ТРИУМФАЛЬНЫЙ ДЕБЮТ ТРУППЫ PACIFIC NORTHWEST BALLET НА ФЕСТИВАЛЕ «ЛЕТО ТАНЦА»
11/07/2018 – Виктор Игнатов
25 июня – 7 июля 2018, Les étés de la danse, La Seine Musicale, Paris

14-й сезон парижского фестиваля «Лето танца» был посвящён Джерому Роббинсу. В честь 100-летия великого американского хореографа президент фестиваля Марина де Брант составила богатую программу. Её прекрасно представили 4 американские труппы – New York City Ballet, The Joffrey Ballet, Miami City Ballet, Pacific Northwest Ballet, и труппа Пермского театра оперы и балета. За 13 дней были показаны две программы, включавшие 8 балетов Роббинса, и две программы произведений восьми современных хореографов, которые представила труппа Pacific Northwest Ballet. Особый интерес вызвала первая программа: превосходно были исполнены «Tide harmonic» Кристофера Уилдона, «Red angels» Улисса Дове, «Little mortal jump» Алехандро Серрудо, «Emergence» Кристал Пайт.

Питер Бол - артистический директор PNB

Питер Бол – артистический директор PNB

Основанная в 1972 году, труппа Pacific Northwest Ballet (PNB) является одной из наиболее известных и важных балетных компаний США. С 2005 года большой коллектив, включающий более 50-и артистов и многочисленных учеников школы, возглавляет Питер Бол. Свою танцевальную карьеру он начал в кордебалете PNB в 1983 году, затем стал солистом (1987) и премьером (1989). Заняв пост артистического директора труппы, Бол поднял её исполнительский уровень и значительно расширил репертуар. В нём появились постановки Дж.Баланчина и Дж.Роббинса, а также произведения ряда современных хореографов. Высокопрофессиональный коллектив дает более сотни представлений ежегодно: PNB регулярно выступает на сцене Marion Oliver McCaw Holl в Сиэтле и много гастролирует. Труппа демонстрировала своё мастерство в странах Европы, Азии, Америки и в Австралии. Парижские выступления в рамках фестиваля «Лето танца» – первые гастроли PNB во Франции.

«Tide harmonic» – «Гармоничный прилив»

Первую программу PNB открыл 21-минутный опус в хореографии Кристофера Уилдона, давно мечтавшего создать танцевальное произведение специально для PNB. Выдающийся английский хореограф поставил «Гармоничный прилив» на музыку Джоби Телбота, который о своём сочинении, в частности, сказал: «Это как бы водная симфония, которая, вместо того чтобы генерировать поэтику или прозу, вдохновленные отношением между человеком и водой, развивает беседы о ней самой». Мировая премьера танцевального опуса состоялась 31 мая 2013 года в Сиэтле. Это первая постановка Уилдона для PNB и пятое произведение хореографа в репертуаре труппы.

Дуэт из опуса «Гармоничный прилив»

Дуэт из опуса «Гармоничный прилив»

«Гармоничный прилив» создан как изящный дивертисмент для четырёх пар артистов, отдельные выступления которых чередуются с танцами всех участников в ансамбле. Искусно сплетённая композиция органично разворачивается на фоне синего свечения экрана, с которым гармонируют синие облегающие комбинезоны танцовщиков и купальники танцовщиц. Путеводной нитью хореографического дивертисмента является красочная музыка, впечатляющая разнообразием тем и темпов. В сольных выступлениях каждый дуэт демонстрирует свои танцевальные достоинства и особенности, а также свой характер и темперамент. Специфика хореографической стилистики Уилдона базируется на образной музыкальности широких движений и красивых линий, органичное сплетение которых формирует чарующий танцевально-пластический мир, в котором возникают причудливые видения. Танцевальная лексика Уилдона, включающая элементы как балетной классики, так и пластической акробатики, всегда восхищает обилием интересных находок и ярких новаций.

