«УРОКИ ЛЮБВИ И ЖЕСТОКОСТИ» ДЖОРДЖА БЕНДЖАМИНА НА СЦЕНЕ НИДЕРЛАНДСКОЙ ОПЕРЫ
3/07/2018 – Виктор Игнатов
25 июня – 5 июля 2018, Dutch National Opera, Amsterdam; 14 – 26 мая 2019, Opéra de Lyon

В рамках 71-го Голландского фестиваля в Амстердаме появилась новая опера Дж.Бенджамина «Уроки любви и ненависти». Она рассказывает о трагической судьбе Эдуарда II – короля Англии, жившего в XIV веке. Спектакль в постановке Кэти Митчелл показывает исторические события современно и иллюзорно. Оперное действие развивается тягуче и предстаёт в одном и том же сценическом пространстве. Прекрасно звучит Филармонический оркестр нидерландского радио под управлением композитора. Музыка чутко сопровождает вокал, но обретает большую эмоциональность и красочность в интермедиях. Высших похвал заслуживают солисты; в расчете на особенности каждого из них написаны все вокальные партии. Блистательно воплощают королевскую чету Стефан Дегут и Барбара Ханниган.

Британский композитор Джордж Бенджамин после грандиозного успеха его оперы «Written on the skeen» («Написанная на коже»), впервые показанной на фестивале в Экс-ан-Провансе в 2012 году, сочинил оперу «Lessons in love and violance» («Уроки Любви и жестокости»). Это произведение, как и предыдущее, было создано в сотрудничестве с талантливым драматургом Мартином Кримпа и режиссером Кэти Митчелл. Либретто для новой оперы было написано на основе пьесы английского поэта Кристофера Марло, изданной в 1594 году и рассказывающей о смутном периоде правления и трагической смерти короля Англии Эдварда II (1284-1327). Любовь короля к своему фавориту Пирсу Гавестону создает дилемму, в которой он должен сделать выбор между своей страстью и государственным долгом.

Джордж Уильям Джон Бенджамин

Джордж Бенджамин

Джордж Бенджамин

Один из главных представителей современной английской музыки Бенджамин родился 31 января 1960 года в Лондоне. В 7 лет начал играть на фортепиано и сочинять музыку. В 13 лет сформировался как музыкант под руководством пианиста и дирижера Питера Геллхорна. В 16 лет поступил в Парижскую консерваторию, где обучался пианизму у Ивонн Лориод, а композиции у Оливье Мессиана. Великий французский композитор высоко ценил своего последнего ученика. Бенджамин окончил Кембриджский королевский колледж, где занимался под руководством Александра Гёра. В 1980 году в Кембридже состоялась премьера первого оркестрового сочинения 20-летнего композитора «Ringed by the Flat Horizon» («Окружённый ровным горизонтом»). Успех оказался настолько грандиозным, что это произведение было исполнено на крупнейшем британском фестивале «BBC Proms». Бенджамин стал самым молодым композитором-дебютантом фестиваля. С 1984 по 1987 год по приглашению Пьера Булеза он работал в Парижском институте исследования и координации акустики и музыки (IRCAM). В 1992 году в Париже прошёл первый фестиваль музыки Бенджамина. В течение всего 2002 года Лондонский симфонический оркестр играл его музыку в рамках фестиваля, посвященного творчеству композитора; на премьере второй части «Palimpsest» дирижировал Булез, которому и было посвящено это произведение.
Став автором многих сочинений для оркестра, камерных ансамблей, хоров и фортепиано, Бенджамин в 1992 году начал выступать как дирижёр. В том же году он получил предложение написать оперу: инициатива исходили от Бернара Фоккруля, который тогда был директором брюссельского театра La Monnaie. Но осуществить идею удалось только 20 лет спустя на возглавляемом Фоккрулем оперном фестивале в Экс-ан-Провансе. В 2012 году там состоялась мировая премьера оперы «Написано на коже». К этому времени композитор уже написал оперу «Into the Little Hill» («Внутри холма»), и 2006 году она была показана в Париже. Это 40-минутное произведение для двух солистов и двадцати музыкантов, созданное в сотрудничестве с либреттистом Мартином Кампо, несмотря на многие достоинства, исполняется редко. Зато вторая опера Бенджамина «Написано на коже» сразу же получила огромный успех и уже 80 раз была показана в театрах многих стран, включая Большой театр России.
В качестве дирижера Бенджамин сотрудничает со многими известными оркестрами, среди них Лондонская симфониетта, Ensemble Intercontemporain, Кривлендский филармонический оркестр, Оркестр Концертгебау, Берлинский филармонический оркестр. На счету Бенджамина-дирижёра множество мировых премьер, включая произведения Дьёрдя Лигети, Жерара Гризе и Вольфганга Рима, а репертуар простирается от Вагнера до Булеза. Оперой он впервые дирижировал в 1999 году в театре La Monnaie, исполнив «Пеллиаса и Мелизанду» Дебюсси.
Бенджамин – почетный член Королевской академии музыки, Лондонской консерватории, Королевского колледжа Кембриджского университета. С 2001 года он преподаёт в Королевском музыкальном колледже Лондона.

