ФЕСТИВАЛЬ ТАНЦА В КАННАХ : ПРЕМЬЕРЫ И ОТКРЫТИЯ : ПОДАРКИ ОТ БРИЖИТТ ЛЕФЕВР
22/12/2017 – Виктор Игнатов
8 – 17 декабря 2017, 21-e Festival de Danse de Cannes

21-й Фестиваль Танца в Каннах под руководством Брижитт Лефевр стал рекордным по своей массовости и популярности: выступили 17 трупп 11-и национальностей (429 артистов); состоялось 14 спектаклей, в том числе 8 премьерных; их увидели 10 000 зрителей, на 25% больше, чем в предыдущем сезоне; творческие ателье собрали 494 участников; 4 репетиции – 570 зрителей, 4 мастер-класса – 40 артистов, платформа Studiotrade – 180 человек. Разнообразная программа представила многие стили и направления в искусстве хореографии – от классического балета до авангардного танца. Главная особенность фестиваль – открытия и сюрпризы. Событием сезона стала премьера шедевра К.Орфа «Кармина Бурана» в сценической версии Клода Брюмашона (250 участников).

 

Д.Лиснар, мер Канн, и Б.Лефевр на сцене Дворца фестивалей

Д.Лиснар, мер Канн, и Б.Лефевр на сцене Дворца фестивалей

Нынешний Фестиваль Танца в Каннах, как и предыдущий, проходил под художественным руководством Брижитт Лефевр – знатной дамы, которая до 2014 года на протяжение 20-и лет была директрисой балета Парижской национальной оперы. В прошлом году на сцене Большого театра в Москве она получила Международный приз Benois de la Danse «За жизнь в искусстве». Возглавив в 2015 году Биеннале Танца в Каннах, Лефевр придала ему новое динамичное дыхание и плодотворный творческий импульс. Фестиваль обрел мощные крылья и широкое разнообразие, яркие краски и чарующее великолепие. Нынешний Биеннале объединил под своей эгидой 17 французских и зарубежных трупп – от крупных коллективов, таких как Балет Римской оперы и Национальный Балет Уругвая, до ряда молодежных групп. Лефевр составила интересную и многоликую программу: в неё вошли 14 спектаклей, в которых выступили как знаменитые звезды балета, так и молодые исполнители. Фестивальная панорама включала хореографию многих авторов – от великих метров, таких как Морис Бежар, Ролан Пети, Мерс Каннингем, до самобытных и независимых экспериментаторов. Значительное место в программе фестивале Лефевр уделила талантливым женщинам. Среди них: Элеонора Аббаньято – этуаль Парижской национальной оперы и директриса Балета Римской Оперы; Алесандра Ферри – «абсолютная» прима-балерина Миланского театра Ла Скала; Робин Орлин, Мод Ле Пладек, Анн Нгуйен и Жанн Галлуа – хореографы и руководители трупп, разрабатывающие новые направления в современном танце. Особый интерес вызвали премьерная постановка Р.Орлин, созданная для Бенджамена Пеша, этуали Парижской оперы: в барочной манере он воплотил образ короля-солнца Людовика XIV. С большим успехом был показан балет Л.Минкуса «Дон Кихот». Его замечательно исполнила уругвайская труппа под руководством Хулио Бокка, знаменитого аргентинского танцовщика, который в 18 лет завоевал золотую медаль на V Международном конкурсе балета в Москве (1985). Двухактный спектакль, чарующий обилием солнца, света и танца, предстал в оригинальной версии, в которой органично сочетается испанский стиль и классический танец. Балет поставили Сильвия Базилис и Рауль Кандал на основе хореографии М.Петипа. Триумфально прошла программа хореографических произведений Р.Пети: в двух отделениях артисты Римской оперы представили популярные балеты – «Арлезианка», «Гибель розы» и «Кармен». Центральные партии исполнили, соответственно, три этуали – Ребекка Бьянчи, Элеонора Аббаньято и Наталия Куч – украинская балерина (с 2015 года танцует в труппе Австралийского Балета). Премьера во Франции программы «TRIO Concert Dance» стала событием фестиваля. Прекрасный дивертисмент, составленный их танцевальных и музыкальных номеров, включал сочинения Дж.Лигети, Ф.Гласса, Д.Скарлатти, Э.Сати, И.-С.Баха и Ф.Шопена, а также хореографические пьесы Демиса Вольпи, Хермана Корнехо, Стантона Велша, Фанг-Йи Шеу, Рассела Малифана и Анжелена Прельжокажа. Их исполнили прославленная Алесандра Ферри и Херман Корнехо – премьер труппы Американского Театра Танца, который в 16-летнем возрасте стал лауреатом Московского конкурса балета, а в 2014 году – призёром Benois de la Danse. Трио исполнителей дополнил Брюс Левингстон – талантливый американский пианист. В представлении приняли участие три студента Музыкальной Консерватории Ниццы (скрипач, альтист и виолончелист).

