ЛИН ХВАЙ-МИН – ГЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА : ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ МАСТЕРА
8/01/2018 – Виктор Игнатов
30 мая – 2 июня 2018, Théâtre de la Ville à La Villette, Paris

Благодаря сотрудничеству Городского театра с залом La Villette, в Париже скоро появится «Formosa» – премьерный спектакль Лин Хвай-Мина, прославленного хореографа, основателя и руководителя знаменитого Театра Танца Тайваня «Клауд Гейт». В новом произведении, созданном на музыку трёх композиторов, хореограф вдохновенно выражает свою любовь к природе и народу родного Тайваня – острова, ранее имевшего португальское название Формо́за. Многоликий танцевальный спектакль составляют дивные хореографические картины, причудливо отражающие красоту рек и гор, динамизм городов, быт селений, гармонию жизни и природы. Лин Хвай-Мин, одаренный грандиозным талантом, поэтически воспевает этот симбиоз, искусно соединяя танец с проекциями китайской каллиграфии.

 

Лин Хвай-Мин

Лин Хвай-Мин

В день своего 70-летя (19 февраля ушедшего года) Лин Хвай-Мин – один из величайших хореографов нашего времени – получил поздравления со всего мира. Автор 89-и произведений прославился своим феноменальным талантом и самобытным творчеством, которое составило особое направление в искусстве танца. В 2009 году на крупнейшем в Германии фестивале современного танца Movimentos Лин Хвай-Мин получил Международный приз «За жизнь в искусстве», а также был назван «выдающимся новатором танца», занявшим почетное место среди хореографов века, таких как Ульям Форсайт, Джордж Баланчин и Биргит Кульберг». В июле 2013 года на самом большом в мире Американском фестивале танца (ADF) Лин Хвай-Мин, как и Марта Грэхем, Мерс Каннингем, Пина Бауш, стал лауреатом престижной премии Samuel H .Scripps «За жизнь в искусстве». В решении жюри было сказано: «Бесстрашное рвение Лин Хвай-Мина к художественной форме делает его одним из самых динамичных и инновационных хореографов нашего времени…Его хореографический блеск продолжает раздвигать границы и переопределять художественную форму».
На своей родине, Тайване, Лин Хвай-Мин вначале получил известность как одаренный писатель. В 1969 году в возрасте 22-х лет, после издания двух книг художественной фантастики, он отправился учиться в США и получил степень магистра изящных искусств в Университете Айовы. В 1973 году Лин Хвай-Мин основал Театр Танца Тайваня «Клауд Гейт», 10 лет спустя – отделение танца в Национальном университете искусств в Тайбее, в 1999 году – вторую, молодёжную, труппу «Клауд Гейт-2».

Фрагмент спектакля «Дым»

Фрагмент спектакля «Дым»

Огромный творческий потенциал хореографа успешно реализуется в Театре Танца Тайваня «Клауд Гейт». Своему детищу, первому в китайско-говорящем мире театру современного танца, Лин Хвай-Мин дал наименование очень образное и символическое. Согласно легенде, «Cloud Gate» («Небесные врата») – это название древнейшего ритуального танца в Китае, возникшего 5000 лет тому назад. Преданно следуя избранной художественной концепции, Лин Хвай-Мин сформировал и воспитал единственную на Тайване профессиональную труппу современного танца. Созданный хореографом богатый и многогранный репертуар театра составляют высокохудожественные произведения, творческие корни которых уходят в мифологию, фольклор и эстетику азиатских народов. Многие постановки хореографа единодушно признаны подлинными шедеврами.
Творчество Лин Хвай-Мина безмерно и бесценно. Его необычайно музыкальной философско-хореографический стиль с обилием причудливых лексических новаций характеризует абсолютная свобода, текучесть и лёгкость: изящные, мягкие и скользящие движения искусно и органично переплетаются, формируя непрерывный поток удивительных пластических метаморфоз и танцевально-акробатических явлений. В этом завораживающем специфическом стиле объединены тайны медитации и приёмы военных единоборств, навыки традиционной китайской гимнастики Цигун и Тай-Чи, пластика старинной Пекинской оперы и искусство каллиграфии, техника авангардного и современного танца.

Фрагмент спектакля «Скоропись II»

Фрагмент спектакля «Скоропись II»

На протяжение 44-х лет хореограф является бессменным руководителем труппы. За эти годы Лин Хвай-Мин вырастил несколько поколений артистов-универсалов, которые блистательно популяризируют его произведения. Благодаря филигранному мастерству артистов, труппа завоевала высокую международную репутацию и всемирную славу. Основную труппу составляют 24 артиста, немного меньшая численность в «Клауд Гейт-2». Артисты Лин Хвай-Мина «обладают контролем и артикуляцией на грани сверхчеловеческих способностей. Это исполнители, которые могут сделать каждый момент неподвижности столь же красноречивым, как движение». Труппа успешно гастролирует на разных континентах и много выступает на Тайване: представления идут в Национальном оперном театре и в собственном театре. Его новое здание было отрыто 19 января 2015 года после 7-и лет строительных работ на пожертвования 4155-и энтузиастов, которые собрали деньги, чтобы возродить уничтоженную пожаром (2008) первоначальную резиденцию «Клауд Гейта», созданную в 1992 году. С 2009 года труппа дает представления и на больших площадях под открытым небом.

