ЛЮБОВЬ, СМЕРТЬ И БУФФОНАДА : «СИНЯЯ БОРОДА» В ПОСТАНОВКЕ СТЕФАНА ХЕРХАЙМА
18/05/2018 – Виктор Игнатов
23 марта – 13 июля 2018, Komische Oper, Berlin

В Берлинском театре Komische Oper с большим успехом прошла премьера трёхактной оперетты Жака Оффенбаха «Синяя борода» в сценической версии Стефана Херхайма. С богатой фантазией и острым юмором норвежский режиссер создал захватывающий спектакль. Комические события предстают на манер «театра в театре» и развиваются в дорожном фургоне, который тащит Купидон, погоняемый Смертью. Оригинальная режиссерская концепция получает изящную философскую интерпретацию. Достоинство спектакля – чудеса мизансцен, причудливые метаморфозы декораций, блистательное воплощение персонажей. Вдохновенно поют и образно играют многочисленные солисты. Важный вклад в успех спектакля вносят прекрасный хор и оркестр театра под управлением Стефана Солтеца.

Жак Оффенбах

Жак Оффенбах

Жак Оффенбах (1819 – 1880) – классик французской оперетты, инициатор рождения этого жанра во многих странах. Музыка композитора, широко использовавшего популярный городской фольклор, характеризуется пикантными танцевальными ритмами, красивыми мелодиями, насыщенными французским юмором и шармом. В 1855 году из-за отсутствия заказов на комическую оперу композитор открыл в Париже свой собственный маленький театрик Bouffs Parisiens, который вскоре приобрёл всемирную славу. Здесь Оффенбах ставил свои оперетты. работая с артистами как режиссёр и дирижёр. В его произведениях, как правило, пародируются известные литературные сюжеты и сатирически изображаются современные нравы. Особенно удавались композитору зажигательные танцы. «Синяя Борода» (1866) – это третья оперетта Оффенбаха. Она была написана на либретто Генри Мельяка и Людовика Галеви по знаменитой сказке Шарля Перро. В основу сюжета положена древняя легенда, известная во всем мире, в которой отражено табу, преображённое в мотив запретной комнаты или женского любопытства, пришедшее из библейских и античных мифов.

Режиссерская концепция и сценография спектакля

Точно следуя содержанию либретто, Стефан Херхайм представляет события оперетты согласно философской идеи – бракосочетание ведёт к смерти чувства любви. Для воплощения этого замысла режиссёр вводит в спектакль два новых персонажа – Купидона и Танатоса, олицетворяющих Любовь и Смерть, а также использует дорожный фургон, который как бы вечно колесит по жизни и собирает пары любящих людей, чтобы превращать их в трупы.

Стефан Херхайм

Стефан Херхайм

Представление начинается эффектно: на пустую сцену выезжает фургон, крыша которого завалена множеством черепов и скелетов. Фургон тащит карлик-калека – крылатый Купидон. Его погоняет смертоносный Танатос: он в старом фраке, помятом цилиндре и с острой косой. По воле режиссера и по волшебству сценографа Кристофа Хетзера фургон превращается в маленький театрик Оффенбаха, в котором начинаются и комично разворачиваются события его трёхактной оперетты. По ходу большого и увлекательного спектакля, а он идёт три с половиной часа, включая один антракт, на глазах у публики происходят удивительные превращения фургона: он становится местом действия многих сцен – от очаровательной деревушки до старинного замка принца Синяя Борода с тайными комнатами, где спрятаны умерщвлённые им жёны. Для воссоздания дворца короля Бобеша, без малейших пауз в театральном действии, над сценой поднимается панорама белых полотен с изящными графическими очертаниями масштабного архитектурного ансамбля. С помощью больших игрушечных кубиков участники спектакля выстраивают дворцовые интерьеры, и в них разыгрывают комичные мизансцены. Сценические костюмы, которые великолепно придумала Эстер Биалас, формируют гармоничную смесь эстетических направлений средневековья, эпохи ренессанса и барокко, классической и современной моды. В результате такой эклектичности события оперетты имеют вневременной характер и экстравагантную живописность. Благодаря таланту Херхайма, сценические картины предстают необычайно интересно и динамично, комично и органично с обилием режиссерских находок и новаций, намеков и шуток. Особенно эффектно и виртуозно поставлены массовые сцены: каждый их участник пленяет выразительной пластикой и искрометным юмором.

Сценические картины и музыкальные номера

Спектакль открывает ключевой пролог: возле дорожного фургона два драматических артиста разыгрывают мизансцену, демонстрируя острый антагонизм и напряженные взаимоотношения между Купидоном и Танатосом – Смертью. Тест их диалога отражает сценическую концепцию, которую искусно разработали режиссер и драматург Александр Мейер-Дорзенбах.

