ВОСХОЖДЕНИЕ ЗВЕЗДЫ : АМАНДИН АЛЬБИССОН В БАЛЕТНОМ КЛАССЕ АНДРЕЯ КЛЕММА
 Виктор Игнатов

При поддержке дирекции Парижской национальной оперы во Франции и Японии издан DVD «Amandine». Документальный фильм, созданный на высоком профессиональном уровне, представляет балетный класс, который разработал и ведёт известный балетмейстер Андрей Клемм. Под фортепианное сопровождение Сильвана Дюрана класс исполняет Амандин Альбиссон – Этуаль Парижской национальной оперы. На протяжении ста минут талантливая балерина точно и значимо демонстрирует богатый и разнообразный комплекс классических па, формирующий основу танцевальной техники. Балетный класс А.Клемма интересен и уникален тем, что он включает 4 основных раздела – станок, середину, прыжки и пуанты, чего нет ни на DVD, ни на Youtube. Фильм снят в студии М.Петипа во Дворце Гарнье.

 

Классический или балетный танец

 

Обложка DVD «Амандин»

Обложка DVD «Амандин»

Это исторически сложившаяся, устойчивая система выразительных средств хореографического искусства, основанная на принципе поэтически-обобщённой трактовки сценического образа. Классический танец успешно развивается на протяжении многих столетий. Уже в XV – XVI веках были предприняты первые попытки его осмысления как итальянскими, так и испанскими учителями танца. Анализируя обширный накопленный опыт, они стремились систематизировать свод танцевальных положений и движений. Художественные особенности балетного танца начали складываться в XVI веке в Италии. Его плодотворное развитие происходило и во Франции при поддержке прежде всего короля Людовика XIV (1638-1715), который не только любил искусство танца, но и сам танцевал в придворных балетах. В 1661 году Людовик XIV основал Королевскую академию танца, призванную регламентировать формы и терминологию балетного танца, который стал складываться в систему. В 1713 году в Париже была создана Консерватория танца, затем она превратилась в Школу танца при Парижской национальной опере.
В середине XVIII века балетный танец получил интенсивное развитие и в России. В 1738 году была открыта Петербургская балетная школа (ныне Академия хореографии), в 1773 году в московском Воспитательном доме появилось балетное отделение, которое послужило основой создания Московского хореографического училища (ныне Академия). На базе итальянской и французской школ, органичного синтеза итальянской технической виртуозности и французской отточенности линий и форм, сформировалась русская школа классического танца. В начале ХХ века, благодаря своей особой музыкальности, а главное одухотворенности, она обрела мировую славу и стала ведущей в искусстве хореографии. Учитывая многие её достоинства, русские педагоги получили широкое признание: давно и много они работают за рубежом, передавая основы классического танца артистам крупнейших балетных трупп мира.


Русский педагог и французская балерина

 

А.Альбиссон и А.Клемм

А.Альбиссон и А.Клемм

Уже 10 лет в Парижской национальной опере успешно трудится в качестве педагога Андрей Клемм: он ежедневно даёт балетный класс для артистов знаменитой труппы. В его классе регулярно занимается Амандин Альбиссон. Её серьёзная, вдумчивая работа даёт впечатляющие результаты – талантливая балерина быстро и уверенно прогрессирует как в техническом, так и артистическом плане. Удостоенная высшего звания «Этуали» труппы, А.Альбисон любезно согласилась участвовать в съёмке документального фильма. Его выход чрезвычайно важен, особенно теперь, когда балетный танец постепенно уступает свои позиции современному танцу, а главное, теряет свой былой высокий уровень. Фильм с классом А.Клемма полезен тем, что он позволяет успешно совершенствовать своё мастерство как профессиональным артистам, постоянно работающим в балетных труппах, так и ученикам, занимающимся в танцевальных школах.
Балетный класс А.Клемма, необычайно насыщенный и разнообразный, снят качественно и профессионально. Андрей чётко и ёмко объясняет, а главное, красиво и элегантно показывает. О своём творческом детище он сказал так: «Класс с Амандин интересен и уникален тем, что это полный класс, включающий в себя четыре основных раздела – станок, середину, прыжки и пуанты. Сегодня нет ни одного класса, представляющего все эти разделы, ни на DVD, ни на Youtube. Мы не снимали отработанные вещи на публику. В фильме запечатлён самый настоящий класс, все его рабочие моменты. Я даже не знаю – какая балерина может отважится на столь трудоемкие съёмки. Этот фильм переведён на японский язык и выпущен в Японии отдельным тиражом».