Дуэт из опуса «Гармоничный прилив»

Дуэт из опуса «Гармоничный прилив»

Каждый дуэт впечатляет изяществом и разнообразием связок, жестов и поз, а также обилием оригинальных и воздушных поддержек. В ансамблях хореограф затейливо чередует синхронные и асинхронные композиции, что придаёт многообразие всему дивертисменту. В ходе его исполнения цвет светящегося экрана иногда изменяется в соответствии с характером звучащей музыки. Её составляет широкая палитра тем – от мелодичной лирики до бравурной патетики. Разнообразие и новации – главное достоинство опуса. Хореограф проявил богатую фантазию особенно в постановке ансамблей. Они органично слагаются из разных дуэтов, трио и квартетов, проистекающих последовательно или одновременно. Все 8 артистов, в совершенстве владеющие лексикой и стилистикой Уилдона, исполнили «Гармоничный прилив» чарующе легко, абсолютно свободно и с явным наслаждением, что было по достоинству оценено долгими и горячими аплодисментами.

 Дуэт из миниатюры «Красные ангелы»

Дуэт из миниатюры «Красные ангелы»

«Red angels» – «Красные ангелы»

13-минутная миниатюра в хореографии Улисса Дове (1947-1996) на музыку Ришара Эйнхорна впервые была показана 9 мая 1994 года в исполнении труппы New York City Ballet в Нью-Йорке. Труппа PNB впервые представила «Красных ангелов» 17 сентября 2005 года в Сиэтле, и в её репертуаре они стали четвертым произведением хореографа.
Танцевальная миниатюра разворачивается под скрипичные вариации, исполняемые музыкантом, находящимся на сцене. Нужно сказать, что эти вариации звучат достаточно однообразно, хотя они написаны в динамичной джазовой манере, и скрипач их играет виртуозно. Танцевальное воплощение музыки значительно богаче, однако её блёклость всё-таки сказывается на суммарном впечатлении от исполняемой миниатюры. По своей концепции она достаточно интересна. Два танцовщика и две танцовщицы в ярко-красных облегающих комбинезонах выступают последовательно в соло и дуэтах, демонстрируя своё мастерство в интерпретации разнообразных хореографических зарисовок. Нужно сказать, что они придуманы с фантазией и насыщены оригинальными движениями как классического, так и современного танца. Это, в частности, вращения и фуэте, аттитюды и шене, шпагаты и батманы, с одной стороны, а с другой – воздушные поддержки и акробатические композиции, изящно инкрустированные затейливыми связками и новациями. Сольные и дуэтные танцевальные импровизации, как и музыка, впечатляют джазовой ритмикой, но не явной, а дискретной.

 Jerome Tisserandв миниатюре «Красные ангелы»

Jerome Tisserand в миниатюре «Красные ангелы»

По ходу стилистически монохромной миниатюры неожиданно проскальзывает фрагмент индийского танца «Бахти», как бы в честь М.Бежара, и вспыхивает виртуозное соло артиста с жёсткой лексикой и гимнастической пластикой. Важный вклад в усиление образности абстрактной миниатюры вносит световое оформление. Сольные выступления артистов начинаются в пятнах красного света. Дуэтные номера предстают в ореоле красного сценического освещения. Во второй половине миниатюры исполнители выходят на сцену и танцуют на фоне узкого красного проёма, который загадочно приоткрывается в центре чёрного задника. В финале миниатюры он полностью раскрывается, и четверо артистов синхронно исполняют эффектные вариации, а с появлением светового контражура их тела обретают тёмные очертания и, словно таинственные тени, все разом скульптурно замирают. Достоинство миниатюры – красота и чистота танца. Все артисты демонстрируют высокую исполнительскую технику, однако сольные вариации производят большее впечатление, чем дуэтные номера.

«Little mortal jump» – «Маленький смертельный прыжок»

26-минутный опус в хореографии испанца Алехандро Серрудо на музыку восьми композиторов был создан для труппы Habbard Street Dance Chicago, которая его впервые показала 15 марта 2012 года в Чикаго. Труппа PNB впервые исполнила «Маленький смертельный прыжок» 18 марта 2016 года в Сиэтле, и в её репертуаре он стал вторым произведением хореографа.

