ТРИУМФАЛЬНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ АНСАМБЛЯ ИГОРЯ МОИСЕЕВА В ЮНЕСКО
22 марта 2017, Grande salle de l’UNESCO, Paris
Виктор Игнатов – 24/03/2016

В этом году Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева отмечает своё 80-летие. Прославленный коллектив под руководством Елены Щербаковой вначале продемонстрировал своё высокое искусство в Большом театре России. Спустя 4 дня Ансамбль выступил в Париже. Юбилейный гала-концерт был организован постоянным представительством РФ при ЮНЕСКО. После кратких речей и документального фильма была показана программа «Танцы народов мира»: её составили 13 хореографических картин и миниатюр, их исполнили 70 артистов. Почти каждый номер венчали овации. В конце программы мужская группа повторила на «бис» финал легендарного танца «Яблочко». На заключительных поклонах артистов короновали высшие почести – всеобщее ликование зрителей, стоя!

В качестве эпиграфа процитируем слова патриарха русского балета Юрия Григоровича, которому 2 февраля с.г. исполнилось 90 лет: «Игорь Моисеев – великий мастер, он уникален и удивителен. Каждый раз, когда я вижу спектакли Игоря Моисеева, меня поражает созданный им «Театр Танца». Это не просто жанр или энциклопедия народного танца; это неповторимое сочетание театральности и народности в единственном мире – Театре Игоря Моисеева».

nmo1

Елена Щербакова с Игорем Моисеевым

Игорь Моисеев (1906-2007) всемирно признан самым великим хореографом фольклорного танца ХХ века. Своё творческое кредо он определил так: «Я пытался выразить характер народа через его танец и музыку, пришедшие из его истории и обычаев, стремясь показать, помимо фольклора, саму его сущность». Хореографическое творчество Моисеева хорошо знают и любят во всем мире. Артистическая карьера одаренного танцовщика успешно сложилась в Большом театре (1924-39). В 1937 году он основал и возглавил Ансамбль народного танца СССР – первый в мире профессиональный коллектив по пропаганде фольклорного искусства. Академический Ансамбль, стремящийся к сохранению и дальнейшему развитию многонациональной российской танцевальной культуры и хореографической культуры народов мира, вскоре стал подлинным новатором и популяризатором нового вида танцевально-сценического искусства.
За 70 лет бессменного руководства труппой Моисеев создал более двухсот хореографических произведений. В них масштабно проявился не только его балетмейстерский талант, но и режиссерско-драматическое дарование. Концертные миниатюры, хореографические сюиты и фольклорные циклы, поставленные Моисеевым, стали образцами раскрытия новых тем в области искусства народного танца. Они представляют собой результат слияния самобытности народного творчества с академической основой танца. Глубокое знание хореографической лексики, умение пользоваться ею как выразительным средством раскрытия внутреннего мира героя и многообразной картины мира, а также богатая фантазия и творческая изобретательность в формировании характерной для персонажа пластической «речи», все это позволило Моисееву выстроить свой уникальный танцевальный театр, а созданные им хореографические шедевры навсегда вошли в историю искусства танца. За огромный вклад в искусство танца Моисеев слал четырехкратным лауреатом Государственных премий СССР (1942, 1947, 1952, 1985) и был избран почетным членом Академии танца в Париже (1953), получил звание Народного артиста СССР (1953) и Героя Социалистического Труда (1976).
В 2007 году, после смерти Моисеева, коллектив возглавила Елена Щербакова – выпускница Московского хореографического училища Большого театра, ныне Московской государственной академии хореографии. В 1969 году Елена была принята в Ансамбль Игоря Моисеева, в котором, благодаря исключительно яркому таланту, быстро стала солисткой. В 1992 году, завершая артистическую карьеру, Щербакова, по просьбе Моисеева, перешла на педагогическую работу в Школе-студии Ансамбля, основанной в 1945 году. В 1994 году, по рекомендации Моисеева, Щербакова стала директором Ансамбля. Удостоенная высокого звания Народной артистки России и множества иных важных званий, она занимается подготовкой нового поколения артистов и репетиторов для продолжения и дальнейшего развития дела Мастера, передает им свой исполнительский опыт и танцевальный стиль Моисеева, а также, выполняя его заветы, ведет поиск связей между фольклорным искусством народов мира. Ученица и единомышленница Моисеева бережно сохраняет уникальное творческое наследие Мастера и расширяет репертуар коллектива, преданно следуя его давним и славным традициям. В 2011 году Щербакова стала художественным руководителем – директором Ансамбля.

