«ФРЕСКА» А.ПРЕЛЬЖОКАЖА – ДИВНАЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ СКАЗКА О ВЛАСТИ ИЛЛЮЗИЙ
11/12/2017 – Виктор Игнатов
7 – 22 декабря 2017, Théâtre National de la Danse Chaillot, Théâtre de la Ville, Paris

В преддверии Рождества Национальный театр танца Шайо показал «Фреску» – необычайно красивую, поэтическую феерию, которую в прошлом году создал Анжелен Прельжокаж. С редкостным вдохновением и филигранным мастерством талантливый хореограф воссоздал древнюю китайскую легенду, согласно которой путник, увидевший в храме древнюю фреску, и полюбивший одну из изображенных на ней красавиц, благодаря силе своего воображения обретает счастье. Хореографическое действие гипнотически развивается на сумрачной сцене в ореоле дивных видений – загадочно парящих светящихся нитей. Спектакль завораживает таинством и волшебством танцевальных картин, поставленных с изысканной фантазией. «Фреску» превосходно исполняют 10 артистов труппы Балет Прельжокажа.


«Фреска» – философская сказка, в которой хореограф оказывает почтение власти иллюзий. Пьеса вновь подтверждает дарование Прельжокажа, который своим выразительным танцем умеет проникновенно рассказать интересную историю. На сей раз он выбрал китайскую сказку «Картина на стене», родившуюся в XIII веке. Вдохновленный легендарным сюжетом, Прельжокаж создал поэтический спектакль, в котором молодой путешественник проникает в старинную фреску, чтобы найти избранницу своего сердца. Эта хореографическая фантазия не только доставляет зрителям наслаждение, но и ставит вопрос о роли искусства в современном обществе. В связи с этим Прельжокаж придал сценическому действию не только поэтическую сказочность, но и социальную актуальность.
prel1Свой замысел хореограф выразил так: «Я думал о том, как сегодня, в частности, молодежь охвачена виртуальной реальностью, как она «входит в картинки», например, играя в Pokemon Go. Меня увлекли эти тенденции в современном мире. Кроме того, путешествие в иное измерение трансформирует картинку в трансцендентность. Она напоминает нам пещеру Платона с его тенями, которые ставят под сомнение наше существование. Мне захотелось исследовать эти таинственные связи между представлениями и реальностью».
Согласно народных сказок Азии, появление – это только иллюзия, а смерть отделяется от живых лишь вуалью. В этом странном мире хореография Прельжокажа позволяет нам совершить путешествие «в иное измерение, где изображение становятся местом трансцендентности, и где физический индивидуум вступает с ней в интеллектуальный контакт». Балет «Фреска» – это поэтические иллюзии, полёт мечты, путешествие между жизнью и смертью.
Легенда гласит: однажды в Китае два путника, Шу и Менг, попали в грозу и нашли убежище в храме. На одной из стен они обнаружили прекрасную фреску, на которой была изображена группа девушек. Путник по имени Шу страстно влюбился в одну из них. Чтобы встретиться со своей возлюбленной, он проникает в пространство фрески. Эта азиатская народная легенда повергла Прежокажа в философские размышления и мечтания. Воплощенные в спектакле, они, в итоге, переносят зрителя в мир волшебного зазеркалья. Подобно балетам «Белоснежка» и «Сиддхарта», «Фреска» изящно и образно выстроена из великолепных танцевальных картин, составленных из воздушных па-де-де, экспрессивных соло и оригинальных ансамблей.

prel2bХореографическое действие разворачивается в строгой и чарующей сценографии. Её основу составляют фантастические видео-фантомы. Похожие на развивающиеся волосы ангелов или светящиеся нити медуз, они таинственно появляются и загадочно исчезают, формируя не только сказочно красивое, но и многомерное пространство. Светящиеся нити, парящие на полупрозрачных заставках и на сценическом заднике, всё время сопровождают хореографическое действие и даже тогда, когда всю глубину сцены занимает звёздное ночное небо. На его фоне динамичные медузы движутся как большие кометы или корабли инопланетян.
Над постановкой спектакля работал высокопрофессиональный коллектив: Николай Годен, основатель популярной группы «Air», сочинил электронную музыку; парижанка Констанс Гюиссе придумала декорации и видео, тунисский художник Аззедин Алайя создал костюмы, Эрик Сойер составил партитуру света.

