ПОЛЕТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ: NoGRAVITY DANCE COMPANY СПЕЛА И СТАНЦЕВАЛА «АРИЮ»
27/09/2017 Елена Соломински
13 сентября – 2 октября 2017, Düsseldorf Festival

На ежегодном Дюссельдофском фестивале впервые выступила итальянская труппа NoGravity Dance Company и триумфально предстала феноменальный спектакль «Ария». В танцевально-цирковом шоу страсть трансформируется в скульптуры тела, музыка обретает живые форме и удивляет сюрпризами. Фантастическую феерию с музыкой барокко гениально выстроил Эмилиано Пеллисари – руководитель труппы и талантливый архитектор человеческих тел. В захватывающем представлении, составленном из 13 очаровательных инсценировок, участвуют танцовщики, музыканты и певцы, великолепно исполняющие оригинальные номера, придуманные с ослепительной фантазией. Двухактный спектакль восхищает причудливой акробатикой и пластикой, обилием ярких новаций, красотой сценических костюмов.

df2017_0913_Aria_NoGravity_1_C_Manuela_Giusto-1Малознакомое чувство «онеметь от восторга» буквально накрыло зал на этом спектакле. Зритель молодой, и зритель продвинутый (а за 27 фестивалей в столице земли Северный Рейн-Вестфалия зритель уже привык, что осенью сюда съезжаются самые современные труппы с самыми инновационными проектами). Признаюсь, от красоты этого спектакля онемели даже критики. Музыка Вивальди, Перголези и Генделя, волшебное контртенорное пение и… парящие на сцене артисты в белоснежных объемных костюмах (White Design Studio).
Уже первые минуты спектакля вызывали недоумение? Как это возможно? Против всех законов физики? В антракте немецкие инженеры неслись на служебный вход, чтобы лично убедиться в незыблемости законов Ньютона (вдруг их уже отменили?). Выяснилось, что всё без перемен: просто за тонкой сеткой, которая отделяет зрителей от сцены, скрывается сложная система зеркал, лонжей, и, конечно, мастерство актеров. Цирком назвать это столь же сложно, как и балетом.

df2017_0913_Aria_NoGravity_3_C_Manuela_Giusto-1Это, скорее, акробатическая пластика, чистый перформанс, гармонично работающий со световыми проекциями, тенями, видеоартом, что позволяет увеличивать и уменьшать фигуры, ускорять или замедлять движение. Эмилиано Пеллисари (Emiliano Pellisari) – не только художественный руководитель компании, он же режиссер и хореограф, график и дизайнер, иллюзионист и видео-художник. В 2005 году NoGravitэ Dance Company, базирующаяся в Риме, показывала в Москве спектакль «Comix». Смешного в нем было мало, но происходящее на сцене завораживало, хотя техника танца в стиле «буто» переводила спектакль в замедленный формат философской притчи. За 12 лет поисков своего художественного языка и развития видеоарта труппа сильно продвинулась вперед, выйдя на передовые рубежи новаторов театрального искусства мира. В проекте «Арии» соавтором Пеллисари выступила хореограф Марианна Порчедду (Marianna Porceddu).

df2017_0913_Aria_NoGravity_2_C_Manuela_Giusto-1В итоге совместного творчества спектакль получился не только фантастический, но и романтический. У артистов NoGravity Dance Company романтика обретает прочную техническую основу: они взлетают под самые колосники, зависают в воздухе или, паря в воздухе, играют на скрипке. Это стремление преодолеть границы гравитации и жанров, в том числе и границы интерактивного восприятия зрителя происходящего определяет сегодня основной тренд развития театральной режиссуры. Уверена, что именно на этом пути театр будущего ждёт ещё много удивительных оптических открытий.

Crédit photos: Manuela Giusto