АЛЕКСЕЙ РАТМАНСКИЙ ПЛЕНИЛ АМСТЕРДАМ «ТРИЛОГИЕЙ ШОСТАКОВИЧА»
23/06/2017 – Виктор Игнатов
17 – 30 июня 2017, Nationale Opera & Ballet, Amsterdam

В рамках 70-го Голландского фестиваля на сцене Национального театра оперы и балета Амстердама с огромным успехом состоялась премьера программы одноактных балетов «Трилогия Шостаковича». Постановку великолепно осуществил знаменитый русско-американский хореограф Алексей Ратманский. В блестящем исполнении артистов труппы Het Nationale Ballet предстали три балета на музыку композитора – «Девятая симфония», «Камерная симфония», «Первый концерт для фортепиано, трубы и оркестра». В органичном сочетании с многоликой музыкой неоклассические танцы составили широкую панораму, отразившую бравурную патетику и тяготы советской эпохи. Представление идёт в оригинальном оформлении Георгия Ципина и в сопровождении Het Balletorkest, дирижирует Маттью Ров.

Ежегодный Голландский фестиваль – один из крупнейших в мире. В нынешнем сезоне он проходил с 3 по 25 июня и отмечал своё 70-летие. Богатую многожанровую программу юбилейного фестиваля украсила «Трилогия Шостаковича» – вдохновенное творение Алексея Ратманского. Масштабную постановку выдающегося хореографа характеризует оптимистическая живость и утонченная музыкальность. В каждом произведении Ратманского ощущается не только влюбленность в выбранную музыку, но и страстное желание выразить в танце своё собственное видение сочинения композитора. Сегодня этот творческий подход особенно важен и ценен, так как большинство современных хореографов используют для своих пьес уже не музыку, а шумы, никак не связанные с танцем. Например, талантливый израильский хореограф Эманюэль Гат, который в молодости занимался классической музыкой и хотел стать дирижером, в своих хореографических опусах обычно отводит музыке лишь роль потустороннего фона. В «Трилогии Шостаковича» оркестровая музыка, написанная композитором в разное время и по разному поводу, получает интересную хореографическую интерпретацию. Ратманский преданно следует за движением мысли композитора, хореография отвечает звучащей музыке: её темы обретают адекватные формы и композиции в сольных номерах и в ансамблях кордебалета. Ратманский выстроил их искусно и оригинально. Неоклассическая лексика танца получает свободную и причудливую интерпретацию. Несмотря на стремление к созвучию танца и музыки, хореограф всегда дает своё собственно её видение. Нельзя сказать, что оно соответствует общепринятому восприятию, но именно это и придает произведениям Ратманского большой интерес.

 

Дмитрий Шостакович

Дмитрий Шостакович

Д.Д.Шостакович (1906 – 1975) вошел в историю мировой культуры как музыкальный гений ХХ века. Творческое наследие Шостаковича многогранно и грандиозно. Его симфонии и концерты, квартеты и камерные ансамбли обогатили сокровищницу мирового искусства. Он написал оперы и балеты, оратории и кантаты, фортепианные и вокальные произведения, музыку для театра и кино. Ему близки трагедия и гротеск, лирика и эпос. В его творчестве предельно ярко отразилась трагическая судьба человека в сложную и жестокую эпоху. Это композитор новой культуры, острого ощущения жизни.
В балетной труппе Большого театра России, которую Ратманский возглавлял в 2004 – 2008 годы, в его хореографии появились два балета Шостаковича – «Светлый ручей» (2003) и «Болт» (2005). Для третьей встречи хореографа с творчеством композитора ему, видимо, пришлось решить сложную задачу при выборе музыки из огромного числа оркестровых произведений. В итоге «Трилогию Шостаковича» составили Девятая симфония (1945), Камерная симфония в оркестровке Рудольфа Баршая (1967), Первый концерт для фортепиано и струнного оркестра с солирующей трубой (1933). Эта музыка является как бы аркой между двумя контрастами – героической борьбой с фашизмом в Девятой симфонии и триумфальным прославлением радости бытия в Первом фортепианном концерте. Между ними звучит Камерная симфония, сфокусированная на личной жизни композитора и отражающая его любовь, страхи, утраты. «Трилогия Шостаковича» – это хореографическое воплощение жизненного опыта композитора в период цензуры искусства порой с жестоким преследованием. Спектакль является совместной продукцией Американского театра балета и Балета Сан-Франциско; премьеры состоялись, соответственно, 31 мая 2013 года в Нью-Йорке и 2 апреля 2014 года в Сан-Франциско. Теперь «Трилогия Шостаковича» впервые предстала на сцене Национального театра оперы и балета Амстердама в исполнении труппы Het Nationale Ballet.

