«CARMEN(S)» : СПЕКТАКЛЬ ЖОЗЕ МОНТАЛЬВО – ГИМН СВОБОДЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
26/02/2018 – Виктор Игнатов
1 – 23 февраля 2018, Théâtre National de la Danse Chaillot, Paris

Национальный театр танца Шайо показал спектакль «Carmen(s)» в постановке известного хореографа Жозе Монтальво. Преобразив цыганок романа Мерим в девушек нашего времени, он посвятил свой опус борьбе женщин за свободу и равенство в современном обществе. Пламенный гимн свободе является многожанровым произведением. В спектакле звучат краткие тексты и музыка оперы Бизе «Кармен», в синтезе предстают танцы фламенко и хип-хоп. Динамичное представление разворачивается на фоне проекций старых фотографий: они обретают цвет и оживают, получая оригинальное развитие в сценическом действии. Спектакль исполняют 16 артистов ряда национальностей, танцующих на разный манер. Особенно впечатляют парни, блистательно выполняющие эффектные трюки хип-хоп.

Жозе Монтальво родился в 1953 году в Валенсии (Испания). В 1973 году увлекся современным танцем. Стажировался у известных мастеров, среди них М.Каннигем, А.Николаис, К.Карлсон и Л.Чайлдс. В 1988 году вместе с танцовщицей Доминик Хервьё основал труппу, 10 лет спустя возглавил Национальный хореографический центр в Кретее (предместье Парижа).

Жозе Монтальво

Жозе Монтальво

В 2000 году был назначен директором танца в Национальном театре Шайо, спустя 8 лет стал его руководителем вместе с Д.Хервьё. В 1994 – 2010 годы творческий тандем талантливых артистов создал ряд хореографических спектаклей; за постановку многих из них авторы получили престижные награды. Всемирную славу тандему Монтальво – Хервьё принесла феноменальная пьеса «Paradis» (1997) – гимн искусству танца. В 2011 году Дидье Дешамп, став директором Национального театра Шайо, предложил Монтальво пост почетного артиста, что позволило ему в течение пяти лет там ставить новые спектакли. Среди них особый успех имел «Дон Кихот Трокадеро». С прошлого года Монтальво является директором Дома искусств в Кретее.
Жозе Монтальво вырос в семье испанских республиканцев, вынужденных бежать во Францию, спасаясь от террора фашистского режима Франко. С детских лет Жозе познал жестокий гнет и жажду свободы. В связи с этим тема свободы является привилегированным направлением в широком и богатом творчестве хореографа. Цыганка Кармен, героиня романа Мериме, – вечный и универсальный символ свободы. Именно поэтому Монтальво и создал спектакль «Carmen(s)»: «Я люблю этот мифический персонаж, потому что Кармен, танцуя и напевая, представляет бунт. Это женщина, которая утверждает свою свободу и независимость, даже если за неё она должна заплатить своей жизнью. Для меня, говоря более субъективно, Кармен – это имя моей бабушки, которая потрясающе рассказывала сказки. Она была ярой каталонской феминисткой и кумиром моего детства. Кармен – это также любимая роль моей матери, которая была страстной танцовщицей фламенко». Название спектакля «Carmen(s)» хореограф пояснил так: «В 1980 годы на обложке одного из номеров журнала «Nouvel Observateur» появилась фраза – «Всех женщин зовут Кармен». В то время я был очень молод, но для меня это утверждение было очевидным. В каждой женщине есть что-то от Кармен. Среди исполнителей спектакля мне не хотелось кого-то выбирать для воплощения одной Кармен. Я предложил роль, которая всем позволяет одновременно стать Кармен».

carmens2В исполнении спектакля участвуют 16 артистов: 9 экспрессивных девушек предстают в платьях единого красного цвета, но разного кроя; 6 бравых парней – в легких повседневных одеждах, что позволяет им свободно проделывать сложные трюки хип-хоп. В женской группе четыре девушки танцуют фламенко: ярко сверкая своими красными туфлями, они отстукивают каблуками звонкие трели. Второй женский квартет танцует то на пуантах, то босыми. При этом девушки демонстрируют своё мастерство как в классическом, так и в современном танце, в котором они воздушно и ритмично парят, исполняя оригинальные композиции, насыщенные импульсивной лексикой. Несмотря на танцевальную эклектику, спектакль все-таки выглядит цельным благодаря музыкальному единству. Основу фонограммы составляют оркестровые фрагменты оперы Бизе «Кармен». Звучат также популярные её темы в джазовой обработке. Нужно сказать, что по ходу спектакля некоторые исполнители не только танцуют, но и увлеченно играют на музыкальных инструментах – английском рожке, ирландской волынке, азиатских бубенцах и барабанах. Видимо, благодаря такому музыкальному сопровождению, хореограф старался придать теме свободы интернациональный характер. Ради реализации этой же цели исполнители разных национальностей периодически поют вокальные фрагменты оперы Бизе «Кармен». Самое удивительно состоит в том, что не только танцы фламенко, но и каскады хип-хоп оказываются в полной гармонии с мелодичной музыкой Бизе. Это убедительно говорит о редкостном таланте хореографа.