Aнсамбль в опусе  «Маленький смертельны прыжок»

Aнсамбль в опусе «Маленький смертельны прыжок»

Опус представляет смесь стилей и жанров, но она формирует текучий и гармоничный ансамбль. Его танец является слиянием техничности движения, сценической театральности и чёрного юмора. «Маленький смертельный прыжок» стал поворотным моментом в эволюции стиля Серрудо. Опус задуман как увлекательное путешествие в романтический мир, наполненный хореографическими и театральными забавами. В качестве пролога по ярко освещенному зрительному залу быстро и звонко пробегает молодой артист в современной одежде, но со старомодными подтяжками. Забравшись на сцену, он начинает танцевать под фортепианный аккомпанемент, но неожиданно падает как бы в «оркестровую яму». При этом свет в зале гаснет, а в глубине тёмной сцены возникает слабоосвещенный чёрный куб, на верхней грани которого другой артист пробует танцевать. Почти сразу же он проваливается во внутрь куба и тут же исчезает. А на его месте появляется танцовщица: словно, волшебница, она раздвигает боковые стенки куба и выходит на авансцену, где исполняет сольную вариацию под эстрадную американскую песенку. Вскоре танцовщица сплетается в незатейливом дуэте с танцовщиком, вернувшимся на сцену. Игривый дуэт-шутка, похожий на номер кабаре, постепенно разрастается до многоликого ансамбля за счет поочередного присоединения новых дуэтов, также одетых в тёмные костюмы. Под звуки красочной музыки артисты танцуют синхронно и асинхронно, а также периодически передвигают вдоль сцены 4 чёрных куба, тем самым усиливая визуальную динамику и таинственную театральность, в формировании которой участвуют также световые эффекты. С учетом такого сценического оформления, оригинально выстроенное танцевально-пластическое действо увлекает новизной и красотой быстро меняющихся ансамблей и дуэтов. Они впечатляют богатством лексики, текучестью линий и своеобразием связок. Дуэты часто сливаются в разнообразные ансамбли, которые вскоре трансформируются в группы с широкой и причудливой жестикуляцией. В их среде рождаются новые дуэты. Одним из первых появляется дуэт в результате некого циркового трюка. Артисты соединяют два куба, к плоскостям которых «приклеены» девушка и юноша. По периметру этих кубов зажигаются электрические лампы, и оба артиста вылезают из своих одежд на сцену. Обретя свободу, они сливаются в игриво-лирическом дуэте под прекрасные звуки солирующей скрипки.

12. Ezra Thomson в опусе «Маленький смертельны прыжок»

Ezra Thomson в опусе «Маленький смертельны прыжок»

Последний наиболее сложный дуэт рождается в тишине и пятне яркого света. Он длится 8 минут, и это подлинный шедевр танцевального искусства! Гениально выстроенный из текучих, экспрессивных движений и причудливых связок, дуэт завораживает своей музыкальностью и бесконечной чередой лексических новаций, среди которых особенно впечатляют акробатические поддержки и фигурные вращения. Вдохновенный танец струится под воздушную музыкальную тему и восхищает хореографической фантазией и пластической кантиленой. Оба партнера синхронно и органично исполняют прекрасные танцевальные вариации, затем, слившись в дуэте, величественно и стремительно парят, словно два гордых альбатроса, радостно играя в лучах световой феерии и одержимо ныряя в потоки бурлящей музыки. Публика, зачарованная красотой и совершенством изумительного дуэта, взирала на это чудо, затаив дыхание. В зрительном зале царила абсолютная тишина: казалось, что пролетел ангел…Это была уникальная и счастливая встреча с высоким искусством. В финале дуэт вернулся в ярко освещенное пятно и продолжил танцевальное восхождение к животворному свету, впечатляя пластической акробатикой. При этом на сцене начался «вальс» чёрных кубов, за широким кружением которых танцевальный дуэт исчез. Когда же кубы расступились, в пятне света уже никого не было. Фантастическое видение исчезло как дивный и сладостный сон!

