ФЕСТИВАЛЬ SURESNES CITÉ DANSE – ВОСТОРГ, ПОТРЯСЕНИЯ, ОТКРЫТИЯ !
16/02/2015 – Виктор Игнатов

16 января-10 февраля – Théâtre de Suresnes Jean Vilar

23-й Фестиваль городского танца в Сюренском театре имени Жана Вилара стал знаменательным событием. С огромным успехом прошли мировые премьеры семи спектаклей, среди них наиболее сильное впечатление произвели постановки Фарида Берки «Fluxus Game» и Давида Друара «(H)ubris». В завершении фестиваля было показано гениальное произведение Мурада Мерзлуки «Pixel», признанное подлинным шедевром и прообразом спектаклей будущего. Эту фантастическую феерию танца, музыки и видео можно будет увидеть 20-29 марта на 18-й Биеннале танца ( Biennale de danse du Val- de -Marne 2015).  Информация на сайте.

    Фестиваль городского танца был создан в 1993 году по инициативе Оливье Мейера, директора Сюренского театра имени Жана Вилара, находящегося в предместье Парижа. Под руководством О.Мейера, страстно влюбленного в городской танец, фестиваль не только объединяет таланты, но и дает творческий импульс развитию танцевального искусства. Ежегодно фестиваль представляет широкую панораму современных танцевальных направлений и, прежде всего, быстро развивающийся жанр хип-хопа. Родившийся в негритянских кварталах Америки, он уверенно завоевывает театральные сцены и зрительские симпатии. Уже многие годы фестиваль популяризирует произведения как начинающих, так и опытных хореографов. Среди последних ныне знаменитые мастера – Бланка Ли и Режис Обадия, Жозе Монтальво и Доминик Эрвьё, Жан-Клод Галлтотта и Карин Сапорта, Кадер Атту и Абу Лаграа, Анжелен Прельжокаж и Мурад Мерзлуки. Программу 23-го фестиваля составили произведения 14 хореографов: из 14 спектаклей 7 – мировые премьеры. В фестивале, бюджет которого в этом году достиг 390 000 евро, приняли участие 65 артистов.

Фрагмент первой части «Fluxus Game»

      Честь открытия фестиваля была предоставлена хореографу Фариду Берки и его премьерному спектаклю «Fluxus Game». Самоучка Ф.Берки уже 20 лет возглавляет труппу Melting Spot. Основу его творчества составляет танец хип-хоп и широкое внедрение в спектакли удивительных находок и новаторских идей. Ярким подтверждением тому является спектакль «Fluxus Game». Об этой постановке хореограф сказал так: «Я хотел найти, благодаря играм, коллективное удовольствие. Я предлагаю играть с простотой «коллективного тела» и изощренностью жестов, с энтузиазмом и щедростью». Спектакль длится один час и состоит из трех частей, поставленных на музыку разных композиторов. В первой части звучат фрагменты «Фантастического скерцо» И.Стравинского, во второй части – пьесы Л.Шиффрина, Б.Холидея, Д.Элфмана и других авторов, в третьей части – сочинения Р. де Валенса, С.Рейша, Т.Д.Тимма и других композиторов. Сложный коллаж музыки (его составил Малик Берни) является основой хореографического действия. Оно развивается динамично и оригинально, благодаря широкому использованию искусно созданному видео Лорана Менье. Первая часть спектакля производит наиболее сильное впечатление и поражает абсолютно адекватной визуализацией музыки Стравинского. Если бы композитор смог увидеть это преставление, то в знак своего высочайшего почтения он снял бы шляпу, как это принято во Франции. Действительно, трудно назвать подобный танцевальный спектакль с использованием видео, которое выразило бы музыку Стравинского так точно и ёмко по экспрессии и колориту, по гармонии и динамике, по темпу и ритму. В этом аспекте «Fluxus Game», несомненно, является уникальным произведением, не имеющем аналогов. «Фантастическое скерцо» Стравинского, благодаря искусству видео, как бы оживает, обретает визуальную плоть в очень красочных и быстро меняющихся композициях, которые проектируются и на экране-заднике, и на самой сцене.

