SOLSTICE – ПЛАНЕТАРНОЕ ШОУ БЛАНКИ ЛИ С ПРИЗЫВОМ К ДЕЙСТВИЮ В ЗАЩИТУ ПРИРОДЫ
25/09/2017 – Виктор Игнатов
21 сентября – 13 октября 2017, Théâtre National de la Danse Chaillot, Paris

В Национальном театре танца Шайо с огромным успехом прошла мировая премьера спектакля «Solstice» – «Солнцестояние». Хореографическое представление в постановке Бланки Ли на музыку Тао Гутьерреза посвящено взаимосвязи человека и природы. Многоликий спектакль длится 1 час 40 минут и увлекает динамичными картинами, которые благодаря эффектному видео воплощают развитие нашей планеты – от её возникновения до трагического краха. В представлении участвуют 14 артистов Труппы Бланки Ли и талантливый певец-музыкант Башир Саного. Над созданием спектакля Бланка Ли работала целый год в сотрудничестве с большой группой специалистов, среди них Пьер Аттре (драматургия, сценография), Шарль Каркопино (видео), Кати Оливье (свет), Лоран Мерсье (костюмы). Информация и видео. Читайте статью

Лучезарная испанка Бланка Ли знаменита как прекрасная танцовщица и актриса, талантливый хореограф и кинорежиссёр. После её потрясающего спектакля «Робот» (2013), в котором впервые в истории на театральной сцене появились танцующие андроиды, теперь она показывает своё новое оригинальное творение под названием «Солнцестояние». Для неё эта постановка возникла из-за острой необходимости акцентировать языком танца фундаментальные вопросы нашей повседневной жизни. Природа и составляющие её элементы, а также хрупкие и жизненно важные аспекты нашего существования предстают в спектакле как живое, поэтическое и эстетическое видение Бланки Ли нашего настоящего и будущего.

Сценическая картина «Бушующего ветра»

Сценическая картина «Бушующего ветра»

Свой спектакль она поставила для 14-и современных танцовщиков, чьи индивидуальности раскрыты также глубоко, как и их ансамблевое творчество. Каждый танцовщик выступает как солист. Работа тела, которую Бланка сочинила для артистов, рождает танцы – интуитивные, органичные и современные. В этом представлении тело танцовщика находится на границе между природой и цивилизацией. «Солнцестояние» ставит вопрос о месте человека в природе, как одного из её компонентов.
Перкуссионная и электроакустическая музыка, которую написал Тао Гутьеррез, звучит с фонограммы порой с наложением живых барабанных трелей в блистательной интерпретации Башира Саного, родом из Кот-д’Ивуара. Талантливый музыкант и певец периодически выходит на сцену и для исполнения лирических песен под струнное сопровождение, играя на Kamale N’goni – старинном африканском инструменте. Эти вокальные фрагменты производят сильное впечатление. Вдохновленная природой, таинственная и ритмичная музыка Гутьерреза в сочетании с африканскими песнями и инструментальными мелодиями помогает сформировать эмоциональную атмосферу для каждой сценической картины. Дыхание и движения танцовщиков полностью интегрированы в музыкальную композицию.

blanca7

Сценическая картина финала спектакля

Её суть Бланка прокомментировала так: «Я не люблю иллюстрировать существующие партитуры и чувствовать себя обязанной реагировать на темп и эмоции, уже написанные. Я предпочитаю, чтобы музыкальная композиция была создана специально для сопровождения повествования и развития спектакля. Это означает, что музыкант должен делать точную композицию и работать шаг за шагом в ходе постановки. Таким образом, посредством постоянных корректировок музыка адаптируется к энергии и движению тела. Тао Гутьеррез всегда готов к новым приключениям. Для этого спектакля я попросила его интегрировать звуки и ритмы, возникающие из кусков дерева или земли, чтобы положить природу в сердце музыки. Кроме того, тело танцовщиков также будет ударным инструментом».
«Команда, участвовавшая в создании этого спектакля, меня сопровождает в течение нескольких лет. Сценограф Пьер Аттре создал своеобразное «облако», которые является оригинальным средством для освещения и видео. Ткань «облака» трансформируется, чтобы стать последовательно землей, небом или ветром. «Облако» постоянно присутствует и движется, подобно природе». Для постановки «Солнцестояния» Бланка пригласила Чарльза Каркопино. Он является автором технологической среды и сильных видеоэффектов, воплощающих элементы мироздания, природу и её преобразования под воздействием человека. Эти визуальные творения, вызывающие богатые эмоции и полностью растворяющиеся в сценической композиции, являются ключевым компонентом хореографического шоу, неотделимым от других составляющих масштабной сценографии.