Фрагмент пьесы Д.Жале «Yama»

Фрагмент пьесы Д.Жале «Yama»

Потрясающе интересным оказался премьерный во Франции спектакль «Yama» в хореографии Дамьена Жале, призёра Benois de la Danse. Девять артистов Шотландского Театра Танца вдохновенно представили сакральное действо, созданное с феноменальной фантазией и философским смыслом. Согласно древней японской легенде, мистическое видение непрерывно разворачивалось на сцене, на которой возвышалось, таинственно освещенное, вулканическое плато. Из его чрева загадочно появились обнаженные существа, олицетворяющие духи умерших. Облачившись в наряды из фантастических перьев, они превратились в экзотические птицы и в состоянии гипнотического транса начали сплетать ритуальные танцы, завораживая текучей пластикой гибких и чувственных тел. Порой они походили на причудливые музыкальные инструменты и составляли некий оркестр, который издавал волновые флюиды, завораживая божественной красотой. В финале священного обряда птицы-духи вновь обрели первоначальный облик и постепенно исчезли в магической вечности.
Важным участником фестиваля стали молодежные коллективы: вступления учащихся Высшей школы Национального центра современного танца Анже и Каннского международного центра танца имени Розеллы Хайтауэр проходили с аншлагом и сопровождались восторженной реакцией публики. Чтобы подарить зрителям не только богатые эмоции, но и профессиональные знания, в рамках фестиваля были организованы многочисленные встречи и дебаты, мастер-классы и трёхдневный коллоквиум, в котором приняли участие 26 исследователей и хореографов, а также сотня любителей танца. После каждого представления Лефевр проводила живое обсуждение спектакля с участием его создателей и широкой публики. Фестиваль танца вызвал большой интерес не только среди жителей города, но и среди специалистов: в Канны приехали 114 профессионалов и журналистов.

«Профессор» творит чудеса
С 2009 года Мод Ле Пладек, одарённая танцовщица, создаёт пьесы, в которых исследует отношения между современной музыкой и танцем. С 2017 года она возглавляет Национальный хореографический центр Орлеана. Её творчество, в котором смешивается абстракция, конкретика и радикальный подход, считается одним из оригинальных направлений в современном танце. Программу Каннского фестиваля украсила пьеса «Профессор», за создание которой в 2010 году Ле Пладек была удостоена «Приза хореографических открытий», учрежденного Профессиональным синдикатом критиков (Франция). В том же году «Профессор» получил «Prix Jardin d’Europ» на фестивале Idans в Стамбуле. Пьеса интересна тем, что в ней успешно реализована оригинальная концепция, согласно которой три исполнителя не интерпретируют музыку, а пластически её создают, находясь диалоге с «видимым» и «вымышленным» звуком. Хореограф даёт физически точный и детальный перевод абсолютно всего музыкального материала, и в итоге достигает своей цели: «Я вижу то, что слышу, и я слышу то, что вижу».

Фрагмент пьесы «Профессор» в постановке М. Ле Пладек

Фрагмент пьесы «Профессор» в постановке М. Ле Пладек

Музыкальная фонограмма включает три части композиции «Professor Bad Trip» итальянского композитора Фаусто Ромителли (1963-2004). Этот триптих «уроков», выражающий смутные чувства и широкую гамму состояний тела, был создан как под влиянием произведений французского писателя Анри Мишо, написанных под впечатлением наркотических галлюцинаций, так и под воздействием творчества итальянского художника и карикатуриста Джанлуки Леричи, чьё сценическое имя «Профессор Бэд Трип» и стало названием произведения. Его составляют искажённые звуки рок- и техно-музыки.
Согласно трём частям музыкальной композиции, на тёмной сцене предстают три хореографические картины. Перед каждой частью голос диктора объявляет номер «урока». В каждом из них последовательно, иногда вместе, появляются танцовщики: вслушиваясь в звуки музыки, они пластически её аранжируют, что в сочетании с рельефным освещение даёт впечатляющую визуальную полифонию. Один из трёх исполнителей – профессиональный гитарист: по ходу хореографического действия он не только блистательно играет на электрической гитаре, но и танцует. Рассказывая о создании пьесы, Мод раскрыла мне любопытные детали. Выстроив хореографическое действо в абсолютно точном соответствии со структурой и содержанием музыкального произведения, она позволила каждому исполнителю танцевально выразить в импровизациях своё восприятие звуковых композиций. В результате последующей редакции этих импровизаций Мод сформировала танцевальные партии. Их основу составляет чрезвычайно образная и экспрессивная жестикуляция, щедро насыщенная находками и новациями. Многоликая и оригинальная жестикуляция, органично связанная с музыкой, и составляет главное достоинство пьесы. Важным компонентом пластической визуализации звуков является мимика исполнителей пьесы. При разработке мимических партий Мод воспользовалась обширным материалом немого кинематографа. В Каннах «Профессор» предстал превосходно: исполнители Жульен Галле, Ферре Стевен Мишель и Том Паувэлс (гитарист) заслужено получили долгие овации.