Алексей Ратманский

Алексей Ратманский

Ратманский чутко воспринимает и драматически ярко воплощает произведения Шостаковича. Он является единственный в мире хореографом, создавшим уже три спектакля на музыку композитора. В «Трилогии Шостаковича» Ратманский танцевально отразил советскую эпоху в 1933 – 1967 годы, на протяжении которых энтузиазм и жизнерадостность 27-летнего композитора постепенно исчезали из его музыки под влиянием жестоких реалий жизни.

Хореограф выстроил свой спектакль достаточно монохромно, несмотря на разную музыкальную тональность звучащих произведений – ми-бемоль мажорная Симфония №9, до минорная Камерная симфония и до мажорный Концерт для фортепиано, трубы и оркестра №1. Хотя композиционное и драматургическое разнообразие этих сочинений также требовало специфических хореографических решений, «Трилогия Шостаковича» все-таки производит впечатление цельного и стилистически гармоничного произведения.
Важный вклад в успех спектакля вносят красивые и оригинальные костюмы. С тонким вкусом и высоким мастерством их придумал Кезо Деккер, создавший для разных постановок 600 декораций и костюмов. Он работал с Ратманским и при постановке балета «Одесса» (2017). Автор сценографии – знаменитый театральный художник и архитектор Георгий Ципин. Его первое сотрудничество с Ратманским состоялось при постановке балета «Жар-птица» (2014) для труппы Het Nationale Ballet. Световую партитуру для «Трилогии Шостаковича» профессионально составила Дженнифер Типтон.

Балет «Девятая симфония»

Партитура Симфонии №9 опус 70 была написана в 1945 году. Первоначально она задумывалась как гимн победе над нацисткой Германией в Великой отечественно войне. Однако музыка получилась не пафосной и не величественной, а преимущественно приподнято-беззаботной. Контраст вносила лишь медленная четвёртая часть, насыщенная трагическими образами. Сам композитор называл своё произведение «вздохом облегчения после мрачного лихолетья с надеждой на будущее».

 Фрагмент балета «Девятая симфония»

Фрагмент балета «Девятая симфония»

В 1948 году вместе с другими сочинениями Девятая симфония, в которой преобладают ирония и гротеск, была запрещена и не исполнялась до 1955 года. Состоящая из пяти частей она является одной из кратчайших симфоний Шостаковича. Её исполнение длится 26 минут, что, наверняка, устроило Ратманского, который давно славится как искусный матер камерных форм.

Балет «Девятая симфония», поставленный для 21 артиста, предстает на пустой сцене, что позволяет сконцентрировать внимание публики на звучащей музыке и хореографическом действии. Оно ритмично и органично развивается на фоне большого экрана, свечение которого имитирует то рассвет, то сумрак. Благодаря проекции масштабной графической фрески с фигурами людей, замерших в патетических позах и украшенных красной символикой (знамена, звезды, самолет), на сцене царит возвышенная атмосфера советского пафоса, победоносного триумфа. Динамичная первая часть симфонии завораживает бурной энергетикой и фейерверком танца, сочиненного с богатой фантазией и филигранным изяществом.

 Фрагмент балета «Девятая симфония»

Фрагмент балета «Девятая симфония»

Оригинальные ансамбли, составленные из синхронные дуэтов, причудливо трансформируются и чередуются с разнохарактерными номерами, в которых беззаботно танцуют солисты.
Хореография, точно воплощающая музыкальную драматургию симфонии, передает широкий спектр эмоциональных ощущений – бравурную радость, лирическую задушевность, светлый юмор и трагический настрой. Ратманский особенно преуспел в композиции парных ансамблей: они то распадаются на группы, то объединяются. Обилие разнохарактерных дуэтов, к сожалению, не сверкает богатством и яркостью хореографической лексики. Балет завершает великолепный танцевальный парад, в финале которого 8 пар кордебалета и две солирующие пары замирают в эффектной композиции.

