БАЛЕТ «НОЙ» : ИЗОБИЛИЕ НОВАЦИЙ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ СТИЛЕ ТЬЕРИ МАЛАНДЕНА
14/05/2017 – Виктор Игнатов
10 – 24 мая 2017, Théâtre National de la Danse Chaillot, Paris

Национальный театр танца Шайо представляет «Noé» («Ной») – премьерный балет Тьери Маландена. Вдохновлённый библейской историей и религиозной музыкой Дж.России, талантливый хореограф посвятил свой спектакль «обновлению человечества». Танцевальное действие разворачивается эффектно и динамично в аскетической сценографии Джорджа Галлардо, искусно имитировавшего Всемирный потоп. Главное достоинство и важная особенность балета – причудливые метаморфозы танцевальных ансамблей. По обилию лексических новаций и богатству хореографической фантазии балет «Ное» знаменует новый этап в творчестве Т.Маландена. Захватывающее представление с множеством библейских символов превосходно исполняют 22 артиста труппы Malandain Ballet Biarritz.

Сегодня во Франции среди хореографов современного танца 58-летний Тьери Маланден – несомненный лидер. За 30 лет хореографической карьеры он создал более 80-и произведений, многие из них заслуженно принесли ему международную репутацию и славу. Масштабное и многогранное творчество Т.Маландена является гордостью культуры Франции. Выдающийся хореограф был номинирован на престижный приз «Benois de la Danse» за балет «Полет Икара», поставленный по заказу Парижской национальной оперы, получил Приз критики за пьесу «Последняя песня» и Taglioni European Ballet Award за балет «Золушка».

Волновая композиция ансамбля

Волновая композиция ансамбля

Труппа Malandain Ballet Biarritz (Маланден Балет Биарриц), которую хореограф возглавляет уже 19 лет, является лучшей во Франции. Высокопрофессиональный коллектив составляют 11 танцовщиц и 11 танцовщиков семи национальностей. Несмотря на разное танцевальное образование, все 22 артиста поразительно гармоничны по исполнительским способностям и необычайно едины по внешним данным. Каждый артист в совершенстве владеет специфическим стилем хореографа, что является гарантией идеальной интерпретации всех его произведений. Знаменитая труппа ежегодно дает более сотни представлений, треть из них проходит за рубежом.
Важнейшую особенность строгого и вневременного стиля Т.Маландена составляет триумвират танцевальной музыкальности, пластической выразительности и театральной образности. Для каждого своего нового произведения хореограф тщательно и всегда успешно выбирает музыку из классического репертуара. В разные годы на сцене Национального театра танца Шайо труппа Маланден Балет Биарриц показала балеты «Les Créatures» (2006), «Magifique» (2011) и «Золушка» (2014), поставленные, соответственно, на музыку Л. ван Бетховена, П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева. Теперь в популярном парижском театре состоялась французская премьера балета «Ной», созданного на прекрасную музыку Дж.Россини. В своём новом произведении хореограф использовал фрагменты из малоизвестной, но роскошной и величественной «Мессы прославления» (1820), написанной композитором в 28-летнем возрасте, а также некоторые части из второй редакции более позднего сочинения «Stabat mater» (1841). В итоге, на основе этого обширного музыкального материала была составлена фонограмма, которая является не только эмоциональной, но и драматургической основой хореографического действия. Разнообразное звуковое сопровождение, включающее арии и дуэты, хоры и оркестровые композиции, придает спектаклю богатую красочность и яркую экспрессию.

Танцует женский ансамбль

Танцует женский ансамбль

Нужно сказать, что балет «Ной» полностью абстрактный, хотя на его постановку Т.Маландена вдохновила библейская история про Ноев ковчег. «Я не хотел представлять персонажи и животных. Только Каин и Авель напоминают о библейской природе человеческого существа», – сказал хореограф. В то же время он все-таки вводит в балет ряд библейских образов, которые являются как бы символами. Это Адам и Ева, их три сына, Ной и Эмзара, их три сына, Голубь и Ворон. Нужно иметь большую не только эрудицию, но и фантазию, чтобы в этом хореографическом путешествии увидеть историю Ноева ковчега, а также проникнуть в суть как философского, так и хореографического замысла Т.Маландена. Свою концепцию он выразил так: «Используя миф Всемирного потопа, Ной воплощает как бы разрыв в истории человечества. Подводя итого прошлого и подготавливая будущее, он символизирует рождение нового мира – лучшего, чем прежнего, а также олицетворяет второе Творение, стирая предыдущее, искаженное злом и неудачей людей. Отправляясь в путь мы не берем с собой на корабль всех животных, здесь только человечество в движении – символическая и танцевальная фигура Ноя, нового Адама, вышедшего не из земли, а из воды».

Дуэт Ноя (М.Конт) и Эмзары (И.Хоффрен)

Дуэт Ноя (М.Конт) и Эмзары (И.Хоффрен)