Фрагмент первой части «Fluxus Game»

      В виртуальном мире контрастных видеокомпозиий пульсирует удивительная жизнь: три танцовщика разыгрывают забавные сцены в полном соответствии со звучащей музыкой. Она пленяет богатством и разнообразием тем, их причудливым воплощением в картинах видео и вариациях танца. «Фантастическое скерцо» (1908), раннее произведение Стравинского, написанное под влиянием его педагога – Римского-Корсакова, совершенно неожиданно оказалось созвучным ныне популярному танцу хип-хоп. Артисты так музыкально и образно исполняют каскады сложных движений танца и акробатики, что порой кажется, как это ни парадоксально, будто композитор написал «Симфоническое скерцо», подсознательно адресуя его виртуозным танцовщикам хип-хопа. И они с честью оправдывают свою миссию: артисты не только блистательно танцуют, но и убедительно воплощают комических персонажей. Талантливый хореограф превосходно услышал, глубоко прочувствовал и показал музыку Стравинского. Это великая редкость! Яркие по цвету, причудливые по композициям проекции видео, смелыми контрастами напоминающие живописные полотна Кандинского, могли бы пополнить коллекции произведений современного искусства многих крупнейших музеев мира.

     Во второй и третьей частях спектакля звучат коллажи музыки, написанной рядом композиторов в разной манере. В связи с этим видеопроекции, созданные согласно концепции постановщика «Fluxus Game», выглядят в целом эклектично и менее эффектно. Во второй части спектакля в полном соответствии со звучанием  разнообразных песен (джазовых, ритмичных и мелодичных) разворачивается интересный танцевальный дивертисмент. Его составляют сольные номера, дуэты и трио, квартеты и квинтеты: артисты их исполняют в пятнах цветного света на темной сцене. Сценография включает подвижные щиты и кубы, на плоскостях которых проектируются видеокомпозиции: компьютерные орнаменты придают хореографическому действию таинственную атмосферу.

Фрагмент третьей части «Fluxus Game»

     В третьей части спектакля звучат музыкальные сочинения, разные по своему настрою – мистические, лирические или бравурные, они формируют эмоциональную атмосферу и характер танцевальных картин. Хореографию составляют забавные игровые сцены, в которых танцы хип-хоп впечатляют оригинальными связками и, главным образом, богатой жестикуляцией. Оформлением сцены служит игра световых пятен, полос и квадратов. Видео находится во взаимосвязи со звучащей музыкой и придает танцевальным картинам загадочный характер. Хореографическое действие включает оригинальные номера как с шестами, так и с шарами, как реальными, так и виртуальными, возникающими благодаря видео. Яркое впечатление производят компьютерные орнаменты, проектируемые на обнаженном торсе артиста, ритмично танцующего пластичную вариацию хип-хоп. В финале спектакля все 8 исполнителей отрешенно входят в круг сценического света, в котором, как в черной космической дыре, все таинственно исчезают.

      «(H)ubris» – новая версия «Послеполуденного отдыха фавна»

     Фестиваль городского танца украсил премьерный спектакль «(H)ubris» в постановке и хореографии Давида Друара. Над его созданием вместе с Друаром работали 9 специалистов, среди них – авторы музыки, видео, компьютерной графики, сценографии, костюмов, света и звука. На постановку спектакля Друара вдохновил балет «Послеполуденный отдых фавна» в хореографии В.Нижинского на музыку К.Дебюсси, премьера которого состоялась на сцене парижского Театра Châtelet в 1912 году. По сути «(H)ubris» является новой версией легендарного «фавна», созданной в стиле хип-хоп. В этой постановке Друар исследует гибрид живого и виртуального танца, синтез хип-хопа и современного танца. В 70-минутном представлении 5 танцовщиков, как бы находясь в виртуальном, головокружительном мире, стараются найти ответ на вопрос о природе человеческого рода. Хореографическое действие разворачивается на сумрачной сцене, на  которой  возвышаются три небольшие серебристые дюны: они являются частью аскетического пейзажа и служат танцовщикам при исполнении акробатических трюков. Абстрактные видеокомпозиции проектируются на экране-заднике: они углубляют сценическое пространство и формируют в нём виртуальный мир. Представление составляет поток хореографических картин, в которых, благодаря стереофонической фонограмме, наполненной потусторонними звуками и таинственной музыкой, царит атмосфера мистики. В танце доминирует механическая пластика с резкой жестикуляцией, как бы имитирующая движения роботов, а также причудливая акробатика. Лексика танца очень специфическая; артисты порой танцуют на руках и пульсируют телом, находясь в перевернутом состоянии. Хореография органично сплетена из сольных номеров и ансамблей. Они производят менее глубокое впечатление, чем интересная и богатая музыка, в которой как бы рождается образ «фавна»: в отдаленно звучащих мелодиях периодически появляются фрагменты главной темы «Прелюдии к «Послеполуденному отдыху фавна» К.Дебюсси.  Над сценой постепенно опускаются и загораются 10 ламп, обозначая некий интерьер, в котором появляются артисты в черных костюмах. Они исполняют загадочные танцы, впечатляя жестикуляцией, затем поочередно демонстрируют короткие сольные вариации. В новой картине на сцену выходят танцовщики с обнаженными торсами. Словно стая диких существ, они внимательно вслушиваются в отдаленные звуки. Пластические метаморфозы стаи отражаются в виде причудливых теней на заднике-экране. Затем на нем возникает светящийся ореол вокруг теней стаи, напоминающей живую инсталляцию. В монотонном потоке электронного звука возникает тема «фавна»; из стаи существ, которая постепенно исчезает, появляется как бы обнаженный солист. Он исполняет красивую вариацию хип-хопа на фоне экрана, на котором его тень окружена ореолом яркого свечения. Неожиданно оно распадается на бесчисленное множество сверкающих звездочек, они разлетаются по всему экрану и по всей сцене. Это производит впечатление фантастического фейерверка или космического сияния, что парализует дыхание зрителей. В этой дивной вселенной и в мареве звездопада солист исполняет обворожительную вариацию хип-хоп под гипнотическую музыку «фавна» К.Дебюсси. Звуковой поток и освещение сцены формируют напряженную атмосферу. В сумраке ночи появляются странные существа, они общаются резкими и загадочными жестами. Напоминая сатиров, 5 танцовщиков с обнаженными торсами и мохнатыми ногами неспешно вышагивают и громко стучат своими копытами, деревянными сабо. Ночные игры сатиров достаточно просты, но персонажи завораживают своим экзотическим видом и животной пластикой. Прогуливающиеся сатиры ритмично и синхронно движутся по сцене, порой демонстрируя свою эрекцию тем же жестом руки, который придумал В.Нижинский для «фавна». Бдения стаи сатиров завершает акробатический дуэт, который постепенно превращается в поединок. Но силовое противоборство не доходит до кровопролития, так как сатиров сменяют два полуодетых артиста. Они продолжают дуэт, но уже на манер танцевального диалога. Полуодетых артистов в дуэте сменяют танцовщики в черных костюмах. Заключительный этап дуэта является апогеем танца хип-хоп и как бы иллюстрирует его эволюцию.        