Фрагмент спектакля «Пепел»

Фрагмент спектакля «Пепел»

Уникальное искусство Лин Хвай-Мина высоко оценено во всем танцевальном мире, творчеству мастера посвящены документальные фильмы. Хореограф получил многочисленные звания и награды в разных странах. В частности, во Франции ему вручен Орден кавалера искусств и литературы. Лин Хвай-Мин очень любит Россию. Во время одного из приездов в Москву по просьбе хореографа ему была предоставлена возможность посетить квартиру-музей легендарной балерины Галины Улановой. Россия также любит и почитает Лин Хвай-Мина. По приглашению Международного чеховского фестиваля труппа «Клауд Гейт» шесть раз (!) выступала в Москве. Летом 2016 года, отмечая 110-летие со дня рождения Д.Д.Шостаковича, фестиваль организовал гастроли труппы в Санкт-Петербурге, Москве и Екатеринбурге, где были показаны две пьесы хореографа – «Белая вода» и «Пепел». (2014). Ирина Антоновна Шостакович, вдова композитора, написала Лин Хвай-Мину: «Обе постановки произвели на меня большое впечатление.

Фрагмент спектакля «Рис»

Фрагмент спектакля «Рис»

Это вдохновенные творения великого хореографа. Балет «Пепел» мне близок и дорог потому, что в нём звучит музыка Восьмого струнного квартета Д.Д.Шостаковича. Композитор посвятил его «жертвам фашизма и войны», но в действительности выразил боль собственных унижений и опасений, память о жертвах сталинского террора. Вы сумели глубоко прочувствовать и понять суть этого автобиографического сочинения Д.Д.Шостаковича, вам удалось патетически образно воплотить и страстно выразить его музыку. Ваш балет – это органический сплав трагической музыки и пронзительной пластики живого тала. Вы очень точно назвали свою постановку: «Пепел» – это свидетельство жуткого насилия и тотального террора. Хочу выразить моё восхищение вашим искусством и талантом».
Сейчас хореограф готовит свою труппу к предстоящему турне в Германии, Испании и Литве, где будут показаны, соответственно, пьесы «Пепел» и «Белая вода», спектакли «Рис» и «Лунная вода».

 

«Сочинение хореографии – это приключение»
Интервью Лин Хвай-Мина

Виктор Игнатов – Как складывался ваш стиль, что повлияло на формирование вашего особого танцевального мира?
Лин Хвай-Мин – Я был писателем, и уже были изданы две мои книги литературной фантастики, когда я серьезно занялся танцами. Мне тогда исполнилось 23 года. Три года спустя, без какого-либо профессионального опыта, я основал Театр Танца Тайваня «Клауд Гейт». Работая на Тайване, вдали от танцевальных центром мира, таких как Нью-Йорк, я искал в себе, а также, всматриваясь в танец своих исполнителей, вслушиваясь в реакцию зрителей, я создавал свои хореографические произведения, включающие различные стили и направления. Оглядываясь назад, я чувствую, что мои танцы отражают разные этапы моей жизни и жизни на Тайване, которая в течение последних четырёх десятилетий претерпела радикальные изменения как в экономике, так и в политике.

Фрагмент спектакля «Лунная вода»

Фрагмент спектакля «Лунная вода»

В.И. – Что вдохновляет вас на создание спектаклей? Как рождаются идеи постановок и хореографические решения?
Лин Хвай-Мин – Я одержим многим. У меня широкий круг интересов. Мои работы были вдохновлены литературой, музыкой, живописью, народными сказками, каллиграфией, буддизмом, историей Тайваня и природой. Сочинение хореографии – это приключение: как бы соблазнив меня каким-то далеким ароматом, идеи моей одержимости заставляют меня идти в лес, чтобы там их найти. Завершенную работу можно рассматривать как карту, на которой изображены маршруты и пути, пройденные мною в этом лесу.
В.И. – Какова роль музыки в вашем творчестве?
Лин Хвай-Мин – Каждая работа имеет свою личность. Я всегда пытаюсь найти музыку, которая соответствует духу постановки. Пьеса «Moon Water» («Лунная вода») была создана на сюиты для виолончели соло И.С.Баха, в то время как «Wild Cursive» («Дикая скоропись») имеет фон, состоящий, в основном, из естественных звуков, таких как шум ветра, плеск волн, щебет птиц, звон колокольчиков стада коров. Надеюсь, что моя хореография может завести интересный разговор с музыкой и выстроить органичный диалог, не превращая танец в послушного слугу музыки.

