БАЛЕТ «АННА КАРЕНИНА» : ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ ДЖОНА НОЙМАЙЕРА
12/07/2017 – Виктор Игнатов
2 – 30 июля 2017, Hamburg Ballett John Neumeier, Hamburg; 23 марта 2018, Большой театр России, Москва
В труппе Гамбургского балета успешно прошла мировая премьера постановки Дж.Ноймайера «Анна Каренина» на музыку П.Чайковского, А.Шнитке, К.Стивенсона и Ю.Ислама. В двухактном спектакле хореограф представил своё видение романа Л.Толстого: события получили современный и американский характер. В психологически напряженном любовном треугольнике Анна мечется между политиканом Карениным и спортсменом Вронским. Балет подробно освещает отношения Китти и Лёвина, Долли и Стивы. Станционный мужик становится символом трагического Рока, неотступно следующим за Анной. Центральные образы превосходно воплощают Анна Лаудер (Анна), Эдвин Ревазов (Вронский), Иван Урбан (Каренин). Гамбургский филармонический оркестр возглавляет Саймон Хиветт..
Знаменитый роман Льва Толстого «Анна Каренина» многократно не только экранизировали, но и ставили на балетной сцене. Впервые в мире балет «Анна Каренина» появился на сцене Большого театра России в 1972 году, на специально написанную музыку Родиона Щедрина. Трёхактный спектакль поставили М.Плисецкая, Н.Рыженко и В.Смирнов-Голованов. Главные партии исполняли М.Плисецкая (Анна), М.Лиепа (Вронский), Н.Фадеечев (Каренин), Ю.Владимиров (Станционный мужик), Н.Сорокина (Китти), А.Богуславская (Бетси). Специально для М.Плисецкой знаменитый парижский кутюрье Пьер Карден создал бесценную коллекцию сценических костюмов. Впоследствии гениальная балерина подарила их Большому театру Страстно-пафосная хореографическая версия была перенесена на сцены театров оперы и балета в Новосибирске (1973) и Екатеринбурге (1978). В 1974 году балет был экранизирован. Фильм навеки запечатлил творение высочайшего искусства: главные партии танцевали М.Плисецкая (Анна) и А. Годунов (Вронский). .
31 марта 2005 года в Петербургском театре балета состоялась премьера балета «Анна Каренина» в постановке Бориса Эйфмана на музыку П.Чайковского. Годом раньше в репертуаре Датского королевского балета появилась новая хореографическая версия «Анны Карениной» Алексей Ратманский на музыку Р.Щедрина. Затем спектакль был перенесен на сцены театров оперы и балета в Хельсинки, Варшаве, Женеве и Санкт-Петербурге. В Мариинском театре центральную партию Анны танцевали Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева и Екатерина Кондаурова.
В мае нынешнего года в рамках культурной программы Загреба в Санкт-Петербурге на сцене Александрийского театра был показан иной балет «Анна Каренина». В апреле 2014 году его создал хорватский хореограф Лео Муйич на музыку П.Чайковского для труппы Хорватского национального театра.
Теперь «Анна Каренина» появилась в репертуаре Гамбургского балета. Двухактный спектакль поставил 78-летний Джон Ноймайер. Бессменный руководитель гамбургской труппы на протяжение 44 лет – давний почитатель русской литературной классики. На сюжеты произведений А.Чехова и А.Пушкина он создал балеты «Чайка» (2007) и «Татьяна» (2014). Они украсили репертуар не только Гамбургского балета, но Московского музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко. Новый спектакль «Анна Каренина» является совместной продукцией Гамбургского балета, Большого театра России и Национального балета Канады. Через 9 месяцев после мировой премьеры в Гамбурге балет «Анна Каренина» появится в Москве.
