«ДОН КИХОТ» В ПОСТАНОВКЕ АНДРЕСА МАРИНА ОТКРЫЛ БИЕННАЛЕ ФЛАМЕНКО В ПАРИЖЕ
10/11/2017 – Виктор Игнатов
7 – 10 ноября 2017, Théâtre National de la Danse Chaillot, Paris

В рамках третьего Фестиваля искусства фламенко в Национальном театре танца Шайо прошла премьера спектакля «Дон Кихот». Его поставил испанский хореограф Андрес Марин, известный новаторским смешением традиционного фламенко и современного танца. Вдохновленный романом М.Сервантеса, хореограф создал эклектичный и экстравагантный спектакль, в котором Дон Кихот предстает в ХХ-ом веке. Романтический герой (его воплощает А.Марин) путешествует то в мире реальном, то среди иллюзий, но не находит высоких идеалов и оказывается голым. Полуторачасовой спектакль впечатляет обилием хореографических экспериментов, а также звучанием многочисленных песен и вариаций виолончели, которые блистательно исполняют Розария Ла Тремендита и Санчо Алмендрал, соответственно.

С 7 по 25 ноября Национальный театр танца Шайо в третий раз проводит Биеннале искусства фламенко. В рамках фестиваля будут показаны 9 исключительно интересных программ, отражающих разные направления и особенности современного искусства фламенко. Подготовленные в тесном сотрудничестве с Биеннале в Севилье, программы включают сюрпризы и пьесы, созданные специально для показа в Национальном театре танца Шайо. Главным событием фестиваля стала премьера спектакля «Дон Кихот» в постановке Андреса Марина.
А.Марин – исследователь и новатор искусства фламенко
Это один из наиболее значимых представителей новой волны испанского авангарда. В центре его произведений – искусство фламенко и особенно песни, однако манера трактовки отражает новаторский подход к давно сложившемуся жанру. Сформировав собственный оригинальный стиль и страстно исповедуя авангардную эстетику, А.Марин успешно воплощает в постановках специфику своей творческой личности. Сын артиста, Андрес родился в 1969 году в Севилье и, будучи ребенком, начал самостоятельно заниматься танцем. Его профессиональная карьера, как солиста и хореографа, началась в 1992 году. Десять лет спустя он основал труппу и стал представлять свои спектакли (многие из них были премированы) на главных сценах как традиционного фламенко, так и современного танца. Творчество А.Марина постоянно обогащается, благодаря его сотрудничеству с известными артистами. Например, вместе с Бартабасом он создал спектакль «Голгофа» (2015). В 2008 и 2013 годы на сцене Национального театра танца Шайо были показаны спектакли «Поэт в Нью-Йорке» и «Встречи», соответственно, поставленные Бланкой Ли и Кадером Атту при участии А.Марина. Каждый его спектакль – это риск и эксперимент, которые необходимы, чтобы искусство фламенко могло жить и процветать вечно.