«Кармина Бурана» – главное событие фестиваля

Фрагмент спектакля «Кармина Бурана»

Фрагмент спектакля «Кармина Бурана»

Французская премьера сценической кантаты «Кармина Бурана» в постановке Клода Брюмашона состоялась в Большом амфитеатре Дворца фестивалей, где в мае этого года в 70-ый раз проходил престижный Каннский кинофестиваль. Теперь в огромном зале собралось 2300 зрителей, желающих увидеть знаменитый шедевр немецкого композитора Карла Орфа. По определению автора «Кармина Бурана» – это мирские песнопения для солистов и хора в сопровождении инструментов с представлением на сцене. Кантата впервые была исполнена в 1937 году во Франкфурте-на-Майне. «Камина Бурана» рассчитана как на концертную, так и сценическую интерпретацию. Здесь нет действующих лиц и последовательно развивающегося сюжета. Произведение опирается на тексты немецких, французских и латинских светских песен XIII века, входящих в состав рукописного сборника, который был найден в 1803 году в Бойренском бенедиктинском монастыре (Бавария). В связи с этим кантата и получила название «Кармина Бурана», что в переводе с латыни означает «Бойренские песни». Стихи образуют внутреннее единство, представляя философское осмысление человеческой судьбы. Это собрание песен воспевает красоту природы и радости жизни – весну, любовь, вино, певцов и музыкантов.

Фрагмент спектакля «Кармина Бурана»

Фрагмент спектакля «Кармина Бурана»

Для своей кантаты Орф выбрал 25 песен нравоучительного, бытового и жанрового характера, прославляющих простые земные радости. В кантате три части: первая – «Весна» – рисует в песнях и танцах пробуждение природы, полноту и радость бытия; вторая – «В таверне» – это яркая жанровая картина и выражение мощной стихии жизни с вкраплением жалоб хмельных посетителей таверны на свою судьбу; третья – «О любви» – воспевает счастье и радость взаимного чувства. Части кантаты не только рисуют отдельные сцены, но и образуют замкнутое единство. Над всем царит Фортуна, богиня судьбы, вращение колеса которой то приносит человеку счастье, то свергает его в пропасть.
Высокопоэтичная музыка Орфа носит народный характер. Светлая лирика сочетается в ней с жизнерадостностью и драматизмом. В партитуре кантаты своеобразно сочетаются приемы современного музыкального письма со старинными музыкальными формами. Стилистика музыки Орфа характеризуется преобладанием ударных тембров, остинатными ритмами, лаконичными диатоническими темпами и элементарными гармониями. Под влиянием Стравинского в музыке Орфа подчеркивается «языческое», телесно-возбуждающее начало.

Фрагмент спектакля «Кармина Бурана»

Фрагмент спектакля «Кармина Бурана»