Современная пьеса-балет о любви, одиночестве и смерти
« Анна Каренина Льва Толстого – один из самых совершенных среди всех когда-либо написанных романов, которые пробуждают образы и аллюзии даже у тех, кто не знает произведения в полной мере. Анна Каренина из их числа» – сказал Ноймайер. Создание балета на сюжет романа Толстого – давняя мечта знаменитого хореографа. Теперь она успешно осуществилась. Ноймайер написал либретто, сочинил хореографию и сценографию, костюмы и концепцию светового оформления. Такое многоплановое авторство весьма положительно сказалось на цельности и гармоничности спектакля. Над его постановкой хореограф работал 10 месяцев, что в разы превышает временные нормы, принятые для создания современных балетов. Это говорит о том, что русская тема и 800 страниц теста с множеством персонажей романа Толстого дались Ноймайеру не просто. Постановка двухактного спектакля стала серьезным испытанием для маститого хореографа. Балет «Анна Каренина» – произведение авторское. Это не хореографическая адаптация романа Толстого, а его персональное прочтение, что проявилось прежде всего при написании либретто. Преданно следуя драматургии и сюжету романа, а также включая в либретто многочисленные детали происходящих событий, Ноймайер в то же время дал себе полную свободу в сценическом воплощении своих собственных идей. Поэтому можно сказать, что балет «Анна Каренина» – это хореографическая фантазия Ноймайера по мотивам романа Толстого. В отличие предыдущих одноименных балетов, которые отражают лишь отношения внутри любовного треугольника Анна – Вронский – Каренин, в спектакле Ноймайера предстают 10 действующих лих и множество персонажей второго плана. Нужно сказать, что среди основных персонажей, помимо главных героев, Ноймайер необычайно подробно осветил отношения Китти и Лёвина, а также Долли и Стивы.
Станционный мужик в балете Ноймайера является олицетворением трагичной судьбы Анны: словно смертоносный Рок, он неотступно следует за героиней на протяжение всего спектакля. Сын Сережа – главный источник душевной радости Анны, выглядит уже не ребенком, а юношей, хотя он остаётся неразлучным со своим плюшевым медвежонком. Анна Аркадиевна Каренина, страстно любящая своего сына, предстаёт скучающей женой политического лидера. Алексей Александрович Каренин занят своей карьерой и опьянен стремлением к власти. Граф Алексей Кириллович Вронский – полковник, увлечённый спортом и флиртом, светский денди, капитан команды по лакроссу. Сценические костюмы персонажей ярко и образно характеризуют каждого персонажа. Достаточно сказать, что, если Каренин всегда предстает в дорогом деловом костюме, то Вронский часто фланирует в спортивной майке. Анна всегда одета элегантно: она появляется в бордовом наряде, затем в чёрном брючном костюме, потом в длинном шелковом платье, подчеркивающем её изящный силуэт. Костюмы у Ноймайера являются продолжением пластики тела и находятся в органическом синтезе с танцем. Благодаря тщательной разработке танцевальных партий каждого персонажа, все образы предстают необычайно живо и рельефно, однако они всё-таки довольно далеки от действующих лиц романа Толстого. Это связано с тем, что Ноймайер, хотя и называет свои хореографические картины с указанием их действия в Москве, Санкт-Петербурге и деревне, в действительности же, балетное действие всё-таки развивается не в России, а скорее всего в Америке. К тому же Ноймайер осовременил события романа: в спектакле они разворачиваются буквально в нынешние дни. Несмотря на обилие сценических картин (в первом акте их 17, во втором – 6 плюс эпилог), спектакль развивается необычайно органично, благодаря простой и мобильной сценографии, которую составляют из серых стен. По ходу спектакля они легко и быстро передвигаются, формируя лаконичные декорации для каждой картины. Двухактный балет идёт три часа с четвертью, включая 30-минутный антракт. Краткий экскурс в балетный спектакль позволит читателю лучше понять его особенности, достоинства и недостатки.
