ГЕНИАЛЬНОЕ ПЕНИЕ ЛАЙЗЫ ФИШЕР В ОРЕОЛЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ВАРИАЦИЙ АЛОНЗО КИНГА
12/03/2018 – Виктор Игнатов
9 – 16 марта 2018, Théâtre National de la Danse Chaillot, Paris

В Национальном театре танца Шайо американская труппа Alonzo King LINES Ballet показывает двухактный спектакль «The Propelled Heart» -«Движимое сердце». Его создал знаменитый хореограф А.Кинг в сотрудничестве с великой певицей Л.Фишер. Её фантастическое пение является основой развития танцевально-пластического действия, в котором участвуют 11 блистательных артистов. В этой постановке хореограф исследует вокальные вариации, показывая высокий потенциал коммуникации тела со звучанием голоса. Спектакль родился под влиянием теории эволюции человеческого сердца и философских идей, изложенных в книге индийского гуру Шриюктешвара «Святая наука». Дивные песнопения Л.Фишер магически проистекают в сопровождении музыкальных композиций Жана Клода Майяра.


Хореографы черпают своё вдохновение, как правило, в музыке. Но иногда ставят спектакли, используя популярные песни или оперные арии, звучащие с фонограммы. В таких постановках пение является важной, но всё-таки составной частью музыкально-вокального фона, формируемого для сопровождения танцевального действия. Алонзо Кинг, которого Уильям Форсайт считает «одним из редких и подлинных балетмейстеров нашей эпохи», страстно любит пение и периодически ставит пьесы с участием вокалистов. Уже 35 лет выдающийся хореограф плодотворно работает и создаёт интересные произведения не только для своей труппы Alonzo King LINES Ballet, основанной в 1982 году в Сан-Франциско, но и для компаний многих стран мира. В широком и богатом творчестве Кинга пьеса «Движимое сердце» (2015) занимает особое место. В отличие от иных постановок хореографа здесь пение выполняет не сопровождающую функцию, а основополагающую.

King2 Пение создаёт архитектуру произведения, структурирует время и пространство, а главное, является путеводной звездой, которая излучает магическую энергию. Вдохновляя и увлекая артистов, звучание голоса становится движущей силой хореографического действия. Оно развивается в идеальной гармонии с прекрасным пением и пленяет изяществом одухотворенных линий, движений и поз.
Истинное счастье, что при постановке «Движимого сердца» Кинг работал вместе с Лайзой Фишер. Дважды удостоенная Grammy Award, она выступала со многими мировыми звёздами, среди которых Les Rolling Stones, Sting, Mike Jagger, Tina Turner, Beyoncé. Одаренная феноменальным голосом с необычайно широкой тесситурой, великая певица восхищает совершенством вокальной техники, красотой изысканных интонаций, изяществом тончайших нюансировок. Лайза пленяет также высочайшим артистическим мастерством, сценическим величием и благородством.
В 1894 году индийский гуру Шриюктешвар написал книгу «Святая наука». В ней подробно изложена и обоснована теория мировых циклов, существенно отличающаяся от общепринятых систем исчисления мировых периодов. В книге, в частности, описаны разные этапы эволюции человеческого сердца, которое, согласно гуру, имеет 5 состояний – тёмное, продвинутое, устойчивое, стадия посвящения и ревностного служения, наконец, чистое. Эти различные состояния сердца определяют положение человека в обществе, а также уровень его эволюции.
Кинг, страстно увлеченный книгой «Святая наука», решил создать спектакль, чтобы отразить её главные идеи. Название пьесы «Движимое сердце», взятое из трудов Шриюктешвара, «относится к стадии развития жизни, где сердце движется, чтобы исследовать природу вселенной и смысл истины». Эту философскую концепцию нелегко воплотить в танце; одной лишь хореографией её не отразить. Главная тема произведения лучше выражается в слове, чем в движении. Самые глубокие и сильные моменты пьесы генерирует пение Фишер, а не хореография Кинга. Здесь пение – первично, а движение – вторично.

king5«Движимое сердце» – это удивительное и захватывающее путешествие. В своих первых звуках Лайза стоит как страж и даёт импульс танцовщикам, наполняя их сердца животворной энергией. Под её магическим взором и чудодейственным пением артисты постепенно обретают вдохновение и начинают преобразовывать звуки в гармонии. Эти гармонии, далёкие от каких-либо эмоций, формируют причудливый мир абстрактных образов, которые постоянно трансформируются и завораживают фантастическими метаморфозами.
Двухактный спектакль предстаёт в предельно аскетической сценографии. Танцевальное действие разворачивается на белой сцене, в глубине которой находится лёгкий светлый занавес, предназначенный для подсветки, но она появляется слишком редко и выглядит достаточно блекло. По ходу спектакля занавес практически все время находится в призрачном сумраке. Лишь один раз на нём проектируется видео, напоминающее космическое свечение. Во второй части представления занавес иногда приобретает цветное свечение (желтоё, голубое, лиловоё), формируя колористический фон, но он очень слабый и практически не оживляет сценическое действие, которое органично развивается в сумрачной атмосфере потустороннего мира. Его формирует и наполнят жизненной энергией гениальное пение Лайзы.

