ЛУЧЕЗАРНАЯ ПРЕМЬЕРА «ХРУСТАЛЬНОГО ДВОРЦА» ПОД ЗВЁЗДАМИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
24/09/2018 – Виктор Игнатов
10 сентября 2018, Государственный Кремлёвский дворец, Москва

На главной сцене России впервые и единственный раз предстал балет «Хрустальный дворец» с элементами оперы и драмы. Инициатор и организатор проекта – Европейский фонд поддержки культуры (EFSC) во главе с Константином Ишхановым. Спектакль создан на музыку мальтийского композитора Алексея Шора по мотивам романа И.Лажечникова «Ледяной дом». Мировая премьера балета состоялась год назад в Валлетта в честь 50-летия российско-мальтийских отношений. Яркое, масштабное представление в постановке Екатерины Мироновой и Александра Сомова пленяло богатой фантазией, красотой барочных декораций, роскошью дивных костюмов. Состав исполнителей украсили знаменитости – Орнелла Мути, Иван Васильев, Мария Виноградова, Мария Аллаш. Оркестр возглавил Павел Клиничев.

Сегодня на Западе репертуары балетных театров формируют, главным образом, небольшие абстрактные пьесы, которые после премьеры быстро забывают. Сюжетные многоактные спектакли появляются чрезвычайно редко. За истекшие почти два десятилетия нынешнего XXI века было создано всего лишь несколько больших балетов. Среди них наиболее успешными оказались только два спектакля, родившиеся на сцене лондонской Королевской оперы Ковент-Гарден – это «Алиса в стране чудес» (2011) и «Зимняя сказка» (2013) в хореографии Кристофера Уилдона. За постановку второго балета талантливый британец получил в Большом театре России престижный международный приз «Benois de la Danse», часто именуемый «Балетным Оскаром».

Картина пикника в сцене охоты балета «Хрустальный дворец»

Картина пикника в сцене охоты балета «Хрустальный дворец»

Хорошо осознавая сложившийся на Западе дефицит в больших балетных спектаклях, Константин Ишханов – президент Европейского фонда поддержки культуры (EFSC), выступил с важной инициативой и успешно возглавил международный проект создания двухактного балета «Хрустальный дворец»: «На мой взгляд это будет представление, которого ещё не видела ни европейская, ни российская публика». Великая цель и красивая мечта Ишханова счастливо сбылась! В прошлом году, 21 июля, спектакль был впервые показан на Мальте, потом в Армении, теперь предстал в столице России. При этом балет постоянно развивался и обогащался: увеличился формат представления, выросло количество сцен и персонажей. Мне посчастливилось увидеть спектакль в Москве на огромной сцене Кремлёвского дворца, в котором собралось почти 6 тысяч зрителей. Российская премьера балета была организована при участии Ассоциации поддержки культурных инициатив (АПКИ) и Государственного Кремлевского дворца.

Авторы спектакля

Музыку для балета «Хрустальный дворец» написал известный мальтийский композитор Алексей Шор, чьё творчество получило признание во всём мире. Он родился в Киеве, недолгое время жил в Москве, в начале 1990-х годов вместе с семьей эмигрировал в Израиль, побывал в разных странах, в настоящее время обосновался в Нью-Йорке. С детства влюблённый в музыку, однако к её композиции он шёл долго, так как страстно был увлечен математикой и даже защитил докторскую диссертацию. Несмотря на отсутствие профессионального музыкального образования, Шор смело берётся за сочинение произведений крупной формы. Он является композитором-резидентом Академии Мальтийского филармонического оркестра (Валлетта), The Salome Chamber Orchestra (Нью-Йорк), Государственного симфонического оркестра Армении. В 2017-2018 годы он также был композитором-резидентом Мальтийского международного музыкального фестиваля и Фортепианного конкурса. Музыка Шора звучит в исполнении многих известных оркестров, ансамблей и солистов. Ряд сочинений композитора записаны на CD и выпущены в издательствах Warner Classics, DECCA, SONY Classics, Delos. Партитуры произведений Шора публикуют издательство «П.Юргенсон» и компания Breitkopf & Härtel.

