ШАРОН ЭЯЛЬ И ГАЙ БЕХАР – ТРИУМФАТОРЫ 37-го ФЕСТИВАЛЯ MONTPELLIER DANSE
10/07/2017 – Виктор Игнатов
6 – 7 июля 2017, Opéra Comédie, Montpellier

В рамках международного фестиваля танца в Монпелье на сцене Оперного театра Комедии с огромным успехом состоялась мировая премьера пьесы «Love Chapter 2». Она является второй частью прошлогодней постановки «OCD Love» (смотрите видео). Диптих создали по заказу фестиваля необычайно талантливые израильтяне: хореографы Шарон Эяль, Гай Бехар и композитор Ори Личтик. Новая вдохновенно поставленная пьеса завораживает пластической лексикой и ритмической стилистикой причудливого танца, которым фанатично охвачена обособленная группа странных существ, сосредоточенно передвигающихся по сцене в состоянии аутистического отрешения, порой и гипнотического оцепенения. Пьесу превосходно исполняют 6 артистов труппы L-E-V, которую возглавляют Ш.Эяль и Г.Бехар.

Шарон Эяль родилась в Иерусалиме. В 1990 – 2008 годы танцевала в знаменитой израильской труппе Batsheva Dance Company, в которой начала ставить хореографию. С 2003 по 2004 год была артистическим содиректором труппы, с 2005 по 2012 год – её хореографом. В 2009 году стала создавать пьесы для разных трупп в Норвегии, США и Германии. В 2013 году Ш.Эяль и её музыкальный консультант-соавтор Гай Бехар основали собственную труппу L-E-V, которая вскоре приобрела высокую международную репутацию. Сегодня репертуар труппы составляют 5 постановок, включая пьесу «Love Chapter 2», мировая премьера которой состоялась в предпоследний день нынешнего Фестиваля Montpellier Danse. За четыре года своего существования труппа L-E-V выступила более 150-и раз в знаковых местах всего мира. Шарон и Гай ставят пьесы не только для своего коллектива, но и для других трупп.
Гай Бехар был неутомимым активистом в кругах электронного андеграунда Тель-Авива. В 1999 – 2005 годы работал в ряде ночных музыкальных программ. С 2006 года сотрудничает с Шарон Эяль и с композитором Ори Личтиком, который пишет музыку в ходе постановки каждой хореографической пьесы, начиная с их совместного творческого дебюта. В 2014 году на фестивале Montpellier Danse впервые предстала их пьеса «House», созданная по заказу Batsheva Dance Company в 2011 году. В 2014 году эта пьеса была показа и в Москве на сцене Театра наций в рамках «Контекста», международной программы «Золотой маски» – самой престижной театральной премии России.
«Love Chapter 2»
Пьеса «Любовь, часть 2» создана по заказу Фестиваля Montpellier Danse как продолжение опуса «OCD Love», мировая премьера которого состоялась здесь в прошлом году, и за постановку которого Ш.Эяль и Г.Бехар получили Grande Prix Профессиональной ассоциации французской критики. Авторы этого произведения намерены создать целую серию хореографических этюдов под названием «Любовь». Рассказывая о постановке пьесы «Любовь, часть 2», Ш.Эяль, в частности, сказала: «Речь идет о холодности, о связи и отсутствии связи, одиночестве и печали. Физические процессы, созданные эмоциями, ведут нас на разные уровни размышлений и чувств. Это грустно и радостно, радостно и грустно. Это жизнь экстремальная. Речь идет о непрерывных потерях чего-то».

ey2

Фрагмент пьесы «OCD Love»

