ПРЕМЬЕРЫ И ТРИУМФЫ : ФЕСТИВАЛЬ МИРОВОГО БАЛЕТА – BENOIS DE LA DANSE 2018
12/06/2018 – Виктор Игнатов
5 – 6 июня 2018, Большой театр России, Москва

На Исторической сцене Большого театра прошла 26-я церемония вручения Международного балетного Приза «Benois de la Danse», затем состоялось выступление номинантов и лауреатов. Во второй вечер был дан гала-концерт лауреатов Приза разных лет в честь 200-летия М.Петипа: «Классика глазами современных хореографов». В четырёх из пяти номинаций победителями стали создатели балета «Нуреев» в Большом театре: хореограф Юрий Посохов, композитор Илья Демуцкий, сценограф Кирилл Серебреников, танцовщик Владислав Лантратов. Среди семи работ хореографов Приз получила и Дебора Колкер за постановку «Собака без перьев». Приз «За жизнь в искусстве» присужден Наталии Макаровой. Событием стала мировая премьера опуса «Па де Петипа» в хореографии Ксении Зверевой. 

Приз, жюри, номинанты

Международный балетный Приз «Benois de la Danse», известный в мире как «Балетный Оскар», присуждается ежегодно за наиболее выдающиеся работы в области хореографии за минувший год. Приз учреждён в 1991 году в Москве Международной ассоциацией деятелей хореографии, ныне Международный союз деятелей хореографии, и представлен впервые в том же году на сцене Большого театра России. С первого дня существования Программы её художественным руководителем и, по должности, председателем жюри является президент Международного союза деятелей хореографии, великий русский балетмейстер Юрий Григорович. Дирекция и организатор Программы – общественная некоммерческая организация «Центр Бенуа». Автор статуэтки Приза – известный скульптор Игорь Устинов, представитель прославленного семейства Бенуа. С 1992 года Приз находится под патронажем ЮНЕСКО, с 2009 года – под эгидой Европейского культурного парламента. За 26 лет своего существования церемония награждения Приза проходила в Москве, Париже, Варшаве, Берлине, Штутгарте. Сбор от гала-концертов «Benois de la Danse» передаётся в виде персональной материальной помощи ветеранам балета Москвы.

 Балетмейстер Юрий Григорович

Балетмейстер Юрий Григорович

Ежегодно сменяемое Международное жюри, состоящее из самых авторитетных деятелей мировой хореографии, выдвигает номинантов и, работая на протяжении года, в итоге на пленарном заседании определяет наилучших, которым и вручается Приз. В нынешнем году Международное жюри включало 8 авторитетных деятелей мировой хореографии. Среди них Элеонора Аббаньято (Италия) – этуаль Парижской оперы и художественный руководитель балета Римской оперы, Самюэль Вюрстен (Швейцария) – директор фестиваля Холланд-Данс, Николя Лё Риш (Франция) – художественный руководитель Шведского королевского балета, Дэвид Макаллистер (Австралия) – художественный руководитель Австралийского балета, Тамара Рохо (Испания) – прима-балерина и художественный руководитель Английского национального балета, Борис Эйфман (Россия) – художественный руководитель Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана, Нора Эстевес (Бразилия) – экс-прима-балерина, хореограф и педагог Муниципального театра Рио-де-Жанейро.
В номинацию «Хореографы» вошли: Марко Гёкке (Германия) за постановку «Wir sagen uns duncles» в Нидерландском театре танца – 2; Лоран Илер (Франция) и Михаил Барышников (США) за постановку балета «Дон Кихот» в Римской опере; Дебора Колкер (Бразилия) за постановку «Собака без перьев» в Компании Деборы Колкер; Тьерри Маланден (Франция) за постановку «Ной» в труппе Балет Маландена в Биаррице; Джон Ноймайер (Германия) за постановку «Анны Карениной» в Гамбургском балете; Юрий Посохов (США) за постановку балета «Нуреев» в Большом театре России; Александр Экман (Швеция) за постановку «Игра» в Парижской опере.