 

Пролог : диалог Купидона и Смерти

Пролог : диалог Купидона и Смерти

В ходе пролога Смерть пытается прогнать Купидона, но тот забирается в фургон, который превращается в театр. Появляется музыка, и начинается спектакль. Его открывает картина в деревне, принадлежащей принцу Синяя Борода. На фоне пасторального пейзажа в окружении птиц и зверей на сцене оживают юные персонажи – цветочница Флоретта и пастушок Дафнис. Купидон посыпает их лепестками роз, и влюбленные поют свой первый дуэт. Смерть заявляет, что не знает французский язык; тогда Флоретта и Дафнис поют по-немецки. Вскоре приходит разбитная Булотта, она тоже претендует на любовь Дафниса. Её куплеты напоминают народную песенку. На деревенской площади появляются Пополани, алхимик Синей Бороды, и граф Оскар, министр короля Бобеша. Пополани разыгрывает «девичью лотерею»: победительница станет невестой Синей Бороды, похоронившей уже 5 жен. Оскар разыскивает королевскую дочь Гермию, младенцем потерянную в колыбели-корзинке 18 лет тому назад. Несмотря на сомнительную невинность, Булотта принимает участие в лотерее и выигрывает, а по корзинке Флоретты, в которой лежали лотерейные бумажки с именами девушек,

На белом коне принцесса Гермия отправляется во дворец вместе с Дафнисом

На белом коне принцесса Гермия отправляется во дворец вместе с Дафнисом

Оскар узнает дочь короля Гермию. На принцессу надевают красивое платье и на белом коне увозят в королевский дворец вместе с Дафнисом, с которым она не желает расставаться.
Вращается сцена и появляется принц Синяя Борода, разодетый в богатый пышный костюмом с торчащей интимной деталью. В сопровождении своих воинов, облаченных в средневековые кольчуги и шлемы с перьями, принц идёт в деревню. Небольшой привал похож на номер кабаре: принц весело поёт, а солдаты, словно кокетливые гризетки, лихо пляшут, высоко задирая ноги. Наконец, Синяя Борода в деревне, и ему представляют увенчанную розами Булотту. Пораженный её красотой, он решает сразу же на ней жениться. Принц дарит Булотте обручальное кольцо, и на голубом коне они едут венчаться под радостные приветствия крестьян. Благодаря искусству режиссера и анимации двух артистов, конь принца не только весело танцует, но и эффектно разделятся на три части, каждая из которых забавляет деревенских жителей и публику в зрительном зале. Пришли Купидон и Смерть, звучит страстный монолог грозного персонажа. В фееричном финале мощно звучит хор, с колосников сыплются лепестки белых цветов. Все уходят, а Купидон и Смерть ведут диалог.

Принц Синяя Борода и его бравые солдаты на привале

Принц Синяя Борода и его бравые солдаты на привале

Во второй картине под торжественное пение хора сцену заполняют горожане: они в разнообразных серых костюмах, платьях и головных уборах. С маленькой короной на голове, в золоченых сапогах и в чёрном комбинезоне с куцей горностаевой мантией, похожей на шарфик, является король Бобеш. Ему представляют проект королевского дворца и миниатюрный макет. Чтобы украсить его купол, монарх прикладывает к нему разные символы, как религиозные, так и коммерческие, вызывая громкий хохот в зрительном зале. При подъёме панорамы белых полотен неожиданно вырастает королевский дворец, и на него направляют розовое освещение. Во дворце под руководством королевы Клементины, модно одетой и с деловой хваткой, начинаются приготовления для обручения принцессы Гермии и принца Сафира. Девушка категорически отказывается выйти замуж, но, увидев принца (он в голубом камзоле), узнает в нём любимого Дафниса и с радостью соглашается. Идёт вокальный квартет героев в сопровождении танцевально квартета солдат, разодетых в красивые костюмы с золочёными доспехами.
Во дворце появляется Синяя Борода и представляет свою новую жену. Пародийно горделиво звучит его болеро. Узнав в Сафире милого её сердцу Дафниса, Булотта кидается к нему, раздевается и сгребает его в своих объятиях. Следуя её примеру, все горожане и придворные, только что целовавшие руку королю в торжественном церемониале, быстро раздеваются и занимаются любовными усладами. Под нарочито примитивный вальс сцену охватывает сексуальная оргия. Король возмущен нарушением этикета, а Синяя борода тешится надеждой, что его седьмой женой скоро станет Гермия.

 Всеобщая вакханалия в королевском дворце

Всеобщая вакханалия в королевском дворце

Третья картина начинается с грозы: под музыку антракта, пародирующую драматические оперные сцены, сверкают молнии, гремят раскаты грома. Купидон и Смерть подходят к замку Синей Бороды. Сюда принц приводит свою новую жену Булотту, чтобы Пополани её отравил, как отравил ранее пятерых жён. Булотта пытается бежать, но солдаты ей преграждают путь. Тогда она старается ласками уговорить мужа сохранить ей жизнь. Патетически звучит их самый красивый дуэт. Из каменного подземелья появляется алхимик с ядом для Булотты; она выпивает зелье и падает. Удостоверившись в её смерти, Синяя Борода едет в королевский дворец. Однако Пополани дал Булотте не яд, а снотворное. С помощью «сексуального агрегата» он пробуждает её, а заодно и всех остальных жен. Красавицы в экстравагантных нарядах устраивают весёлый квинтет, обольщая алхимика и наслаждаясь с ним любовью. В финале сверкает фривольный канкан.
В четвёртой картине предстаёт королевский дворец. Под праздничное звучание хора здесь происходит бракосочетание Гермии и Сафира: они парят на белом облачке в ореоле розовых лепестков. Свадебный кортеж останавливает Синяя Борода. Он рассказывает о смерти Булотты и просит руки Гермии. Его нежная, печальная ария переходит в радостный вальс, а затем в бравурные куплеты. Сафир возмущен. Он выхватывает маленькую шпагу и начинается комическая дуэль под весёлое пение хора. Синяя Борода, вооруженный огромным мечом, поражает своего соперника.