Фрагмент спектакля «Песни странников»

Фрагмент спектакля «Песни странников»

В.И. – Вы живописно и образно воплотили в танце музыку И.С.Баха, И.Стравинского, А.Шнитке и Д.Шостаковича. Может ли появиться у вас спектакль на музыку Шестой симфонии П.Чайковского – последнего и самого трагического сочинения композитора?
Лин Хвай-Мин – Я чрезвычайно люблю музыку, но я не готов подняться на этот Эверест.
В.И. – В своём творчестве вы следуете эстетике и традициям великой культуры Китая. Благодаря какому тренингу ваши артисты достигают исполнительского совершенства?
Лин Хвай-Мин – Танцовщики «Клауд Гейта» тренируются как в технике Востока, так и Запада. В дополнение к балету и современному танцу акцент в нашем обучении делается на медитацию, Цигун и боевые искусства, которые более интимно говорят языком пластики нашего тела. В то время как балет возвышает, эти традиционные дисциплины требуют, чтобы мы укоренялись на земле. Они как бы являются эхом эстетики и философии китайской каллиграфии, которые органично дышат и заполняют пустое пространство. В результате танцовщики «Клауд Гейта» заземлены, сфокусированы и равно выразительны как во взрывоопасных движениях, так и в неподвижности.
В.И. – Что является источником вашей танцевальной лексики? Как возникают образы пластических композиций?
Лин Хвай-Мин – При сочинении хореографии я рисую из «многоязычных» тел моих танцовщиков, чтобы создать движения. Это получило признание в журнале Dance Europ: «Ни одна труппа в мире не танцует, как «Клауд Гейт»». Я никогда не думаю о «слиянии», а просто направляю танцовщиков на импровизацию и затем её редактирую или разрабатываю новое из материалов, которые они предлагают. Это путешествие в мир открытий.

 Фрагмент спектакля «Formosa»

Фрагмент спектакля «Formosa»

В.И. – Каким будет ваш новый спектакль? Когда состоится его премьера? Где и когда его увидят за рубежом?
Лин Хвай-Мин – Сейчас я занят постановкой спектакля «FORMOSA». На эту работу меня вдохновили земля и традиции Тайваня. Премьера состоится в Тайбее в ноябре нынешнего года. Следующей весной мою постановку увидят в США, Германии, Великобритании и Португалии. В партнерстве с Théâtre de la Ville спектакль «FORMOSA» появится в Париже и Экс-ан-Провансе в мае-июне того же года.
В.И. – Что является самым главным в вашем творчестве? В чем смысл вашей жизни? Что доставляет вам наибольшее удовольствие?
Лин Хвай-Мин – Выросший в 1960-е годы, как и многие молодые люди моего поколения, которые хотели изменить общество, в 1973 году я основал труппу «Клауд Гейт», чтобы представлять свои произведения народу. Нам повезло в том, что уже 44 года мы остаемся верными своей первоначальной мечте. В дополнение к гастролям в больших городах «Клауд Гейт» ежегодно дает бесплатные спектакли под открытым небом на всей территории Тайваня, привлекая как минимум 30 000 зрителей на каждое представление. Я рад, что мы смогли провести специальный вечер для жителей общины, которые редко имеют возможность пойти в оперный театр.
Несколько лет тому назад, участвуя в религиозном паломничестве и гуляя в темноте ночи, крестьянка вышла из толпы, взяла меня за руку и произнесла на местном диалекте: «Господин Лин, большое вам спасибо за ваше прекрасное искусство». Это была самая лучшая оценка моего творчества, которую я когда-либо получал!

Послесловие

Театр Танца Тайваня «Клауд Гейт»

Театр Танца Тайваня «Клауд Гейт»

Сегодня Лин Хвай Мин продолжает свою творческую деятельность в прославленном Театре Танца Тайваня «Клауд Гейт», в котором интенсивно работают две его труппы. Воздушное здание театра, выстроенное взамен сгоревшего, гордо возвышается на живописной горе в окружении парка, в котором хореограф посадил более двухсот деревьев. Лин Хвай-Мин создаёт свои хореографические шедевры, черпая вдохновение в красоте природы и мечтая о том, что через 50 лет его театр и парк будут также щедро дарить людям счастье, как это происходит сегодня. В 2010 году имя труппы «Клауд Гейт» было присвоено астероиду: он стал космическим символом бессмертия хореографического гения Лин Хвай-Мина.

Crédits photos: LIU Chen-hsiang, YU Hui Hung, CHANG Chao-tang, М.Логвинов, В.Игнатов, D.R.