ПАРИЖ ВОСТОРЖЕННО ПРИВЕТСТВУЕТ КУБИНСКИЙ БАЛЕТ И ЛЕГЕНДАРНУЮ АЛИСИЮ АЛОНСО
18/07/2017 – Виктор Игнатов
6 – 20 июля 2017, Salle Pleyel, Paris

После 10-и лет отсутствия в Париже на сцене Зала Плейель с большим успехом прошли гастроли Кубинского национального балета, имеющего высокую репутацию в мире танца. Начав выступления с гала-концерта звёзд кубинской школы (6 июля), знаменитая труппа под руководством прославленной балерины Алисии Алонсо, показала два спектакля – «Жизель» (7-12 июля) и «Дон-Кихот» (15-20 июля). В хореографической версии А.Алонсо оба балета пленяли великолепием танцевальных ансамблей, обилием лексических и стилистических эффектов. Несмотря на незатейливое оформление, спектакли впечатляли исполнительским мастерством солистов и кордебалета. По окончании представлений 96-летняя А.Алонсо выходила на сцену под бурные овации восторженных зрителей.

Кубинский национальный балет
Эта первая профессиональная на Кубе труппа была организована в 1948 году под названием Балет Алисии Алонсо. Её основал и возглавил триумвират семьи Алонсо – Алисия (прима-балерина), её муж Фернандо (генеральный директор) и его брат Альберто (художественный руководитель). Репертуар составили спектакли балетной классики – «Жизель, «Коппелия» и «Лебединое озеро», постановки М.Фокина – «Сильфиды», «Петрушка», «Видение розы», «Умирающий лебедь», балеты Дж.Баланчина «Аполлон Мусагет», А.Алонсо «Ромео и Джульетта», а также постановки на музыку кубинских композиторов. Центральные партии танцевали приглашенные солисты из разных стран. Новый этап в истории труппы начался после революции 1959 года. Коллектив стал государственным и получил свое постоянное помещение. В 1963 – 1973 годы здесь работал русский танцовщик и балетмейстер Азарий Плисецкий. В создании нового репертуара участвовали известные хореографы, в частности, Ролан Пети и Антонио Гадес. Основой выразительного языка труппы остается классическая школа, обогащенная фольклором, достижениями танца модерн и поисками современного авангарда. На синтезе классики, современного авангарда и фольклора А.Алонсо поставил «Кармен сюиту» (1967), Тепорио создал «Дом Бернарды Альбы» (1975). Труппа часто гастролирует за рубежом и успешно демонстрирует своё искусство во всем мире.
Алисия Алонсо
Родилась 21 декабря 1921 года в Гаване. В 10 лет стала обучаться танцу в родном городе, потом в Нью-Йорке – в школе Вильтзак-Шоллар и Школе американского балета. В 1937 году вышла замуж за Фернандо Алонсо, годом позже уехала в США в надежде сделать карьеру. В 1938 году дебютировала в музыкальной комедии, годом позже начала танцевала в труппе Дж.Роббинса American Ballet Caravan (будущей New York City Ballet). В 1941 году ангажирована как солистка в только созданную труппу Ballet Theatre (будущую American Ballet Theatre). Это был самый блистательный этап в её карьере: Алисия танцевала великие произведения романтического и классического репертуара, здесь проявилась и её прогрессирующая слепота. Чтобы защитить свои глаза, она должна была пролежать три месяца в темноте, но балерина продолжала работу над своими стопами, «чтобы их сохранить живыми». После трёх хирургических операций, прошедших без успеха, Алисия должна была оставаться в постели в течение года и репетировала все свои балеты на руках. Вернувшись в труппу, в 1943 году она исполнила Жизель так прекрасно, что сразу же получила звание звезды. Алисия становится первым интерпретатором главных партий в новых балетах А.Тюдора, Дж.Баланчина, А.Алонсо и других хореографов. Несмотря на плохое зрение, в это время А.Алонсо приобретает всемирную славу. Среди её лучших партий – Жизель, Одетта-Одиллия, Сванильда, Терпсихора.