Балет «Камерная симфония»

Фрагмент балета «Камерная симфония»

Фрагмент балета «Камерная симфония»

Партитура Камерной симфонии опус 110а, в пяти частях, появилась благодаря Рудольфу Баршаю. Выдающийся музыкант, по согласованию с композитором, сделал переложение его Восьмого струнного квартета для камерного оркестра. Гениальный квартет был написан в Дрездене всего за три дня 12-14 июля 1960 года. Шостакович формально посвятил его «жертвам фашизма и войны», однако в действительности предельно ярко выразил боль собственных унижений, тревогу и постоянные опасения за себя и родственников, коллег и друзей, преследуемых коммунистическим режимом, память о бесчисленных жертвах жестокого сталинского террора. Чтобы понять глубокую суть автобиографического сочинения, нужно вникнуть в слова самого Шостаковича. Поэтому процитирую отрывок его письма к другу Исааку Гликману: «Я вернулся из поездки в Дрезден…Вместо (задания по кинофильму) написал никому ненужный и идейно порочный квартет. Я размышлял о том, что если я когда-нибудь помру, то вряд ли кто напишет произведение, посвященное моей памяти. Поэтому я сам решил написать таковое. Можно было бы на обложке так написать: «Посвящается памяти автора этого квартета». Основная тема квартета – ноты D. Es. C. H, то есть мои инициалы (Д.Ш. в немецком написании). В квартете использованы темы моих сочинений и революционная песня «Замучен тяжелой неволей»… Псевдотрагедийность этого квартета такова, что, сочиняя его, я вылил столько слез, сколько выливается мочи после полдюжины пива… Приехавши домой, два раза пытался его сыграть, и опять лил слёзы. Но тут уже не только по поводу его псевдотрагедийности, но и по поводу удивления прекрасной цельностью формы». Премьера Восьмого квартета, в пяти частях, состоялась 2 октября 1967 года в Ленинграде.

Фрагмент балета «Девятая симфония»

Александра Мухамедова, Даниэль Камарго, Эмануэла Мерджанова, Наира Агванеан

Теперь, 50 лет спустя, Камерная симфония Шостаковича танцевально предстала в Амстердаме. Для визуализации глубоко трагичного смысла симфонии сценограф Ципин создал живописную фреску. Она проектируется на заднике-экране, который иногда меняет свою световую насыщенность. Гениальное творение художника потрясает суровостью взгляда группы мужских лиц, олицетворяющих бесчисленные жертвы сталинского террора. Благодаря световому наполнения рельефные лица мучеников то оживают, то угасают и даже исчезают, при этом оставляя на экране лишь графические контуры, которые воспринимаются как мемориальные надгробия. По своей пронзительной трагедийности фреска Ципина не уступает «Гернике» Пикассо!
В музыке Камерной симфонии автобиографические черты Шостаковича, крик и боль его души оживают на фоне широкого спектра сильных и острых эмоций, развивающихся в симфоническом масштабе. Но это не получило адекватного хореографического воплощения. Согласно яркой и образной музыке, Ратманский профессионально выстроил танцевальное действие. Оно разворачивается неспешно и органично в лучших традициях балетной неоклассики: 8 танцовщиц и 8 танцовщиков составляют разные группы и ансамбли, в сочетании с которыми возникают соло и дуэты, трио и квартеты. В центре незатейливого хореографического действа – романтический герой (скорее поэт, чем музыкант), который испытывает радости светлой любви и муки напряженного творчества. Молодой Герой (в чёрном костюме и с обнаженным торсом), его возлюбленная и музы (в разноцветных юбках) предстают в сложных взаимосвязях с бездушным обществом, которое как бы воплощает кордебалет (девушки – в светлых туниках, парни – в черных майках и серебристых брюках). Балет украшают лирические дуэты Героя с его возлюбленной, которые прекрасно танцуют под нежные мелодии симфонии. В финале представления (оно длится 20 минут) все 20 его участников составляют эффектную композицию и в ней скульптурно замирают на фоне яркосветящегося экрана, а морально подавленный Герой медленно покидает сцену.
К сожалению, хореографическая трактовка Ратманского оказалась далека от драматургического замысла Шостаковича. В своём балете хореограф дал собственное видение Камерной симфонии – более светлое и оптимистичное. Однако патетичная музыка, представляющая собой прощание композитора с жизнью, звучала, как реквием. Публика, глубоко взволнованная этим произведением, аплодировала сдержанно, оказывая должные почести как композитору, так и хореографу, но прежде всего прекрасным исполнителям .