Как же предстает часовой спектакль? Хореографическое действие неспешно разворачивается на пустой сумрачной сцене. На фоне слабо освещенного экрана возникают 6 темных силуэтов, застывших в мягких позах и с призрачными жестами, причудливые линии которых придают этому видению изысканную утонченность. Сказочно-красивая картина загадочно предстает под ровную ритмику ударных инструментов, что наполняет зыбкое видение напряженной тайной. Сценическое освещение возрастает и силуэты оживают: они разворачиваются, меняя пластические линии жестов, которые напоминают воздушные и грациозные прогибы крыльев-рук. Это происходит настолько медленно и так текуче, что кажется, будто столь живописное видение трансформируется внутри сознания самого зрителя. Постепенно возникает направленное верхнее освещение, и силуэты приобретают новые очертания, которые как бы расцветают благодаря дивной пластике гибких тел и затейливой жестикуляции изящных рук. Фантастическое видение начинает обретать визуальную плоть и танцевальную динамику. Таинственная группа, словно стая бесполых существ, похожих на инопланетян с обликом гуманоидов, отправляется в удивительное и загадочное путешествие. В голубых купальниках и в чёрных носках группа неспешно перемещается по сцене, периодически расходится, формируя рыхлые и синхронные ансамбли, которые завораживают мягким и текучим раскачиванием тел, феерией длинных и широких. жестов. Искусно придуманные абстрактные ансамбли возникают множество раз, неукоснительно соответствуя однообразной и неотвязной ритмике шумов и стуков. Затем к ним добавляются резкие всплески скрипичных звуков, благодаря которым движения стаи становятся более динамичными и стремительными. Над сценой появляются светящиеся клубы монохромного дыма. Они затмевают слабое свечение экрана, придавая сценическому пространству впечатляющую глубину и объёмность, некую живость и даже мистичность. Несмотря на разнообразие как в звуковом, так и световом оформлении пьесы, хореографическое действие все-таки проистекает монотонно и тягуче. Группа отрешенно движется по сцене, главным образом, кругами, периодически выстраивается в линию, углом или вдоль сцены, но всегда остается цельной и взаимосвязанной какими-то таинственными узами. С изменением характера звуковой ритмики в группе происходит трансформация лексики и манеры движений. Вместо свободной жестикуляции и мерного раскачиваний тела стая приобретает иную пластику и семенит по сцене на полупальцах, что придает каждому существу особую хрупкость и грациозность. Несмотря на ансамблевую синхронность, объединяющую и украшающую стаю, в ней часто возникают отдельные соло или дуэты. Чаруя динамикой виртуозного танца, они предстают как монолог или диалог. Особенно впечатляют сольные пассажи невысокого танцовщика с необычайно гибким и экспрессивным телом, который феноменально проделывает каскады экзотических движений. Вроде бы бесхребетное тело артиста фантастически изгибается в любую сторону, странно раздувается живот, руки и ноги сплетаются в замысловатых конфигурациях.

Фрагмент «OCD Love»

Фрагмент пьесы «OCD Love»

Звуковая ритмика нарастает и пластическая динамика группы достигает апогея: все уже как бы бегут на полупальцах. Вдруг возникает мелодическая песня; зачарованная её красотой стая замирает. Под латиноамериканские ритмы песни на сцене появляются сольные танцы. Вскоре они переходят в синхронную пульсацию всей группы. Следуя пленительной ритмике, существа резко и эффектно прогибаются, исполняя каскады игривой жестикуляции. Песня исчезает, но акустическая ритмика сохраняется, и стая с упоением продолжает пульсировать и быстро семенить по сцене. Фанатично и часто кланяясь, как бы в почтении неведомому божеству, стая входит в наркотический раж пластической медитации. Сценическая дымка постепенно исчезает, уступая свою роль экрану, свечение которого как бы символизирует рассвет и завершение ночных видений. Синхронные движения стаи постепенно угасают. Наконец, существа скульптурно замирают в дивных позах и растворяются в наплывающей темноте. Короткую паузу тишины взорвали бурные овации. Предваряя поклоны артистов, на сцену выбежала возбужденная Шарон и благодарственно упала им в ноги. Так страстно и театрально, она выразила свою признательность и любовь артистам труппы L-E-V, которые превосходно исполнили премьерную пьесу.
«Love Chapter 2» является вдохновенным творением Шарон. В этой пьесе она блистательно продемонстрировала богатую театральную фантазию и новое хореографическое мышление, наркотическую эстетику и специфику стиля, а также новаторскую танцевальную лексику и своеобразие концептуальной драматургии. Пьеса выстроена изящно и виртуозно: здесь всё насыщенно гипнотической тайной, всё взаимосвязано необычайно органично. Искусно созданное произведение завораживает своим внутренним магнетизмом и предельной преданности ему всех шести персонажей. Каждый из них находится во власти таинственного магнетизма, который является животворной основой и духовного единения группы. Охваченная гипнотическими путами магнетизма, стая постоянно находится в отрешенном состоянии и сосредоточенно движется в полной изоляции от внешнего мира, испытывая при этом пластические метаморфозы в полном соответствии со звуковой ритмикой, которая является как бы наркотическим стимулом.