 Призёр «Бенуа» Юрий Посохов

Призёр «Бенуа»  Юрий Посохов

Номинацию «Танцовщицы» составили: Аманда Гомес (Бразилия) за исполнение главной роли в балете М.Петипа «Эсмеральда» в Татарском театре оперы и балета им. Мусы Джалиля; Дрю Джакоби (США) за исполнение центральной роли в пьесе Пины Бауш «Кафе Мюллер» в Королевском балете Фландрии; Юргита Дронина (Россия) за исполнение главных ролей в балете А.Бурнонвиля «Сильфида» и балете Р.Нуреева «Ромео и Джульетта» в Английском национальном балете; Светлана Захарова (Россия) за исполнение роли Анастасии в балете Ю.Григоровича «Иван Грозный» в Большом театре России; Ако Кондо (Япония) за исполнение главной партии в балете К.Уилдона «Алиса в стране чудес» в Австралийском балете; Сэ Ын Пак (Корея) за исполнение главной партии в балете Дж.Баланчина «Бриллианты» в Парижской опере.
В номинацию «Танцовщики» вошли: Кевин Джексон (Австралия) за исполнение партии Джека в балете К.Уилдона «Алиса в стране чудес» в Австралийском балете; Даниэль Камарго (Бразилия) за исполнение сольной партии в балете А.Ратманского «Камерная симфония» в Национальном балете Нидерландов и балете М.Петипа «Баядерка» в Балете Токио; Владислав Лантратов (Россия) за исполнение главной роли в балете Ю.Посохова «Нуреев» в Большом театре России; Пабло Легаса (Франция) за исполнение партии Мориса в квинтете У.Форсайта «Herman Schmerman» в Парижской опере; Марайн Радемакер (Нидерланды) за исполнение пьесы В.Кандершма «Вдвоём и только» в Национальном балете Нидерландов; Микеле Сатриано (Италия) за исполнение партии Дона Хосе в балете Р.Пети «Кармен» в Римской опере; Исаак Эрнандес (Мексика) за исполнение роли Базиля в балете Л.Минкуса «Дон Кихот» в Римской опере и роли Джеймса в балете А.Бурнонвиля «Сильфида» в Английском национальном балете.
Номинацию «Композиторы» составили Илья Демуцкий (Россия) за музыку к балету Ю.Посохова «Нуреев» в Большом театре России и Жорже Ду Пейше – Берна Сеппас (Бразилия) за музыку к постановке «Собака без перьев» в Компании Деборы Колкер.

Брижитт Лефевр вручает Приз Илье Демуцкому

Брижитт Лефевр вручает Приз Илье Демуцкому

Номинацию «Сценографы» составили Гринго Кардия (Бразилия) за сценическое оформление пьесы «Собака без перьев» в Компании Деборы Колкер и Кирилл Серебренников (Россия) за сценографию балета Ю.Посохова «Нуреев» в Большом театре России.

Лауреаты Приза «Benois de la Danse» – 2018

Нынешний Фестиваль мирового балета традиционно проходил на Исторической сцене Большого театра России. Каждый из двух вечеров открывала необычайно красивая и величественная видео-увертюра, искусно выполненная Сергеем Борисовым, видео-инженером Программы Бенуа. Елена Ищеева и артист МХТ им. А.П.Чехова Павел Ващилин – ведущие первого вечера, сумели придать ему должный пафос и динамизм. Торжественная церемония вручения Приза «Бенуа» проходила в сопровождении эффектных видеоклипов, представлявших на большом экране работу каждого номинанта, участвующего в международном конкурсе. Победители получали Приз из рук известных деятелей искусства балета, лауреатов «Бенуа» разных лет. В номинации «Лучшая работа хореографа» среди семи номинантов победили Юрий Посохов и Дебора Колкер. При вручении Приза чрезвычайно взволнованная Дебора, в частности, сказала: «Огромное спасибо уважаемому жюри за столь высокую оценку моей работы. И спасибо моему внуку, который меня вдохновил на постановку этой пьесы. Танец – это жизнь! Мечтаю поставить свою работу на этой сцене»!
В нынешнем году за звание лауреата «Benois de la Danse» боролись солисты 13-и танцевальных трупп мира. «За лучшую роль танцовщицы» престижную статуэтку получила Сэ Ын Пак, «За лучшую роль танцовщика» Приз был вручен Владиславу Лантратову и Исааку Эрнандесу. Призерами «Бенуа» стали композитор Илья Демуцкий и сценограф Кирилл Серебренников.