carmens3Многоликое и динамичное танцевальное действие «цементирует» хорошо составленный сценический текст. Его поочередно озвучивают все участники представления, выражая своё видение и понимание образа Кармен, являющегося символом свободы. Эта мозаика небольших, но глубоких и ёмких высказываний (причём, на разных языках, но с переводом на французский) создает масштабную панораму актуальной значимости концепции свободы. Тексты посвящены борьбе за равноправие не только женщин, но и всех людей планеты и прежде всего миллионов мигрантов, вынужденных бежать с родины в надежде обрести свободу.
Главная и важная особенность творчества Монтальво состоит в том, что для всех своих спектаклей он создает богатый и причудливый видеоряд. Для «Carmen(s)» он придумал весьма оригинальное видео-сопровождение. Танцевальное действие развивается на фоне проектируемых старых фотографий. Потёртые и блёклые, они обретают яркий цвет и оживают, точно соответствуя артистическим композициям, возникающим на сцене. В результате рождается удивительное зрелище, в ходе которого как бы двойное хореографическое действие синхронно разворачивается на сцене и на экране, что придает танцу дополнительную пространственную глубину, а также впечатляющий контраст сценической реальности и кино-иллюзии.

carmens1В столь интересной и увлекательной театральной игре хореограф не отказывает себе в удовольствии немного пошутить, причем с участием публики. В одной из хореографических картин на экране появляется молодой и резвый бык, но вскоре он убегает. Одна из Кармен старается вернуть быка, чтобы начать с ним танцевальный поединок. Девушка зовёт его, много раз выкрикивая фразу – «Taureau, viens iсi», но безрезультатно. Тогда Кармен просит публику помочь ей: в зале включают свет и под её руководством зрители хором взывают – «Taureau, viens iсi». В ответ на громко и живо произнесенную фразу на экране появляется добродушный бык. Начинается большая и забавная картина, напоминающая корриду. На экране бык непрерывно бегает то слева – направо, то наоборот. При этом артисты поочередно исполняют на сцене разные соло, быстро двигаясь прыгая и кувыркаясь. На экране же танцевальные номера совмещаются с бегом быка и предстают как смелые и рискованные прыжки через его мощное и динамичное тело. Эти видео-трюки производят большое впечатление.
Некоторые динамичные сцены богатого видеоряда хореограф обыгрывает не столько танцевально, сколько театрально. Например, когда на экране идёт драка цыганок на табачной фабрике, где в единоборстве Кармен наносит ножевую рану сопернице, то на сцене же этот драматический сюжет сопровождается как бы сеансом озвучивания фильма. Стоя вдоль авансцены перед пюпитрами, 6 девушек азартно выкрикивают и жестикулируют, нервно подпрыгивают и выстукивают каблуками, наполняя звучащую музыку Бизе своим страстным накалом и порывом.

carmens4Многожанровый полифонический спектакль предстает как театрально-хореографическая фреска, в которой органично переплетаются танец, музыка, текст, пение и видео. Правда, если инструментальные соло и пение находятся на любительском уровне, то номера хип-хоп, насыщенные эффектными трюками, восхищают высоким профессионализмом. Под музыку Бизе, бравурные возгласы и свист парни лихо крутят фуэте то на голове, то на руках, виртуозно исполняют сальто и каскады «Солнца» по кругу. От такого фейерверка искрометных выступлений порой кружится голова и прерывается дыхание. Танцы фламенко и вариации босоножек, исполняемые как в небольших ансамблях, так и в многочисленных соло, поставлены интересно, но достаточно упрощенно. Танцевальная лексика здесь не столь богатая, и есть переклички с предыдущими постановками хореографа, в частности, с «Дон Кихотом Трокадеро». Несмотря на излишнюю длительность некоторых сцен, в частности, отдельных дуэтов и трио, представление развивается гармонично и смотрится с интересом.
В заключение нужно сказать, что Монтальво и многочисленный коллектив постановочной группы проделали большую, весьма плодотворную работу. В итоге создан оригинальный и увлекательный спектакль «Carmen(s)» – пламенный гимн свободе. Его вдохновенно исполняют 16 артистов, блистательно демонстрируя своё искрометноё мастерство. Браво!
Crédits photos: Laurent Philippe, D.R.