«Emergence» – «Выход»

30-минутная пьеса в хореографии Кристал Пайт на музыку Овена Белтона была создана по заказу труппы Национального балета Канады, которая впервые её показала 4 мая 2009 года на сцене Four Seasons Centre в Торонто. Труппа PNB впервые исполнила «Выход» 8 ноября 2013 года в Сиэтле. В прошлом танцовщица Уильяма Форсайта, сегодня Пайт является одним из самых ярких хореографов-новаторов, успешно развивающих новые направления в искусстве танца. Начав ставить хореографические пьесы в 1990 году, Пайт уже создала более сорока произведений, многие из них отмечены престижными наградами. В прошлом году за постановку «The Seasons’ Canon» для балетной труппы Парижской оперы Пайт была удостоена Приза «Benois de la Danse» в Большом театре в Москве. Пьеса «Emergence» завоевала сразу четыре приза «Dora Mavor Moore Awards» как «Лучшая продукция», «Лучшая хореографическая постановка», «Лучший спектакль», «Лучшая музыка». Это поистине гениальное произведение, над созданием которого вместе с хореографом работали Хоп Муир (сценография), Джей Гоувер Тейлор (декорации), Алан Броди (свет) и Линда Шоу (костюмы).

Lindsi Dec, Karel Cruz в пьесе «Выход»

Lindsi Dec, Karel Cruz в пьесе «Выход»

Захватывающая пьеса погружает зрителей в сумрачный подземный мир, в котором 38 артистов в образе странных насекомых инстинктивно представляют формы социальных отношений. В ходе постановки пьесы Пайт черпала вдохновение в текстах ряда авторов с описанием как социальной организации семейства пчёл, так и иерархического порядка в труппе классического балета. Некоторые из этих наблюдений получили хореографическое воплощение в пьесе «Выход». Одаренная феноменальной фантазией и бесконечным талантом, Пайт гениально выстроила инопланетный фантастический мир и чудодейственно наполнила его странными существами. Важный вклад в развитие сложного и таинственного хореографического действия вносит звуковое оформление. Оно искусно составленно из ритмичных музыкальных тем, а также из монохромного гудения, шума и стрекота, порой даже плеска воды.
Представление открывает интригующий пролог: на сумрачной сцене в пятне света гипнотически медленно оживает скрюченное тело крупного насекомого: дёргается оголенная спина, расправляются длинные вывернутые конечности. Возле этой самки, вставшей на пуанты, появляется крупный, сильный самец с крепким обнаженным торсом и в чёрной маске. Под отдалённые монотонные звуки начинается их странный конвульсивный дуэт. Несмотря на изломы и корявость движений, танец не выглядит уродливо, но все-таки утверждает, что это не обитатели мира гуманоидов, а пришельцы из диких миров. Дуэт неожиданно обрывается, и его исполнители исчезают в чёрный дыре тёмного задника. Вскоре в глубине дыры вспыхивает множество ярко-жёлтых лучей, в свете которых на сцену загадочно выползают 16 самцов с татуировкой на обнажённых хребтах. Под нарастающий странный гул начинается коллективный гипнотический шабаш: самцы сосредоточенно и синхронно танцуют, но периодически замирают, то лежа на полу, как бы вслушиваясь в звуки, то скульптурно изогнувшись, словно демонстрируя свою уникальную гибкость. Танцевальный ансамбль пленяет пластический ритмикой ног, рук и даже головы, дикой пульсацией торсов, а также резкой и образной жестикуляцией. Под звон колоколов, словно из «Жизели», на смену мужскому ансамблю выбегает женская группа: в чёрных купальниках и в масках юные самки устраивают диковинные игры: синхронно танцуя на пуантах и чаруя лексикой романтических фей, они все-таки похожи на стаю суровых и беспощадных виллис. В последующих картинах самки ярко проявляют свой воинствующе-агрессивный характер. В частности, потрясающее впечатление производит линейный ансамбль с участием 18-и танцовщиц. Словно гордые красивые ведьмы, они синхронно и жестко вышагивают на пуантах и механически жестикулируют, с грозным шипением отбивая яростные атаки сразу нескольких групп самцов. Выдержав их натиск благодаря сплоченности и упорству, цепь самок все-таки распадается на две группы, но для того, чтобы окружить предводителя самцов и заставить его танцевать до изнеможения, как это сделали виллисы в «Жизели».