Балет «Концерт для фортепиано, трубы и оркестра №1»

Фрагмент балета «Фортепианный концерт №1»

Фрагмент балета «Фортепианный концерт №1»

Первый концерт для фортепиано со струнным оркестром и солирующей трубы, в четырёх частях, опус 35 до мажор был написан в 1933 году под впечатлением красочной партитуры Пауля Хиндемита «Камерная музыка» №2 опус 36, в которой приёмы неоклассического письма сочетаются с элементами джаза и развлекательных мелодий, использованными в гротесковой, юмористической манере. Премьера Концерта состоялась 15 октября того же года в Большом зале Ленинградской филармонии в исполнении её же оркестра под управлением Фрица Штидри; партию фортепиано блистательно играл 27-летний Шостакович. Концерт включает и пародирует многие музыкальные произведения как некоторых композиторов (Бетховен, Гайдн), так и самого автора. Широкое использование Шостаковичем разнообразных музыкальных тем, в том числе народных песен, в то время считалось новаторским. Но объединить в едино целое это невероятное обилие цитат мог только гений. Чудо состояло в том, что Шостаковичу это вполне удалось. Он выстроил великолепную и нерушимую композицию, которая ярко сверкает музыкальным многоцветием.
Вдохновленный этим произведением Ратманский создал один из лучших своих балетов. Хореографическое действие динамично и эффектно развивается на фоне живописной композиции. На заднике – экране мягко светится серо-голубая панорама, а на её фоне как бы парят рельефные фигуры – миниатюрные символы советской власти – серп, молот, пятиконечные звезды, кубы, ромбы и даже самолет. Все элементы ярко-красной инсталляции порой одновременно приподнимаются или опускаются, что придаёт символике живость. Важный вклад в хореографическое действо вносят красивые сценические костюмы. Артисты кордебалета одеты в облегающие комбинезоны – серебристые спереди и красные сзади. Солисты танцуют с полностью серебристых комбинезонах, а солистки – в красных купальниках. Эта цветовая гамма, идеально гармонирующая с серо-красным фоном панорамы задника, не только придает танцам причудливую игру цвета, но и создает иллюзию пластического фейерверка как бы оживших символов советской эпохи. Эффект потрясающий!

Айа Окумура - Юнг Гиу Шои, «Фортепианный концерт №1»

Айа Окумура – Юнг Гиу Шои, «Фортепианный концерт №1»

Потрясающе развивается и хореографическое действие. Ратманский его выстроил поистине гениально! Радостная, лучезарная музыка оказалась необычайно созвучной творческому темпераменту хореографа, и он превзошел сам себя. Вдохновенно творение Ратманского восхищает как хореографической фантазией, так и обилием лексических новаций. 20-минутный балет выстроен четко, интересно, эффектно. Особенно впечатляют синхронные ансамбли: они формируют оригинальные композиции и завораживают чудесами метаморфоз. Все танцевальное действо идеально соответствует звучащей музыке и динамично развивается, следуя её тональности и кантилене. Лирические нежные пассажи солирующего фортепиано получают изумительное воплощение в дуэтных танцах. Они пленяют утонченной музыкальностью и поэтическим романтизмом, лексическим богатством и стилистическим великолепием. Два дуэта, как бы соревнуясь друг с другом, демонстрируют красивые поддержки и оригинальные связки. Танцовщицы изящно парят над головами партнеров в причудливых позах, широких шпагатах, стремительных закрутках. Хореографическая идиллия двух синхронных дуэтов в сопровождении рояля – одно из самых чарующих творческих озарений Ратманского.
Солирующие танцовщики и танцовщицы исполняют сложнейшие каскады прыжков и вращений, поражая своей отточенной, виртуозной техникой. Прекрасное впечатление производят и артисты кордебалета. Необычайно эффектно предстаёт выход шести пар: бравые кавалеры ритуально проносят по сцене танцовщиц, величественно восседающих на плечах, как священные божества. Скульптурные пары формируют линейный синхронный ансамбль, причудливые метаморфозы которого вызывают восхищение. Грациозные танцы женской группы сменяет динамичный ансамбль кавалеров, на фоне которого солирует дуэт. В финале музыка набирает темп и силу. Мужская шестерка, танцуя в линии, синхронно исполняет каскады полетных прыжков. Феноменально солирует легкий и пластичный виртуоз Юнг Гиу Шои. Кавалеров сменяет женская группа и две солистки. Вновь танцует синхронных ансамбль шести пар, блистательно солируют два танцовщика, затем два дуэта. В музыкальном и хореографическом апогее советские символы возносятся под колосники и артисты эффектно замирают.
Энергетика, красота и виртуозность танца произвели ослепительно яркое впечатление! По окончании балета восторженные зрители долго аплодировали стоя всем исполнителям и создателям «Трилогии Шостаковича». Голландская премьера балета Ратманского прошла с триумфом!