Наталия Макарова - лауреат Приза «За жизнь в искусстве»

Наталия Макарова – лауреат Приза «За жизнь в искусстве»

Знаменитая балерина и выдающийся хореограф Наталия Макарова была объявлена лауреатом специального приза «За жизнь в искусстве». Эта высочайшая награда традиционно вручается год спустя после объявления имени лауреата. На нынешней церемонии приз «За жизнь в искусстве» должна была получить прославленная французская балерина Сильви Гилем. Но «внеземное существо», как сказал о ней Морис Бежар, неожиданно заболела, и приз «Бенуа» для неё был передан Лорану Илеру, давнему и преданному партнеру балерины. Получив приз, он сказал, что очень любит Сильви и зачитал её письмо, адресованное зрителям и гостям фестиваля. Сильви, в частности, написала: «Я была счастливой женщиной и танцевала 35 лет. Все эти годы со мной была преданная публика. Я бесконечно благодарна всем моим поклонникам и жюри «Benois de la Danse»». Во время паузы меду церемонией вручения Приза и гала-концертом был показан кинофрагмент, запечатлевший 20-летнюю солистку Парижской оперы в дуэте с юным Эриком Вю-Аном в дивном адажио, поставленном для них М.Бежаром. Предваряя кинофрагмент, великий хореограф сказал о С.Гилем: «Я никогда не видел такого выразительного тела, такого уровня техники»!

Сильви Гилем в миниатюре Мориса Бежара

Сильви Гилем в миниатюре Мориса Бежара

Прима-балерина Балета Сан-Франциско Мария Кочеткова получила российско-итальянский Приз «Бенуа – Мясин» – 2018. Волнующим моментом церемонии стало вручение Приза «Бенуа» – 2017 Людмиле Паглиеро, этуали Парижской оперы. В прошлом году балерина стала победительницей в номинации «За лучшую роль танцовщицы», однако не смогла прилететь в Москву для получения своей награды.
Гала-концерт номинантов и лауреатов Приза – 2018
Программа танцевальных выступлений оказалась на редкость широкой и разнообразной. Два отделения концерта включали 15 номеров, среди которых было три московские премьеры и одна мировая. Представленные произведения позволили публике познакомится с искусством 15-и из 26-и номинантов, участвовавших в нынешнем конкурсе. Гала-концерт открыл фрагмент из «Анны Карениной» в хореографии Джона Ноймайера (номинант Бенуа-2018) на музыку П.Чайковского. Малоинтересное по танцу, но напряженное по драматургии трио достойно исполнили Анна Лаудере, Эдвин Ревазов – солисты Гамбургского балета, и Дарья Хохлова – балерина Большого театра.
Хореография Марко Гёкке (номинант Бенуа-2018) получила особую привилегию и дважды была показана в ходе концерта: Мигель де Карвалью и Гвидо Дутиль – танцовщики Нидерландского театра танца – 2, исполнили дуэт «Полночная рага» с музыкой Рави Шанкара и Этты Джеймс, затем Дрю Джакоби – танцовщица Королевского балета Фландрии, представила соло «Убитый» с песнями Барбары. На фоне балетных номеров, впечатлявших красотой и техникой танца, два опуса Гёкке казались, хотя и авангардными, но слишком скудными: на сумрачной сцене исполнители искренне, но тщетно старались увлечь публику мельчайшими механическими движениями рук и корпуса, выполняемыми в быстром темпе. Оставаясь практически на одном месте и как бы находясь в нервном трансе, артисты отрешенно и однообразно вибрировали вне какой либо связи с музыкой и даже без неё. Дивные звуки индийского ситара, как и надрывные песни Барбары служили лишь фоном для пластических и конвульсивных вибраций. Было бы странным, если бы за эти сумбурные и нудные абстракции лауреатом «Балетного Оскара» стал Гёкке.