Первый акт
Как только подняли занавес, зрителей, хорошо знающих роман Толстого, наверняка, охватил шок от увиденного. Словно телерепортаж актуальных новостей, на сцене предстал предельно достоверно предвыборный митинг Каренина, участвующего в избирательной компании, возможно, президента, подобно тому, как это происходит в США. Полосато-звёздных знамен в Санкт-Петербурге, конечно, не было, но основное оформление митинга точно копировало недавние выступления Дональда Трампа перед американскими избирателями. Возле трибуны, у которой Каренин танцевал свой «предвыборный» монолог, пленяя толпу мощными батманами и стремительными пируэтами, находились его ассистентка (графиня Лидия Ивановна), образцовая жена с сыном и телохранители. Артисты кордебалета, воплощавшие «группу поддержки», размахивали многочисленными табличками и плакатами с призывами VOTE KARENIN (ГОЛОСУЙТЕ ЗА КАРЕНИНА).
В следующей картине в Москве предстаёт современный спортивный зал, в котором тренируются на разных снарядах Вронский и атлеты его полка. В стильной майке и спортивных трусах здоровяк Вронский сосредоточенно занимается с клюшкой, тщательно отрабатывая игровые движения. В третьей картине Анна и Каренин возвращаются после митинга в свои апартаменты: ультрамодный аскетический салон украшают большие картины абстрактной живописи, подчеркивая тем самым не столько русский аристократизм, сколько современный американский стиль и образ жизни. Под звуки Первой сюиты Чайковского Анна слоняется по салону, испытывая одиночество. Звонит смартфон у Анны. Это из Москвы звонит её брат Стива (князь Степан Аркадьевич Облонский). Он просит Анну вмешаться в серьезное осложнение брака: Долли, его жена, обнаружила его связь с гувернанткой их детей.
Пятая картина, одна из ключевых в спектакле, разворачивается на вокзале: Анна приезжает из Санкт-Петербурга в Москву. Под стук колес, словно железнодорожные вагоны, по сцене движутся в клубах белого дыма серые стены, а по краю авансцены в сопровождении Серёжи, сына Анны, проезжает игрушечный паровоз с тремя вагонами. На cцену выходят пассажиры с чемоданами на современных роликах, и Анна случайно встречает Вронского. Неожиданно с колосников падает рабочий в оранжевой спецодежде; вокруг его трупа собирается толпа зевак. Вскоре, как бы оживший, мужик волоком тащит вдоль сцены большой мешок. Это видит Анна, и образ Станционного мужика становится для неё не только источником мучительных галлюцинаций, но и неотступным предвестником трагической судьбы.
В шестой картине Долли (Дарья Александровна Облонская) с ребенком в детской коляске возвращается домой и застает своего мужа, Стиву, в постели с молодой красоткой. Возникает грубая семейная ссора. Супруги резко и часто хлопают дверьми, усиливая нервозное напряжение. Страстный танцевальный монолог Долли переходит в её дуэт со Стивой, но он ещё в трусах, так как не успел надеть брюки, выскочив из объятий любовницы. Скандал разгорается с приходом детей: они катают по сцене кровать, на которой идёт ожесточенная схватка их родителей. Эта чрезмерно долгая картина завершается появлением Анны: с чемоданом в руке она приехала с вокзала. Несмотря на обилие деталей, перенесенных Ноймайером из романа в спектакль, в нём одновременно есть множество расхождений. В частности, согласно текста романа, Стива встречает Анну, приехавшую в Москву, на железнодорожном вокзале, а не у себя дома в разгар скандала Долли из-за его измены. Можно понять желание Ноймайера обострить в балете сюжет романа и трансформировать его события ради зрелищности спектакля, усиления его драматической силы. В достижении этой цели хореограф явно преуспел.