Императрица (А.Мути) в будуаре Зимнего дворца

Императрица (А.Мути) в будуаре Зимнего дворца

Музыкальный руководитель постановки балета – Павел Клинечев, оперный и симфонический дирижер. В 2000 году окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского, два года спустя – её аспирантуру. С 2009 года – доцент МГК. В 2001 году Геннадий Рождественский пригласил музыканта стать штатным дирижером Большого театра. В репертуаре Клиничева – практически все оперы и балеты, которые шли на сцене Большого театра в последние 20 лет. Под его руководством здесь состоялось 12 балетных премьер. В 2010 – 2015 годы Клиничев был главным дирижером Екатеринбургского театра оперы и балета. Почти каждая его работа в этом театре отмечена номинацией на Национальную театральную премию «Золотая маска». С сезона 2014/2015 он является приглашенным дирижером Михайловского театра в Санкт-Петербурге. В 2014, 2015, 2017 годы стал лауреатом премии «Золотая маска» в номинации «Лучший дирижер в балете».
Постановочная группаНад созданием спектакля «Хрустальный дворец» работал большой, сплоченный и высокопрофессиональный коллектив. Сценарий балета написали Екатерина Миронова и Александр Сомов – опытные театральные мастера.
Режиссер-постановщик Е.Миронова – выпускница Московской государственной академии хореографии, дипломант Института русского театра, руководитель мимического ансамбля Большого театра, на сцене которого исполняла многие танцевальные партии, работала как балетмейстер и режиссер. Участвовала в постановках ряда театральных церемоний и в создании художественных фильмов. Сотрудничала с известными режиссерами, среди них – Александр Сокуров, Кирилл Серебряников, Роберт Стуруа, Дмитрий Черняков.
Режиссер-балетмейстер А.Сомов – выпускник Московской государственной академии хореографии, дипломант Института русского театра. Исполнял сольные партии в балетных спектаклях Большого театра, снимался в российских кинофильмах. Режиссер и хореограф многих балетных шоу и одноактных балетов.

Танцы придворных в императорском парке

Танцы придворных в императорском парке

Художник по костюмам Елена Нецветаева-Долгалева – выпускница Воронежского хореографического училища, экс балерина Большого театра. В 2002 году открыла артистическую мастерскую, 6 лет спустя окончила Московскую государственную академию хореографии, факультет «Экономики и менеджмента театрально-зрелищных представлений». Возглавляла производственные мастерские в Красноярском театре оперы и балета. Участвовала в постановках ряда российских театров как технолог и художник по костюмам. Сейчас является генеральным директором мастерской театрального костюма ARTDEBUT.DANCE.
Художник-постановщик Сергей Тимонин – выпускник Школы-студии при МХПТ имени А.П.Чехова по специальности «Художник-технолог сцены». С 2002 года работал в Службе художников Большого театра, с 2005 года возглавляет Художественно-постановочную часть. Оформлял спектакли в ряде московских театров, в цирке и на телевидении. С 2015 года является главным художником Московского областного театра драмы и комедии.
Художник по свету Антон Стихин – выпускник Школы-студии при МХАТ имени А.П.Чехова. Работал в качестве ассистента с ведущими российскими и зарубежными мастерами. В настоящее время – художник по свету в Большом театре и Московском драматическом театре на Малой Бронной.

Содержание спектакля

Балет «Хрустальный дворец» рассказывает трогательную историю любви придворных Шута и Шутихи. Действие разворачивается в XVIII веке в Санкт-Петербурге – в драматическую эпоху правления российской императрицы Анны Иоанновны (1693-1740). Племянница Петра I заняла самодержавный престол в 1730 году.