Об исполнителях

Анна Ол - Айа Окумура, «Фортепианный концерт№1»

Анна Ол – Айа Окумура, «Фортепианный концерт №1»

Артисты Нидерландского национального балета заслуживают высших комплиментов. Высокопрофессиональный коллектив, созданный в 1961 году, включает 75 танцовщиц и танцовщиков разных национальностей. В течение последних 14-и лет под художественным руководством Теда Брандсена – хореографа, а в прошлом танцовщика труппы, коллектив достиг больших успехов в освоении многих произведений современных хореографов. По инициативе Брандсена труппа встречалась с творчеством Ратманского уже 5 раз! В разные годы в репертуар Нидерландского национального балета вошли его «Русские сезоны», «На Днепре», «Жар-птица», «Воспоминание о дорогом месте» и «Дон Кихот». Нынешняя работа труппы над «Трилогией Шостаковича» увенчалась огромным успехом. Приветствуя высокий уровень всех исполнителей, нужно особо отметит солистов и в первую очередь «первых солистов», на долю которых выпали наиболее сложные танцевальные партии в двух последних частях спектакля. Центральную партию в «Камерной симфонии» проникновенно исполнил высокотехничный Даниэль Камарго. В Первом концерте для фортепиано, трубы и оркестра блистательно солировали дуэты Анна Ол – Артур Шестериков и Айа Окумура – Юнг Гиу Шои.

Анна Ол - Артур Шестериков, «Фортепианный концерт №1»

Артур Шестериков и Анна Ол , «Фортепианный концерт №1»

Оркестр Het Balletorkest и его главный дирижер Маттью Ров проделали большую и сложную работу. Несмотря на трудности, музыканты справились со своей задачей. В течение одного вечера им пришлось исполнять совершенно разные по музыкальной драматургии, характеру и темпераменту три оркестровых произведения Шостаковича, каждое из которых требовало специфической динамики и красочности. Трактовка произведений оказалась всё-таки слишком ровной и недостаточно разительной. Опытный дирижер (он уже работал с Ратманским при постановке балета «Жар-птица») выбрал удобные для танцовщиков, но несколько замедленные темпы, что негативно сказалось на яркости прочтения партитур. Эмоциональная острота, композиционные нюансы и драматические контрасты оказались сглаженными. Ирония, гротеск и пародийность, характерные для творчества Шостаковича, не получили рельефного воплощения. Справедливости ради, нужно сказать, что все-таки нельзя слишком строго оценивать музыку, звучащую в балетном спектакля, так как дирижер выстраивает свою трактовку в соответствии с хореографическим действием и стремится к его гармонии с исполняемой партитурой, что имеет первостепенное значение для завоевания успеха у публики. В последней части «Трилогии Шостаковича» оркестр и дирижер в полной мере проявили своё высокое исполнительское мастерство, а также стилистическое соответствие духу и темпераменту Первого концерта для фортепиано, трубы и оркестра. Это произведение прозвучало превосходно. Важный вклад в прекрасную интерпретацию Концерта внесли музыканты оркестра, великолепно солирующие на фортепиано и трубе. Это Михаил Мурач и Эрвин Тер Богт – выпускники Московской и Амстердамской консерватории, соответственно.
Первое представление «Триптиха Шостаковича» в Национальном театре оперы и балета Амстердама прошло с грандиозным успехом. После Американского театра балета и Балета Сан-Франциско «Триптих Шостаковича» вошёл в репертуар Нидерландского национального балета, одной из крупнейших трупп Европы. Премьера спектакля стала ярким событием 70-го Голландского фестиваля.

Послесловие
Желая дальнейших успехов Алексею Ратманскому, отметим, что нынешний год оказался для него особенно продуктивным: в феврале и мае прошли премьеры «Поцелуя феи» в труппе Miami City Ballet и «Одессы» в труппе New York City Ballet, в июне «Трилогия Шостаковича» появилась в труппе Het Nationale Ballet, а 22-26 ноября балет «Ромео и Джульетта» предстанет на сцене Большого театра России в Москве (перенос спектакля, созданного для Национального балета Канады в 2011 году в Торонто). В следующем году с 13 февраля по 4 марта в Национальном театре оперы и балета Амстердама вновь будет показан балет Минкуса «Дон Кихот» в хореографии Ратманского. Этот великолепный спектакль он поставил специально для труппы Het Nationale Ballet в 2010 году.
P.S. 30 июня на портале «Музыкальной афиши» появится видео-репортаж о голландской премьере «Триптиха Шостаковича». Как говорится, лучше один раз увидеть, чем 10 раз услышать.

Crédits Photos : Hans Gerritsen, Fabrizio Ferri.