Чего стоит картина, в которой предстаёт землевладелец Константин Лёвин. По воле Ноймайера типичный русский идеалист превращен в простоватого американского парня: сидя на стоге сена в джинсах и в широкополой шляпе, он мечтает о Китти под звуки лирический английской песенки. На фоне диска луны, стога сена и трактора, Лёвин танцует своё первое соло. В это время один рабочий сгребает сено, а другой – уезжает на тракторе. Невысокий и необычайно пластичный Лёвин легко и красиво проделывает каскады забавных кувырков, проявляя свой темперамент и пылкую влюбленность.
В следующей картине в Москве начинается бал в богатом доме князя Щербатского. Его младшая дочь Китти мечтает стать невестой Вронского. В розовом вуалевом платье она доминирует на гламурном приеме, где молодые её друзья сверкают изысканными нарядами и рваными джинсами. Молодежь танцует, механично двигаясь и однообразно жестикулируя, подобно тому как сегодня развлекаются в элитных клубах и на дискотеках. Танцевального ансамбля, как такового, нет: гости наслаждаются эротическими и хаотическими вариациями с жесткими изломами линий и тел. Романтичная Китти танцует с Лёвиным, но в деревенских сапогах он выглядит довольно странно и неуклюже. Сопровождая Долли и Стиву, на вечеринке появляется Анна. В длинном чёрном платье она курит и снова видит Вронского. Вскоре они уже танцуют и между ними начинается тонкая игра обольщения: каждый из них загадочно то исчезает, то появляется у разных дверей. Герои расстаются и вновь встречаются, как бы забавляясь любовной интригой. Под музыку Дивертисмента из Второй сюиты Чайковского банальный дуэт героев приобретает оригинальные очертания, когда движения партнеров причудливо развиваются возле стены. Появляется Китти и разрушает дуэт Анны с Вронским. Анна уходит, а Вронский танцует с Китти, но Анна возвращается и обиженная Китти убегает, громко хлопнув дверью. Анна танцует с Вронский, при этом он курит. Дуэт выглядит рыхлым и эскизным, так как для обоих партнеров это лишь легкий флирт. Вновь появляется Китти, прерывая единение Анны и Вронского. Догадываясь об их помыслах, опечаленная Китти танцует депрессивный монолог и убегает, хлопнув дверью. Дуэт Анны и Вронского возобновляется много раз и длится слишком долго, но в нём так и не вспыхнуло яркого чувства. Как бы предупреждая о смертной каре за полноту и силу любовной страсти, по периметру авансцены проезжает игрушечный поезд – своеобразный символ спектакля.
Бурная страсть героев проявляется в следующей картине. Сцена залита густым синим светом. Под музыку Шнитке на полу катаются в любовном экстазе Вронский и Анна, но траурные звоны колоколов предвещают трагический финал этой вспышки страсти. В следующей картине вместо захватывающих скачек на ипподроме Ноймайер представляет матч лакросса. Лакросс – это контактная спортивная игра между двумя командами с использованием небольшого резинового мяча и клюшки с длинной рукояткой. Игру изобрели американские индейцы; сегодня она пользуется большой популярностью в США и Канаде. В России лакросс малоизвестен.
Перед игрой Анна говорит Вронскому, что она беременна. Мужской ансамбль исполняет, к сожалению, неинтересную танцевально-акробатическую версию матча лакросса, в ходе которого Вронский, капитан спортивной команды, получает серьезную травму. Его приносят на носилках и взволнованная Анна бросается к нему, раскрывая тем самым свои любовные отношения. Начинается их дуэт, но Вронского вытесняет Станционный мужик. Танцевальный дуэт трансформируется в квартет, затем в семейное трио. В финале Анна убегает к Вронскому, а Каренин уносит на руках сына.
