АНЖЕЛЕН ПРЕЛЬЖОКАЖ ПРЕДСТАВИЛ ДИВНУЮ «ТЯЖЕСТЬ» НА БИЕННАЛИ ТАНЦА В ЛИОНЕ
24/092018 – Виктор Игнатов
20 – 24 сентября 2018, TNP – Grand Théâtre, Villeurbanne. 7 – 22 февраля 2019, Théâtre National de la Danse Chaillot, Paris.

В рамках 18-го сезона Biennal de la Danse – крупнейшего фестиваля современного танца во Франции, триумфально прошла мировая премьера пьесы А.Прельжокажа «Тяжесть». В полуторачасовом представлении выдающийся хореограф исследует силу земного притяжения, используя оригинальные движения и связки, балансы и позы. 13 артистов блистательно исполняют загадочный и абстрактный дивертисмент, в котором гравитация проявляется в разных измерениях и аспектах. Танцевальное исследование силы тяжести разворачивается под музыку многих композиторов. В завершении многоликого действа гипнотически предстаёт «Болеро» М.Равеля в эффектной хореографической версии. Важный вклад в успех постановки вносят сценические костюмы Игоря Чапурина и освещение Эрика Сойера.

Анжелен Прельжокаж – один из наиболее талантливых и продуктивных хореографов Франции. На протяжении последних 30-и лет мне посчастливилось видеть его многочисленные постановки. В каждой новой работе хореограф не только преданно следует своему стилю современного танца, но и успешно развивает его за счёт, прежде всего, усложнения и совершенствования как композиционных решений, так и лексических средств. Подтверждением тому является «Тяжесть» – новая пьеса Прельжокажа, поставленная для 13-и танцовщиков.

Gravité Свой замысел хореограф выразил так: ««Тяжесть» говорит о гравитации. Это именно то, с чем я сталкиваюсь на протяжении 30-и лет. Какие возможности у нашего тела, здесь я имею ввиду Спинозу, и что может сделать тело, испытывая силу тяжести? Мы знаем наши способности; задача этого спектакля состоит в том, чтобы представить разные виды тяжести. Как выразить хореографическим исследованием и работой с танцовщиками чувства тяжести иные, чем наши? Как это сделать через мышечную деятельность и через ощущения, возникающие в движении, связанными с различной тяжестью». Все эти идеи и замыслы успешно реализованы и результат впечатляет. По окончании первого представления «Тяжести» публика устроила бурные и долгие овации, причём стоя! Чем же Прельжокаж так восхитил публику? Каковы главные достоинства и особенности нового спектакля? Успех хореографа состоит, главным образом, в том, что он выбрал чрезвычайно интересную и универсальную тему, а для её исследования и развития придумал новые увлекательные пути. В итоге спектакль получился удивительным и многообразным. Важная роль в раскрытии его сути принадлежит музыкальному сопровождению и сценическому оформлению. Хореографические картины органично проистекают в потоке разнохарактерной музыки. Широкую и контрастную звуковую палитру – от барокко до современного авангарда, составляют фрагменты произведений Иоганна Себастьяна Баха и Мориса Равеля, Дмитрия Шостаковича и Яниса Ксенакиса, Филипа Гласса и Дафта Пунка. Эта музыка даёт разный эмоциональный настрой и формирует многоликую атмосферу для череды картин танцевального действа. Сценические костюмы для пьесы создал Игорь Чапурин, известный русский модельер, оформивший уже 12 спектаклей в Большом театре России. Первое творческое сотрудничество Чапурина с Прельжокажем состоялось в 2010 году при работе над постановкой «Suivront mille ans de calme», мировая премьера которой прошла в Большом театре.

PRELJ2BВ 2016 году Чапурин переделал ряд костюмов для балета Прельжокажа «Ромео и Джульетта». Теперь талантливый модельер придумал оригинальную коллекцию сценических костюмов, которая помогает хореографу успешно выразить свои замыслы в пьесе «Тяжесть». Среди чёрных и белых монохромных одежд наиболее интересно выглядят мужские и женские туники, выполненные из полосатой гофрированной ткани, а также мини-юбки, напоминающие маленькие облака, созданные из лиловой вуали. Пьеса «Тяжесть» предстает в таинственной атмосфере, которая в значительной степени зависит от сценического освещения, искусно разработанного Эриком Сойером. Танцевальное действие разворачивается на фоне тёмного экрана, за которым периодически и мистически медленно то опускается, то поднимается продольная полоса светящегося неона. На самой же сцене появляются её освещенные фрагменты разной формы, причем порой они наплывают друг на друга и загадочно вращаются, придавая танцам иллюзорную невесомость и трёхмерную объёмность. Локальное освещение самих танцовщиков наделяет их тела не только скульптурной рельефностью, но и парящей воздушностью.
Пьеса «Тяжесть» предстает как непрерывный поток хореографических картин, иллюстрирующих разные возможности человека, находящегося под влиянием земной гравитации. Увлекательное путешествие в мир фантастических видений начинается магически: под странное шипение на тёмной сцене постепенно проявляются очертания неподвижно лежащих человеческих тел; возникают отдаленны звуки просветленной музыки и 13 персонажей медленно пробуждаются, начинается их интригующий путь по неведомым просторам гравитации.