Как же предстала «Кармина Бурана»? В исполнении кантаты приняли участие 250 человек – балетная труппа Большого театра Женевы, Каннский оркестр, Филармонический хор Ниццы, Вокальный ансамбль Syrinx, Детский хор Каннской музыкальной консерватории и солисты – Марион Тассу (сопрано), Кристоф Берри (тенор), Жан-Кристоф Ланьес (баритон). Огромный коллектив возглавил французский дирижер Бенджамен Леви. Известный французский хореограф К.Брюмашон с большой фантазией выстроил масштабное танцевально-пластическое действо. Оно впечатляет своей динамикой и сценическими костюмами, которые искусно придумали Ливия Стоянова и Ясен Самуилов. В трёх частях представления 22 артиста предстают, главным образом, в облегающих купальниках – то телесного цвета, то с красивыми узорами. Особенно эффектно выглядят костюмы шести артистов, олицетворяющих образ Фортуны: облик каждого участника этой группы украшает экзотический головной убор, выполненный под влиянием латиноамериканского фольклора. Синхронно исполняемые композиции этой пластической группы, которая располагается вдоль линии в глубине сцены, составлены из достаточно простых движений и не отражают сути богини судьбы.
Монументальная сценическая фреска включает многочисленные хореографические номера, в которых танцевально-пластическое действо взаимосвязано с вокалом и музыкой. Согласно «языческому» характеру партитуры Орфа, Брюмашон сочинил хореографию с ярко выраженной первобытностью обрядовых танцев, гениально воспетых Стравинским в балете «Весна священная» и феноменально поставленных М.Бежаром. Танцевальная лексика Брюмашона не столь богатая и экспрессивная, как у Бежара. Постановщик «Кармины Бурана» сделал ставку не на танец, а на акробатику, на основе которой придумал множество оригинальных композиций. В связи с этим спектакль получился очень зрелищным, с обилием пластических инсталляций, пленяющих причудами метаморфоз.
Балетная труппа под руководством Филиппа Коэна достойно исполнила многоликий спектакль. Артисты демонстрировали своё исполнительское мастерство, высокую музыкальность и единство стиля. Сложные акробатические композиции требовали от артистов особой гибкости и текучести. Но из-за дефицита репетиционного времени многочисленные синхронные ансамбли не всегда производили лучшее впечатление.

Фрагмент спектакля «Кармина Бурана»

Фрагмент спектакля «Кармина Бурана»

Согласно комментария Брюмашона, спектакль был создан в полном соответствии со звучащим текстом средневековых песен. К сожалению, зрителе не могли в этом убедиться, так как на сцене не было экрана для проектирования текстов, столь важных для понимания смысла танцевально-пластического действа. Интересно выстроенное, оно, однако, выглядело слишком абстрактным и поэтому не могло передать широкую гамму сильных и глубоких эмоций. К счастью, этот существенный пробел хореографии компенсировало экспрессивное и образное вокально-музыкальное сопровождение.
Масса музыкантов и певцов находилась в глубине сцены за полупрозрачной заставкой с красивой подсветкой, цветовая палитра которой соответствовала эмоциональному настрою звучания оркестра и певцов. Но их расположение (оркестр – слева, хор – справа) было далеко не идеальным. Возможно в связи с этим первая часть кантаты была исполнена недостаточно слаженно: в звучании хора и оркестра ощущались некоторые расхождения. Несмотря на сложности разного рода, вокально-музыкальное сопровождение доставляло наслаждение. Живые темпы, избранные дирижером, позволили вывить главные достоинства партитуры, её ритмические нюансы и яркие контрасты. Вокальная полифония пленяла богатством и стройностью гармоний. Особенно впечатляло возвышенно-лирическое пение женского и детского хоров. Высших комплиментов заслуживают солисты: каждый из них внес достойный вклад в успех представления. Оно длилось один час и было записано национальной телекомпанией для последующего показа во Франции на канале France 3.

Заключительный аккорд праздника танца
В последний день фестиваля последовательно прошли три артистические акции, в их числе – выступление Каннского молодого балета, спектакль «Бал» и танцевальный бал для публики.
Каннский молодой балет им. Розеллы Хайтауэр
Небольшой коллектив, который составляют учащиеся выпускного класса Международного центра танца им. Розеллы Хайтауэр, показал программу произведений четырёх хореографов, отметивших историю этой известной школы. Её директриса – итальянская балерина Паола Канталюпо, вместе с Лефевр составили интересную программу. Её открыла пьеса «Prossimo» (2015) в хореографии Эмио Греко, возглавляющего труппу Марсельского национального балета. В сопровождении электронной музыки четверо исполнителей представили хореографические метаморфозы двух дуэтов, исследующих взаимосвязь тела и духа, чувства и движения. Оригинально выстроенное танцевальное эссе пленяло кантиленой и музыкальностью синхронных композиций.

Фрагмент балета М.Бежара «Кантата 51»

Фрагмент балета М.Бежара «Кантата 51»

Пьеса М.Бежара «Кантата 51» (1966), посвященная библейской теме «Благовещенья», позволила исполнителям успешно продемонстрировать классическую технику танца. 12 девушек и юношей, одетых в белоснежные платья и колланы, изящно представили поэтическую пьесу, созданную на музыку И.-С.Баха. Согласно комментария М.Бежара, «Ангел явился Марии и предсказал рождение сына, божественного воплощения, которое возбуждает трансфигурированную вселенную, постольку эта музыка превосходит человека». Центральные партии вдохновенно и целомудренно исполнили японцы – изящная Кинуи Оива (Девственница) и элегантный Хироки Нуногаки (Ангел).
Пьеса «Soli-Ter» (2006) в хореографии Жозе Мартинеза – руководителя Национального Театра Танца Испании, объединила трёх танцовщиков: они показали три разноликих и ярких соло, поставленных на музыку, соответственно, Ф.Шопена, Ф.Пуленка и К.Сен-Санса. Каждый номер отражал судьбу человека, которая обретает специфику в зависимости от избранного пути жизни. Благодаря образности и оригинальности хореографии и лексики, а также танцевальному и сценическому мастерству артистов, пьеса произвела большое впечатление.