 В.Лантратов и Д.Савин в дуэте из балета «Нуреев»

В.Лантратов и Д.Савин в дуэте из балета «Нуреев»

Среди представленных на концерте работ хореографов-номинантов «Нуреев» оказался несомненным лидером. Постановщик балета Юрий Посохов выбрал из большого, сложного спектакля, вероятно, наиболее сильный фрагмент – совместный урок Рудольфа Нуреева и Эрика Бруна, в котором под звуки напряженной и лирической музыки персонажи демонстрируют как виртуозную технику, так и богатейшую лексику танца. Чрезвычайно сложный и утончённый дуэт, не только в танцевальном, но и психологическом плане, проникновенно исполнили артисты Большого театра – Владислав Лантратов (лауреат Бенуа-2018) и Денис Савин. Они пленяли чистотой и красотой танца, а, главное, пламенным и в то же время сдержанным трепетом любовного чувства, которое постепенно охватывало каждого героя. Гипнотический, изысканный дуэт ярко и убедительно представил высочайшее искусство и редкостный талант Посохова, по достоинству награжденного Призом «Benois de la Danse».
Апокалиптический памфлет бразильянки Деборы Колкер «Собака без перьев», который, хотя и был представлен только небольшим видеофрагментом в ходе церемонии вручения Приза «Бенуа», всё-таки произвёл сильное впечатление болезненной пластикой диких существ, похожих на кровожадных зомби. Однако на балетной сцене Большого театра такие персонажи фильмов-ужасов были бы явно неуместны.

Сэ Ын Пак в соло из балета «Изумруды»

Сэ Ын Пак в соло из балета «Изумруды»

Среди 13-и артистов-номинантов в концерте выступили практически все за исключением примы-балерины Большого театра Светланы Захаровой, которая не появилась и на торжественной церемонии. Изящная кореянка Сэ Ын Пак (лауреат Бенуа-2018) прекрасно исполнила вариацию из первой части («Изумруды» на музыку Г.Форе) балета Дж.Баланчина «Драгоценности». Хрупкая балерина чаровала целомудренной сдержанностью и отрешенной воздушностью, изысканной музыкальностью и филигранной точностью каждого па. Техничный и полётный мексиканец Исаак Эрнандес, разделивший лауреатство с Лантратовым, выступил с Юргитой Дрониной. Солисты Английского национального балета завершали концерт, но их дуэт не стал апогеем вечера. В па-де-де из «Дон Кихота» темпераментный Исаак дважды продемонстрировал эффектную поддержку балерины на высоко поднятой руке, затем великолепно исполнил вариацию и коду Базиля, но смазал вращения, видимо, из за непривычного для иностранцев особо крутого поката сцены Большого театра. К сожалению, Юргита станцевала партию Китри без должного изящества и блеска.
Более разительный контраст в техническом уровне партнеров ощущался между Майей Махатели и Даниэлем Камарго, солистами Национального балета Нидерландов. Они исполнили па-де-де Дианы и Актеона из «Эсмеральды» в хореографии А.Вагановой. Опытная балерина, потерявшая прыжок и смазавшая пируэты, хотя и нещадно раздиралась в шпагатах, но провалила вариацию Дианы. В адажио красавец-партнер блистательно выполнял поддержки, а в сольной вариации восхищал красотой высоких прыжков, широтой благородных жестов и величием скульптурных поз. В финале он феноменально исполнил три раза двойной горизонтальный револьтад и сорвал бурные овации. Первое отделение концерта завершало Pas de six из балета Р.Длиго «Эсмеральда». Солирующие Аманда Гомес и Михаил Тимаев (Татарский театр оперы и балета им. М.Джалиля) прекрасно демонстрировали своё исполнительское мастерство и величие классического танца.
Солист Парижской оперы лёгкий и прыгучий Пабло Легаса чётко, но без блеска станцевал фрагмент из балета Уильяма Форсайта «Herman Schmerman». Хотя артист продемонстрировал технически чистый и виртуозный танец, но из за излишней зажатости корпуса тела ему все-таки не удалось полноценно передать свободу и специфику стиля Форсайта. Людмила Паглиеро выступила с блондином-голландцем Майраном Радемакером (Национальный балет Нидерландов). В сопровождении дивной музыки Э.Сати (партия фортепьяно – Валерия Качуровская) высокотехничная пара исполнила абстрактные «Три гносьенны» в хореографии Ханса ван Манена (лауреат Бенуа). Вопреки высокой репутации артистов, в их акробатическом дуэте не ощущалось ни пластической гармонии, ни дыхания музыки, а интимный танец выглядел слишком схематично. Для достойной интерпретации оригинального номера артистам явно не хватило репетиционного времени. Мало интересным оказался и дуэт из балета С.Прокофьева «Золушка» в хореографии Алексея Ратманского (лауреат Бенуа). Заурядный фрагмент исполнили солисты Австралийского балета – японка Ако Кондо и Кевин Джонсон. Несмотря на энергетику и вдохновение артистов, а также поэтику и экспрессию музыки, хореография разочаровывала своей заурядностью и блёклостью. Сильное впечатление произвел дуэт из балета С.Прокофьева «Ромео и Джульетта» в оригинальной хореографии Начо Дуато (лауреат Бенуа), впервые показанной в Москве. Любовное свидание героев на балконе пылко и обворожительно представили звезда Берлинского государственного балета Полина Семионова (лауреат Бенуа) и солист Михайловского театра Иван Зайцев. Прелестная Полина и её страстный партнер с упоением наслаждаясь счастьем, музыкой и танцем, чаруя публику своей молодостью, искренностью и мастерством.

