SYDNEY DANCE COMPANY В ЗЕРКАЛЕ МАГИЧЕСКИХ ВИДЕНИЙ И ТАИНСТВЕННЫХ МЕТАМОРФОЗ
13/04/2018 – Виктор Игнатов
11 – 13 апреля 2018, Théâtre National de la Danse Chaillot, Paris

В Национальном театре танца Шайо успешно прошли гастроли австралийской труппы Sydney Dance Company под руководством Рафаэля Бонашела. Высокопрофессиональный коллектив показал интересную и богатую программу, включавшую пьесы Wildebeest, Full Moon, Lux Tenebris в постановке, соответственно, Габриэлы Нанкивелл, Шенга Тсунг-Лунга, Р.Бонашела на музыку Люка Смайлса, Лима Джионга, Ника Уэльса. Эстетическое единство и хореографическая гармония опусов – важная особенность программы. Главным её достоинством является исключительно яркая театральность, создаваемая за счёт причудливого задымления и магического освещения в постановке Бенжамена Систерна. Исполнители блистательно продемонстрировали своё танцевальное и артистическое мастерство.

В 1969 году танцовщица Сюзанн Музитц сформировала группу, назвав её The Dance Company. Десять лет спустя, приобретя репертуар и репутацию, она получила новое название Sydney Dance Company; её возглавили хореограф Граем Мёрфи и его компаньонка Жанет Вернон. Под их руководством труппа получила широкую популярность среди австралийской публики и осуществила ряд международных турне. С 2009 года Sydney Dance Company возглавляет испанский хореограф Рафаэль Бонашела. Он укрепил репутацию коллектива и его ведущую роль в развитии современного танца. В ходе нынешнего европейского турне труппа впервые выступила на сцене Национального театра танца Шайо и с большим успехом показала триптих разнохарактерных пьес, премьерных во Франции. Предстали постановки, которые создали для труппы три талантливых хореографа. Несмотря на разные творческие стили, их объединяет авангардная эстетика современного танца.

«Wildebeest» – «Антилопа гну»

Программу по достоинству возглавила 27-минутная пьеса Г.Нанкивелл. Австралийская танцовщица и хореограф получила профессиональное образование в Европе, совершенствовала своё мастерство в Бельгии, жила в Германии и Дании. Сейчас работает как независимый хореограф и сотрудничает с разными труппами, в частности, с Австралийским танцевальным театром. В своем творчестве она смешивает свободную импровизацию и выстроенную хореографию. Её пьесы часто ставят и показывают в Австралии, Европе и Азии. Критики журнала Dance Australia назвали опус «Антилопа гну» «лучшей новой постановкой» 2014 года. В справедливости столь высокой оценки пьесы можно было убедиться в ходе её премьерного показа на парижской сцене.


beest2Хореографический опус «Антилопа гну» с участием 16-и артистов полностью соответствует своему названию. Пьеса выстроена необычайно интересно и увлекательно. Сценическое действо разворачивается таинственно и гармонично, благодаря искусному оформлению. Плотное сумрачное задымление и мистическое освещение в постановке талантливого сценографа Бенжамена Систерна формирует грозное и рельефное пространство. Обилие световых эффектов придаёт ему впечатляющую динамику и театральность. Многообразный свет – полифонический и монохромный, направленный и рассеянный, ровный и мигающий, создаёт гипнотическую атмосферу и усиливает контрасты хореографического действия. Стремительный поток напряженного акробатического танца предстаёт под феерию загадочных потусторонних звуков, метаморфозы которых являются как бы путеводной нитью сценического действия. Вспышки молний и раскаты грома, завывания ветра и тревожные звуки обостряют суровую атмосферу дикого мира. Богатая разнообразна фонограмма включает ритмичную музыку Люка Смайлса и абстрактные композиции Motion Laboratories. Оригинальные сценические костюмы, созданные по эскизам Фионы Холлей, идеально соответствуют хореографической концепции пьесы и хорошо гармонируют с её световой партитурой.