Поёт и играет Башир Саного

Поёт и играет Башир Саного

Спектакль идет в интригующей и поэтической сценографии, которую украшает таинственное, подвижное небо. Это белая вуаль, вибрирующая, как бьющееся сердце, создает воздушную атмосферу и видение времени. Представление динамично и органично развивается на белой сцене, которая в глубине завершается волновым гребнем. Именно с него танцовщики регулярно скатываются, как бы переходя из мира природы в мир цивилизации. С помощью многочисленных нитей, свисающих с колосников, огромное «облако», витающее над сценой, периодически опускается или поднимается, а также обретает различные формы и, благодаря видео-проекциям, служит для символики воздуха, земли, огня и воды – четырёх элементов мироздания. Олицетворяя человечество, 9 танцовщиков и 5 танцовщиц предстают как бы обнаженными. Исключение составляет певец-музыкант Б.Саного: высокий чернокожий красавец с обнаженным торсом достойно представляет африканский континент – колыбель человеческого рода.
Объясняя суть и концепцию спектакля, Бланка сказала: «Природа мучается от повторяющихся ураганов, ледников, которые тают или раскалываются, от удушливых городов с девятью миллионами смертей в следствии ежегодных загрязнений, от истощения и заражения природных ресурсов, от повышения уровня моря, от наводнений, засухи и пожаров, от восьми миллионов тонн пластика в наших океанах, от десятков миллионов беженцев из-за климатических изменений, от исчезновения многих видов животных… Как любой человек, который отдаёт себе отчёт о деградации окружающей среды, я давно спрашиваю себя о моей роли в нашем обществе и о том, что я могу сделать как человек для планеты на моем уровне? Я считаю, что каждый из нас может действовать по своим возможностям; теперь каждый жест имеет значение… Создавая «Солнцестояние», я хотела внести свой вклад в динамику осознания проблемы. Этот мощный и поэтический спектакль является самым ангажированным среди моих постановок. Он празднует красоту, силу и энергию, а также хрупкость Природы и Человека. Для этой новой постановки я объединила 14 танцовщиков и ударника, чтобы создать спектакль, который говорит о двусмысленных отношениях Человека к Природе. Благодаря силе танца, связанному со сценографией, костюмами, видео и музыкой, артисты напоминают о дисбалансе нашей экосистемы…

blanca6

Сценическая картина финала спектакля

Защитим воду, которую мы потребляем, воздух, которым мы дышим, землю, по которой мы ходим…Это момент, чтобы действовать!».
Для воплощения столь важного и актуального замысла, Бланка проделала огромную работу, и она увенчалась заслуженным успехом. По окончании премьерного представления восторженная публика долгими овациями, стоя, приветствовала всех исполнителей и создателей спектакля. Для поклонов на сцену вышли 15 артистов и 25 участников постановки. Среди большого и радостного коллектива особенно ярко блистала Бланка. В красивом чёрном наряде, стройная и элегантная, она была бесконечно счастлива от успеха своего, возможно, самого главного спектакля. Действительно, такого масштабного хореографического представления Бланка ещё не ставила на театральной сцене. Драматургия и музыка, хореография и сценография, костюмы и видео слились в единое и сильное театрально-танцевальное действо, в котором органично и осмысленно дополняли и обогащали друг-друга.
Грандиозное шоу с экологическими катаклизмами
Представление открывают зарисовки современного мира: на четырёх небольших экранах, находящихся в глубине сумрака сцены, проектируются видео-портреты представителей нашей эпохи. Затем сценографическое «облако», благодаря видео, становится огненно-красным. Словно поток вулканической лавы, «облако» медленно опускается на сцену, и на нём, как протуберанцы, появляются три солирующие танцовщицы, пластические вариации которых помогают представить процессы формирования нашей планеты. Вскоре «облако» превращается в наклонный склон и приобретает облик серого вулканического шлака. Таинственные планетарные метаморфозы проистекают под странные электроакустические шумы и ритмичные звуки африканских барабанов, символизирующих рождение природы и жизни. Под светящимся белым «облаком», покрывающим сцену, возникают очертания людей. Вскоре, как бы нагие, они выходят на сцену, и хореографическое действо начинается. Артисты синхронно делают простые хлопки и притопы, перекатываются по сцене, стучат по ней и что-то говорят…В первобытной группе появляется вожак, он солирует, пульсируя животом, и ему вторит вся стая. Затем артисты, сидя в линии, синхронно делают графическую жестикуляцию, громко кричат и скачут на четвереньках под монотонную ритмику барабанов. Парящее «облако» меняет свои формы и линейный ансамбль перестраивается в незатейливый хоровод. Его сменяет эффектное соло вождя-танцора: в полной тишине он ловко и виртуозно проделывает акробатические трюки и сложные кувырки в рискованном падении на спину. С появлением музыки рождается череда танцевальных дуэтов, но без чётких линий и связок они выглядят эскизно и быстро распадаются. Запоминается лишь мужской дуэт, построенный оригинально.