Следующая картина происходит в санатории и называется «Отчаяние Китти». Под песню Ката Стивенса «Грустная Лиза» на небольшом экране предстает видеоизображение страдающей Китти. Идёт трансляция её танца в записи, сделанной ранее. Вскоре из глубины декораций на сцену выходит сама Китти, и происходит как бы синхронное наложение танца реального и записанного. Несмотря на интересный замысел, этот первый в творчестве Ноймайера эксперимент с видео-артом оказался не вполне удачным, ибо из-за раздвоенности танца депрессивное состояние Китти, перенесшей нервный срыв, потеряло свою исходную остроту и силу. Появляется страдающий Лёвин. Под музыку Чайковского к драматической пьесе «Снегурочка» между молодыми людьми идет слишком долгий и мучительный танцевальный диалог, который завершается светлым прозрением, открывающем им путь к глубокой, выстраданной любви.
В следующей картине предстаёт Стива: как балетмейстер, он ведёт танцевальный класс с артистами, при этом продолжая флиртовать. Девушки в белых пачках и юноши, одетые как в балетах Баланчина, исполняют классические па под музыку Первой сюиты Чайковского. Тем временем Долли с чемоданом в руке мечется в своём доме. Она решила уйти от Стивы. Под музыку Первого струнного квартета Чайковского страдающая Долли танцует прощальную вариацию, но являются все пятеро её детей в обнимку со своими игрушками. Под веселую музыкальную тему два мальчика ловко отплясывают на русский манер, стараясь утешить мать. Девочки сервируют чаепитие прямо на чемодане, и Долли усаживается вместе с детьми. Все счастливо улыбаются…
Наиболее эффектно Ноймайеру удалось поставить сцену, в которой Анна, беременная от Вронского, рожает ребенка, которого также назовут Анной. На сцену выдвигают из её тёмной глубины большую кровать: в ней Анна и 4 медсестры. Под взвинченную тему музыки Шнитке они опутывают тело Анны длинными полосами белой ткани и растягивают их так, что героиня оказывается как бы на распятии креста. В этом мучительном состоянии Анна рожает и страстно выражает своей пластикой духовные и физические страдания женщины, охваченной одиночеством и смятением. При этом медсёстры, удерживающие оконечности полотняного креста, находясь в разных углах сцены, синхронно исполняют молитвенный танец, лексика которого напоминает эффектные новации американской танцовщицы и хореографа Марты Грэхем. Возле Анны пластично-медленно, словно приведения, появляются Каренин и Вронский. Под мощный и страстный финал симфонии Чайковского «Манфред» начитается бурное танцевально-акробатическое трио, в котором измученное тело Анны оказывается в объятиях то мужа, то любовника, соперничество которых предстаёт, как жестокий поединок. В состоянии предсмертного безумия Анна старается их примирить. Сильнейшая сцена завершается жертвенным рукопожатием соперников, которое благостно скрепляет обессиленная Анна.
Трио героев смещается на второй план, уступая центр сцены свадебной процессии: в окружении друзей появляется в белом наряде Китти. Прибегает Лёвин. Он сбрасывает свою красную ковбойку, одевает белую рубашку и чёрный пиджак, целует невесту и, взяв её под руку, удаляется для официального бракосочетания. После свадебной процессии начавшееся ранее трио героев распадается. Анна пытается уединиться со своим сыном, но Вронский оттесняет его. Вскоре любовники замирают, сидя рядом наедине друг с другом. А позади них Лидия Ивановна вручает Каренину новорожденного ребёнка. Так заканчивается наиболее длительный первый акт спектакля.
Второй акт
Его открывает картина путешествия Анны и Вронского в Италию. Звучит живописная музыка Чайковского «Воспоминания о Флоренции». На фоне голубого неба Анна и Вронский сидят за обеденным столом и счастливо улыбаются. Под дивную музыкальную тему они танцуют самое красивое в балете па-де-де: чувственные па и нежные связки, пылкие поддержки и эротические сплетения, текучая пластика и причудливая акробатика завораживают яркой экспрессией и утонченной гармонией. Страстный дуэт развивается возле стены, и она становится как бы ареной любовной схватки героев, опьяненных счастьем.