Алисия Алонсо в образе Жизели

Алисия Алонсо в образе Жизели

В 1948 году она окончательно возвращается на Кубу и создает в Гаване труппу Балет Алисии Алонсо, которая с 1959 года называется Кубинский национальный балет. В 1950 году также в Гаване открывает балетную школу для подготовки молодых кадров для труппы; руководство школой осуществляет совместно с Ф.Алонсо. В это время она продолжает свою американскую и международную карьеру. В 1956 году Алисия была вынуждена закрыть школу по причине того, что диктатор Ф.Батиста прервал субсидии. Покинув Кубу, Алисия стала танцевать в труппе Русского балета Монте-Карло, где в дуэте с Игорем Юшкевичем стала легендарной. В 1959 году по просьбе Фиделя Кастро она вернулась на Кубу. Вождь кубинской революции дал ей 200000 $ и обещание ежегодно субсидировать заново созданную школу и труппу Кубинский национальный балет, которую она возглавляет и сегодня. В 90-е годы Алисия продолжала свою чрезвычайно долгую карьеру танцовщицы. Знаковая фигура кубинского балета А.Алонсо обрела звание Prima Ballerina Assoluta ХХ-го века!
А.Алонсо – великая основоположница кубинского балета, его первая и самая значительная балерина, одна из крупнейших классических танцовщиц в истории балета. Её высокое искусство характеризует рафинированный стиль: точность и легкость, виртуозность и стремительность у неё органично сочетается с драматическим темпераментом, позволяющим передать трагические переживания. Как хореограф, А.Алонсо поставила ряд оригинальных балетов и создала собственные версии классических шедевров, которые украшают репертуар Кубинского национального балета. Для Парижской национальной оперы она возобновила балеты «Жизель» (1972) и «Спящая красавица» (1974). Её хореографические версии («Жизель», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Па-де-катр»…) получили всемирную известность; их исполняли балетные труппы оперных театров в Париже, Вене, Праге, Неаполе, Милане. Буэнос-Айресе, Мехико.

Алисия Алонсо - Prima Ballerina Assoluta

Алисия Алонсо – Prima Ballerina Assoluta

Почти 70 лет легендарная балерина своим искусством прославляет Кубу на международной арене. Благодаря неутомимым усилиям А.Алонсо, Кубинский национальный балет завоевал репутацию одной из лучших трупп в мире, а её солисты повсюду и всегда имеют триумфальный успех. Нужно иметь смелость и железную волю, чтобы в стране, где обожают танцевать чувственную Сальсу, взрастить хореографическую культуру балетной ультра-классики, сугубо европейскую по своей природе. Труппа стала гордостью кубинского народа. Каждый кубинец знает наизусть не только репертуар коллектива, но и основные вариации балетных спектаклей, а финальное па-де-де Китри и Базиля в «Дон Кихоте» мгновенно поднимает весь зал, начиная с первой ноты!
После 10-летненего отсутствия в Париже труппа Кубинского национального балета выступила на сцене реконструированного Зала Плейель. Программа гастролей включала два балетных шедевра – романтическую «Жизель» в неувядающей хореографии А.Алонсо и блистательный «Дон Кихот» – гордость репертуара труппы. За две недели парижских выступлений каждый спектакль был представлен по 7 раз. Исторически Кубинский национальный балет всегда славился своими солистами, поэтому на открытии гастролей была показана программа в исполнении наиболее одаренных артистов и четырёх приглашенных звёзд – воспитанников кубинской школы танца. Программа гала-концерта включала фрагменты из балетов, составляющих современный репертуар труппы. Первый вечер гастролей стал ослепительно ярким фейерверком блистательных звёзд кубинской школы, одной из лучших мире.
Романтическая «Жизель»
Балет является «визитной карточкой» кубинской труппы. Спектакль идет в хореографии А.Алонсо, поставленной согласно оригиналу балета, созданного Ж.Коралли и Ж.Перро в Парижской опере в 1841 году. О своей хореографической версии А.Алонсо сказала так: «Как исполнитель и хореограф я посвятила себя художественному обновлению «Жизели» – престижного произведения французского балета. Моя версия, которая была принята Парижской оперой, и за которую Франция меня щедро вознаградила, теперь возвратилась в Париж со всей энергией и свежестью Кубинского национального балета».

