ПЬЕСА «Two, Seul» – АНГЕЛЬСКОЕ ПЕНИЕ, ДИВНАЯ МУЗЫКА И БЛЁКЛЫЕ ТАНЦЫ
17/02/2018 – Виктор Игнатов
15 – 17 февраля 2018, Théâtre National de la Danse Chaillot, Paris

Национальный театр танца Шайо показал пьесу «Two, Seul» в постановке и хореографии Аннабель Боннери. В своём опусе она объединила современный танец и барочную музыка, мокрую землю и пластичное тело. Своеобразное представление разворачивается загадочно и абстрактно. В первой его части полуобнаженная Аннабель исполняет соло на квадрате земли. Далее предстаёт танцевальный дуэт, по ходу которого артисты перекладывают керамические плитки. При этом звучит Stabat mater Вивальди в интерпретации Сержа Какуджи (контратенор), Фанни Висанс (аккордеон), Мари Итьер (виолончель). Наибольшее впечатление производит музыкальная композиция, особенно феноменальное пение Какуджи. Его божественно красивый голос и совершенная вокальная техника стали сенсацией.


Мир современного танца характеризует постоянный поиск новых направлений и средств для более интересной и яркой сценической выразительности. В широком эволюционном потоке как бы творческим экспериментом следует считать хореографический опус Аннабель Боннери «Two, Seul», в котором современный танец предстаёт в сочетании с землёй и керамической плиткой. Нужно сказать, что эти средства уже появлялись на танцевальных сценах. По-истине феноменально землю использовала Пина Бауш в своей хореографической версии «Весна священная», гениально поставленной на одноименную музыку Стравинского. В балете Бауш чёрная земля покрывает всю сцену, наполняя танцевальное действо мощью и таинством дикой первозданной природы.
В опусе «Two, Seul» на сумрачной сцене выделен лишь небольшой квадрат мокрой и слегка освещенной земли, на которой сама Боннери исполняет большое соло. В мёртвенной тишине с редким вкраплением потусторонних звуков полуобнаженная танцовщица ступает как бы по раскаленной земле. Благодаря широкой жестикуляции и трепетной пластике, она выражает болевые ощущения. Затем Боннери дерзко разминает мокрую землю ногами и валяется по ней, как бы наслаждаясь её животворной магией. В финале достаточно однообразного по лексике соло его исполнительница умирает. Её тело заворачивают в белую простынь и осторожно укладывают на квадрате земли, предусмотрительно подложив под голову маленькую подушку. В последствии эта деталь становится понятной, так как солистка должна лежать на сырой земле последующие две трети часа.

Соло Анабель Боннери в пьесе «Two, Seul»

Соло Анабель Боннери в пьесе «Two, Seul»

Вторая часть пьесы совершенно не связана с предшествующим соло. Теперь поодаль квадрата земли разворачиваются потусторонние танцы в исполнении дуэта. Просто одетые Ромуаль Каборе и Нуриа Наварра Виласало отрешенно циркулируют по сцене, проделывая незатейливые движения и акробатические связки, которые, к сожалению, страдают лексической бедностью и быстро надоедают. Видимо, для наполнения монотонного танца визуальным разнообразием Боннери включила в хореографическое действо керамические плитки: в глубине сцены они установлены рядами, а в правой её части – плотно уложены «ёлочкой», словно паркет. По ходу танца его исполнители регулярно проделывают с плитками разные манипуляции, правда, они достаточно наивны: артисты опрокидывают стоящие на рёбрах плитки, их группируют в разные композиции или перекладывают фрагменты «партера». В финале дуэта, непрерывно ускоряя движения, танцовщики строят стену из плиток «партера». Однако, это нудное действо (периодически его воссоздают разные хореографы в своих постановках) постепенно надоедает обоим исполнителям: из бессмысленной игры вначале выходит танцовщица; вскоре завершает строительные работы и её партнер. Танцевальное и сценическое однообразие вызывает уныние и скуку, поэтому некоторые зрители покидают зал. Но Боннери все-таки сумела проявить своё творческое дарование, создав для пьесы оригинальный номер. Он предстаёт на невысокой подставке и напоминает ожившую статуэтку дуэта влюблённых. Сбросив обувь и обнажив торсы, артисты пластично исполняют акробатические вариации, переплетаются в эротических позах, демонстрируя красоту и гармонию слияния женского и мужского тела.