Во время дуэта сын Анны, сидя под столом, увлечённо играет во своим игрушечным паровозом, иллюстрируя помыслы матери. Находясь в объятиях Вронского, Анна всё время думает о своём сыне. Для визуализации сильной материнской любви возникает дополнительная картина: сцена погружается в густой синий свет, и в интимной атмосфере начинается дуэт Анны с сыном. Они радостно танцуют, весело играют и мило шалят. Но Сережу вытесняет Вронский: в страстном порыве любовники катаются по полу… Насытившись любовью, Вронский занялся спортивным тренингом. Скучающая Анна проносит возле своего носа письмо, адресованное Вронскому, и, почувствовав запах духов, рвёт его, как и билеты на оперный спектакль. Но в театр Вронский всё-таки поедет и Анна тоже, но позже.
Явился Станционный мужик с белым мешком. Под мистическую музыку Шнитке начинается напряженный дуэт Анны с Вронским, отражая психологическое противостояние партнёров. В это время Станционный мужик залезает под стол и декламирует поэтический текст, да ещё по-французски, но он звучит так тихо и невнятно, что понять ничего нельзя. Может быть, понимать ничего и не надо? Возможно, это просто режиссерский штрих ради загадочности действия или намёк на проблемы мигрантов, наводнивших вокзалы Европы. Станционный мужик, проявив сполна свой интеллект во французской поэзии, вдруг бесцеремонно пьёт вино из бокала Вронского, видимо, демонстрируя тем самым свою власть над судьбами героев. Символизируя трагедийный рок, он забирается на стол и таинственно ползает по нему, своей пластикой напоминая смертоносного удава. Затем Мужик увлекает Анну в демонический танец. Под ревущие звуки оркестра идёт жуткий дуэт, насыщенный рискованными поддержками, изломанными движениями и акробатическими трюками. Возвращается Вронский, и напуганная до смерти Анна оказывается в его объятиях. Начинается их дуэт, а позади них прогуливается молодая красотка – новая возлюбленная Вронского…
Предельно убедительно предстает сильная и трогательна картина, в которой Анна возвращается в Санкт-Петербург на день рождения Сережи. Под музыку Первого струнного квартета Чайковского он танцует с неразлучным медвежонком, но приходит Каренин и отбирает любимую игрушку сына. Оставшись один, мальчик читает письма своей матери, и она является, словно сказочная фея. Мать и сын радостно играют, кувыркаются по полу, забираются под кровать, скачут на ней, потом танцуют в дуэте. Причем, подросток успешно исполняет мужскую партию, в которой есть сложные элементы и даже силовые поддержки. Счастливая идиллия матери и сына длится недолго. С приходом Каренина их дуэт переходит в трио и вскоре распадается, так как телохранители уводит Анну.
Под лирическую музыку Чайковского к пьесе «Снегурочка» удивительно разворачивается картина в деревне. На сумрачную сцену выходят Лёвин и Китти, но она не в платье, а в рабочем комбинезоне. Под смешки в зрительном зале появляются на фоне светящегося экрана силуэты пятерых парней: стоя в линии, они имитируют синхронные и ритмичные движения косарей. К ним присоединяется вторая линия пятерки косарей, затем третья и четвертая. Нарастает свет, и на сцене предстаёт четко выстроенный ансамбль, состоящий из 20-и парней, одетые в модные джинсовые комбинезоны. Пасторальную картину дополняет новенький трактор; на нём приезжает Китти со своим новорожденным ребенком. Под светлую музыкальную тему Лёвин предельно осторожно и бережно берет на руки любимое дитя. Бурно проявляя своё отцовское счастье, Лёвин радостно танцует с младенцем, проделывая эффектные акробатические трюки. В финале Китти садится за руль трактора и увозит мужа с ребёнком.