Фрагмент из второго акта балета «Жизель»

Фрагмент из второго акта балета «Жизель»

Двухактный балет в сценографии Сальвадора Фернандеза предстал на фоне живописного задника, на котором через стволы деревьев просвечивается голубое небо, что придает декорации таинственное свечение и воздушность. В первом акте вдоль левой кулисы установлен скромный домик, в котором как бы живут Жизель и её мать, вдоль левой кулисы – крестьянский сарай. Во втором акте у левоё кулисы лежит надгробная плита с крестом и венком – могила Жизели. Незатейливое оформление сцены вначале обескураживает своей визуальной наивностью, однако в ходе представления оно акцентирует искренность героини балета, светлый «лик» её души. Простое оформление позволяет также сконцентрировать внимание зрителей на персонажах: в красивых сценических костюмах они необычайно живы и реалистичны. Жизель и граф Альберт предстают почти также, как в спектакле, который оформил А.Бенуа для Русских сезонов С.Дягилева. Особенно впечатляют своими нарядами герцог Курляндский и его дочь Батильда с многочисленной свитой: их платья и костюмы, прекрасно стилизованные под романтическую эпоху, сшиты из красного и чёрного бархата с богатой вышивкой. Многие сцены балета украшает искусная и образная пантомима. Пантомимический рассказ Берты, матери Жизели, о мстительных виллисах, обитающих в лесу, сопровождается появлением призрака.
Хореографическое действие развивается естественно и органично в полном соответствии с либретто и драматургией балета. Несмотря на преданность оригиналу хореографии, спектакль А.Алонсо впечатляет множеством нюансов и рядом новаций. Это проявляется прежде всего в грациозных танцах кордебалета, в рафинированных положениях рук, в мягких бесшумных прыжках, в рисунке па-де-де героев с включением танцев друзей. В первом акте разные по численности женские и мужские группы составляют красивые оригинальные ансамбли, которые причудливо трансформируются, пленяя элегантными и синхронными дуэтами.
Партия Жизели, хотя лексически составлена вполне традиционно, в то же время её танцевальный рисунок украшен рядом изящных деталей. В частности, в знаменитой вариации первого акта Жизель исполняет диагональ на одной пуанте с регулярными разворотами корпуса, свободной левой ноги и руки, что придает танцу героини особую красоту и живость. Сцена сумасшествия Жизели предстает более сумрачно. Герцог, его дочь и свита сразу же исчезают, что позволяет сконцентрировать внимание зрителей на чрезвычайно выразительном лице Жизели, которая страдальчески мечется среди почти неподвижного кордебалета, воплощающего крестьян. Жизель садится на скамейку и, вспоминая первую встречу с Альбертом, как бы обрывает лепестки цветка, затем имитирует радостный танец с возлюбленным, испуганно таскает по сцене его шпагу… Наконец, она страстно бросается в объятия Альберта и умирает. Граф обвиняет в её смерти лесничего Иллариона, а тот – Альберта. Слуга пытается увести графа, но он отталкивает его и жертвенно падает у тела Жизели. «Мёртвая сцена» эффектно завершает первый акт.

Жизель (А.Дельгадо) и Альберт (Д.Хернандес) во II акте «Жизели»

Жизель (А.Дельгадо) и Альберт (Д.Хернандес) во II акте «Жизели»

Второй акт идет на фоне того же сценического задника, что был ранее. Обилие сценического света позволяет оптимально представить красоту и магию танцевального действа. В голубой мареве слегка задымленной сцены появляются 5 парней и устраиваются для игры в кости. Илларион, оплакивающий смерть Жизели у её могилы, рассказывает о своём горе. Вдруг по заднику и по сцене начинают прыгать яркие лазерные пятна, вызывая испуг и бегство парней. В голубых просветах задника проскальзывает силуэт виллисы; на сцене она возникает полностью покрытая белой вуалью. В бисерном pas de bourrée появляется величественная и строгая Мирта, затем и вся её стая виллис – 20 балерин, украшенные белыми веночками. Как ни странно, но на виллис сверху падает жёлто-зеленый свет, наполняя их платья салатном свечением. Однако это создаёт цветовую и смысловую гармонию и связь виллис с лесом.
Полётный изящный кордебалет танцует то парами, то тройками, то четверками, то большим ансамблем. Его танцевальная лексика приобретает удивительную особенность при встрече виллис с Илларионом, затем с Альбертом: очертания кордебалета становятся агрессивными! Как бы олицетворяя разбитое сердце Жизели, виллисы движутся в слегка согнутом положении тел и с остро-угловатой фиксацией рук, как бы приготовленных для схватки. Жёсткие синхронные ансамбли не только выглядят угрожающе, но и ведут беспощадную расправу над пришельцами. Особенно сильное впечатление производят линейные построения всей стаи виллис с одновременными графическими жестами и эффектными поворотами головы и торса.