beest3Танцевально-пластические видения восхищают хореографической фантазией и лексической новацией. Авангардная эстетика и творческое мышление Габриэлы Нанкивелл её роднит со знаменитой канадской танцовщицей и хореографом Кристал Пайт, феноменально выстраивающей массовые сцены, чарующие синхронной пластикой. С высоким мастерством и вдохновением Габриэла создала череду ярких танцевальных картин: органично и динамично сменяя друг друга, они раскрывают разнохарактерные, часто агрессивные, взаимоотношения диких зверей и вымышленных особей. Пьесу открывает потрясающее соло: в страной неподвижной позе на сцене предстаёт крупный самец. С появлением монохромных звуков он постепенно оживает и эффектно демонстрирует свою звериную силу и плоть. Причудливые метаморфозы его пластической акробатики завораживают пылким дыханием дикого мира, наполненного тревожной феерией призрачных звуков. Неожиданно появляется гибкая грациозная самка; она сразу же оказывается в крепких объятиях самца. Начинается страстный силовой дуэт с обилием резких движений, рискованных поддержек и замысловатых связок. Дуэт удваивается, а возникший квартет разрастается до многоликого ансамбля. Звериная стая беспечно наслаждается танцевальными играми, постепенно распадается на группы, и между ними вспыхивают жестокие схватки. Дикие существа загадочно исчезают и появляются, часто вступая в единоборство. В клубах жёлтого дыма периодически возникают масштабные ансамбли. Их участники синхронно и ритмично танцуют, впечатляя экспрессивной пластикой и магическим трепетом кистей рук, которые вершат абстрактный графический рисунок, похожий на условный код, предостерегающий об опасности.
Тревога возникает неожиданно: она сопряжена с яркими звуковыми и световыми эффектами. Необычайно интересно это происходит при контрастном изменении на сцене монохроматического света. Энергичные ансамбли, бурлящие в жёлтом свете, при его смене на синий кардинально меняют характер движений: существа разом замирают, затем происходит быстрая перестройка их стаи, чтобы при возвращении жёлтого света продолжить динамичное действо в новой композиции. Такие метаморфозы возникают периодически и производят сильное впечатление. Феноменально придуман и осуществлён уникальный световой трюк. В светящееся сценическое пространство вдруг одновременно врывается несколько чёрных вертикальных объёмов.

beest1jpgСловно дикие монстры, они мгновенно поглощают остатки свечения, но возникшая на секунду темнота сразу же спадает от тотальной вспышки света. Эффектно предстает хореографическая картина в пульсирующем белом свете: он наполняет танцевальное действо мистической призрачностью. Полностью охваченная гипнотическим воздействием световой пульсации, стая существ ритмично раскачивается и отрешенно жестикулирует, стоя по всей сцене, а в её центре начинается страстный дуэт самки и самца. Под возникшей дымкой жёлтого свечения они ярко проявляют свои сложные отношения в обрамлении отрешенных движений пластичного ансамбля. Партнер исчезает, и покинутая особь в одиночестве исполняет свой танцевальный монолог под родившуюся вдалеке грустную ноту. Её звук вместе со светом постепенно нарастает и превращается в мощный поток. Он свирепо обрушивается на хрупкую особь, и она исчезает в неожиданно возникшей тишине и темноте.
Видеофрагменты пьесы «Антилопа гну» смотрите на Интернете.

«Full Moon» – «Полнолуние»

38-минутная пьеса является изящным творением китайского хореографа Шенга Тсунг-Лунга. Получив танцевальное образование в Национальном университете искусств в Тайпейе (столица Тайваня), в 2002-2004 годы он сотрудничал с Тайваньским театром танца «Cloud Gate», где в 2006-2010 годы был хореографом молодежной труппы «Cloud Gate-2», для которой продолжает ставить пьесы. Среди них его последний опус «13 Tongues» был показан в 2016 году. Шенг Тсунг-Лунг является лауреатом международных конкурсов, проходивших в Германии, Италии, Испании. На своём родном острове театральные критики его провозгласили «лучшим артистом 2011 года». Годом позже он получил Taishin Arts Award, самый престижный артистический приз Тайваня.
moon2bisО пьесе «Полнолуние» хореограф, в частности, сказал: «Живя в современном мире, меня беспрестанно завораживают оживлённые огни города. Ночью они занимают междоузлия моего зрения и моих эмоций. Обратное действие оказывает Луна – символ ночной красоты природы. Она освещает мое зрение и помогает проникнуть в тайны неосознанного мира, который я не знаю, но чувствую его существование».
Хореографическое действо «Полнолуния» выстроено весьма искусно. Оно предстает на сумрачной сцене как череда таинственных видений. Они загадочно возникают и органично развиваются в полном соответствии с музыкальной партитурой Лима Джионга, составленной из мягких звуков, богатых гармоний и красивых мелодий. В этом мире причудливых, абстрактных видений появляется лунный свет: ему предоставлены особые привилегии. Возникший в глубине сцены воздушный ковёр лунного света постепенно выдвигается на её середину и становится ареной впечатляющего действа. Лунный свет инициирует явление гипнотических танцев и становление хореографических мизансцен, метаморфозы которых пленяют музыкальной кантиленой и грациозной пластикой. В исполнении пьесы участвуют 8 великолепных артистов: в экзотических нарядах, которые придумал художник Фан Хуай-Ших, интересные персонажи отрешенно движутся и сплетают замысловатые композиции, погружая зрителей в мир причудливых видений.

