«ВЕРТИКАЛЬ» МУРАДА МЕРЗУКИ – ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ 18-й БИЕННАЛИ ТАНЦА В ЛИОНЕ
24/09/2018 – Виктор Игнатов
14 – 27 сентября 2018, Maison de la Danse, Lyon

Biennale de la Danse – крупнейший фестиваль современного танца во Франции. Он традиционно проходит в сентябре месяце в Лионе. За 20 дней нынешнего сезона было показано 42 спектакля, состоялось 12 мировых и 11 французских премьер. Программа фестиваля, мастерски составленная артистическим директором Доминик Эрвье, впечатляла редкостным богатством новинок. Среди них важнейшей стала мировая премьера пьесы «Вертикаль», в которой выдающийся хореограф Мурад Мерзуки открывает новые горизонты в танце хип-хоп. Показанная с триумфальным успехом и рекордное на фестивале число раз (13!), «Вертикаль» позволила виртуозам хип-хопа оторваться от животворной земли, чтобы танцевать в пространстве и создавать новаторские формы трёхмерной пластики.

Мурад Мерзуки – талантливый новатор танца

Родился в 1973 году в Лионе. В 7-летнем возрасте начал заниматься цирковыми и боевыми искусствами. В 15 лет познакомился с культурой хип-хоп, и она увлекла его в мир танца. В 1989 году вместе с тремя танцовщиками основал труппу Accrorap и активно занялся развитием жестикуляции. В 1994 году на лионском фестивале Biennal de la Danse труппа показала пьесу «Athina», перенеся на сцену уличный танец хип-хоп. Два года спустя Мерзуки основал свою собственную труппу. Она была названа «Käfig», как и её инаугурационная пьеса. На арабском и немецком языках «Käfig» означает «клетка». Приняв этот титр для своей труппы, хореограф выражает стремление к открытости и отказу от замкнутости в едином стиле.
В 2006 году Мурад занялся созданием новой творческой платформы и стал руководителем Хореографического центра Поль Пик, открытого в Броне в 2009 году. В июне того же года Мерзуки возглавил Национальный хореографический центр Кретея и Валь-де-Марна. В 2013 году организовал Фестиваль Калипсо, пропагандирующий танец хип-хоп. В 2016 году Мерзуки стал артистическим советником Pol en Scènes, объединившего в Броне три театральных центра. Хореограф поддерживает Ассоциацию Лака Туш «Танец души через жест».

Концепция пьесы «Вертикаль»

20 лет тому назад отважный Мерзуки буквально поднимался на стены лионского Дом танца. Теперь здесь состоялась мировая премьера его пьесы «Вертикаль», в которой он увлекает нас новым исследованием пространства. Используя устройства Фабриса Гийо, сотрудника компании Retouramont, объединяющей специалистов по технике полета, хореограф покидает землю.

Vertikal После уникального эксперимента с 3D, осуществленного в опусе «Pixel» (2014), в пьесе «Вертикаль» Мерзуки открывает новые возможности для танца хип-хоп. Несмотря на сохранение его эстетики, здесь рождаются невиданные композиции, формы и связки. Свой замысел хореограф выразил так: «В этой постановке я хочу иметь новый подход к пространству – к вертикальности. Я сталкиваюсь с пространством, где движение жонглирует и забавляется гравитацией, но не затрудняется ею. Отношение к земле, первостепенное для танцовщиков хип-хопа, здесь принципиально изменено. Акробатические игры и взаимодействия между танцовщиками теперь нарушены: артисты поочередно могут меняться ролями в поддержках или быть вольтижёрами и марионетками, подвешенными на тросах и оживляемыми своими партнёрами, находящимися на сцене. Эта новая «поверхность» для танца ставит вопрос – как овладеть воздухом для оживления движений? В этом исследовании должны родиться интересные решения. Устройства, которые будут использоваться при вертикальном танце, позволят обрести новые ощущения – лёгкость, иллюзию, идиллию полета. В этой постановке меня вдохновляло стремление перерисовать палитру движений, нарушить их ориентиры при сохранении лексики хип-хоп. Я представляю себе новую пьесу как гибридизацию и инверсию кодов танца хип-хоп – на нити и в балансе».
В знаменитом опусе «Pixel», который за истекшие четыре года был показан 350 раз (!) и получил всемирный успех, Мерзуки исследовал проекцию движения в трёхмерном и виртуальном пространстве. В пьесе «Вертикаль» хореограф оторвал своих ассов хип-хопа от животворной земли и позволил им исполнять новые каскады в воздухе. Благодаря трюкам, которые придумал Мерзуки, танец хип-хоп, родившийся на бетонных городских площадках, теперь эффектно взлетает и виртуозно пульсирует в сценическом пространстве. В пьесе «Вертикаль» хореограф талантливо смешивает искусство цирка – акробатику и вольтижировку, которыми он занимался в детстве, с танцем хип-хоп, в котором достиг поразительных высот, и который стал его визитной карточкой и творческим брендом.
VertikalПреданно исповедуя культуру хип-хопа, Мерзуки продолжает исследовать и развивать свой излюбленный танец, непрерывно создавая новые пластические чудеса. В непрерывном потоке потрясающих постановок Мерзуки пьеса «Вертикаль» оказалась наиболее смелым и поистине гениальным творением. Важнейшим компонентом спектакля является необычайно красивая и экспрессивная музыка. Работая в тесном сотрудничестве с хореографом, её сочинил Арман Амар. Используя широкую звуковую палитру струнных и электронных инструментов, а порой и дивного женского голоса, талантливый композитор создал разнообразный эмоциональный мир, в котором, благодаря озарению хореографа, каждая музыкальная тема как бы обретает пространственную рельефность и становится видимой! В ритмичную музыку, пленяющей мелодикой и энергетикой, вплетаются романтические и лирические темы, искусно инкрустированные сольными партиями скрипки и виолончели, рояля и гармони, ксилофона и бубна. Музыка звучит гипнотически и формирует живую духовную атмосферу.
Хореографические и сценические аспекты «Вертикали»
Представление разворачивается таинственно и динамично как бы в потустороннем мире, который придумал сценограф Бенжамен Лебретон. По ходу пьесы на фоне мягко светящегося задника постепенно возникают пять высоких панелей, активно используемых в развитии танцевального действа. Напоминая массивные золотые плиты, украшенные замысловатыми графическими символами, панели часто движутся вдоль сцены: они сдвигаются и раздвигаются, создавая разные композиции, в которых периодически исчезают все или некоторые артисты. Выстроенное с феноменальной фантазией и обилием ярких новаций, представление составляют удивительные игры и забавы пяти танцовщиков и пяти танцовщиц. Одетые в зелёные или синие брюки, майки и футболки, артисты похожи на группу отважных скалолазов, оказавшихся в мире загадочных высот.