Дон Кихот в исполнении Андреса Марина

Дон Кихот в исполнении Андреса Марина

«Дон Кихот» – путешествие в традиции и современность
Спектакль является воплощением новаторской эстетики, составляющей основу авангардной трансформации танца и музыки фламенко. Подобно М.Сервантесу хореограф придумал новый выразительный язык, который своими корнями уходит в традиционное искусство Андалузии и одновременно открывает неизведанные творческие просторы. Работая над созданием спектакля, А.Марин сочинил текст, драматургию и хореографию, скомпоновал музыкальное сопровождение и разработал эволюцию главного персонажа, которого сам и воплотил на сцене.
Музыкально-хореографическое действо выстроено на манер эстрадного шоу, в котором смешаны традиционное фламенко, рок и современный танец. Согласно художественной концепции Ориа Пурро, на сцене высятся два больших экрана для видео-проекций, которые искусно составил Свен Кретер. Центр сцены занимает невзрачная палатка, типичная для бездомных скитальцев. Возле кулис находятся музыканты – Даниэль Суарез (ударные), Санчо Алмендрал (виолончель), Жорж Рубьялес (теорб, электрическая гитара). Благодаря музыке, которую сочинили Начо Хаула и Даниэль Суарез, спектакль имеет современное дыхание и разнообразную энергию.
Представление открывает Дон Кихот: на нём – чёрное трико танцовщика и железный нагрудник, а на голове – блестящая каска пожарника. «Рыцарь печального образа» загадочно возникает в сумраке сцены и под грустную мелодию виолончели долго катается на одноколесном гироскутере, сверкая фарой. Потом герой танцует своё первое соло под звуки музыкального трио и пение Розарии Ла Тремендиты, которая к тому же великолепно играет на электрогитаре. Испанский текст песен, в переводе на французский язык, проектируется на экране, а на другом – предстаёт череда рекламных афиш, типичных для 50-х годов ХХ века, которые формируют временную атмосферу. Продолжая свой вокальный монолог, певица забирается в палатку, и, благодаря прямой видео-трансляции, её лицо появляется на экране. Вскоре в палатку забираются Дон Кихот и его спутник, как бы оруженосец Санчо Панса. Все трое вместе поют, их лица можно видеть на экране. Далее идет калейдоскоп разнообразных номеров.
Из палатки вылезает Санчо, почему-то облачённый в большой кокон, облегающий голову и тело. Несмотря на неудобный наряд, полностью сковывающий жесты, артист танцует вариацию, ловко исполняя каскады дробей. Танцовщика сменяет певица в каске мотогонщика: распевая песни, она катается по сцене на роликах и проделывает разные трюки. Потом артисты и певица вновь забираются в палатку и на испанском языке произносят текст, который по-французски проектируют на экране. Затем все трое начинают петь, а на сцене появляется танцовщица, как бы прекрасная Дульцинея. Она великолепно исполняет сольный номер, в котором весьма искусно смешена лексика фламенко и современного танца: традиционные переборы каблуков дополняют оригинальные движения рук и эффектные прогибы тела. Под яркий монолог певицы, находящейся в палатке, Дон Кихот виртуозно танцует сложное соло, пленяя трелями бисерных дробей и каскадами сложных подскоков. Завершив номер, герой демонстрирует свой борцовский характер и пламенную страсть, долго истязая юбку, брошенную танцовщицей. Дон Кихот фанатично хлопает по сцене юбкой, издавая резкие звоны, так как на ней нашито множество металлических украшений.

Дон Кихот в исполнении Андреса Марина

Дон Кихот в исполнении Андреса Марина

В одной из сценических картин предстают иллюзии Дон Кихота: лёжа на сцене, как бы во сне, герой видит свой дуэт с прекрасной Дульциней. Под нежные звуки гитары он начинается одновременно на экране и на сцене, но для формирования иллюзии возлюбленная героя танцует в платье разного цвета. Лирический дуэт сменяет страстное трио. Его исполняют Дон Кихот, Санчо и Дульцинея. Под ритмичные звуки ударных и пение Розарии артисты обворожительно танцуют в технике традиционного фламенко, восхищая своим высочайшим мастерством. Но, к сожалению, это лишь небольшой фрагмент в полуторачасовом спектакле. По ходу синхронного трио каждый исполнитель пробует заскочить на вершину круто восходящего настила, который венчает танцевальный пролёт. Его достигает лишь Дон Кихот. Сняв металлические доспехи, он надевает на тело красную футболку, на ноги кеды, а на пальцы перстни и начинает ими барабанить по настилу. Причудливые трели, благодаря микрофонам и усилителям, звонко раздаются по всему залу. Под мелодичное звучание виолончели и голос певицы на сцене начинается дуэт, в котором герой катается на гироскутере вокруг танцующей Дульцинеи. Их сменяет Санчо: он блистательно исполняет сольный номер, насыщенный динамичной жестикуляцией. Танцы прерывает артистичная и динамичная певица: в каске мотогонщика она азартно карается по сцене, играет на гитаре и поёт под видео-сопровождение ранее показанной рекламы.