moon2Вторая половина пьесы проистекает в ином пространстве. Раздаются отдаленные звуки колокола, и в глубине сцены медленно поднимается чёрный задник. При этом открывается белая заставка с инкрустированной на её полотне чёрной рамой. Вскоре заставка приобретает лиловое свечение, а рама становится золотистой. Завораживая своей красотой и тайной, эта сценографическая трансформация генерирует новое хореографическое видение. Оно магически развивается в сопровождении нежных музыкальных флюидов на фоне живописной заставки, которая постепенно становится бордовой и с ореолом голубого свечения вокруг рамы. В этом дивном мире звуковых и световых гармоний причудливо движутся разнохарактерные персонажи. Каждого из них Шенг Тсунг-Лунг наделил изящной танцевальной лексикой и мягкой текучей пластикой, которая его роднит с великим хореографом Лин Хвай-Мином, основателем и руководителем Тайваньского театра танца «Cloud Gate». В финале пьесы «Полнолуние» все 8 персонажей синхронно танцуют в едином ансамбле и постепенно замирают под угасающий звук и свет. Фантастические видения исчезают как сладостный и абстрактный сон, напоминая финал гениальной пьесы Лин Хвай-Мина «Лунный свет», поставленной на музыку виолончельных сюит И.С.Баха.
Видеофрагменты пьесы «Полнолуние» смотрите на Интернете.

«Lux Tenebris» – «Тёмный свет»

Гастрольную программу Sydney Dance Company завершала 39-минутная пьеса Р.Бонашела. Свои первые шаги в искусстве танца он начал в Барселоне. До 2006 года, когда была основана его Bonachela Dance Company, Рафаэль танцевал в знаменитой труппе Ballet Rambert. После Лондона, где он имел статус приглашенного артиста в Southbank Center, Бонашела отправился в Сидней, где в 2009 году стал артистическим директором и главным хореографом Sydney Dance Company. Для этой труппы он поставил 16 пьес. Его талант получил международное признание. Бонашела активно сотрудничает со звёздами поп-искусства, среди них Тина Тёрнер, Сара Бласко, Кати Матисевски. Хореограф имеет множество наград, в том числе Крест ордена за заслуги, который ему вручил король Испании.
В пьесе «Тёмный свет», поставленной для 17-и артистов, Бонашела исследует инстинктивную связь, которая объединяет людей и снимает между ними напряжение: «Для меня существует увлекательная динамика в плане того, как свет и тьма влияют на нас, на наши настроения и воспоминания о конкретных периодах нашей жизни. Физическое восприятие света и тьмы неотделимо от эмоций, связанных с этими контрастирующими мирами».

moonlux2Для воплощения своих идей хореограф интересно и театрально составил танцевальное действо. Оно причудливо развивается в рельефном, мистическом пространстве, которое искусно выстроил сценограф Систерн. Благодаря щедрому задымлению и оригинальному освещению, над сценой возникают геометрические и аморфные объёмы, и они все время трансформируются. Светящиеся кубы и пирамиды, колонны и призмы, тучи и скалы, инкрустированные горящими электрическими лампами, создают впечатляющую динамику пространства, в котором появляются и исчезают многоликие танцевальные номера. Это яркий фейерверк соло и дуэтов, трио и квартетов, квинтетов и секстетов. Сплетённые из мягких и резких пластических и силовых движений, они бурно и гипнотически развиваются в сопровождении контрастной музыки Н.Уэльса. Ритмичные современные танцы в сочетании с мощной звуковой пульсацией и каскадами световых инсталляций формируют гармоничное действо, напоминающее эстрадное шоу с обилием ярких номеров, среди которых особенно впечатляют соло и дуэты. Поставленные с богатой фантазией на базе авангардной лексики, эти номера эффектно и виртуозно исполняют артисты высочайшего класса. В совершенстве владея специфическим стилем Бонашела, они восхищают филигранной техникой танца, экспрессивной музыкальной пластикой и утонченной артистической нюансировкой.
Видеофрагменты пьесы «Тёмный свет» смотрите на Интернете.
Гастрольные выступления в Париже австралийской труппы Sydney Dance Company вызвали широкий интерес и проходили с большим успехом.
Crédit photos: Pedro Greig