Выезд Императрицы (А.Мути) в сцене охоты

Выезд Императрицы (А.Мути) в сцене охоты

В шести картинах двухактного спектакля предстает множество интересных исторических фактов. В частности, в 1738 году Анна Иоанновна стала основательницей первой русской «Танцевальной Ея Императорского Величества школы», ставшей в последствии Академией русского балета имени А.Я.Вагановой. В основе сюжета – исторический эпизод, имевший место при дворе Анны Иоанновны, которая славилась своей любовью к пышным торжествам и сумасбродным забавам. Однажды она решила поженить во дворце изо льда на реке Неве пару своих придворных шутов…
В первой сцене спектакля Шут и Шутиха предстают в Райском саду. Появляется Амур и ранит их волшебной стрелой. Во второй сцене начинается царская охота. В окружении придворных, слуг, егерей и собак на лихом рысаке выезжает Императрица. Она стреляет из ружья и вскоре ей приносят охотничьи трофеи. Участники охоты устраивают сладостный пикник и радостные танцы. Действие третьей сцены разворачивается в Зимнем дворце. В будуар Анны являются служанки и фавориты. Императрица увлечена государственными делами. Она повелевает создать Кадетский корпус, посылает экспедицию Витуса Беринга на Камчатку, даёт распоряжение о создании «танцевальной школы» по просьбе Жана Батиста Ланде.

Императрица (А.Мути) в окружении юных балерин

Императрица (А.Мути) в окружении юных балерин

Балерина и юные воспитанницы демонстрируют изящные классические па. Всё превращается в Домашний театр. Четвертая сцена предстаёт в парке перед дворцом. В сопровождении свиты и шутов выходит Императрица. В её честь идёт театрализованное представление. Живые картины сменяют друг друга. Танцуют дивные цветы и красочные бабочки, райские птицы и забавные шуты. Наконец, появляется пара влюбленных шутов. Анна умилятся их нежными чувствами и объявляет о свадьбе. Это повод для очередного торжества и веселья. Императрица провозглашает: «Построить Ледяной дворец на Неве-реке между Зимним и Адмиралтейством. Все приглашены!». Оперная дива поёт «Оду во славу Анне!».
Второй акт открывает пятая сцена: на Неве-реке строится дворец изо льда. Шуты на санках везут вырезанные ледяные фигуры для праздника. Перед Ледяным дворцом в саду замёрзших цветов, где обитает Фея, появляется в образе Белой дамы Оперная дива. Она чудесно поёт, и сад постепенно оживает. Всё искрится и сверкает, завораживая сказочной красотой.
В последней сцене спектакля в Ледяной дворец приезжает Императрица с молодожёнами. Фея замерзшего сада цветов дарит невест фату, а Императрица – клетку с райскими птицами. Начинается свадебная церемония в сопровождении всеобщего веселья. Свадебный кортеж шумно уезжает, оставляя новобрачных наедине друг с другом. Ледяной дворец становится для них смертоносным склепом. Представление завершает светлый эпилог; в нём участвуют Оперная дива, хор маленьких ангелов и ансамбль замерзших цветов.

Постановочные аспекты

Воссоздание исторической эпохи на театральной сцене – чрезвычайно сложная и дорогостоящая задача. Руководитель проекта и авторы спектакля смело сделали этот трудный, рискованный шаг и в итоге всецело преуспели. Балет «Хрустальный дворец» величественно предстал на главной российской сцене и превзошёл все ожидания. Чтобы адекватно оценить масштаб и значимость проделанной работы по созданию спектакля, процитируем фрагменты высказываний его главных творцов, которые собрала Татьяна Андрияшина для седьмого номера журнала «Мальтийский вестник» (www.maltavest.com), посвященного российской премьере «Хрустального дворца».
Е.Миронова: «Зритель соскучился по таким полным, ярким и красивым барочным спектаклям. Постановка получилась очень трогательной. Замечу, что после окончания представления на Мальте люди плакали. Для нас это было настоящим шоком. Значит, всё, что мы создали, заставляет чувствовать, а это для постановщиков очень важно!».