Фрагмент спектакля «(H)ubris»

      «PIXEL» – прообраз многожанрового искусства будущего

     ФДля завершения фестиваля О.Мейер выбрал спектакль «Pixel» (2014), гениальное творение Мурада Мерзлуки. Эта постановка произвела истинный шок как на зрителей, так и на критиков. Будучи давним почитателем таланта Мурада, я с нетерпением ждал встречи с его последним творением и предвкушал что-то удивительное. «Pixel» превзошел мои ожидания, спектакль оказался феноменальным. Признаюсь, я был потрясен настоящим чудом! Сегодня в искусстве танца такое явление случается крайне редко. В чем же гениальность этой постановки? Ответ прост – в единстве триумвирата жанров: в гармонии виртуозного танца, дивной музыки и фантастического видео. Каждый из трех компонентов, специально созданных для спектакля, в отдельности является вдохновенным произведением разных жанров, но в органичном синтезе «Pixel» они составляют новое многожанровое творение – прообраз будущего искусства. Прежде чем рассказать об этом шедевре, с глубоким почтением назову его главных создателей: Мурад Мерзлуки – художественный руководитель и хореограф, Адриен Мондо и Клер Берденн – авторы цифровых видеопроекций, Арман Амар – автор музыкальной композиции. Над созданием спектакля работали 26 специалистов.

     Концепцию постановки М.Мерзлуки пояснил так: «Я хотел открыть путь общения между миром синтеза цифровых проекций и реальностью, которую олицетворяют тела танцовщиков. Каждый из них погружается в чуждое для себя пространство и участвует в игре, опираясь на виртуальность и энергию танца хип-хоп, на альянс поэзии и мечты, чтобы создать спектакль на пересечении разных жанров искусства». Для постановки «Pixel» была специально написана музыка. В записи фонограммы участвовали скрипач, альтист, пианист и певица, а также два музыканта с компьютерной звуковой системой. Благодаря таланту авторов и исполнителей музыкальных композиций, в спектакле обворожительно звучит множество красивых мелодий, часто динамичных и ритмичных, нежных и лиричных. Самое удивительное состоит в том, что среди прекрасных тем порой слышатся народные мелодии, например, зажигательная «Цыганочка». Сильное впечатление производят славянские песни: с чарующей задушевностью их исполняет сопрано Нурия Ровира Сала. В полном соответствии с музыкой на сцене и над ней развивается фантастическое действие, в котором танец не только органически связан, но и активно взаимодействует с компьютерным видео. Состоящие из пикселей, световых точек, эти абстрактные видеокартины имеют трехмерные изображения. Они непрерывно трансформируются и причудливо движутся согласно хореографии спектакля, вызывая шок у зрителей в зале. Творцы этого нового жанра музыкальной видеохореографии проявили поистине феноменальную фантазию: они не просто соединили музыку, танец и видео, а создали многожанровый триумвират как единое театральное действо. Описать его, конечно же, невозможно. Отмечу лишь несколько фрагментов. Благодаря этим словесным штрихам, фантазия читателей, надеюсь, позволит им вообразить невообразимое.