Символ воды является основой аскетической сценографии, которую искусно придумал Джордж Галлардо. Танцевальное действие разворачивается на голубой сцене, похожей на водную гладь, в окружении тёмного пространства, в глубине которого в начале и в конце балета возникает голубое, затем красное свечение. По ходу спектакля вдоль периметра сцены появляются и постепенно поднимаются под колосники голубые шторы, составленные из свисающих тонких нитей с бисером цвета морской волны. Они как бы представляют нарастание потока воды и создают иллюзию Всемирного потопа, который, согласно Библии, уничтожил жизнь на земле. Благодаря легендарному ковчегу, уцелели не только Ной со своей семьёй, но и представители земного мира. В итоге, с Ноя началось возрождение жизни и её непрерывное развитие. Для визуального воплощения Ноева ковчега сценограф нашел оригинальное решение. В окружении голубой монохромии, олицетворяющей Всемирный потоп, вдоль всей глубины сцены возвышается длинный короб. Иногда передвигаемый артистами к авансцене, короб является не только единственным элементом сценографии, но и важным центром хореографического действия.
Балет исполняют 22 артиста. Все они почти постоянно находятся на сцене, либо как свидетели наблюдая за танцевальным потоком, либо как актеры принимая в нём активное участие и выражая широкую гамму человеческих взаимоотношений. Участники представления, вначале одетые на деревенский манер, а в финале спектакля как бы обнаженные (за счет использования облегающих комбинезонов телесного цвета), периодически то танцуют разными группами на сцене, то все вместе усаживаются на длинном коробе и в единой линии формируют оригинальные цепные связки: синхронно или последовательно исполняя графические жесты и пластические движения, артисты создают живые инсталляции, пленяющие красотой и своеобразием динамичных форм, которые порой имитируют движения волн и порывы ветра. В этом необычайно обширном и разнообразном материале Т.Маланден продемонстрировал свою неиссякаемую фантазию и новые черты хореографического стиля.

Дуэт Адама (Д.Визкайо) и Евы (П.Велазкез)

Дуэт Адама (Д.Визкайо) и Евы (П.Велазкез)

Центральное место в спектакле занимают многочисленные и многоликие ансамбли, инкрустированные сольными и дуэтными номерами. Они сверкают новаторской лексикой, в которой находят отражение классический и современный танец, художественная гимнастика и цирковая акробатика, а также йога и фольклор. Изобретательность хореографа особенно ярко проявляются в формировании и эволюции ансамблей: они неожиданно возникают, удивительно трансформируются и затем распадаются. В неразрывной взаимосвязи с чарующим вокалом и дивной музыкой на сцене предстают разнообразные хореографические картины, искусно и органично сплетенные из больших и маленьких ансамблей, мужских и женских групп, оригинальных секстетов и квартетов, эффектных соло и дуэтов. Последние, как правило, исполняются под лирическое звучание двух теноров, сопрано и меццо-сопрано, тенора и английского рожка, баса и кларнета. Хоровые и оркестровые пассажи сопровождают все ансамбли. Важно отметить, что виртуозное бельканто, хотя и «заигрывает» с танцевальным потоком, однако не получает в нём отражение и является лишь прекрасным фоном, который формирует эмоциональную ауру, столь необходимую для абстрактного спектакля. Несмотря на музыкальное разнообразие и фрагментарность звучащих арий, хоров и оркестровых пассажей, хореографическое действие развивается необычайно органично и воспринимается как чувственный ритуал, в котором особенно ярко предстают дивные соло и дуэты. Они изящно сплетены из энергичных, экспрессивных движений и щедро насыщены пластическими метаморфозами причудливой акробатики.

 Дуэт Ворона  (У.Лайер) и Голубя (К.Лоншам)

Дуэт Ворона (У.Лайер) и Голубя (К.Лоншам)

Спектакль начинается и завершается очень эффектно. В тишине пролога появляется универсальный символ вечного «Треугольника»: три танцовщика, воплощающие образы Каина, Авеля и Сифа – сыновей Адама и Евы, последовательно выхолят в центр сцены и формируют треугольную композицию, оседая в глубоком plié. В тишине эпилога идет акробатический дуэт Авеля и Каина, который вращает тело своего брата, и, бросив его, убегает. Так пессимистический Т.Маланден завершает балет «Ной», но он выстроен настолько изобретательно и великолепно, что позволяет назвать это произведение шедевром, открывающим новый этап и невиданные горизонты в творчестве хореографа.
Все 22 участника спектакля восхищают высоким исполнительским мастерством и филигранной техникой танца, а также уникальным артистическим единством. Превосходно танцуют главные партии страстный Микаэль Конт (Ной) и лиричная испанка Ирма Хоффрен (Эмзара, жена Ноя). Сыновья Ноя и Эмзары предстают в интерпретации энергичного бельгийца Фредерика Дебердта (Каин), виртуозного Арно Мауи (Авель) и экспрессивного Микаэля Гарсиа (Сиф). Техничные Даниэль Кане, Баптист Фиссон и Уго Лайер блистательно танцуют партии Сима, Хама и Яфета – сыновей Адама и Евы. Незабываемое впечатление производят исполнители партий Адама и Евы – скульптурно сложенный испанец Даниэль Визкайо и очаровательная мексиканка Патрисия Велазкез. Одетые в облегающие комбинезоны телесного цвета, они вдохновенно воплощают библейских героев и красиво разыгрывают эротические сцены любви. Образы земных вестников – Голубя и Ворона, оригинально предстают в интерпретации грациозной Клер Лоншам и элегантного Уго Лайера.

Дуэт Каина (Ф.Дебердт) и Авеля (А.Мауи) в финале спектакля

Дуэт Каина (Ф.Дебердт) и Авеля (А.Мауи) в финале спектакля

По окончании представления парижская публика по достоинству наградила всех исполнителей горячими аплодисментами. Когда же на сцену вышел Т.Маланден, в зале вспыхнули бурные овации и возгласы «Браво»! Улыбающийся хореограф выводил и выводил всю труппу на поклоны, и зрители, стоя, восторженно приветствовали артистов, Тьери Маландана и его новое творение, премьера которого стала событием.

P.S. В Национальном театре танца Шайо состоится несколько встреч публики с хореографом, балетмейстерами и артистами труппы Маланден Балет Биарриц : 16-20 мая – уроки коллективного танца; 20 мая – занятия в тематических ателье (10-17 ч.) и танцевальный бал (22 ч.).

Crédit photos: Olivier Houeix