М.Кочеткова и С.Клоборг в пьесе «И когда прошел день»

М.Кочеткова и С.Клоборг в пьесе «И когда прошел день»

Событием вечера стала мировая премьера пьесы Дэвида Доусона (лауреат Бенуа) «И когда прошел день», поставленной на музыку Ш.Бжошки. Хореография, музыка и костюмы Дома Chloé были созданы в дар Фестивалю «Benois de la Danse». Пьесу исполнили звезда Балета Сан-Франциско Мария Кочеткова и Себастиан Клоборг. На тёмной сцене партнеры в светлых костюмах, пленяя изяществом и грациозностью линий, вдохновенно демонстрировали красоту и гармонию танца и музыки. Сложные, напряженные вариации с обилием высоких, причудливых поддержек предстали в идеальной интерпретации: миниатюрная Мария, словно перышко, высоко и скульптурно парила над сценой и головой крепкого, надёжного партнера. Дуэт, необычайно богатый по своей хореографии и лексике, стал как бы одой искусству танца!

Гала-концерт в честь 200-летия Мариуса Петипа

Второй вечер фестиваля, как и первый, оказался чрезвычайно богатым и разнообразным по хореографии представленных произведений, а также по высочайшем мастерству выступивших артистов. В двух отделениях предстали 13 номеров, среди которых были 4 мировые и 4 московские премьеры. Подобного обилия премьерных миниатюр ещё не случалось ни на одном балетном гала-концерте мира. В нынешнем сезоне второй вечер, традиционно тематический, был посвящен 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа. Отмечая юбилей великого балетмейстера, программа гала-концерта включала фрагменты из семи его постановок, хотя их редакции не всегда соответствовали подлинной хореографии М.Петипа. Это все три балета П.Чайковского – «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик», балеты Л.Минкуса «Баядерка» и «Дон Кихот», а также балеты «Талисман» и «Жизель» на музыку Р.Дриго и А.Адана. Нужно сказать, что в пяти премьерных миниатюрах их хореография была поставлена на балетную музыку, использованную в произведениях Петипа.

М.Кочеткова и Р.Скворцов в адажио из «Спящей красавицы»

М.Кочеткова и Р.Скворцов в адажио из «Спящей красавицы»

Вечер открыли три фрагмента из «Спящей красавицы». Вначале были показаны две премьерные вариации: в хореографии Марсии Хайде (лауреат Бенуа) танец Феи Карабос исполнил Чжэу Ли – солист Корейского национального балета; затем в своей же хореографии Дрю Джакоби (номинант Бенуа-2018) станцевала Сюиту фей из пролога «Спящей красавицы». Несмотря на стилистическое своеобразие и эффектное световое оформление, оба номера как бы померкли, когда на сцене появилось па-де-де в гениальной хореографии Петипа. В роскошном дуэте предстали Мария Кочеткова, удостоенная Приза «Бенуа-Мясин», и Руслан Скворцов, премьер Большого театра. Это было истинное чудо, и оно исходило прежде всего от лучезарной Марии. Она одухотворенно парила в изысканном танце, в кантилену которого свою важную лепту аристократично вносил её надежный и статный партнёр, пленявший воздушностью и элегантностью исполнения сложнейших прыжков и поддержек. Миниатюрная балерина с идеальной техникой и дивными линиями, завораживала врожденной музыкальностью и феноменальной нюансировкой. Каждая нота прекрасной музыки оживала и сверкала в тончайших кружевах её изящного танца и прежде всего её изумительно красивых рук. От этого волшебства в зале царила абсолютная тишина: чтобы подивиться сиянием этого чудесного искусства, кажется, прилетел и ангел!
Программу вечера продолжили три мировые премьеры. Фрагмент из балета «Фауст» на музыку Ш.Гуно в хореографии Ивана Васильева (лауреат Бенуа) исполнили сам постановщик, Мария Виноградова и Денис Савин – солисты Большого театра. Обольщая Фауста видением юной Маргариты, Мефистофель побуждает его к подписанию дьявольского пакта. Несмотря на интригующую драматургию и мастерство исполнителей, не столь богатое по лексике танцевальное трио с инкрустацией трюковых прыжков и оригинальных связок не произвело глубокого впечатления.
Миниатюра «Дорогой и единственный» в хореографии Реми Вортмейера на музыку А.Глазунова предстала в интерпретации Игоне де Йона и Даниэля Камарго (Национальный балет Нидерландов). Лирический дуэт, необычайно органичный и музыкальный, хотя и пленял свободой танца, но разочаровывал отсутствием экспрессии.