«Уроки любви и жестокости»

Мировая премьера третьей оперы Бенджамина «Уроки любви и жестокости» состоялась 10 мая этого года в Лондонском королевском театре Ковент-Гарден. В связи с тем, что спекаткль является совместной продукцией семи театров, «Уроки любви и жестокости» после показа в Нидерландской национальной опере появятся в Гамбурге (апрель 2019), Лионе (май 2019), Чикаго (сезон 2020-21), Барселоне (март 2021) и Мадриде (апрель-май 2021).
Опера в двух частях и семи картинах идёт без антракта и длится один час и 40 минут. Действие четырёх картин первой части происходит в королевских апартаментах. Во второй части события пятой картины разворачиваются в доме советника Мортимера, шестой – в тюрьме, седьмой – в королевском дворце.

Сцена первой картины с участием всех персонажей

Сцена первой картины с участием всех персонажей

Согласно режиссерскому замыслу Кэти Митчелл, трагическая судьба английского монарха, жившего в XIV веке, рассказана современно и иллюзорно. Исторические события в «педагогически-наставнической» трактовке оперного либретто получили оригинальное сценическое воплощение. Оперное действие предстает как череда видений детей короля – сына и дочери, которые как бы сегодня, оказавшись вместе с родителями, разделяют с ними роковой период в их жизни. Следуя этой концепции, дети постоянно находятся на сцене. Они участвуют в событиях каждой картины и даже появляются между ними: в ходе оркестровых интерлюдий, благодаря видео-проекциям, дети присутствуют на заставке-экране.
Развитие оперного действия происходит в медленно-тягучем темпе, видимо, для того, чтобы подчеркнуть значимость каждого события, подобно педагогической методологии подробных разъяснений в ходе школьных уроков. Для усиления иллюзорности оперных картин персонажи и статисты периодически движутся пластически заторможено, словно в фильме с замедленной проекцией.

Эдуард II (С.Дегут) и Гавестон (Л.Орендт)

Эдуард II (С.Дегут) и Гавестон (Л.Орендт)

Несмотря на то, что действие оперы происходит в разных местах, по непонятным причинам Митчелл разворачивает события всех семи картин в одной и той же комнате. Правда, её показывают под разным углом и с некоторыми перестановками модного интерьера. Однако это стремление к сценографической гармонии в итоге приводит к визуальному однообразию и даже смысловой путанице. Зрители, не успевающие следить за английскими титрами звучащего текста, проектируемыми над сценой, не могут адекватно воспринимать события, видя их всё время в одном и том же пространстве. Сценография, которую, как и сценические костюмы, разработала Викки Мортимер, несмотря на её конструктивную простоту и удобство для быстрой трансформации, все-таки выстроена в двух вариантах, и они меняются благодаря развороту сцены в ходе интерлюдий. В результате интерьер комнаты в каждой картине немного меняется и приобретает определённую специфику. Неизменными во всех интерьерах остаются ярко-синие стены и большая кровать, символизирующая интимные аспекты оперной драматургии. Чтобы придать сценическому действию исторический характер и королевскую значимость, в каждой картине, исключая четвёртую, слуги вывозят и увозят золотую корону, помещенную на пьедестале под стеклянным колпаком.