vert2Освоение таинственного пространства начинается с появления четырёх парней в тёмной и узкой расщелине. Благодаря смелой и оригинальной акробатике, им удается выбраться на свободное сценическое пространство, в сумраке которого проявляются две панели. Затем они преобразуются то в трио, то в дуэт. Именно с участием этих высот и начинается магические танцевальное действо, где всё пластично течёт и непрерывно изменяется. Описать столь идиллический поток фантастических и захватывающих видений почти невозможно, так как всё происходящее возникает как бы по волшебству в мире сказочно красивых хореографических иллюзии.
По ходу представления панели занимают разное расположение, тем самым формируя многочисленные сценические картины, в которых возникают всё новые и новые гипнотические видения. Щедро наполненные прекрасной музыкой и органично связанные с нею, видения рождаются, развиваются и преображаются, создавая непрерывный пластический поток, в котором проистекают соло и дуэты, трио и квартеты, исполняемые как отдельные номера, так и в партнёрстве друг с другом. Танцевальные ансамбли, часто синхронные и ритмичные, пленяют композиционным и лексическим разнообразием, а также текучей пластикой причудливых метаморфоз. Благодаря акробатическим полётам части исполнителей, устанавливается живая взаимосвязь сцены и пространства; в то же время за счёт идеальной гармонии воздушных танцев и музыки как бы происходит её визуализация. Периодически в ансамблях причудливо соединяются несколько танцевальных дуэтов. В свою очередь они трансформируются и с помощью нитей оказываются в трёхмерном пространстве, в котором творят пластические чудеса вдоль золотых вертикалей.

VertikalФилигранно выстроенное хореографическое действо завораживает особой стилистикой и лексикой танца. Преданно следуя эстетике хип-хопа, хореограф лишь иногда позволяет своим ассам демонстрировать на сцене свои феноменальные способности в исполнении эффектных трюков хип-хопа. Но основным и революционным содержанием спектакля является модернизация танца хип-хоп за счёт влета и полета исполнителей в сценическом пространстве. Периодически становясь как бы вольтижерами, артисты, однако, не утратили свои лучшие танцевальные качества, хотя лексика движений принципиально изменилась. Уникальные элементы и трюки хип-хопа обрели, помимо полётной воздушности и оригинальности форм, совершенно новое визуальное и эмоциональное восприятие у зрителя.
Главная особенность трёхмерного действа состоит в том, что артисты, подвешенные на невидимых нитях, не просто парят над сценой, а являются участниками танцевальных номеров, которые разворачиваются как на сцене, так и на панелях. Эти необычайно сложные и одновременно причудливые взаимосвязи между артистами формируют удивительные пластические видения: они пленяют своей фантастической красотой и музыкальной кантиленой. Поистине обворожительно выглядят лирические дуты, в которых партнеры вначале танцуют на сцене, а затем постепенно возносятся в пространство и под звучание прекрасных мелодий гипнотически парят в дивных кольцевых вращениях, видение которых останавливает дыхание в зрительном зале. Нельзя не отметить и весьма специфический дуэт, в котором партнеры, грациозно извиваются, как змеи, и вдохновенно сплетают текучие композиции под отдаленные звуковые флюиды. Большое впечатление производят сольные выступления танцовщиков, подвешенных на каучуковых тросах, позволяющих им проделывать необычайно эффектные акробатические и силовые трюки.

vert3Потрясающе предстаёт феноменальный финал «Вертикали». Завершив увлекательное исследование пяти высоких панелей, артисты устраивают демонстрацию танцевально-акробатических новаций: парни подбрасывают девушек высоко над головой, и они, словно птицы, взлетая возле панелей, устремляются к их сверкающим вершинам, в то время как танцовщики объединяются в синхронные ансамбли и виртуозно исполняют каскады затейливых прыжков. Эта масштабная трёхмерная композиция преображается несколько раз, восхищая полифоническими формами и пластическими метаморфозами. В завершении представления бурлящий танцевально-акробатический фейерверк неожиданно прерывается, и по всему объему живописно освещенного пространства артисты замирают в скульптурных позах. Потрясенная столь ярким зрелищем, публика разом встала и устроила бурные овации! Это был грандиозный триумф талантливых творцов и виртуозных исполнителей головокружительной «Вертикали»! Несмотря на невероятное напряжение, высокий темп и физическую трудность танцев, все артисты блистательно исполнили свои партии, и по завершении этого захватывающего, но изнурительного для них марафона по «Вертикали» предстали на поклонах как истинные победители и герои! Браво!
Credit photos: Michel Cavalca