О.Скорик и К.Париш в миниатюре «Па де Петипа»

О.Скорик и К.Париш в миниатюре «Па де Петипа»

Событием вечера стала эффектная миниатюра «Па де Петипа», которую поставила Ксения Зверева на музыку П.Чайковского из второго и третьего актов «Лебединого озера». Оригинальный номер блистательно исполнили премьеры Мариинского театра – Оксана Скорик и Ксандер Париш. Они разыграли захватывающую историю создания балета. На сумрачную сцену выходит с тростью господин в чёрном сюртуке и цилиндре, как бы олицетворяя Чайковского. Неожиданно ему является прекрасный образ балерины, воплощающей одновременно белого и чёрного лебедя. Чайковский сбрасывает свой сюртук, и под дивные звуки скрипки начинается обворожительный дуэт на фоне свечения космических созвездий. Балерина обольщает композитора, и в нём вспыхивают сильные чувства. В драматическом финале двуличная героиня отталкивает Чайковского, вручает ему сюртук, дарит на память перо со своей пачки и с ощущением выполненной миссии гордо удаляется за кулисы. Вдохновенный талант Зверевой ярко проявился в необычайно органичной и деликатной взаимосвязи её авангардной новаторской хореографии с танцевальной лексикой и гениальной стилистикой М.Петипа – Л.Иванова. Автору столь удивительной миниатюры удалось не только показать впечатляющую трансформацию белого и чёрного лебедя, но, прежде всего, возродить творческий дух Петипа, величие и бессмертие его искусства!
Па-де-де из «Дон Кихота» в хореографической редакции Виктора Ульяте представили Полина Семионова (Берлинский государственный балет) и Иван Зайцев (Михайловский театр). Красивая и высокотехничная пара произвела большое впечатление, несмотря на сумбурность и тягучесть хореографии, которая к тому же излишне часто обязывала балерину демонстрировать свой баланс в разных позах, стоя на одном пуанте. К сожалению, Полина в этом не блистала, зато она превосходно открутила фуэте, усложнив его взмахами веера, двойными оборотами и переменой рук, что вызвало горячие аплодисменты. Элегантный партнер восхищал высокими прыжками, эффектными поддержками и красивыми вращениями.

Е.Образцова и Д.М.Соарес в адажио из «Жизели»

Е.Образцова и Д.М.Соарес в адажио из «Жизели»

Второе отделение концерта открывало адажио из второго акта «Жизели» в исполнении Евгении Образцовой и Давида Мотта Соареса (Большой театр России). В рафинированной классической хореографии артисты вдохновенно витали, завораживая идеальной гармонией и музыкальной кантиленой, чистотой изящных линий и грациозностью романтических поз. Абсолютное совершенство исполнителей приостановило дыхание зрителей; в зале театра воцарилась столь глубокая тишина, что поэтический танец казался дивным сновидением. В сказочно красивом хореографическом волшебстве миниатюрная балерина чудодейственно парила, чаруя бисерным па-де-бурре; её певучие руки нежно трепетали, излучая музыкальные флюиды. Воздушный партнер лучезарно светился, виртуозно исполняя стремительные пируэты и каскады сложнейших прыжков антраша сис.
Дуэт из «Лебединого озера» в оригинальной хореографии Дэвида Даусона исполнили Софиан Сильве и Карло ди Ланно. Солисты Балета Сан-Франциско, прекрасно владеющие танцевальной лексикой и специфической стилистикой английского балетмейстера, великолепно представили его произведение, созданное в современной технике и эстетике. Дуэт впечатлял красотой и музыкальностью танца, акробатическими связками и поддержками, многообразием интересных находок.

