ПИАНИСТ-ГЕНИЙ ГРИГОРИЙ СОКОЛОВ В КИНО-ШЕДЕВРЕ НАДЕЖДЫ ЖДАНОВОЙ
02/05/2017 – Виктор Игнатов
29 апреля 2017, Amphithéâtre, Centre spirituel et culturel orthodoxe russe, Paris

В Российском духовно-культурном православном центре в Париже под патронажем Посольства РФ во Франции состоялось событие исключительной важности – показ документального фильма «Григорий Соколов. Разговор, которого не было». Захватывающий киноочерк Надежды Ждановой представляет Григория Соколова – одного из самых загадочных пианистов мира. С музыкальным приношением выступил пианист Сергей Маркаров, артиста мира ЮНЕСКО, и его одаренные ученики. После показа фильма зрители встретились с автором кино-шедевра Н.Ждановой. Издательство Deutsche Grammophon выпустило альбом «SOKOLOV»: он включает DVD с фильмом Н.Ждановой и CD с записью фортепианных концертов №23 Моцарта и №3 Рахманинова, в которых блистательно солирует Г.Соколов. 

Столица Франции издавна славится богатством и разнообразием музыкальной жизни; порой здесь происходят и очень важные события. Одним из них стал показ феноменального фильма «Григорий Соколов. Разговор, которого не было». Вдохновенный и благословенный кино-рассказ Надежды Ждановой посвящен гениальному пианисту – Григорию Соколову. Его сравнивают с Эмилем Гилельсем и Святославом Рихтером. Билеты на его концерты раскупаются мгновенно; ему аплодируют, стоя, в самых престижных залах мира. Г.Соколов стал живой легендой! В честь пианиста не только написаны музыкальные партитуры и поэтические оды, но и создан документальный фильм. Теперь он предстал в Париже: состоявшаяся встреча с высоким и тонким искусством оказалась столь прекрасной, что стала знаковым явлением!

Играет Григорий Соколов

Играет Григорий Соколов

Кино-показ проходил 29 апреля в Российском духовно-культурном православном центре в Париже в рамках проекта «Свободное возвращение», основу которого составляет цикл программ, посвященных историческому и культурному наследию России, триумфу и трагедии российских эмигрантов в разные периоды истории. Проект осуществляют в сотрудничестве Центр фестивалей Франция – Россия и Православная молодежная ассоциация «Корсунь» при поддержке Российского центра науки и культуры в Париже, Союза кинематографистов РФ, Московской государственной академической филармонии, Координационного совета российских соотечественников во Франции.
Уютный зал Аудиториума, несмотря на его новизну, уже приобрел теплую атмосферу и светлую ауру. Но когда на сцене появилась хозяйка и ведущая этой музыкальной встречи – обаятельная и улыбающаяся Дарья Цуканова, основатель и директор Центра фестивалей Франция – Россия, зрительный зал как бы засветился её лучезарным гостеприимством и радушием. Многочисленная публика, полностью заполнившая зал, несмотря на языковые и возрастные различия, казалась единой и дружной семьей, собравшейся на уникальное событие, которое в итоге стало праздником музыки.

 Надежда Жданова перед показом фильма

Надежда Жданова перед показом фильма

В качестве увертюры, искусно предвещавшей демонстрацию фильма, прозвучало музыкальное приношение от артиста мира ЮНЕСКО Сергея Маркарова – сокурсника Г.Соколова по Петербургской консерватории. Выдающийся пианист не только сам выступил в небольшом концерте, но и пригласил в нём участвовать трёх своих учеников. Таким образом, в интерпретации четырёх пианистов прозвучали произведения шести композиторов. Программу открыл С.Маркаров: масштабно и мастерски он сыграл первую часть Сонаты опус 26 №12 Л. ван Бетховена, затем Каприччио №3 из Фантазии опус 116 И.Брамса. С искренним наслаждением пианист исполнил две пьесы из «Детских сцен» опус 15 Р.Шумана.
Эстафету музыкальных приношений продолжили молодые пианисты – разные по национальности, стилю и темпераменту. Каждый из них блистательно продемонстрировал свою музыкальную технику и творческую индивидуальность. Нарек Галоян, родом из Армении, красочно и экспрессивно сыграл Каприччио №7 из Фантазии опус 116 И.Брамса. Ида Пелличчиоли пленяла трепетным и поэтическим пианизмом: прелестная итальянка исполнила Сонату ля мажор К.54 – L.241 Д.Скарлатти и Прелюдию (фрагмент из Прелюдии, хорала и фуги) Ц.Франка. Завершал концерт украинский пианист-виртуоз Александр Куконин – самый высокий не только по росту, но и по мастерству. Он потрясающе сыграл сложный «Музыкальный момент» №4 опус 16 С.Рахманинова и всех восхитил своей филигранной интерпретацией. Публика по достоинству наградила талантливого музыканта бурными овациями. От организаторов концерта каждый его участник получил букет цветов и памятный подарок.