bianca2Сильное впечатление производит большая картина «Бушующего ветра», созданная благодаря феноменальной фантазии хореографа. Для реализации сложного, новаторского замысла на сцене появились два огромных вентилятора. От их мощного воздушного потока тревожно раскачивалось парящее «облако» и эффектно разворачивалось танцевальное действие. Оно завораживало трепетной вибрацией длинных белых вуалей, искусно вшитых в комбинезоны, облегающие тела артистов. Они исполняли сольные и дуэтные номера, составляли разнообразные ансамбли и акробатические композиции, магически замирая в причудливых позах. Благодаря направленному освещению, вуали артистов полыхали, словно языки белого пламени, на фоне сумрачного, динамичного видео, которое покрывало сцену и как бы наполняло её пространство летящими осколками пластмассовых загрязнений и катастрофических разрушений, вызванных свирепым ураганом. Под сильный грохот и звуки барабанов одному танцовщику и его партнерше удается преодолеть бушующий ураган. Но этот страшный разгул стихии, к сожалению, не получил достаточно чёткого и яркого воплощения в танце.
Следующая картина забавно начинается в тишине и с обилием света. Акробатические дуэты и синхронные ансамбли впечатляют как своими гимнастическими движениями, так и громкими вздохами, вызывая смех зрителей в зале. Обожая и прославляя юмор, Бланка позволила себе и публике немного расслабиться. Чтобы отразить проблемы, связанные с загрязнением воздуха, которым мы дышим, она составила очаровательный коктейль из комических зарисовок с участием гибридных гуманоидов.

blancax3bisЗатем предстала страшная катастрофа, вызванная волнами цунами. Благодаря проекции видео, на заднике-экране появился огромный вал морской воды, который неумолимо надвигался на зрителей, рождая панический страх. Парящее «облако», превратившись в грозную волну цунами, обрушилось на сцену и накрыло весь танцевальный ансамбль. Когда же «облако» поднялось над сценой, все артисты, как бы находясь в воде, мягко перекатывались и безжизненно колыхались, олицетворяя жертвы разгула стихии, которых всё-таки пытался спасти смелый, но одинокий человек. Памяти погибшим певец вдохновенно исполнил грустную мелодическую балладу.
Следующая картина пленяла красотой масштабного видео, воплощающего всеобщее обледенение планеты. Всё сценическое пространство, включая огромное «облако», оказалось насыщенным серебристой мозаикой мелких ячеек, пульсирующих, словно живые икринки. Находящиеся на сцене артисты, задрапированные в белые ткани, благодаря видео, выглядели серебристыми льдинами. Среди них безуспешно карабкался, стараясь подняться к солнечному небу, единственный живой полуобнажённый человек. Эта сцена, составленная из слишком простой акробатики, выглядела не вполне убедительно.
После морозного скрежета и треска новую картину открыла лирическая песня. Она звучала в сопровождении струнного африканского инструмента и создавала эмоциональную атмосферу для красивого показа шествия трудолюбивых крестьян с большими чашами для сбора урожая. Под звуки мерно плещущейся воды, блеск которой проектировался на сцену, танцовщик исполнил сложное акробатическое соло. Его сменил ансамбль артистов с большими чашами, которые были оригинально обыграны в синхронном причудливом танце. Самый эффектный танцевальный номер предстал в сопровождении ритмичных звуков барабана.