Фрагмент спектакля «Pixel»

      Представление с участием 10 артистов разворачивается в таинственном сумраке пустой сцены: по её периметру стоят горящие свечи, в глубине установлен полупрозрачный экран. Видео проектируется на сцене и на экране; артисты танцуют как перед экраном, так и позади него, как бы находясь в трехмерном пространстве видео. Спектакль представляет собой непрерывный, динамичный поток причудливых танцев и видео, искусно придуманных и переплетенных в шоу. Эмоциональную атмосферу формирует изумительная музыка. Музыка является и путеводной нитью этой диковинной, таинственной феерии. Освещенные артисты, находясь за экраном, благодаря видеопроециям, как бы манипулируют потоками световых пикселей, струящихся от горящих свечей, установленных перед экраном. Плотные потоки пикселей, восходящие по экрану, иногда разом спадают с него на сцену и создают «ковер», на котором артисты исполняют танцы хип-хоп. Интересно, что они сопровождаются фантастическими растеканиями пикселей. «Ковер» белых точек порой превращается в трехмерный пейзаж с высокими холмами и хребтами, которые неожиданно трансформируются в глубокие ямы и провалы. Находясь на таком сложном по рельефу пейзаже, артисты умудряются прыгать то по вершинам, то через ямы, напоминая отважных исследователей, попавших в виртуальный мир компьютерных игр.

 

Фрагмент спектакля «Pixel»

      Нельзя не сказать об интересно выстроенной картине с видеообручем. Словно по волшебству, он формируется из тонкого потока пикселей, которые скользят по экрану и заворачиваются вокруг тела артиста, танцующего за экраном. Вскоре на сцене появляется настоящий большой обруч: находящийся  внутри артист проделывает акробатический цирковой номер. Взаимодействие реального обруча с видеообручем на экране формирует удивительные эффекты. Чарующая поэзия составляет основу номера, в котором три артиста находятся за экраном и пластично движутся, держа над собой большие зонты. Их обтекают мерно падающие пиксели, напоминающие снежинки красивого снегопада. Под дивную мелодию пиксели парят на экране, а на сцене динамично танцует ансамбль, инкрустированный сольными номерами хип-хопа. Ансамбль сменяет дуэт артистов – один выступает с обручем, другой – на роликовых коньках. Реальный обруч вступает в игры с тремя его клонами на видео в трехмерном изображении; с видеобручами ловко манипулирует артист, танцующий за экраном. Под экспрессивную музыку дуэт артистов демонстрирует эффектные трюки в окружении ансамбля танцовщиков, исполняющих замысловатую акробатику. Под динамичные ритмы артист на роликовых коньках танцует сольную вариацию и лихо крутит сложные пируэты на фоне видео с бурными и причудливыми водоворотами пикселей. В них вливаются новые танцовщики: они синхронно исполняют головокружительные каскады вращений и оригинальные композиции. Этот номер, как и многие других, останавливает дыхание зрителей в зале. Спектакль чарует идиллией и поэзией видео, танца и музыки. Представление пленяет также тонким юмором и шутками. Например, танцовщица ловко сворачивает огромный «ковер» компьютерной видеосетки и затем забавляется с ней, словно с домашней живностью. По ходу спектакля рождаются удивительные ансамбли, их метаморфозы сопровождаются феерией сольных номеров. Они завораживают высочайшей техникой хип-хопа, каскадами сложнейших трюков, вращением на спине, голове и одной руке…В качестве критики можно сделать лишь одно замечание: фантастический спектакль артисты исполняют в невзрачных костюмах, что снижает впечатление от феноменальных видеоэффектов.          «Pixel» длится 70 минут. За это время перед зрителями предстает множество удивительных картин, в которых артисты блистательно демонстрируют свое высочайшее мастерство танца хип-хопа. Финал спектакля венчает фейерверк головокружительных трюков. По окончании представления публика неистово кричит, свистит и топает от неописуемого восторга. Отвечая на  вулканический взрыв эмоций в зрительном зале, улыбающиеся артисты выходят на поклоны и поочередно исполняют импровизационные соло, виртуозно демонстрируя свои самые эффектные трюки. Бегите на «Pixel», это подлинное чудо! 

 

Crédit photos : Laurent Philippe, Dan Aucante, GillesAguilar, Louis Fernandez