Прощальный пляс в Большом зале ЮНЕСКО

Прощальный пляс в Большом зале ЮНЕСКО

Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева – феноменальное явление в истории мировой танцевальной культуры. Ансамбль успешно и неустанно гастролирует по странам пяти континентов, выполняя важную миссию чрезвычайного и полномочного посла культуры России. За высочайший профессионализм, отточенное мастерство артистов и богатство жизнеутверждающей хореографии зрители называют коллектив «Балетом Игоря Моисеева». Его выступления состояли в 70 странах. В частности, с 1958 по 2008 год труппа 13 раз гастролировала в США. С 1955 по 2013 год Ансамбль 17 раз выступал во Франции. В 2001 году Моисеев был удостоен Медали Моцарта ЮНЕСКО. В 2012 году, отмечая 75-летие коллектива, Ирина Бокова, Генеральный директор ЮНЕСКО, вручила уникальной труппе Медаль пяти континентов «за огромный вклад в прославление России, сближение культур и распространение через искусство идеала мира». В 2015 году президент РФ Владимир Путин назвал Ансамбль Игоря Моисеева «национальным достоянием народа России».

«Танцы народов мира» – красота, молодость и мастерство!
22 марта на парижском проспекте Suffren, где находится ЮНЕСКО, выстроилась огромная очередь: люди пришли заблаговременно, чтобы попасть в Большой зал на единственное представление «Балета Игоря Моисеева» в Париже. Большой зал ЮНЕСКО считается одним из наиболее престижных мест во Франции. После ремонтных работ зал вновь открыл свои двери для широкой публики; привилегию иногурации обновленного зала получил Ансамбль Игоря Моисеева.

Ирина Бокова, Генеральный директор ЮНЕСКО

Ирина Бокова, Генеральный директор ЮНЕСКО

Юбилейный вечер открыли официальные выступления. Ирина Бокова, Генеральный директор ЮНЕСКО, произнесла речь на трёх языках – английском, французском и русском. В третьей части своего выступления она сказала: «Уважаемые дамы и господа! Этот вечер посвящен искусству, он посвящен красоте. «Красота спасет мир» – написал однажды великий Фёдор Достоевский. Мне кажется, что великий писатель указывал на то, что искусство облагораживает и возвышает. Он имел ввиду неиссякаемую, созидательную и новаторскую силу искусства. Он подчёркивал роль искусства в создании новых пространств для диалога и понимания. Искусство открывает окно в самые сокровенные уголки души человека. Оно помогает понять значимость окружающего нас мира. Мне кажется, что именно в этом ключе должен пройти наш сегодняшний вечер. И я хочу ещё раз поблагодарить всех вас за то, что вы разделяете с нами сегодня это настроение. Спасибо за внимание».
Александр Кузнецов, Постоянный представитель Российской Федерации при ЮНЕСКО, в своей речи, в частности, отметил универсальность танцевального языка в общении и сближении народов. Кузнецов подчеркнул гуманитарную важность артистической миссии Ансамбля Игоря Моисеева по укреплению дружеских связей во всем мире. Елена Щербакова, художественный руководитель – директор Ансамбля, в своем выступлении заострила внимание публики на величии личности Моисеева и международной значимости его бессмертного творческого наследия. Щербакова поблагодарила организаторов юбилейного гала-концерта в ЮНЕСКО и пожелала парижской публике приятного вечера. Затем был показан хроникально-документальный фильм «Игорь Моисеев и Балет Игоря Моисеева». На огромном экране предстали исторические кадры, запечатлевшие Мастера и его Ансамбль на протяжение 70-и лет их плодотворной творческой жизни. Краткую ретроспективу составили уникальные кинокадры, снятые во время репетиций и выступлений, зарубежных гастролей и дружеских встреч с мировыми знаменитостями.