Дуэль Синей Бороды с принцем Сафиром (справа)

Дуэль Синей Бороды с принцем Сафиром (справа)

Свадебный кортеж с новым женихом продолжает своё шествие к часовне. Хор славит Гименея. Приходит переодетый цыганом Пополани, с ним 6 цыганок – это жёны Синей Бороды. Алхимик рассказывает обо всём Оскару, который от неожиданности садится на тело Сафира, и тот вскакивает, ибо был не убит, а оглоушен. Граф всех прячет, и даёт Пополани ключ от подземелья, где заперты 5 любовников королевы. Когда же свадебный кортеж возвращается из часовни, Оскар предлагает всем посмотреть выступление цыганской труппы. Появляются 5 женщин и 5 мужчин в масках и с бубнами, начинается цыганский танец. Артисты зажигательно поют и синхронно движутся в динамичных ансамблях. Неузнанная Булотта гадает по руке королю и рассказывает о злодействах Синей Бороды. Её баллада чарует народными напевами. Вдруг все цыгане одновременно снимают маски: возникает скандал, но вскоре затихает. Булотта предлагает устроить 6 свадеб: она берет себе принца Синяя Борода, а у его пятерых жён есть женихи – любовники королевы. Начинается диалог Купидона и Смерти, а в их фургона поочередно входят 5 пар молодоженов, затем пары горожан. Синяя Борода и Булотта поют лирический дуэт; принц дарит возлюбленной обручальное кольцо. Купидон просит этого не делать, но они его не слушают и последними заходят в фургон, который закрывается. Купидон страдает и стонет, а Смерть торжествующе хохочет. Звучит дивная мелодия виолончели, Купидон умирает. Сняв свой цилиндр, Смерть склоняет голову, кладет на тело Купидона две ромашки и увозит фургон, нагруженный скелетами. Но карлик-калека оживает, нюхает цветы и под бравурное звучание оркестра бежит по опустевшей сцене за фургоном, чтобы занять своё место в бесконечном водовороте человеческой любви и смерти!

Исполнение

Спектакль восхищает как ярким искусством режиссера, так и высоким мастерством исполнителей оперетты. Все участники представления демонстрируют прекрасный вокал и блистательный артистизм. Центральные роли великолепно исполняют многочисленные солисты. Среди них большее впечатление производят тенор Вольфганг Аблингёр-Сперрхаке и меццо-сопрано Сара Фереде, воплощающие образы Синей Бороды и Булетты. Оба артиста пленяют красотой и силой голоса, вокальной нюансировкой партий и сценической трактовкой ролей.

Синяя Борода и Булотта  прощаются с Купидоном и Смертью

Синяя Борода и Булотта прощаются с Купидоном и Смертью

В образах Гермии и Дафниса органично предстают сопрано Вера-Лотте Бёкер и тенор Жоаннес Дунц, но качество его пения существенно уступает чудесному вокалу прелестной Бёкер. Тенор Петор Ренц и меццо-сопрано Кристиан Оэртель достойно исполняют роли короля и королевы. Особенно удалось певице рондо во втором акте: простое, но изящное, оно звучит свободно и красочно. Великолепно поют и играют роли алхимика Пополани и графа Оскара баритон Том Эрик Лие и баритон-бас Филипп Мейерхофер. Превосходно воплощают образы Купидона и Смерти драматические артисты Манни Лауденбах и Вольфганг Хёнч, соответственно. Каждый из них, используя богатые средства сценической пластики и актерского мастерства, глубоко и убедительно выражает главные идеи режиссерской концепции. Лучших комплиментов заслуживает высокопрофессиональный хор под управлением Жана-Кристофа Шаррона. Истинное восхищение доставляет звучание оркестр театра под управлением талантливого дирижера Стефана Солтеца. В искусной трактовке партитуры Оффенбаха он сумел отразить не только её сатирический комизм, но феерическую буффонаду. Великолепный оркестр чаровал своей изысканной гармонией, экспрессией и динамикой. По окончании спектакля все его исполнители получили долгие и горячие овации. После триумфальной премьеры редко исполняемая оперетта Жака Оффенбаха «Синяя Борода» в блистательной постановке Стефана Херхайма теперь украшает репертуар Komische Oper – одного из лучших театров Берлина.

Crédits photos: Iko Freese, DR