Далее идёт футбольная картина. Как бы для самоутверждения Дон Кихот предстает с обнаженным торсом и под номером 10 (эта цифра нарисована на его спине). Санчо и Дульцинея являются в футбольных трусах и майках. Чтобы оживить танцевальное трио, на сцену падают с колосников десятки футбольных мячей, сделанных из губчатого пластика. Артисты бросают мячи в освещенный зал, и они вновь летят на сцену от зрителей. Так забавно проходит «футбольная разминка» с участием публики. По ходу танцевального трио зрителей развлекают проекциями удивительных фотопортретов. Эта большая серия составлена из оригинальных коллажей, на каждом из них голова человека заменена на голову собаки или кошки, птицы или зверя. Череда эффектных портретов пернатых и мохнатых, рогатых и хвостатых существ, несомненно, доставляет зрителям удовольствие. Очаровательная Розария пленяет публику не только своим прекрасным голосом и задушевным звучанием гитары, но и причудливой манерой пения. Одну из ностальгических песен она исполняет, лежа на роликовом скейтборде, который, словно маленькая лодка, плавно скользит по сцене.

Соло Дон Кихота (А.Марин) в сопровождении Р. Ла Тремендиты

Соло Дон Кихота (А.Марин) в сопровождении Р. Ла Тремендиты

В следующей картине певица и трое артистов предстают в боксерских перчатках. Под джазовое вокально-музыкальное сопровождение разворачивается картина, напоминающая тренировку на боксерском ринге. Артисты, хотя и одеты в спортивные трусы и майки, однако не вступают в танцевальные поединки: все трое просто крутят кистями и выстукивают незатейливые дроби. При этом на экранах транслируют видео с разъярёнными черными быками. Суровые кинокадры завешает очаровательная мультипликация, придуманная изящно и с тонким юмором. Этот номер воскрешает в памяти потрясающий спектакль «Бокс, бокс» в хореографии Мурада Мерзлуки: феноменальное представление, составленное из виртуозных танцев хип-хоп, гипнотически разворачивается среди квартета музыкантов, исполняющих на сцене прекрасные произведения Шуберта.
В финале спектакля «Дон Кихот» сценическое пространство содрогается от пульсации ярких вспышек света, как бы олицетворяющих козни злых демонов. Дон Кихот мечется по сцене и палит по невидимым врагам из двух пистолетов, оглушая и ослепляя зрителей. Эффектная пальба завершается одиноким выстрелом Санчо, от пули которого смертельно раненый герой падает на сцену. После небольшой паузы темноты публика видит его голое тело, которое Санчо медленно покрывает чёрной краской. Затем он одевает на голову Дон Кихота шлем и зажигает встроенные в него факела. В таком экстравагантном виде герой проходит по сцене и в её глубине начинает танцевать под ярко освещенным потоком водяного пара. Краска постепенно исчезает; абсолютно голый Дон Кихот выходит к большому экрану и падает. Так неожиданно и странно заканчивается спектакль, в котором «рыцарь печального образа» много танцует, причем в боксерских перчатках, и даже палит из пистолетов, но все-таки не борется со столь эмблематическими ветряными мельницами.
Завершая обзор, нужно сказать, что в спектакле, несмотря на обилие оригинально придуманных и замечательно исполненных танцевальных номеров, наиболее сильное впечатление все-таки производят сольные партии виолончели и мелодичные пени, а также интересно составленное видео-оформление. Хореографические новации, конечно же, удивляют нынешнюю публику, но одновременно разрушают традиции и основы искусства фламенко. Рождающееся в наше время новое синтетическое искусство, несомненно, имеет право на полноценную артистическую жизнь. Но для её плодотворного развития в каждом авангардном спектакле зритель непременно должен видеть масштабный и значимый номер традиционного фламенко, чтобы объективно судить о достоинствах и недостатках его авангардной трансформации. Такой подход, вполне приемлемый для настоящих больших мастеров фламенко, позволит оградить искусство и публику от смелых, но вредных экспериментов.

Credits photos: Benjamin Mengelle; Jean Couturier.