Захватывающее путешествие в мир зазеркалья

Погружение в сказочный мир китайской легенды происходит необычайно интересно. В глубокой темноте возникают дивные феерии световых нитей. Они грациозно парят в сценическом пространстве, принимая причудливые формы. В такой визуальной идиллии появляются два персонажа – Шу и Менг.

prel3Одинаково одетые – в коротких бежевых штанах и светлых рубашках, они виртуозно исполняют свой первый дуэт, впечатляя энергетикой заземленного танца, насыщенного воздушной жестикуляцией и текучей акробатикой. Неожиданно друзьям открывается чудесная картина – скульптурная композиция, в которой 5 девушек замерли в изящных позах. В лёгких разноцветных платьях они пленяют живописным свечением. Зачарованный сказочным видением, путник Шу, благодаря волшебным чарам хореографа, проникает в пространство картины и оказывается в мире иллюзий. Квинтет девушек постепенно оживает, и начинаются их танцы, искусно составленные из грациозных и чувственных движений, трепетной пульсации стройных тел и пышных волос. В танцевальных композициях, наполненных метафорами, ощущаются как терпкие восточные ароматы, так и тонкие современные вкусы. Среди прекрасных девушек герой находит Возлюбленную, и увлекает её в первое лирическое па-де-де: по своей духовной и пластической красоте оно напоминает возвышенные дуэты балетной классики. Необычайно эффектно предстает втрое па-де-де героев: они обворожительно танцуют на фоне звёздного неба и светящихся медуз. Как бы подражая вибрации их нитей, девушка и юноша очень музыкально исполняют, вначале поочередно, а постом синхронно, оригинальную вариацию, сплетённую из «змеевидных» движений тела и рук, а также интересных поддержек и вращений.

prel4Хореографическое действие, выстроенное вдохновенно и филигранно, гипнотически развивается в мире иллюзий, наполненном таинственными фантомами. Удивительный поэтический дивертисмент разворачивается неспешно и плавно, напоминая чувственную негу балета «1001 ночь». На сцене струится феерия многоликих танцевальных видений. Современно и динамично предстает картина с участием десяти артистов: просто одетые они лихо отплясывают под быстрые темпы ритмичной музыки. По танцевальной лексике и хореографическому строю эта зарисовка напоминает знаменитый балет Прельжокажа «Свадебка», поставленный на музыку Стравинского. Большое впечатление производит картина, в которой Возлюбленную похищает стая дикарей. В расписных масках и в чёрных лохмотьях они устраивают обрядовые танцы, устрашая своим могуществом под современные музыкальные ритмы.
Потрясающе выглядит картина, в которой каждая из пяти девушек, словно птица, воздушно парит на своей огромной косе, свободно свисающей с колосников. При этом танцовщицы вместе с партнерами синхронно переплетаются в чувственных и акробатических дуэтах, периодически зависая над сценой вниз головой то в эффектных шпагатах, то в причудливых вращениях. Это дивное видение, рожденное гениальным озарением хореографа, вызывает всеобщее восхищение и останавливает дыхание зрителей. Прельжокаж – выдающийся архитектор пластики тела, создал множество изумительных композиций. Однако в спектакле все-таки есть досадные длинноты. В частности, слишком долго и однообразно четыре подруги делают прическу героине и обряжают её для предстоящего обручения.

prel5Путешествие в мир иллюзий заканчивается драматично. Юноша дарит своей Возлюбленной букеты цветов, и герои, обнявшись, счастливо засыпают в окружении замерших подруг. С нарастаем зловещего грохота в глубине чёрного пространства возникает ярко светящийся проём; в нём появляются три тёмные фигуры, напоминающие космических пришельцев. В коричневых комбинезонах и золотых масках они вначале сливаются в единый силуэт и завораживают графической жестикуляцией, похожей на заклинания Буды. Затем пришельцы синхронно исполняют фантастический танец, впечатляя пластикой оригинальных движений и связок. В финале они уносят спящего юношу. Перед тем как исчезнуть в светящемся проеме пришельцы бросают тело героя. Оно эффектно скатывается на авансцену, и на неё сразу же опускается чёрная заставка. Таким образом, герой оказывается в реальном мире, и здесь он встречает своего приятеля. Вскоре оба путника оказываются в глубокой темноте, которую охватывают парящие медузы.
Так прекрасно и удивительно заканчивается хореографическая фантазия «Фреска» – вдохновенное творение Прельжокажа. Сказочно красивое представление идет без антракта 80 минут и доставляет истинное наслаждение не только искусной хореографией и феноменальным видео, но и красочной музыкой, отражающей драматургический смысл картин и эмоциональное состояние персонажей. Важнейший вклад в успех спектакля вносят 10 его исполнителей. Идеально владея специфической лексикой Прельжокажа, в которой органично переплетены экспрессивные движения, графические жесты, оригинальные вращения, затейливые прыжки и причудливая акробатика, артисты блистательно демонстрируют свою утонченную музыкальность, отточенную танцевальную технику и высокое сценическое мастерство. Несмотря на разнообразие темпераментов, исполнители формируют гармоничные ансамбли, пленяя элегией и точностью движений, а главное одухотворенной трактовкой хореографии и драматургии спектакля. На премьерном показе «Фрески» в Национальном театре танца Шайо, осуществленном в партнёрстве с Городским театром Парижа, публика устроила долгие и бурные овации Анжелену Прельжокажу и артистам его труппы. На фоне потока абстрактных опусов, неустанно фабрикуемых современными хореографами, «Фреска» с поэтичной и очень ясной драматургией оказалась редким и приятным исключением. Показ столь интересного и захватывающего спектакля стал подлинным событием в культурной жизни французской столицы.
Crédit photos:  Jean-Claude Carbonne