Для завершения спектакля Бланка создала чрезвычайно сильную и яркую по эмоциям и смыслу картину, которую можно назвать гениальным творением. Финальная картина представляет всеобщее безумство людей в преддверии краха планеты. Пронзительная по своему эмоционально-психологическому содержанию и гуманитарному посылу картина начинается очень красиво. Под грустную африканскую песню высокий чернокожий танцовщик наслаждается потоком падающей не воды, а земли. Словно под струями душа, он ласково омывает своё тело пылевидной землей, принимая её за нежную воду.

Сценическая картина финала спектакля

Сценическая картина финала спектакля

Но на земле воды уже нет, исчезает и воздух. Поэтому все артисты выходят на этот последний танцевальный раунд не только в траурно-чёрных слипах, но и в чёрных дыхательных масках. Каждый артист приходит с большой чашей, с которой только что радостно танцевал, но теперь он приносит в ней чёрную пылевидную землю и мерно рассыпает её по сцене. С появлением тревожных звуков барабана неспешно начинается всеобщее сумасбродство. Периодически его пронзают страстные соло, в которых люди выражают своё отчаяние. Каждый танцовщик исполняет странную пластически-акробатическую вариацию, ярко выражая эмоционально-психологическое состояние человека, которого постепенно охватывает безумие от сознания неумолимо надвигающейся планетарной катастрофы. Чрезвычайно напряженная, сложная и наиболее продолжительная картина спектакля производит шокирующее впечатление Его усиливают световые эффекты. Трудно передать словами гипнотическую силу этого феноменально придуманного действа. Но вот вспыхивает парящее «облако», все в испуге кричат и судорожно ползают по сцене, в центре которой двое парней не могут выбраться из загадочного сплетения их тел. В предсмертной агонии все безумно мечутся, но под оглушительный грохот на группу людей обрушивается чёрная лавина. Спектакль завершает конец света!
Отмечая многочисленные достоинства «Солнцестояния», постановщиков все-таки можно упрекнуть в излишней затяжке некоторых сценических картин. Справедливости ради, нужно сказать, что, несмотря на успешную организацию хореографического действа, в танцевальном плане оно выглядит, хотя и динамично, но весьма эскизно. В спектакле, к сожалению, нет ни одного большого, развернутого дуэта. Череда мелких дуэтов не производит сильного впечатления из-за простоты и однообразия танцевальной лексики, щедро насыщенной акробатикой и гимнастикой. Бланка сконцентрировала своё внимание на формировании и развитии широких ансамблей, в чём явно преуспела. Многочисленные ансамбли, выстроенные, главным образом, в шахматной конфигурации, интересны графической жестикуляцией. На фоне такой незатейливой манеры танца особенно ярко выглядели сольные номера в исполнении Виктора Вирнота. Танцовщик с мощным, натренированным телом проделывал сложнейшие каскады акробатических трюков, вызывая восхищение не только у зрителей в зале, но и у артистов на сцене. Все они демонстрировали высокое исполнительское мастерство и редкостное чувство ансамбля, благодаря которому синхронные композиции были представлены великолепно. Поэтому на поклонах каждый исполнитель спектакля получил долгие и заслуженные аплодисменты.

Информация

По окончании каждого представления Бланка устраивает для всех зрителей разнохарактерные акции в фойе Национального театра танца Шайо. Являясь как бы эхом «Солнцестояния», они отражают призыв Бланки к борьбе против загрязнения планеты, к срочным и решительным действиям в защиту окружающей среды. Эта важна инициатива получает живой отклик у парижской публики: народные балы Бланки, которые она проводит после каждого показа «Солнцестояния», приобретают не только танцевально-эстетическую значимость, но и социально-экологическую направленность.

Crédit photos : Nico Bustos, Théâtre de Chaillot, DR.