Жизель (А.Дельгадо) и Альберт (Д.Хернандес) в финале «Жизели»

Жизель (А.Дельгадо) и Альберт (Д.Хернандес) в финале «Жизели»

Финал балета – эстетический и драматический апогей спектакля, в котором солисты оптимально проявляют своё исполнительское мастерство. Мне довелось быть на первом представлении «Жизели», в котором главные партии танцевали Анетт Дельгадо (Жизель) и Анетт Дельгадо (Альберт). Каждый из них успешно воплощал свой сценический образ – юной крестьянки и благородного графа, а также раскрывал в танце свои характерные особенности. Невысокая и полетная Анетт искренне и трогательно выражала светлые чувства Жизели. Прима-балерина пленяла изяществом линий и грациозностью рук, виртуозной техникой и танцевальной кантиленой. Прекрасно сложенный Дани был предельно органичен и правдив в интерпретации своей роли. Премьер труппы демонстрировал красивые прыжки и вращения, но особенно ярко блистал в поддержках партнерши. Несмотря на хрупкость своего тела, Дани поднимал Анетт настолько легко и высоко, что возникало ощущение, будто это происходит благодаря чудодейственному волшебству. Феноменальные поддержки Дени стали одним из достоинств исполнительства «Жизели». Партию Мирты, волевой повелительницы виллис, точно и убедительно исполнила высокотехничная Жинетт Моншо. По окончании спектакля парижские зрители горячо приветствовали всех артистов. Когда же на сцене появилась легендарная Алисия Алонсо зал взорвался от бури оваций. Об этом ярчайшем моменте читайте в конце статьи.
Блистательный «Дон Кихот»
Трёхактный балет с прологом предстал на фоне живописного ковра Сальвадора Фернандеза, создавшего и лёгкие декорации, которые переносят зрителей в интересно придуманный мир романа М.Сервантеса. На сцене периодически появляется деревянный конь Дон Кихота, убранство харчевни и ветряная мельница. Во втором акте сон Дон Кихота и явление дриад сопровождается причудливой лазерной графикой. Благодаря искусной подсветке, ковровый задник создает разную театральную атмосферу, необходимую для четырёх сценических картин.

Бал дриад во втором акте балета «Дон Кихот»

Бал дриад во втором акте балета «Дон Кихот»

Над хореографией балета «Дон Кихот» вместе с А.Алонсо работали также Марта Гарсия и Мария Елена Лоренте. Несмотря на преданность оригиналу балета «Дон Кихот» в постановке М.Петипа (вторая версия, 1871) и А.Горского (1900), хореографическая версия А.Алонсо (1988) очень личная. Её суть она выразила так: «Наша версия «Дон Кихота» больше вписывается в желание почтить известный персонаж романа знаменитого Мигеля Сервантеса, в то время как Мариус Петипа оказывал честь символу испанской культуры в его оригинальной и развлекательной версии…Наш «Дон Кихот» имеет особые испанские акценты». Для версии А.Алонсо характерна редкостная гармония между танцем и драматургией, а также яркая театральность и образная выразительность персонажей. Особенность и достоинство версии А.Алонсо составляют виртуозность кубинских танцев и большая значимость Дон Кихота, «рыцаря печального образа», и его верного оруженосца Санчо Панса. Эти центральные персонажи спектакля предстают эффектно и театрально, благодаря пантомиме, сочиненной с богатой фантазией.

Соло Китри (С.Аранчибиа) в балете «Дон Кихот»

Соло Китри (С.Аранчибиа) в балете «Дон Кихот»