 Б.Мак в соло из «Талисмана»

Б.Мак в соло из «Талисмана»

Па-де-де из «Талисмана», в котором выступили Татьяна Мельник из Будапешта и Бруклин Мак из Вашингтона, стало пиршеством искусства танца! Техничная и грациозная балерина наслаждалась изящным танцем и чисто исполняла сложные элементы, чётко следуя хореографическому тексту Петипа. Высокий чернокожий партёр в новаторских вариациях идеально крутил стремительные пируэты и потрясающе выполнял замысловатые прыжки, вызывая взрывы оваций. В партии Бога ветра пластичный, энергичный и улыбающийся танцовщик высоко взлетал над сценой и замирал в столь эффектных акробатических позах, что, казалась, будто ему подвластны не только тайны исполнительского мастерства, но и силы земного притяжения. В финале Бруклин буквально ошарашил публику рекордным трюком: с удивительной легкостью он исполнил два тройных содебаска, став подлинным триумфатором фестиваля. Бруклин продемонстрировал феноменальное танцевальное мастерство, в котором он постоянно прогрессирует. Шесть лет тому назад мне довелось познакомиться с ним на Международном конкурсе артистов балета в Стамбуле, где молодой танцовщик завоевал тогда Grand Prix. Теперь его техника стала, несомненно, более отточенной и виртуозной.
Далее состоялись две московские премьеры – были показаны лирические дуэты из балетов «Кармен» и «Щелкунчик» в хореографии, соответственно, Виктора Ульяте и Сиди Ларби Шеркауи (лауреат Бенуа). В этих номерах выступили знаменитые балерины – лауреаты Бенуа: Люсия Лакарра с Хосуэ Ульяте и Наталия Осипова с Джейсоном Киттельбергером. Первый дуэт, обильно насыщенный чувственными движениями и эротическими связками, впечатлял экспрессией, музыкальностью и пластической графичностью обольстительного танца. В отточенном исполнении испанской пары высокие поддержки и оригинальные вращения образно воплощали глубину и страсть пламенной любви, ярко выраженной в звуках музыки Ж.Бизе и барабанных вариациях П.Наверетто. Во втором дуэте под прекрасную музыку П.Чайковского предстали не романтические герои сказочного балета, а техничные акробаты эстрадного варьете. Полное отсутствие каких-либо эмоций в непрерывном потоке текучей акробатики привнесло в этот номер скучное однообразие.

А.Воронцова и Д.Родькин в дуэте из «Баядерки»

А.Воронцова и Д.Родькин в дуэте из «Баядерки»

Вечер завешало роскошное Grand pas из «Баядерки». Под бравурную музыку Л.Минкуса на фоне живописного задника выступили 8 красиво одетых артистов: они вдохновенно представили фрагмент одного из балетных шедевров классического репертуара. В ансамбле артистов Большого театра великолепно солировали Анжелина Воронцова (Михайловский театр) и Денис Родькин (лауреат Бенуа). Как бы подводя итог фестивалю, в ходе которого было показано 28 номеров и выступило 60 артистов из 13-и стран, Grand pas из «Баядерки» стал апофеозом торжества классического балета и гениального наследия Мариуса Петипа, хореографическим гимном величию и бессмертию высокого искусства танца!
Завершая обзор нынешнего сезона Фестиваля мирового балета «Benois de la Danse», нужно поздравить и поблагодарить основателей и неустанных организаторов этого ежегодного международного праздника танца, который успешно развивается благодаря их таланту и мастерству. Это Регина Никифорова – председатель правления «Центра Бенуа», и Нина Кудрявцева-Лури – артистический директор Проекта. Удачи вам, милые дамы, и новых творческих свершений!

Заключительные поклоны участников гала-концерта 5 июня

Заключительные поклоны участников гала-концерта 5 июня 2018


Фото: Михаил Логвинов, DR