Отношения между Анной и Вронским продолжают ухудшаться. Страдая от одиночества, она отправляется в театр на оперу Чайковского «Евгений Онегин». Эта хореографическая картина выстроена оригинально. Многочисленные пары, одетые в длинные вечерние платья и строгие чёрные смокинги, элегантно вальсируют. составляя синхронные ансамбли. Их сменяют сцены гламурной пантомимы. В фойе театра танцуют все персонажи балета. Среди них Вронский с своей новой возлюбленной – молодой княжной Сорокиной, и Каренин с Лидией Ивановной, ставшей его любовницей. Стива развлекается с балеринами. С появлением Анны в звучащей музыке и танцах начинается разброд. Нервозное напряжение обостряет хлопанье дверей, грохотание оркестра и вращение стен. Сценическое брожение утихает, и в глубине декораций предстает оперный фрагмент, в котором Татьяна пишет письмо Онегину о своей любви. Знаменитая ария звучит под фонограмму в исполнении Анны Нетребко. После окончания арии певица выходит к балетной публике и вручает письмо Анне. Та тут же его разрывает, проявляя тем самым свою нервозность, ревность и обостренные отношения с Вронским. Страдающая Анна болезненно мечется, её охватывают галлюцинации. Приняв молодого парня за своего сына, она увлекает его в танцевальный дуэт. Её партнёра сменяет Вронский, но он одет в оранжевую спецовку, как и Станционный мужик, который тоже фланирует возле Анны. Ностальгическая музыка Шнитке и экспрессивный дуэт отражают муки Анны, её растерянность и депрессию. Охваченная психологическим стрессом и галлюцинациями, она видит и Каренина в оранжевой спецовке.
В финале спектакля всё происходит заторможенно, словно в мире потусторонних видений. Станционный мужик волоком тащит свой мешок, а на нём сидит Анна. Постепенно все медленно уходят; в поисках матери бегает Серёжа. В отчаянии Анна выходит в центр сцены и проваливается в дыру. Серёжа и Лёвин замирают в оцепенении. После паузы абсолютной тишины Серёжа усаживается на авансцене и устанавливает на рельсы упавшие вагоны игрушечного поезда.
Эпилог
Под пронзительно-ностальгическую тему скрипок музыки Шнитке Лёвин, стоя у зияющей ямы, исполняет танцевальную вариацию с обилием экспрессивной жестикуляции. К дыре подходят Вронский и Каренин в траурно-чёрных костюмах. Лёвин снимает с себя красную ковбойку и одевает её на Серёжу, как бы передавая эстафету жизни. Появляется Китти. Её супруг завершает танцевальный монолог патетическим прославлением счастья. Словно святой провидец, Лёвин замирает и одухотворенно возносит руку к небу, а сцену заливает мощный поток благодатного света, символизируя вечность любви и жизни!
Характеристика спектакля и его исполнителей
«Анна Каренина» – самый современный спектакль Ноймайера о нашем времени. По своему жанру он является драм-балетом: здесь доминирует не столько танцевальное действие, сколько драматургическое. Оно развивается динамично и в живом ритме. Полифоническое представление является органичным синтезом музыки, танцев, пантомимы и театрального действия, находящегося в полной гармонии со сценическими костюмами и декорацией. Все персонажи наделены прежде всего образной пластикой и выразительной мимикой. Танцевальные партии разработаны эскизно, но убедительно. Хореография выстроена живописно в психоаналитической манере, характерной для творчества Ноймайера. Танцевальная лексика достаточно выразительна, хотя и однообразна. Зато драматургическое развитие предстает ярко и увлекательно. Главная удача спектакля – его исполнители. О каждом артисте нужно сказать много лесных слов. Центральный образ превосходно воплощает необычайно одаренная Анна Лаудер. Несмотря на сдержанность своего драматического танца, изящная и чувственная балерина филигранно передает хрупкий внутренний мир героини, которая как бы боится своих чувств и не бросается в омут страсти, хотя и проделывает в дуэте с Вронским рискованный трюк: сидя на его плече, она описывает своим телом кольцо вокруг его головы и кидается вниз, как в пропасть. Но для Анны матерински долг – выше страсти.