Калмыцкий танец: в центре - Рамил Мехдиев

Калмыцкий танец: в центре – Рамил Мехдиев

Для юбилейного гала-концерта в Париже Щербакова составила богатую и разнообразную программу. В неё вошли танцевальные номера и хореографические картины, поставленные Моисеевым в разные годы под впечатлением фольклорного искусства народов СССР и зарубежных стран. Произведения Моисеева, ставшие мировой классикой, дополнили новые номера, поставленные молодыми и талантливыми хореографами. Великолепная программа шла без антракта в хорошем темпе и на высоком эмоциональном уровне.
Вечер открыл Русский танец «Лето» из сюиты «Времена года». Этот истинный шедевр, созданный Моисеевым в 1950 году, сразу же пленил парижскую публику своей жизнеутверждающей красотой. В считанные минуты в зале установился праздничный настрой и возникла атмосфера торжества высокого искусства. Огромная сцена обновленного зала ЮНЕСКО позволила в полной мере представить масштаб и величие танцевальной картины, искусно выстроенной хореографом. Пленяя красочными нарядами и вдохновенным исполнением, очаровательные девушки и лихие парни (24 пары) блистательно продемонстрировали свою танцевальную технику, идеальную синхронность и редкую гармонию. Лирическая женская группа и бравая мужская группа, на редкость равного возраста и роста, восхищали своим отточенным мастерством и уникальным артистизмом. Ярко сверкали своим талантом превосходные солисты – Евгения Панкова и Александр Тихонов. Динамичный танец «Лето» предстал феноменально и завершился взрывом бурных оваций!

Сюита греческих танцев «Сиртаки»

Сюита греческих танцев «Сиртаки»

Калмыцкий танец, имитирующий конные соревнования, бой быков и полет орла, изумительно исполнили в эффектных чёрных костюмах три танцовщика – Рамил Мехдиев, Артур Абакутов Роман Иващенко. Среди них особенно сильное впечатление произвел 28-летний Рамил. Необычайно одаренный солист труппы, выпускник Школы-студии Ансамбля, пленял идеальной чистотой лаконичных линий и дивной пластикой образного танца. В очаровательном трио «Татарочка», которое Моисеев поставил в 1976 году и позднее восстановил специально для Елены Щербаковой, теперь весело солировала Ольга Волина в сопровождении бравых кавалеров. Их партии замечательно исполнили Александр Тихонов и Олег Черназов.
Украинский танец «Метелица» предстал радостно и динамично. Хореографический дивертисмент был исполнен изумительно: артисты в живописных костюмах завораживали своим танцевальным мастерством и праздничным настроением. Обаятельные девушки с милыми улыбками и бравые парни с пылким темпераментом лучезарно блистали в стремительном финале.
Потрясающее впечатление произвела Сюита молдавских танцев, Состоящая из трех частей – «Хора», «Чиокырлия» и «Жок», она восхищала лексическим богатством, хореографической фантазией и прекрасной музыкой. Пленяя задушевным лиризмом девушки в красивых нарядах устроили причудливый хоровод, его сменили виртуозные сольные танцы; их завершили комические игры крестьян, надсмехающиеся над молодой прачкой. В хореографической сюите ярко сверкали молодость и задор жизнерадостных артистов, ослепляющих огнем динамичного танца. Искрометный финал короновал знаменитый шедевр Моисеева, созданный в 1963 году и сразу же ставший гордостью репертуара Ансамбля.

«Старинная городская кадриль»

«Старинная городская кадриль»

Эффектно и театрально предстала «Старинная городская кадриль», возрождающая персонажи русской литературы XIX-XX веков, героев произведений Чехова и Гоголя. Моисеев сочинил эту хореографическую жемчужину в 1970 году. Как бы на городской площади четыре пары артистов с тонким юмором разыграли танцевальную сцену под музыку балалайки, баяна и бубна. В исполнении комичного танца участвовали и некоторые музыканты ансамбля, находящегося в центре сцены. Каждый участник кадрили демонстрировал филигранное мастерство: кокетство и жеманство девушек в контрасте с заносчивыми и гордыми парнями вызывало очень живую реакцию у зрителей в зале.
С грандиозным успехом была показана Сюита греческих танцев «Сиртаки». Моисеев создал её в 1991 году на музыку Микиса Теодоракиса. В первой части сюиты выступала мужская группа, пленяя редкостной музыкальностью и особой статностью. Затем появилась очаровательная женская группа: она весело исполнила богатую россыпь зажигательных и озорных танцев. В третьей части обе группы восхищали публику динамичными ансамблями: под обворожительную музыку и ритмичные аплодисменты публики стройные парни и девушки необычайно синхронно сплетали изумительно красивые композиции. В финале сюиты 5 солистов превосходно демонстрировали феерические каскады танцевальных и акробатических трюков, вызывая восторг и бурные овации зрителей.

