже в рамках летнего фестиваля Les étés de la danse: с 21 июля по 9 августа в Grand Palais были показаны несколько танцевальных программ, включавших произведения современных хореографов. Для нынешних юбилейных гастролей в Париже Панков выбрал балет «Девушка и Смерть» в постановке Штефана Тосса.

jf2Ш.Тосс родился в 1965 году в Лейпциге. Здесь он получил танцевальное образование, а в 1992 году, закончив карьеру солиста, стал хореографом в Дрезденской национальной опере. В 1998-2001 годы возглавлял балетную труппу в Кильском театре, в 2001-2006 годы – в Опере Ганновера, в 2007-2014 годы – в Опере Висбадена, в 2014-2016 работал как независимый хореограф, с 2016 года является директором балета и главным хореографом в Национальном театре Мангейма. Тосс создал множество произведений: среди них есть концептуальные балеты, шутовские комедии и классические опусы, для которых придумал также декорации, костюмы и свет. В 2011 году по приглашению Панкова хореограф восстановил для труппы Les Grands Ballets Canadiens de Montréal балет «Searching for Home» («Поиск дома»), который он создал в 2008 году для балета Висбадена. В 2012 году специально для канадской труппы Тосс поставил большой балет «Мечты», действие которого разворачивается в странной атмосфере, как бы во сне. Три года спустя в Монреале состоялась премьера балета «Девушка и Смерть». Спектакль был показан только 6 раз; теперь труппа его представляет в Париже.
Диалог между жизнью и смертью
Жизнь не существует без смерти. Эту истину знают все, но каждый человек её осознает по-своему. В своих произведениях философы и писатели освещают эту вечную тему по-разному. Весьма своеобразное отражение она получила в балете Тосса «Девушка и Смерть».

jf5Свой замысел хореограф пояснил так: «Чтобы найти ответ на моё жизненное беспокойство, я решил исследовать тему цикла жизни». Драматургическая концепция балета, его суть и структура достаточно сложны. Поэтому предоставим слово Тоссу: «Балет является диалогом между жизнью и смертью. Собственно говоря, это не история, а скорее абстрактный опус. Это подход драматурга, который ставит театральную пьесу из нескольких персонажей, собранных здесь и там из разных миров, чтобы потом их собрать в пространстве, всецело созданном воображением. Балет «Девушка и Смерть» выстроен вокруг элементов жизни, которыми являются вода, воздух, земля и огонь. Это элементы символические, и публика их поймет согласно своей восприимчивости. Вышеназванные элементы важны для передачи танцовщикам архитектуры хореографии. Серия па-де-де позволяет нам стать в какой-то мере свидетелями путешествия Девушки через эти элементы, как другие этапы или разные аспекты энергии, которые составляют жизнь. Девушка развивается и встречается со Смертью, которую воплощает человек в чёрном. Идентификация с четырьмя элементами у любого человека выражается через собственный язык тела. Пять других танцовщиц воплощают эти элементы и главные их качества: это ускользающая свобода воздуха, необходимость укоренения земли, возможность адаптации воды, которая приобретает форму своего содержания, и др. Тем не менее Смерть всё время бродит, меняя свой облик, иногда даже приходя на помощь жизни».

jf3Как же предстает спектакль? Хореограф, он же и сценограф, погрузил сценическое действие в гнетущий мрак. В тотально-чёрном пространстве лишь иногда возникают слабо освещённые проёмы. По ходу напряженного полуторачасового представления, состоящего из 11-и хореографических картин, появляются и исчезают сценографические аксессуары и небольшие рамы – символы жизни и смерти. Абсолютно чёрный лаконичный реквизит регулярно перемещают по сцене артисты кордебалета, одетые в строгие чёрные костюмы. Впечатляющая трансформация сценографии – важная особенность и несомненное достоинство спектакля. Смена реквизита в каждой хореографической картине происходит причудливо, динамично и позволяет артистам формировать не только символические интерьеры, но и пластические композиции, в которых тела танцовщиков то эффектно замирают, то стремительно растекаются, образуя новые структуры и формы. Таинственные метаморфозы сценографии позволяют органично менять танцевальные картины, придавая хореографическому действию непрерывную текучесть.

jf1В широком танцевально-пластическом потоке главным являются дуэты, в которых Девушка, в исполнении разных танцовщиц, «путешествует» через основные элементы мироздания – воду, воздух, землю и огонь, а также предстает во многих аспектах человеческой жизни. Хореограф использует разнообразную лексику современного танца с обилием оригинальных движений и связок. Особенно он преуспел в новаторской разработке причудливой акробатики с множеством сложных поддержек. Несмотря на оригинальность и богатство танцевально-пластического языка, все дуэты выглядят настолько абстрактными, что в них трудно увидеть элементы мироздания и проявление человеческой жизни. Для убедительного раскрытия философско-драматургического замысла хореографу не хватило образной фантазии и живой эмоции. Не помогла и музыка. Эклектичная фонограмма, составленная из сочинений Филипа Гласса, Ника Кейва и ряда других современных композиторов, оказалась слишком абстрактной для выражения сути и значимости балетных персонажей. В последнем ключевом дуэте звучит музыка знаменитого квартета Шуберта «Смерть и девушка». Гениальное сочинение пронизано пленительно-чувственной и трагической мелодией. Несмотря на этот феноменальный музыкальный материал, фатальный дуэт Девушки и Смерти, к сожалению, не содержит ни эмоционально-психологического накала, ни танцевально-пластического шока. По лексике и связкам дуэт выглядят почти также, как и предыдущие номера балета. Уход Девушки из жизни предстает слишком упрощено: героиня оказывается на руках танцовщика, олицетворяющего Смерть; оба персонажа исчезают в людском потоке, из которого появляется новая пара, символизируя продолжение жизни и бесконечность её циклов…

jf6Истинное наслаждение доставляет танцевальное и сценическое мастерство исполнителей спектакля. Все его участники блистательно демонстрируют отточенную технику и яркий артистизм. Несмотря на многонациональный состав труппы и разную танцевальную подготовку её 38-и артистов, Les Grands Ballets Canadiens de Montréal восхищает своей гармонией и духовным единством, что свидетельствует о высочайшем профессионализме Панкова, мудрого руководителя коллектива. Нынешние гастроли труппы в Париже являются последним триумфом Панкова, так как в предстоящем сентябре его сменит на посту артистического директора известный итальянец Иван Каваллари. В 2007-2012 годы он возглавлял Балет Австралии, с 2013 годя является руководителем балетной труппы Оперы Рейна (Франция).

Crédit photos:  Damian Siqueiros