Играет Сергей Маркаров

Играет Сергей Маркаров

После такого впечатляющего музыкального вступления был показан документальный фильм, дублированный на французский язык, «Григорий Соколов. Разговор, которого не было». 58-минутный киноочерк был создан в 2016 году Н.Ждановой, необычайно талантливым телевизионным режиссером, редактором программ Московской государственной филармонии, дважды лауреатом Национальной телевизионной премии ТЭФИ.
Скажу откровенно, я с огромным нетерпением ждал встречи с этим фильмом, ведь Г.Соколов – мой давний кумир. В то же время порой всё-таки проскальзывало смутное чувство – сможет ли киноочерк должным образом представить величие и масштаб личности пианиста, сумеет ли автор фильма достойно и возвышенно рассказать о гениальности Г.Соколова? Создать кинопроизведение о музыканте, ставшим живой легендой, почти невозможно. Нужно иметь не только великий талант, но и ту божью искру, от которой рождается священное вдохновение, способное творить чудеса и освещать путь гения. Именно этим бесценным сокровищем щедро одарена Н.Жданова. Видимо, вся её жизнь складывалась и развивалась так, чтобы столь уникальный дар получил возможность для своей высшей реализации. И, наконец-то, таковое случилось. Благодаря счастливым стечениям обстоятельств, Н.Жданова создала кино-шедевр, который, несомненно, заслуживает многих и самых престижных наград.
По своей структуре и форме фильм является как бы портретом Г.Соколова, но сам он нигде не говорит – о нём рассказывают выдающиеся музыканты и продюсеры, автор картины и стихи Инны Соколовой, нежно любимой жены пианиста. Этот текстовой материал в сочетании с изумительно красивым видеорядом и сенсационной исторической кинохроникой полноценно и ёмко отражает таинственный и невероятно богатый внутренний мир Г.Соколова и его феноменальное пианистическое искусство, которым он полнокровно живет, которому беззаветно служит и которое самозабвенно освещает своим гением. Войти в столь высокие и сокровенные сферы музыкального творчества суждено лишь избранным. Н.Жданова оказалась достойной этой особой чести. Многолетняя подготовка, год напряженной, кропотливой и, главное, вдохновенной работы в разных странах увенчались в итоге триумфальным успехом.

Играет Александр Куконин

Играет Александр Куконин

Рождение этого шедевра – уникальное явление в искусстве кинематографа. Поэтому вполне оправданно, что документальный фильм, который является своего рода монументом живой легенде пианистического искусства, уже был представлен на лучшем российском телеканале «Культура». В самое ближайшее время телеканал вновь его покажет. Об этом Н.Жданова рассказала зрителям на встрече, состоявшийся после просмотра фильма в Аудиториуме. В ходе этой встречи Надежда не только получила восторженные отклики публики, но и сообщила приятные новости. В, частности, она сказала, что фильм вскоре появится и на самом известном французском телеканале Mezzo, который смотрят в 45 странах, включая Россию. Большой энтузиазм у публики вызвало важное известие о том, что Deutsche Grammophon, одно из самых престижных издательств в музыкальном мире, уже выпустило альбом «SOKOLOV» (479 7015). В него включены DVD с фильмом Н.Ждановой «Григорий Соколов. Разговор, которого не было», а также CD с уникальной записью двух фортепианных концертов – №23 ля мажор К 488 В.А.Моцарта, Mahler Chamber Orchestra/Trevor Pinnok (Зальцбург, 2005) и №3 ре минор опус 30 С.Рахманинова, BBC Philharmonic/Yan Pascal Tortelier (Лондон, 1995). Это, поистине, бесценный подарок для миллионов меломанов всего мира!
P.S. Ближайшие концерты Г.Соколова во Франции:
12 июля на 29-ом Музыкальном фестивале в Кольмаре прозвучат Соната до мажор К 545, Фантазия и Соната до минор К 475 и К 457 В.А.Моцарта; Сонаты №27 опус 90 и №32 опус 111 Л. ван Бетховена.
4 декабря в парижском Театре Елисейских Полей будут исполнены Сонаты №27 опус 90 и №32 опус 111 Л. ван Бетховена и другие произведения. Для встречи с музыкальным чудом советуем приобрести билеты заранее по Интернету.

Crédit photos: DR