Амандин Альбиссон : творческий путь от ученицы до «Этуали»

 

Амандин Альбиссон

Амандин Альбиссон

1999 – начала заниматься в Школе танца при Парижской национальной опере
2006 – в 17-летнем возрасте была принята в кордебалет театра
2009 – получила статус «Корифея», награждена Призом «Cercle Carpeaux»
2010 – получила статус «Сюжета»
2013 – награждена Призом танца AROP
2014 – получила статус «Первой танцовщицы»; 5 марта по окончании балета «Онегин» (Дж.Кранко), в котором исполнила партию Татьяны, Амандин была удостоена звания «Этуали»
А.Альбиссон имеет широкий и богатый репертуар, его составляют как классические балеты, так и постановки современных хореографов.
Она танцует в балетах Дж.Баланчина и Дж.Роббинса, Р.Нуреева и Р.Пети, пьесах У.Форсайта и А.Т.Кеерсмаекер. Изящные «Этюды» (Х.Ландер) и «Сюита в белом» (С.Лифарь) украшают карьеру талантливой балерины. Она исполняет главные партии в балетах «Жизель» (Ж.Коралли, Ж.Перро), «Сильфида» и «Пахита» (П.Лакотт), «Баядерка», «Спящая красавица», «Ромео и Джульетта» и «Лебединое озеро» (Р.Нуреев), «Собор Парижской богоматери» и «Встреча» (Р.Пети), «Дети райка» (Х.Мартинез), «Дафнис и Хлоя» (Б.Мильпье).
Амандин участвовала в премьерных постановках, прошедших в Парижской национальной опере. Среди них «Психея» (А.Ратманский, 2011), «Полифония» (К.Уилдон, 2015), «Ночь заканчивается» (Б.Мильпье, 2016), «Приблизительная соната» (У.Форсайт, 2016), «Ренессанс» (С.Берто, 2017).

 


Андрей Клемм – высокопрофессиональный педагог

Андрей Клемм

Андрей Клемм

Родился 30 апреля 1967 года.
1977 – 1985 – учился в Московской академии хореографии, получил диплом с отличием
1985 – 1994 – танцевал, как солист, в труппе «Московский классический балет»
1992 – 1994 – учился в Государственном институте театрального искусства на факультете хореографии
1994 – 1997 – танцевал в балетной труппе Боннской оперы под управлением Валерия Панова
С 1996 – преподает на летних курсах «Интенсивного балета» в США (Нью-Йорк, Чикаго, Детройт, Флорида)
1997 – 2007 – работал в Немецком государственном оперном театре Unter den Linden, Берлин
2001 – 2003 – вёл курс дуэтного танца в Берлинской государственной школе балета
2001 – 2006 – занимался балетным образованием в Университете New Humanitarium, получил диплом
2001 – 2007 – работал в качестве балетмейстера в Немецком государственном оперном театре Unter den Linden, Берлин
С 2007 – работает в качестве балетного педагога в Парижской национальной опере.
Приглашенный преподаватель – Штутгартский балет, Дрезденский балет, Балет Немецкой оперы на Рейне, Нидерландский национальный балет, Большой театр России, Вуппертальский театр танца, Токийский балет, Лондонский королевский балет.
Репертуар:
«Баядерка», «Лебединое озеро», «Жизель», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Дон Кихот», «Золушка», «Коппелия», «Тщетная предосторожность», «Пахита», «Кармен», «Пламя Парижа», «Весна священная», «Свадебка», «Сотворение мира», «Сон в летнюю ночь», «Конкурс», «Арлезианка», «Кармина Бурана», «Три сестры», «Матч», «Ромео и Джульетта», «Ринг», «Онегин», «Манон», «Дом Бернарды», «Дама с камелиями».
Хореографы:
А.Алонсо, Дж.Баланчин, М.Балдвин, П.Бар, М.Бежар, Дж.Кранко, У.Форсайт, Т.Хандлер, Л.Иванов, Н.Касаткина, П.Лакотт, К.МакМиллан, В.Малахов, П.Мартинс, Р.Нуреев, В.Панов, М.Петипа, Р.Пети, Т.Шиллинг, Ж. де Удаэта, Ю.Вамос, В.Васильев, У.Шольц, М.Эк, Дж.Ноймайер.
DVD: «Мастер-класс» (2009), «Маленькая балерина» (2010), «На пуантах» (2013), «Амандин» (2015).

Crédit photos : Maria-Helena Buckley