«ДОН КАРЛОС» В БЛЕКЛОЙ ПОСТАНОВКЕ К.ВАРЛИКОВСКОГО; ПИРШЕСТВО ВОКАЛА И МУЗЫКИ
26/10/2017 – Виктор Игнатов
10 октября – 11 ноября 2017, Opéra Bastille, Paris

Парижская национальная опера представляет «Дон Карлоса» Верди в первой, французской, редакции, созданной по заказу Императорской академии музыки, где и состоялась премьера в 1867 году. Постановка польского режиссера Кшиштофа Варликовского разочаровывает скудностью фантазии и отсутствием адекватной концепции. Почти пятичасовой спектакль идет с двумя антрактами и восхищает превосходным исполнением. Главные партии обворожительно интерпретируют оперные звёзды – И.Кауфман (Дон Карлос), И.Абдразаков (Филипп), С.Йончева (Елизавета), Е.Гаранса (Эболи), Л.Тезье (Родриго), Д.Белосельский (Великий инквизитор). С 31 октября по 11 ноября партии Карлоса, Елизаветы и Эболи будут исполнять, соответственно, П.Сернош, Х.Герзмава и Е.Губанова.

В Парижской национальной опере состоялась самая ожидаемая премьера сезона: пятиактная опера Верди «Дон Карлос», созданная 150 лет тому назад в Париже, предстала в постановке Кшиштофа Варликовского. Известный режиссер-новатор воссоздал грандиозное творение Верди неадекватно. Опера потеряла историческую суть, политическую окраску и мятежный дух. Главным стали личные драмы героев и семейные отношения короля Испании Филиппа II (1527-1598). Варликовский осовременил оперное действие и поместил его в безликое пространство. Иногда в нём появляются сценографические коробки, олицетворяющие спортивный зал, королевский кабинет, тюремную камеру. Для обозначения места действия проектируются поясняющие надписи.

Дон Карлос (И.Кауфман) и Елизавета (С.Йончева)

Дон Карлос (И.Кауфман) и Елизавета (С.Йончева)

Кульминацией оперы является масштабная сцена аутадафе – сжигание еретиков. Процессия разворачивается на площади перед собором Аточской богоматери. Но по воле режиссера мракобесие инквизиции заменено на рафинированное заседание парламента. Четырёхчасовое представление страдает статикой, массовые сцены – маловыразительны. Сценическое пространство разъедают «ядовитые плевки» чёрных пятен – дефекты архивных кинолент. Проекции огромных видеопортретов героев отражают их психологическое состояние и глубокие переживания.
Главным достоинством спектакля является его превосходное исполнение. В первом акте вместо встречи Карлоса с принцессой Елизаветой в Фонтенбло предстают воспоминания инфанта, пытавшегося покончить жизнь самоубийством из-за женитьбы отца на его невесте. Немецкий тенор Ионас Кауфман пленяет богатым голосом, вокальной нюансировкой и филигранной трактовкой образа инфанта, влюбленного в свою мачеху – Елизавету. Роль королевы Елизаветы, любящей Карлоса, исполняет Соня Йончева – болгарская певица с сильным голосом прохладного лунного тембра. Необычайно проникновенно она поёт последнюю арию Елизаветы «Ты, познавший тщету всех надежд и стремлений», навеки прощаясь со своим любимым. Триумфатором спектакля является латвийская меццо-сопрано Елена Гаранса. В образе принцессы Зболи – фатальной красавицы, влюбленной в Карлоса, оперная дива ослепительно сверкает как виртуозным вокалом, так и ярким артистизмом. Взрыв мощных оваций завершает её страстную арию «О дар проклятый, о красота»! Образ короля Филиппа феноменально воплощает бас Ильдар Абдразаков. Его красивый широкий голос передаёт тончайшие нюансы душевных мук и страданий от одиночества. Великий певец настолько искренне исполняет монолог «Нет, она меня не любит», что в зале дыхание слушателей замирает, а затем вспыхивают долгие овации.

Слева-направо: Родриго (Л.Тезье), Филипп (И.Абдразаков), Эболи (Е.Гаранса)

Слева-направо: Родриго (Л.Тезье), Филипп (И.Абдразаков), Эболи (Е.Гаранса)

Сцена Филиппа и Великого инквизитора, которая по трагическому накалу является уникальной в творчестве Верди, предстаёт великолепно. Украинский бас Дмитрий Белосельский психологически остро исполняет роль Великого инквизитора, уверенно проявляющего свою власть над королем. Внешне напоминая босса-мафиози, певец пленяет вокальной силой и артистическим величием. В финале оперы погибает Родриго – маркиз ди Поза, самоотверженно выступающий за свободу Фландрии. Партию Родриго, преданного друга Карлоса. прекрасно поёт французский баритон Людовик Тезье. Он восхищает вдохновенным вокалом и сценическим благородством. Главным триумфатором спектакля является Филипп Жордан – музыкальный руководитель постановки. Маэстро дирижирует гениально; оркестр и хор звучат идеально! Филипп Жордан, музыкальный директор Парижской национальной оперы, недавно был удостоен премии International Opera Award 2017 как лучший дирижер.

Crédit photos: Agathe Poupeney