Танец Белого павлина в четвёртой сцене

Танец Белого павлина в четвёртой сцене

А.Сомов: «Мы не старались глубоко уходить в интриги того времени. Спектакль совершенно о другом. Это последовательная череда аллегорий, где райский сад (так скажем, аллегория Эдема для Адама и Евы) превращается в конце в «замёрзший сад цветов», – тоже райский сад, но уже переосмысленный, драматический и фатальный для героев этой истории».
Е.Нецветаева-Долгалева: «Хотелось как можно глубже и точнее донести до зрителя общую концепцию…Для стилизованных костюмов XVIII века принципиально нового мы ничего не придумали. Кринолины, корсеты, шляпки, веера, сапожки, туфельки, каблучки, цветы – все то, чем славится барочный век, когда женщины безумно любили себя, а мужчины их любили ещё больше. У каждого созданного образа имеется костюм, оформленный в лучших театральных традициях, что в последнее время, к сожалению, нечасто встречается. Все костюмы расшивались вручную. Специально придумывались узоры, орнаменты. Здесь были очень важны тона и полутона, – всё то, что даёт возможность «читаться» костюму в любом ракурсе».
С.Стихин: «Мы постарались воссоздать атмосферу старинного императорского театра. Это стилистика отображена в живописи: декорации делались по классическим технологиям, но в современном ключе. Эскизы сканировались, накладывались на сетку. Они переводились на ткань, а после этого дополнялись вручную в реальном размере. Были поставлены некоторые театральные эффекты, которые использовались в театрах тех времён: это классический «Полёт на солнце» оперной солистки…Но в тоже время нам не хотелось уходить совсем «в раритет», поэтому мы решили добавить немного современного видения: свет, дым и тому подобное».

Оперная дива (А.Нечаева) поёт «Оду императрице Анне»

Оперная дива (А.Нечаева) поёт «Оду императрице Анне»

Стремление объединить в спектакле танец, оперу и драму полностью отвечает современной тенденции слияния разных театральных жанров ради создания более богатого и многогранного представления. Нужно сказать, что синтез балета и оперы широко практиковался в музыкальном театре на протяжении XVIII и XIX веков. Следуя этим славным, но несколько утраченным традициям, постановщики «Хрустального дворца», помимо балета, оперы и драмы, широко использовали видео – новый жанр искусства, получивший особенно бурное развитие в наше время. Сочетание лучших старых традиций и смелых современных новаций даёт весьма успешный результат. Спектакль выстроен на манер барочного представления, но он не выглядит тяжёлым, растянутым и рыхлым, потому что его оживляют динамичные видеоизображения. Нужно сказать, что весь видеоряд выполнен с тонким вкусом и высоким мастерством. Масштабное представление длится 2 часа 40 минут, включая антракт, и напоминает сказочно красивую праздничную феерию. Яркий, богатый спектакль завораживает гармонией мелодичной музыкой и причудливых танцев, грациозно парящих в ореоле живописных декораций и роскошных костюмов, красочного освещения и эффектного видео.
Необычайно зрелищный спектакль впечатляет режиссерской и хореографической фантазией. Постановщики интересно и оригинально выстроили балетные картины, преданно следуя традициям старинного императорского театра и в то же время изящно вплетая в сценическое действо веяния современного искусства. В частности, масштабные декорации блестяще инкрустированы разнообразными видеозаставками. Особенно эффектно выглядят гипнотические наезды видео, в которых величественно раскрываются золоченые двери анфилады роскошных апартаментов императорского дворца. Высших похвал заслуживает работа художника по костюмам: они созданы вдохновенно, любовно и феноменально. Это истинное пиршество красоты и роскоши! Когда в начале второго акта открывается занавес и предстает «Замёрзший сад цветов», от фантастического видения дивной картины по огромному зрительному залу прокатываются шумные вздохи восхищения и взмывает волна горячих аплодисментов. Трудно передать словами грандиозный восторг, который разом охватывает 6-тысячную публику. Это уникальный сладостно-пьянящий шок! Сценические костюмы, искусно сшитые вручную по канонам XVIII века, несомненно, могут украсить коллекции крупнейших музеев во всех странах мира. Лучшие комплименты нужно высказать и художнику по свету, сумевшему не только оживить сложную сценографию, но и придать её сказочно красивое сияние. Особенно сильное впечатление производит перламутровое свечение декораций во втором акте, когда события разворачиваются в Ледяном дворце. Благодаря мастерству художника, декорации, словно по волшебству, диковинно мерцают, да так морозно и лучезарно, что кажется, будто на сцене воздвигнут дворец из настоящего льда. Видение потрясающее!