В деликатной трактовке Эдвина Ревазова граф Вронский предстает то позитивно, то негативно. Совершенная исполнительская техника позволяет талантливому артисту виртуозно интерпретировать не только сложный танец Вронского, но и его противоречивый психологический мир. Ревазов все-время искусно балансирует на грани добра и зла. Каренин предстает яркой и сильной личностью с высокой внутренней дисциплиной и силой духа. Эти качества идеально воплощает необычайно талантливый танцовщик и артист Иван Урбан. Он поражает феноменальной точностью и выразительностью движений, а главное их эмоциональной и смысловой значимостью. Каренин в исполнении Ивана Урбана – уникальное явление в искусстве танца! Курьезным и абсолютно случайным оказалось внешнее сходство Ивана Урбана с Эммануэлем Макроном, недавно избранным президентом Франции. Удивительно и просветленно трактует образ Лёвина динамичный и техничный Алекс Мартинез, наделенный богатой и экспрессивной пластикой. Его герой – один из самых ярких в спектакле. Образ нежной мечтательной Китти вдохновенно и проникновенно воплощает Эмили Мазон. Стива – беззаботный и лёгкомысленный bon vivant, в исполнении Дарио Франкони пленяет галантностью манер и элегантностью танца. Долли в трактовке Патрисии Фризы предстает доброй заботливой матерью шестерых детей и ревностной женой Стивы. Танцовщица Мария Хюгет замечательно воплощает образ Сережи: он органично предстает то трогательным мальчиком, то взрослеющим юношей. Маио Арии точно и ёмко трактует образ деловой и волевой Лидии Ивановны, давнего и преданного друга Каренина. Станционный мужик в исполнении Карена Азатяня – одна из больших актерских удач среди центральных персонажей. Бородатый Карен щедро наделен внутренней гипнотической силой, благодаря которой образ Станционного мужика приобрел демоническую ауру и роковую суть.
Самых лучших комплиментов заслуживает Гамбургский филармонический оркестр под управлением одаренного дирижера Саймона Хиветта. Музыканты успешно проделали большую работу по освоению сложной партитура балета. Искусно составленная из многочисленных фрагментов разных произведений Чайковского и Шнитке, партитура звучала эмоционально, драматично и красочно. Музыкальная мозаика впечатляла обилием тонких нюансов и ярких контрастов. Включения в звуковое сопровождение спектакля американских песен и сочинений современных композиторов – Ката Стивенсона и Юсуфа Ислама, нарушало музыкальную кантилену и придавало раздражающий эклектизм.
Послесловие
Несмотря на драматургическую и музыкальную разнородность, хореографическую монохромность и чрезмерную растянутость, балет «Анна Каренина», несомненно, оригинальное и необычайно театральное произведение. Его премьера в Гамбурге стала важным событием в мире танца и значимой вехой в карьере выдающегося хореографа, творчество которого по достоинству вознаграждено Международным призом Benois de la Danse «За жизнь в искусстве». Будучи совместной продукцией трёх театров, спектакль «Анна Каренина», безусловно, украсит репертуары Гамбургского балета и Канадского национального балета. Что же касается Большого театра России, то, включение в его репертуар постановки Ноймайера, вероятно, вызовет недоумение. Хотя балет создал знаменитый хореограф, да к тому же по мотивам романа русской литературной классики, однако нельзя забывать, что Большой театр – самая престижная «витрина» национального искусства России. Такому высокому статусу балет Ноймайера, к сожалению, соответствует не в полной мере, учитывая его слишком свободную и американизированную трактовку романа Толстого. Но до московской премьеры «Анны Карениной» ещё целых девять месяцев. За это время, наверняка, что-то измениться. Как говорится, «поживём – увидим»…
Crédit photos: Kiran West