Фрагмент «OCD Love»

Фрагмент пьесы «OCD Love»

«Используя танцоров как живые модели, их пульсирующую энергию и пластику в стиле живых мертвецов, Шарон добивается удивительной чувствительности от маниакальных роботов». Пьесу «Love Chapter 2» исполняют 3 танцовщицы и 3 танцовщика. Их филигранное мастерство вызывает восхищение и заслуживает восхваления. Артисты феноменально управляют своими телами и танцуют с идеальной четкостью, демонстрируя глубокое понимание концептуальной сути постановки, а также идеальное владения стилем Шарон. Нужно сказать, что, несмотря на ярко выраженную специфичность, его характеризует неразрывное единство и отрешенность группы, характерные и для хореографического стиля Кристал Пайт. В мае этого года в Большом театре России она стала лауреатом Международного приза «Benois de la Danse» за гениальную постановку пьесы «The Season’s Canon» для балетной труппы Парижской национальной оперы. За создание пьесы «OCD Love» для Фестиваля Montpellier Danse Ш.Эяль и Г.Бехар получили Grande Prix Профессиональной ассоциации французской критики. После фестиваля в Монпелье новая пьеса «Love Chapter 2» будет показана в Амстердаме (9,10 июля) и в Фрейбурге (28, 29 октября). С 13 апреля по 1 мая 2018 года пьесу можно увидеть в ряде городов Швейцарии (гастрольный график смотрите на сайте труппы).
Festival Montpellier Danse : главные итоги.
37-й фестиваль проходил с 23 июня по 7 июля и собрал 35 000 зрителей. Плотность заполнения залов составила 95%. За две недели были представлены 21 спектаклей, среди который 16 премьерных. Открытие фестиваля на прямую транслировали телеканалы Mezzo и TV Sud: были показаны две пьесы Анжелена Прельжокажа, поставленные по заказу труппы New York City Ballet. В связи с 85-летием Ханса ван Манена фестиваль оказал ему особые почести: по инициативе Брижитт Лефевр великий голландский хореограф был награжден Командорским орденом Искусств и Литературы. В ходе фестивале состоялось 35 платных представлений, 3000 билетов были проданы по цене 5 евро. 10000 человек присутствовали на 82-х бесплатных мероприятиях. В частности, 3000 человек участвовали в проведении 14-и уроков танца, 2000 зрителей пришли на показ 48-и фильмов, среди который 25 киноочерков были посвящены творчеству Мерса Каннингема. Представления проходили в 11 городах района на 33-х сценах, из которых 20 площадок были под открытым небом. Доход от продажи билетов достиг 400000 евро, артистические расходы составили 850000 евро. Гостями фестиваля стали 216 профессионалов, в том числе 58 зарубежных специалистов из 19 стран. Фестиваль освещали 116 журналистов, в том числе 38 зарубежных корреспондентов из 18 стран. В 22-х пресс-конференциях приняли участие 1200 журналистов. Материалы о событиях фестиваля были представлены в 102 средствах массовой информации. После окончания 37-го фестиваля Montpellier Danse все его 16 премьерных спектаклей отправятся в мировое турне, в ходе которого, согласно уже полученным подтверждениям, будет дано 256 представлений в 66-и городах 18-и стран мира.
Под блистательным артистическим руководством Жана-Поля Монтанари Montpellier Danse удерживает репутацию самого важного фестиваля танца в Европе и не теряет свою высокую творческую планку. Нынешний сезон фестиваля вновь продемонстрировал богатство и разнообразие танцевального мира, широту и яркость хореографических направлений и стилей. Среди множества мировых премьер, состоявшихся в рамках фестиваля, некоторые из них стали подлинными событиями и творческими открытиями. Следующий, 38-й, фестиваль Montpellier Danse должен быть таким же интересным и насыщенным, как нынешний. На заключительной пресс-конференции Ж.-П.Монтанари объявил, что в 2018 году в фестивале примут участие, в частности, знаменитые труппы: NDT с новыми пьесами (Соль Леон, Поль Лайтфут, Кристал Пайт), Batsheva Dance Company с новыми постановками Охада Нахарина, Национальная компания танца Испании под руководством Жозе Мартинеза с постановками Уильяма Форсайта, последний раз выступит с сольной программой Акрам Хан, который в следующем году заканчивает карьеру танцовщика. Festival Montpellier Danse продолжает выполнять свою важную миссию витрины и маяка бурно развивающегося искусства современного танца.
Crédit photos:  © Gil Shani, Ron Kedmi, Regina Brocke