King1В длинном платье коричневого цвета она почти постоянно находится на сцене и, неспешно перемещаясь по ней, исполняет фантастические песнопения. Голос волшебной красоты струится свободно и ярко в широком диапазоне регистров, завораживая дивными руладами, которые воспринимаются как чудесные звуки бесконечной вселенной. Столь потрясающее впечатление достигается в следствие того, что певица, имея звуковой адаптер, фиксированный на её теле, пользуется порой сразу двумя портативными микрофонами, искусно оперируя ими, благодаря изящной жестикуляции. Это позволяет придавать её пению не только стереофоническое, но и космическое звучание с изящной инкрустацией акустических эффектов. Особое восхищение вызывают лучезарные эхо! Сильный голос Лайзы возносится на невероятно высокие ноты, и в ореоле изысканного эхо величественно сверкает, словно живой бриллиант. Нет должных слов, чтобы выразить столь гениальное пение. Оно останавливает дыхание зрителей в зале и одновременно вдохновляет танцовщиков на импровизации. Но это не всё. Лайза иногда поёт в сопровождении своего же голоса, ранее записанного на фонограмме, с которой периодически звучат также инструментальные и хоровые мелодии. Это сопровождение превосходно составил французский музыкант и композитор Жан Клод Майяр. В его интерпретации часто звучат изящные аранжировки индийских мелодий. Майяр исполняет их на специально созданном для него электроакустическом инструменте Sazbass, тембр которого имитирует индийский ситар. Среди хоровых композиций периодически возникают джазовые мотивы и негритянские спиричуэс.

King4Как бы на волнах этой вокально-музыкальной феерии появляются хореографические вариации. Для усиления их выразительности артисты танцуют в максимально открытых сценических костюмах: девушки – в бордовых купальниках и коротких серебристых туниках, парни – в бордовых плавках и чёрных штанишках с обнаженными торсами. Наиболее пластичный чернокожий танцовщик солирует в чёрной юбке. Оставаясь верным своей специфической лексике и стилистике, Кинг сочинил множество прекрасных номеров. Они предстают как бы рождаясь от волшебных флюидов дивного пения. Танцевальный дивертисмент включает многочисленные соло и ансамбли. Последние, как правило, составлены из сольных вариаций, разных по хореографии, но единых по вокальной мелодике. Порой возникают и синхронные ансамбли, в которых артисты не только магически движутся, но и молитвенно подпевают, словно находясь в состоянии медитации. Голос Лайзы всё время вдохновенно звучит и как бы витает в бесконечном пространстве, увлекая за собой артистов. Однако они не иллюстрируют пение, а лишь создают ореол, в котором можно ощутить состояние и эволюцию звучащего голоса, его полёт и устремленность. Это полифоническое танцевальное действо производит сильное впечатление. Хореограф одарил каждого исполнителя не только своей богатой лексикой, но и сценической свободой, что получает яркое отражение в их танце, талантливо сплетенном из мягких движений и певучих жестов, изящных вращений и полетных прыжков. Высокотехничные и необычайно гибкие артисты, превосходно владеющие лексикой и стилистикой Кинга, творят подлинные чудеса. Стройные, худощавые и натренированные тела гармонично движутся, завораживая редкостной музыкальностью и гипнотической текучестью. Соло, дуэты и ансамбли, несмотря на их разные хореографические тексты, сливаются в единый пластичный поток, который в сочетании с вокальными метаморфозами становится загадочным путешествием в мире абстрактных образов, обретающих визуальную форму и плоть благодаря танцу. Второе отделение спектакля выглядит более интересно: хореографическое действие разворачивается очень живо и энергично.

King3Среди обилия сольных номеров и ансамблей особое восхищение вызывают дуэты. Их немного – два в первом отделении и два во втором, но они являются главным и лучшим украшением спектакля. Кинг давно славится постановкой изумительных дуэтов. В «Движимом сердце» он вновь подтвердил свою репутацию величайшего метра па-де-де. Дуэтные номера, вдохновенно выстроенные из причудливых вращений и эффектных поддержек, текучей акробатики и музыкальной жестикуляции, являются высшим проявлением феноменального таланта хореографа. Потрясающее впечатление производит и серия его пластических композиций, в которых ярко освещенные артисты одновременно и скульптурно замирают, а потом чудодейственно оживают, словно дивные эхо магических песнопений. В «Движимом сердце» Алонзо Кинг порадовал нас и своими новациями, в частности, оригинальными движениями и связками в синхронных дуэтах. трио и квартетах. К сожалению, ансамблевые вариации порой выглядят всё-таки однообразно. Танцевальная монохромия проявляется в наибольшей мере на фоне непрерывных и многоликих вариаций голоса Лайзы Фишер. Но это замечание не умоляет многочисленных достоинств великолепного спектакля. На премьере в Париже публика наградила «Движимое сердце» долгими овациями.

Crédit photos: Queen BWharthon