Фрагмент пьесы Ж.-К.Майо «Altro Canto»

Фрагмент пьесы Ж.-К.Майо «Altro Canto»

В завершении программы предстал одноактный балет Жана-Кристофа Майо «Altro Canto», прославляющий двуполое тело. Талантливое произведение хореографа, возглавляющего Балет Монте-Карло, было создано для труппы Монако в 2006 году. Необычайно красивый барочный дивертисмент поставлен на музыку К.Монтеверди, Б.Марини, и Дж.Дж.Капсбергера. Следуя драматургическим акцентам музыкальных произведений, двуполые персонажи, одетые в монохромные атласные наряды, сплетают удивительные хореографические композиции, пленяя изяществом и экспрессией причудливых движений и связок. Дивная музыка позволяет артистам превзойти себя в поиске собственных красок и полностью раскрыть свои творческие способности. Хореографическое действо (то сакральное, то светское) гипнотически разворачивается в мягком свете, исходящем от горящих свечей, таинственно парящих над сценой в сумрачном пространстве, тем самым создавая атмосферу литургии. Искусное освещение подчеркивает красоту движения и архитектуру тел. Все 16 исполнителей продемонстрировали свой высокий профессиональный уровень и доставили публике истинное наслаждение.
«БАЛ» – хореографический эксперимент

Фрагмент пьесы  А.Нгуйен

Фрагмент пьесы А.Нгуйен «Бал»

Почетную миссию завершения фестиваля Лефевр доверила Анн Нгуйен, которую уже давно знает. В своем творчестве Анн старается объединить женский мир с танцем хип-хоп. В 2014 году она поставила удивительную пьесу «Бал», которая стала последней в программе нынешнего фестиваля. В исполнении «Бала» участвуют 8 артистов и 5 музыкантов. Находящийся на сцене квинтет играет камерные романтические произведения четырех композиторов, преимущественно Брамса, музыка которого насыщена глубокой грустью и ностальгией. Вокруг музыкантов сидят артисты и внимательно слушают чарующие мелодии. В глубине сцены на экране-заднике проектируют черно-белую кинохронику светских развлечений на воздушных шарах в начале прошлого века. Звуки музыки пробуждают в сидящих персонажах движения, правда, чрезмерно жесткие и механичные. Поочерёдно или вместе участники странного действа начинают активно двигаться, проявляя свой «компьютерный характер». Человекообразные роботы, похожие на куклы, разыгрывают разнообразные мизансцены – то забавные, то печальные, то дружелюбные, то агрессивные. Искусно разработанная пластика персонажей производит потрясающее впечатление не только при их простом передвижении, но и при дуэтных танцах.

Фрагмент пьесы  А.Нгуйен

Фрагмент пьесы А.Нгуйен «Бал»

На сцене предстает удивительный мир механических существ, которые под воздействием музыки постепенно обретают человеческие эмоции и живую плоть. Кинохроника, постоянно проектируемая на экране, является не только иллюстративным рядом, но и дополнительным звеном в эволюции компьютерных существ, в их адаптации к человеческой жизни. В последней части представления на полузакрытой сцене происходит превращение механических персонажей в живых людей, при этом, по воле хореографа, некоторые музыканты становятся роботами. Филигранная пластика артистов вызывает восхищение, как и яркая фантазия хореографа. По окончании представления зрители устроили долгие овации исполнителям и постановщику «Бала», а затем вместе с ними отправились в огромный холл Дворца Фестивалей, где ожившие персонажи спектакля возглавили всеобщий танцевальный бал, устроенный для публики. Так интересно и прекрасно завершился 21-й Фестиваль танца в Каннах!
В заключение нужно сказать, что по просьбе Давида Лиснара, мера Канн, Брижитт Лефевр согласилась возглавить следующий 22-й Фестиваль танца. Он будет проходить с 6 по 15 декабря 2019 года.


Crédits photos: Nathalie Sternalski, DR