Хореографическая версия А.Алонсо имеет также существенную особенность в сценической динамике: всё танцевальное действо развивается в несколько замедлено и необычайно пластично, но в полном соответствии с неспешными темпами музыки, звучащей с фонограммы. Как и музыкальное сопровождение, хореографическое действие лишено парадной бравуры и острого комизма. Все события проистекают размеренно и органично, что придает спектаклю не традиционную для него бравуру, а редкостную теплоту и лиричность. В таком умиротворённом хореографическом контексте особенно ярко сверкают сольные партии, более сложные, чем в других версиях. С большой фантазией и высоким мастерством они поставлены для женских партий: это Китри и две её подруги, Мерседес, Повелительница дриад, Купидон. Однако наибольшее восхищение вызывают мужские партии, соло которых насыщены сложными элементами и эффектными трюками, оригинально скомпонованными в феерические каскады. Ради главных партий, прежде всего мужских, нужно было бы смотреть шесть из семи парижских представлений «Дон Кихота», так как в каждом из них были разные составы солистов.
Мне посчастливилось увидеть в роли Базиля премьера труппы Луиса Валле, который с 2015 года танцует также в Compagnie de Danse Acosta и уже завоевал международную славу. На парижской сцене улыбающийся кубинец творил чудеса! Обаятельный танцовщик с крепким и рельефным телом блистательно демонстрировал не только совершенную технику танца, но и высочайшее артистическое мастерство. Потрясающе высокие прыжки, головокружительные вращения, акробатические поддержки Луис исполнял свободно и элегантно. Скажу откровенно, что его лёгким и пружинистым прыжкам-шпагатам, которые он феноменального и многократно проделывал в разных каскадах, сегодня нет равных в мире. После каждого такого прыжка благодарные зрители устраивали овации. В финале спектакля при исполнении знаменитого и роскошно па-де-де Луис скульптурно держал и носил свою партнершу на вытянутой руке, вызывая восторженные аплодисменты публики, а в своих соло танцевал с таким блеском и наслаждением, что, казалось, хотел превзойти самого себя. Публика ревела от восторга, горячо аплодировала и сидевшая рядом со мной уважаемая Брижитт Лефевр, которая на протяжение 20-и лет возглавляла балет Парижской национальной оперы. Луис Валле по достоинству стал триумфатором спектакля и любимцем парижской публики!

Соло Базиля (Л.Валле) в балете «Дон Кихот»

Соло Базиля (Л.Валле) в балете «Дон Кихот»

На фоне грандиозного триумфа партнера для примы-балерины Садаиз Аранчибиа, исполнявшей партию Китри, было сложно достичь равного успеха. Но она все-таки сумела взорвать зал восторженными овациями, надолго замирая и демонстрируя редкостное равновесие в изящном аттитюде: стоя на одной пуанте, она ещё умудрялась усложнять свою позу, проделывая широкие развороты свободной ногой. Несмотря на высокий уровень танцевальной техники, слабые прыжки и скромная энергетика балерины не способствовали развитию её успеха. Великолепно исполняли сложные партии Мерседес и Эспада высокотехничные солисты – обаятельная Клаудиа Гарсия и пластичный Даниэль Барба. Последний изумительно танцевал также эффектную партию солирующего матадора. Центральные образы Дон Кихота и Санчо Панса убедительно воплотили Янсьель Пужада и Дайрон Дариас. Пантомимные партии Лоренцо и богатого жениха Гамаша комично исполнили характерные премьеры Феликс Родригез и Эрнесто Диаз. Лучших комплиментов заслуживает кордебалет. Не столь многочисленный (всего 20 артистов), но высокопрофессиональный коллектив характеризуют, помимо высокой техники, гармония и экспрессия, энтузиазм и наслаждение танцем, что придает каждому спектаклю живительную силу и чарующую магию. Важным достоинством спектакля являются красивые сценические костюмы. Особенно впечатляют нарядные платья из кружевного гипюра, костюмы матадоров и цыган из жёлтого и голубого атласа.

А.Дельгадо, А.Алонсо и Д.Хернандес приветствуют парижскую публику (7.07.2017)

А.Дельгадо, А.Алонсо и Д.Хернандес приветствуют парижскую публику (7.07.2017)

Незабываемым событием нынешних гастролей Кубинского национального балета в Париже стали встречи публики с Алисией Алонсо. После представления «Жизели» 7 июля она вышла на сцену в сопровождении солистов и получила огромный букет красных роз. Несмотря на давнюю слепоту и трудности в передвижении, великая прима-балерина искренне радовалась огромному успеху труппы и восторженному приему ею созданного спектакля. Улыбающаяся 96-летняя Алисия Алонсо приветствовала и благодарила публику красивыми музыкальными жестами, демонстрируя свои дивные, не подвластные времени кисти рук, которые сохранили волшебство её высочайшего искусства. Публика, стоя, ревела и ликовала от пьянящей встречи с живой легендой, которая по достоинству вошла в славную историю мирового балета.

Crédits photos : Museo Nacional de la DanzaPaco Bou, Nancy Reys, Carlos Quezada, Alfredo Cannatello, DR.