Сюита молдавских танцев

Сюита молдавских танцев

Болгарский танец в хореографии Моисеева и Зивко Иванова чаровал красотой и динамикой. Артисты в живописных национальных костюмах лихо исполняли сложные танцевальные композиции, поражая виртуозной техникой и филигранным мастерством. Интересно предстал Корейский танец «Санчонга»; в 2007 году его поставил Пе Ян Су. В длинных красочных платьях 5 грациозных танцовщиц с раскачивающимися на головах шляпах и с большими веерами исполнили очаровательный номер, в котором изящно выразили красоту корейского танцевального искусства.
Незабываемое впечатление произвела Сюита мексиканских танцев «Запатео», «Авалюлько». Пленяя кантиленой музыкальных движений и великолепием белых костюмов, восемь пар артистов показали танцевальную феерию, вдохновенно созданную Моисеевым. В блистательной интерпретации мужского трио предстал «Гаучо» – эффектный танец южно-американских пастухов, родившийся в XVII веке. В традиционных костюмах, широких шляпах и высоких сапогах танцовщики завораживали ритмикой гордых и волевых движений, поражали особой ловкостью и четкостью исполнения сложных каскадов с причудливым выворотом стоп. Знаменитый шедевр Моисеева исполнили Александр Тихонов, Роман Кузнецов, Роман Иващенко. Восторженная публика наградила танцовщиков долгими и бурными овациями!

Болгарский танец

Болгарский танец

Большой успех имел Узбекский танец в оригинальной постановке Моисеева. Забавный номер исполнил Дмитрий Михалин. Под ритмичные звуки бубна он замечательно продемонстрировал своё танцевальное искусство, ловко проделывая удивительные трюки с керамическим блюдом, эффектно удерживая его то на голове, то на спине.
Программу гала-концерта завершил легендарный танец «Яблочко» из Флотской сюиты «День на корабле», отражающей будни и праздники корабельной жизни моряков. С богатой фантазией и новацией Моисеев сочинил оригинальные композиции для артистов мужской группы. Под мелодичную музыку и ритмичные хлопки публики бравые парни лихо исполнили коронный номер «Яблочко»: синхронные, тщательно отточенные движения ансамбля вызывали восхищение; задорные выступления виртуозных солистов сопровождали овации. На поклонах артистов публика ревела от восторга, и парни охотно повторили финал танца на бис. Затем были бесконечные поклоны всех участников гала-концерта и букеты прекрасных цветов. В зале звучали возгласы «Браво», публика ликовала и, стоя, аплодировала. Воодушевленные столь горячим приемом зрителей, улыбающиеся артисты все вместе исполнили прощальный головокружительный пляс в сопровождении лавины оваций!

Елена Щербакова и артисты ансамбля в ореоле оваций

Елена Щербакова и артисты ансамбля в ореоле оваций

Весьма символично и необычайно значимо, что, отмечая своё 80-летие, коллектив показал свою юбилейную программу в Большом театре России, а через 4 дня в Париже. Выступление «Балета Игоря Моисеева» в ЮНЕСКО показало высокий исполнительский уровень труппы, который бережно и успешно сохраняют и развивают высокопрофессиональные педагоги и репетиторы. Триумфальный гала-концерт в ЮНЕСКО Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева стал событием историческим!
Послесловие
После выступления в Париже труппа покажет юбилейную программу в Марселе (24 и 25 марта), затем состоятся её гастроли в Словении, Бельгии, Швейцарии, Израиле и Омане. Через народные танцы в исполнении Ансамбля Игоря Моисеева публика сможет осуществить увлекательное путешествие в фольклорное искусство разных стран, а также по достоинству оценить высокое мастерство знаменитой российской труппы, которая гордо носит имя Игоря Моисеева и широко пропагандирует его великое творчество по всему миру.

Фото: ГААНТ имени Игоря Моисеева, DR