Фрагмент второй части пьесы «Two, Seul»

Фрагмент второй части пьесы «Two, Seul»

Чтобы подчеркнуть грациозные линии одухотворенного дуэта, хореографу, видимо, пришла идея обратиться к прекрасной музыке. В качестве музыкального руководителя постановки и участвующего в пьесе вокалиста Боннери пригласила оперного певца Сержа Какуджи, великолепно знающего барочный репертуар. Талантливый контратенор, используя партитуру Stabat mater Вивальди, составил музыкальную основу для второй части пьесы, а также принял участие в её пластическом воплощении. По ходу танцевального дуэта звучат разные фрагменты гениальной музыки в интерпретации дуэта аккордеона и виолончели. Главным достоинством и украшением пьесы являются вокальные фрагменты в феноменальном исполнении Какуджи. Голос божественной красоты и ангельское пение производят потрясающее впечатление. На фоне дивного и совершенного вокала все танцевальные вариации выглядят банально и убого. Работая над постановкой пьесы, Боннери, видимо, не прочувствовала музыку или формально наложила её на уже сочинённую хореографию. В итоге танцевальные вариации, никак несвязанные с музыкой, выглядят неинтересно и пусто. Разрыв танца и музыки – главная и катастрофическая проблема пьесы «Two, Seul». Использование гениальной музыки требует и гениального танца. Дисбаланс в этом синтезе искусств ведет к неминуемому провалу. Избежать этой участи не удалось и опусу «Two, Seul».


Референции


Завершая рецензию на пьесу «Two, Seul», представим кратко творческие биографии её главных авторов.
Анабель Боннери начала карьеру танцовщицы, исполняя произведения Жана-Клода Галлотта, Маги Марен и Руи Хорта. В 1998 году она вместе с художником Франсуа Денёленом основала труппу Lanabel. За истекшие 20 лет Боннери поставила 20 пьес, посвятив их социальным отношениям в современном мире. В 2012 год на сцене Национального театра Шайо был показан её танцевальный дуэт «Exquises», в котором дана хореографическая трактовка обеда. В следующем сезоне театр представит новую пьесу Боннери. В августе этого года она займет пост артистического директора норвежской национальной труппы современного танца «Carte Blanche».

Серж Какуджи

Серж Какуджи

Серж Какуджи родился в Демократической Республике Конго. В 7-летнем возрасте увлекся оперой по трансляциям телевидения. Став певцом, успешно сочетает в своей карьере оперу и театральный модерн. Какуджи исполнял роль Иисуса в спектакле «Pitié»; его поставил Ален Платель – известный хореограф-авангардист, на музыку И.С.Баха «Страсти по Матфею» в аранжировке Фабрицио Кассола. В 2011 году на сцене Королевской оперы Версаля Серж пел партию Толомео в опере Генделя «Юлий Цезарь в Египте»; постановщик – Кристиан Чиаретти, дирижер – Жан-Клод Мальгуар. В 2012 году певец участвовал в представлениях оперы Монтеверди «Коронация Поппеи»; постановщик – Кржиштоф Варликовский. В 2013 году на сцене Парижской национальной оперы Какуджи пел главную партию в опере Генделя «Юлий Цезарь»; спектакль шёл в сопровождении ансамбля Le Concert d’Astrées под управлением Эммануэль Хайм. В 2014 году певец участвовал в международном турне спектакля «Фатальный удар», который поставил Платель на музыку Кассола. В прошлом году Какуджи основал труппу Likembe; её творческое кредо – артистические обмены и диалоги между народами и странами.

Crédit photos: Christian Rausch, DR