PrelJ3Артисты сплетают пластические композиции, в которых вес их тел не только доминирует над танцем, но и определяет характер движений, а также их скорость. Танцевальное действие украшает множество быстрых и ритмичных ансамблей, часто инкрустированных эффектной и синхронной жестикуляцией. Выстроенные тщательно и с фантазией, они развиваются энергично и динамично, блистательно демонстрируя специфику хореографического стиля Прельжокажа. В многоликом танцевальном потоке, впечатляющем разнообразием лексики, хореограф представляет ряд великолепных дуэтов. В некоторых из них образно проявляется не только чувственное, но и духовное притяжение между мужчиной и женщиной, превосходя поиск чисто физического смысла во взаимоотношениях между партнерами. Мужские дуэты захватывают энергетическим накалом, танцевальной виртуозностью и акробатической новацией. Необычайно ярко предстаёт оригинальный номер с участием трёх танцовщиков, пленяющих забавными поддержками и гимнастическими комбинациями, созвучными с красочной музыкой. Все 13 артистов, великолепно исполняющие, часто в замедленном темпе, сложные балансировки и замысловатые связки, участвуют в поиске новых композиционных форм, противостоящих силе гравитации. Богатый хореографический язык воспевает картины истинной красоты и чистоты. Несмотря на абстрактные танцы и образы, «пьеса рассказывает о гравитации, одной из фундаментальных сил, которые управляют вселенной».
В завершении представления Прельжокаж преподносит публике потрясающий сюрприз – хореографическое переосмысление знаменитого «Болеро» М.Равеля. Гипнотическая 17-минутная миниатюра предстаёт как замысловатый эксперимент, который проводит группа артистов, совместно воздействуя на земную гравитацию. Загадочный опус, вдохновенно и филигранно выстроенный хореографом, открывает видение плотного кольца артистов, находящихся в пятне белого света. В белых спортивных одеждах, исполнители похожи на хорошо организованную команду молодых людей, занявших исходную позицию, чтобы начать исследование гравитации с помощью новых хореографических средств.
PrelJ4Со звуками нежной мелодии флейты кольцевая композиция медленно оживает. Вначале рождаются волнообразные движения рук и мягкие пульсации тел. Затем жесты обретают резкость и как бы прорезают пространство, чтобы проникнуть в него для воздействия на гравитацию. Пластическая композиция и графическая жестикуляция постепенно становятся всё более объёмными, появляются затейливые развороты и акробатические связки, скульптурные поддержки и оригинальные раскачивания. В плавно пульсирующем ансамбле органично возникают мужская и женская группы. Они красиво переплетаются, формируя дуэты, которые порой замирают в эффектных позах, но вскоре растворяются в водовороте акробатических новаций. С увеличением темпа и силы музыкальных звуков движения проистекают более быстро и энергично, танцевальный ансамбль начинает трансформироваться и расширяться: при этом он приобретает более сложную конструкцию и напряженную динамику. Поток абстрактных пластических метаморфоз непрерывно разрастается, завораживая причудливой структурой и лексикой. В мощном оркестровом финале живая, ритмично пульсирующая композиция достригает наивысшего масштаба. Страстная, бурная музыка неожиданно обрывается: ансамбль мгновенно сжимается в плотное кольцо, и оно замирает.
Затем под ностальгическое музыкальное сопровождение танцевальный ансамбль распадается на две группы, и каждая из них бережно раскладывает по сцене поочередно увядающих артистов. Остается лишь одна танцовщица. Она медленно исполняет прощальное соло и ложится на сцену. Всё погружается в густую темноту, с которой также магически начиналась эта фантастическая хореографическая фреска.
Crédit photos: Jean-Claude Carbonne