Композитор Алексей Шор

Композитор Алексей Шор

Несмотря на увлекательный сюжет, пышное хореографическое действие и роскошное оформление, главным аспектом постановки является колоритная и очень танцевальная музыка. Она отражает богатую эмоциональную палитру: в ней есть теплота и нежность, радость и грусть, восторг и страдание, лиризм и трагизм. Партитура балета насыщена богатыми оркестровыми красками; оркестровка музыкальных номеров чарует изяществом и лёгкостью. В спектакле органично переплетается музыкальная эстетика разных эпох. Характеризуя партитуру Шора, дирижер Клиничев сказал: «Для меня его музыка – взгляд композитора из XXI века на век XVIII-й…Каждый отдельный номер балета имеет свой оттенок и тон, из этих элементов складывается целое…Безусловное достоинство музыки Шора – искренность и естественность. В этой музыке есть настроение, чувство и мелодия». Партитура включает развернутую увертюру на основе лейтмотива, мелодически радужное Адажио, разнохарактерные танцы, трагический финал и светлый эпилог. В работе над партитурой композитор не стремился специально стилизовать её под историческую эпоху.
В итоге балетная музыка, написанная не в барочном стиле, а скорее в кинематографическом, не всегда гармонирует с декорациями и костюмами, стилизованными под XVIII век. Несмотря на историческую атмосферу сценического оформления, стилистика хореографии и лексика танцев также далеки от барочной эпохи, хотя её благотворное влияние периодически ощущается вполне реально. Особенно убедительно это проявляется в многочисленных ансамблях, ажурно и затейливо выстроенных на манер старинных миниатюр. Масштабные хореографические картины, составленные из разнохарактерных танцев и выразительной пантомимы, впечатляют динамикой, гармонией и магией пластических метаморфоз. Наслоение разных хореографических стилей на балетную классику, основу постановки, хотя и придает танцам налет эклектизма, но всё-тики позволяет им, в сочетании с великолепной пантомимой, успешно выразить содержание спектакля и его драматургию.

Танцевальный фрагмент в сцене свадьбы

Танцевальный фрагмент в сцене свадьбы

В этом плане важную роль выполняют многожанровые мизансцены, в разработке которых постановщики явно преуспели. Среди обилия интересных и оригинальных сцен особенно эффектно выглядят картины охоты, зимнего сада, свадьбы и эпилога. Справедливости ради, нужно сказать, что наряду с большими удачами и занятными находками в спектакле всё-таки иногда проскальзывают режиссерские просчёты.
При сочинении партитуры балета композитор постоянно обсуждал с постановщиками всевозможные детали спектакля, что в итоге позволило достичь идеальной взаимосвязи сценического действия и музыкального сопровождения. Страстное увлечение композитора красивой мелодикой, хотя и несколько притушило драматические аспекты балетной музыки, однако в трагическом финале спектакля композиторский талант и творческий диапазон Шора проявились в полной мере. Музыкально-вокальное полотно траурно-просветленного эпилога является не только вдохновенным озарением, но и гениальным творением композитора. Звучащий в эпилоге «реквием» оказался потрясающим апогеем всего музыкально-хореографического действа.

Исполнение

Большую лепту в успех спектакля внес дирижёр Клиничев, возглавивший Симфонический оркестр, составленный из музыкантов ведущих коллективов Москвы. Дирижеру удалось достичь чрезвычайно важного единства танцевальной сцены и оркестровой ямы, а также придать звучанию мелодической музыки должный драматизм и рельефную образность. К сожалению, из за плохого качества звуковых усилителей трудно судить об особенностях и тонкостях музыкальной партитуры, а также о специфике интерпретации дирижера и оркестра.