Изабель (Б.Ханниган) и Мортимер (П.Хоар)

Изабель (Б.Ханниган) и Мортимер (П.Хоар)

Спектакль открывает картина, в которой предстаёт просторная комната короля с множеством модерновых светильников. Главным украшением современного интерьера является огромный настенный аквариумом, в котором неспешно плавают разноцветные рыбы. На стене висит картина Френсиса Бэкона. В левой части комнаты стоит большая кровать, в правой – белая витрина с множеством золоченых бюстов. Все эти элементы сценографии присутствуют в интерьере почти каждой картины, правда, они расположены по-разному, да и живопись Бэкона периодически меняется. В третьей и седьмой картинах интерьеры дополняют большое окно и ряды стульев; на них рассаживаются дворцовые люди, когда их приглашают на театральное представление и официальную церемонию. Шестая, тюремная, картина предстаёт специфически: в аквариуме нет воды и рыб, в белой витрине нет бюстов, на стене нет картины, с потолка свисает одинокая лампочка. В четвертой картине королевская пастель почему-то покрыта полиэтиленовой плёнкой. Остаются непонятными и некоторые другие детали сценографии.
Драматургия оперы выстроена на сложных и напряженных событиях XIV века, которые режиссёр, правда, осовременил. Народ Англии испытывает голод и страна находится на грани гражданских беспорядков. Король Эдуард II живет со своей женой Изабель, двумя детьми и любовником Гавестоном, которого люди бояться и ненавидят. Мортимер, военный советник короля, считает, что все формы любви – это «яды», и обвиняет Эдуарда II в политической безответственности. В итоге король изгоняет Мортимера, но тот, стараясь отомстить, провоцирует серию разрушительных событий. Слабость монарха проявляется с первых же минут его появления на сцене: когда его одевают в присутствии дворцовой свиты, он гордо восклицает «Я – король», но будучи в трусах выглядит немощным.
После изгнания Мортимера, благодаря его инсинуациям, королева узнаёт о нищете и гневе народа, вызванных губительными действиями Гавестнона. Изабель поддерживает замысел Мортимера, целью которого является убийство Гавестона. Чтобы облегчить его арест, королева устраивает театральное представление. Узнав, что Гавестнон убит, король отвергает Изабель и его охватывает глубокая депрессия. При этом аквариум пустеет, картину снимают со стены и ставят в углу комнаты.

Изабель (Б.Ханниган), её дочь (О.Баррингтон-Кук) и сын (С.Боден)

Изабель (Б.Ханниган), её дочь (О.Баррингтон-Кук) и сын (С.Боден)

В начале второй части Изабель, переехавшая в дом Мортимера, под его влиянием манипулирует сыном, требуя от короля отречения в его пользу. Заточенный в тюрьме, Эдуард II умирает, и его сын освобождается от постоянного контроля своей матери. Став королём Эдуардом III, он восстанавливает мир и порядок в стране, разрушенный насилием и хаосом. Но опера завершается коронацией наследника. В ходе дворцовой церемонии приводят окровавленного Мортимера с повязкой на лице и привозят стеклянный ларец с пистолетом. Его берёт сестра молодого короля и целится в голову изверга. В этот момент сценический свет гаснет.
В холодном, тягучем спектакле насилие, несмотря на его обширность, всё-таки не является доминирующем; визуально оно проявляется только два раза. Во второй картине королева, чтобы успокоить взбунтовавших людей, требующих справедливости, растворят свою самую драгоценную жемчужину в уксусе и заставляет одного из бунтарей это выпить. В пятой картине, когда после убийства Гавестона советник Мортимер стал всемогущим, он принуждает сына короля вести допрос, а затем и лицезреть казнь бедного сумасшедшего, вообразившего себя монархом потому, что об этом ему сказала его кошка. В спектакле также мало и любви. Гавестон, похоже, охвачен больше жадностью, чем чувством светлой любви. Король любит его, главным образом, за преданность и покорность. Изабель, возможно, единственная, кто испытывает любовные чувства как к своему супругу, так и Мортимеру. В эмоциональной панораме спектакля доминирует чувство кары.