Линейный ансамбль в пьесе «Выход»

Линейный ансамбль в пьесе «Выход»

Нужно сказать, что непримиримая конфронтация между стаями самцов и самок происходит здесь не из за доминанты в сексе, а в борьбе за власть. Социальные взаимоотношения между группами обитателей этого странного мира являются центральной темой хореографической драматургии. В социальном аспекте особенно показательны массовые сцены: они выстроены с высочайшим мастерством, с феноменальной фантазией и на редкость детально. На сцене почти непрерывно появляются группы существ разной численности, и между ними сразу же устанавливаются загадочные взаимоотношения, что проявляется в интригующих вариациях. Многие танцевальные номера часто предстают параллельно, и между ними тоже всегда существует тайная взаимосвязь, которая утверждает цельность и гармонию этого мира.
Для пьесы «Выход» Пайт сочинила множество интереснейших дуэтов и ансамблей, о которых нужно было бы рассказать подробно. Но гениальное творение описать невозможно. Поэтому отметим только главные особенности и достоинства хореографического шедевра. Дуэты пленяют интересными связками, эффектными позами и поддержками, но в танце полностью отсутствуют какие-либо эмоции. Важным достоинством постановки является богатейшая лексика с обилием ярких новаций. Пайт активно использует движения современного танца, например, пульсацию и вибрацию, изгибы и вывороты, графическую жестикуляцию и причудливую акробатику. Из лексики классического танца Пайт включает в свою хореографию полетные шпагаты и стремительные пируэты, бисерные па-де-бурре и кружевные шене.
Высшим достижением и хореографической спецификой Пайт является феноменальная манера формирования и функционирования больших пластических ансамблей. Они движутся то синхронно, то асинхронно, а стилистическая их особенность состоит в том, что каждая танцевальная фраза, оригинально составленная из быстрых и чётких графических движений с участием рук, головы и тела, чередуется с кратковременным или длительным замиранием. Это часто исполняется не всеми артистами сразу, а поочередно, как бы по цепочке или хаотично, что создает потрясающее впечатление спонтанной пульсации всей огромной пластической массы, сформированной из многочисленных тел большого ансамбля. Отдавая предпочтение линейным композициям, Пайт иногда делает намёки на шедевры балетной классики. Помимо выше отмеченных референций из «Жизели», это ещё величественный проход по сцене цепочки самцов, похожий своей монохромной размеренностью на выход Теней в балете М.Петипа «Баядерка». Ансамбль самцов постепенно расходится по всей сцене и замирает, а сквозь него, словно весенние ручейки, проскальзывают грациозные потоки женского ансамбля. Чаруя текучей пластикой и музыкальной кантиленой, они вызывают «цепную» жестикуляцию и скульптурные прогибы всего мужского ансамбля.

11. Финальный ансамбль в пьесе «Выход»

Финальный ансамбль в пьесе «Выход»

Апофеоз пьесы «Выход» – финальная картина. Она разворачивается на фоне огромного ярко-оранжевого задника, в центре которого, феерично разлетаются, как бы от лучей восходящего чёрного солнца, крупные хлопья пепла. Под нарастание мощи и темпа ритмичных звуков на сцене появляются и сменяются мужские и женские шестерки. Постепенно они объединяются в однополые группы, которые синхронно танцуют, впечатляя пластической пульсацией и энергичной жестикуляцией. Группы странных существ быстро разрастаются и выстраиваются в большие стаи, завораживая своей динамикой и экспрессией. В финале на всей сцене фанатически беснуется огромный ансамбль. Затем все 38 его участников, скульптурно взмывая на пуантах и полупальцах, одновременно и ритмично исполняют много раз широкие круговые жесты с боковыми разворотами и с таинственным замиранием. При угасании звука и света странные существа медленно садятся на сцену, а в чёрной дыре задника разрастается желтое свечение, но вскоре фантастическое видение исчезает в наползающей темноте. Так театрально и пластически эффектно завершается хореографическая пьеса «Выход», впервые показанная во Франции.
Вторая программа труппы PNB, также блистательно представленная в рамках фестиваля «Лето танца», включала 4 произведения – «Her Door to the Sky», «Singerland Duet», «Appassionata», «Waitint at the station», которые поставили, соответственно, Джесика Ланг, Уильям Форсайт, Бенжамен Мильпье, Твайла Тарп. В итоге дебют в Париже высокопрофессиональной труппы Pacific Northwest Ballet прошёл триумфально!
Crédit photos :  Angela Sterling.