Дуэт Шута (И.Васильев) и Шутихи (М.Виноградова)

Дуэт Шута (И.Васильев) и Шутихи (М.Виноградова)

Балет поставлен в классических традициях, что сегодня является большой редкостью. Полифоническая хореография, выстроенная убедительно и тщательно, но без ярких новаций, создана в расчете на большой ансамбль исполнителей и звездный состав солистов. В сложных вариациях и дуэтах они уверенно и с блеском подтверждали свою репутацию и славу. Главные партии Влюбленных, Шута и Шутихи, виртуозно исполнили Иван Васильев, премьер Михайловского театра, и Мария Виноградова, ведущая солистка Большого театра. Необычайно гармоничный дуэт, как на сцене, так и в жизни, пленял танцевальным и артистическим мастерством. В эффектных вариациях Васильев потрясал зрителей каскадами мощных и высоких прыжков; словно комета, он летал над сценой в энергичных шпагатах и жете. При этом он ещё идеально проделывал десятки туров стремительных вращений, вызывая в зрительном зале одновременно головокружение и аплодисменты. Воздушная Виноградова чаровала изяществом и красотой романтического танца, элегантностью текущих линий и грациозностью певучих рук. Дивная балерина особенно ярко блистала в ювелирных фуэте. В дуэтах артисты мастерски исполняли замысловатые акробатические поддержки и получили бурные овации, когда Виноградова скульптурно замерла над головой Васильева, победоносно державшего её на высоко поднятой руке. В образах Феи замёрзшего сада и Королевы бриллиантов превосходно выступила Мирия Аллаш. Прима-балерина Большого театра восхищала совершенством классической техники, чистотой изысканного танца, благородством и магией каждого па и жеста. Образ русской Императрицы царственно воплотила знаменитая итальянская киноактриса Орнелла Мути.

 На поклонах: И.Васильев, А.Мути и М.Виноградова

На поклонах: И.Васильев, А.Мути и М.Виноградова

Её выбор на роль Анны Иоанновны был неслучаен: «Я люблю русскую культуру – она часть меня». Снявшаяся в более сотне фильмов, Мути впервые оказалась в балетном спектакле и весь сценический текст произносила по-русски. Любовь в музыке, балету и русские корни помогли кинозвезде успешно справится не только с драматический ролью. В сцене свадьбы она прелестно исполнила маленький русский танец. Образ Оперной дивы достойно воплотила Анна Нечаева, солистка Большого театра. Свой первый номер, «Оду императрице Анне», она величественно пела, находилась высоко над сценой, совершая знаменитый трюк «Полета на солнце» – элемент театральной стилизации в духе галантного века.
В спектакле принимали участие артисты ведущих музыкальных театров, учащиеся «Школы классического танца» Геннадия и Ларисы Ледях, Детский хор Большого театра под руководством Юлии Молчановой. Танцующие дети демонстрировали свои способности во многих сценах балета и всегда производили сильное впечатление. Милые и забавные они вначале появились в будуаре Императрицы и устроили вокруг неё очаровательные танцы. Особенно трогательно выглядели поющие дети, занятые в эпилоге. Собравшись в стайку, они воплощали хор маленьких ангелов: с белыми крылышками и горящими свечами дети смиренно встали на колени и одухотворенно запели. Их высокие светлые голоса излучали радужные флюиды, в ореоле которых великолепно звучал сильный и богатый голос Оперной дивы. В хоре детей дважды солировал мальчик: от красоты его чудесного голоса и дивной альтовой арии в огромном зале воцарилась особо почтительная тишина: 6 тысяч зрителей, затаив дыхание, слушали божественное пение Ангела!

Послесловие

По окончании представления столичная публика, собравшаяся на единственный показ балета «Хрустальный дворец», долго и восторженно аплодировала, причём стоя, что свидетельствовало о его грандиозном успехе. Именно грандиозном, потому что московская публика является самой взыскательной во всём мире. В завершении обзора нужно горячо поздравить всех авторов и исполнителей сказочно красивого спектакля. Российская премьера балета «Хрустальный дворец» стала не только важным событием в культурной жизни Москвы, но и ярким, незабываемым праздником высокого искусства! После показа в Москве спектакль отправится в гастрольное турне и предстанет в крупнейших столицах мира. При этом «Хрустальный дворец» будет непрерывно совершенствоваться и со временем станет одним из лучших творений в балетном искусстве нашей эпохи. Вполне возможно, что спектакль обретет и ранг прекрасного полномочного посла искусства России – страны богатейшего культурного и духовного наследия. Нет сомнений, что у «Хрустального дворца» – светлое и лучезарное будущее!

Фото D.R.