Исполнение

5. Изабель (Б.Ханниган)

Изабель (Б.Ханниган)

Важный вклад в успешную трактовку оперной драматургии вносит Филармонический оркестр нидерландского радио. Композитор, возглавивший высокопрофессиональный коллектив, глубоко и детально раскрывает звуковую насыщенность и разнообразие оперной партитуры, написанной с богатой фантазией и тщательной шлифовкой мельчайших деталей. Дирижируя оркестром, в котором доминируют басовые кларнеты, фаготы и ударные инструменты, Бенджамин экономно использует их тембровое и колористическое богатство; оркестровое звучание щедро украшено звонким блеском медной группы. Каждая картина имеет свою собственную музыкальную идентичность, каждый персонаж музыкально связан с определённым инструментом. Вокальные партии рельефно звучат на фоне, как правило, монохромного сопровождения оркестра. Потрясающее впечатление производят бурные, красочные интермедии, в которых оркестр проявляет свою наибольшую эмоциональную и драматическую яркость и силу.
В опере, написанной на современный манер, нет больших оркестровых тем и мелодических арий. Вокальные номера часто звучат тягуче и отрешенно: в пении нет контрастно выраженных эмоций и сложных виртуозных пассажей. Композитор сочинил вокальные партии с учётом творческих особенностей каждого исполнителя. В итоге их пение является на редкость органичным и точным по вокальной характеристике оперных персонажей. Роль нежной и очаровательной Изабель превосходно исполнила английская сопрано Барбара Ханниган. Одаренная богатым и сильным голосом, знаменитая певица сверкает своим искромётным вокалом и виртуозным артистизмом. Французский баритон Стефан Дегут филигранно воплощает образ слабовольного монарха. Именитый певец блистательно демонстрирует высочайшее вокальное и сценическое мастерство. Многогранный талант артиста ярко проявляется в красивом и свободном пении, правда лишённом каких-либо эмоций. Роли Гавестона и Иностранца замечательно исполняет венгеро-румынский баритон Льюла Орендт. Под мягкое сопровождение ударных инструментов его звучное, вкрадчивое пение в сочетании с текучей, загадочной пластикой производят сильное впечатление и рельефно отражают внутренний мир и суть персонажа.

Финал спектакля (слева-направо): Принцесса (О.Баррингтон-Кук) и Мортимер (П.Хоар)

Финал спектакля (слева-направо): Принцесса (О.Баррингтон-Кук) и Мортимер (П.Хоар)

Английский тенор Питер Хоар, великолепно исполняющий роль Мортимера, экспрессивно поёт психологически сложную и напряженную партию. Опытный артист убедительно воплощает образ хитрого злодея, наполняя его властным авторитетом. Самуэл Боден, английский лирический тенор, специализирующийся на старинной и барочной музыке, предельно искренне интерпретирует образ подростка, а затем и короля Эдуарда III. Наконец, Оушен Баррингтон-Кук искренне и с обилием тончайших артистических нюансов играет роль без слов, воплощая благородную и ласковую дочь короля. Спектакль с большим интересом был принят голландской публикой. По окончании представления оперы «Уроки любви и жестокости» её автор и все исполнители получили долгие и горячие аплодисменты.
Crédits photos: : Matthew Lloyd, Hans van den Bogaard, Stephen Cummiskey, DNO, DR