КИТАЙСКАЯ ВЕРСИЯ «ЩЕЛКУНЧИКА» – ВОЛШЕБСТВО МУЗЫКИ, ТАНЦА И КОСТЮМОВ
29/10/2018 – Виктор Игнатов
24 октября – 4 ноября 2018, La Seine Musicale, Paris

После гастролей в Парижской опере (2009) и в Национальном театре танца Шайо (2013) труппа Национального балета Китая под руководством Фэн Ин выступает на сцене Музыкальной Сены. Высокопрофессиональный коллектив 11 раз покажет знаменитый балет П.И.Чайковского «Щелкунчик», созданный в 2010 году. Двухактный спектакль, поставленный на сказочный сюжет, является уникальным синтезом классического танца и китайского фольклора. Особое восхищение вызывают картины борьбы драконов и тигров, журавлиных танцев и феерического бала. Представление пленяет живописными декорациями и дивными сценическими костюмами. В исполнении балета участвуют 70 китайских артистов, 60 французских музыкантов Orchestre Pasdeloup и детский хор La MaÎtrise des Hauts-de-Seine.

Национальный балет Китая

Труппа была основана в 1959 году. Прославленный коллектив составляют выпускники крупнейших хореографических академий Китая. Репертуар труппы включает более двух сотен произведений, некоторые их них получили международное признание и мировую известность. Гордостью репертуара являются балетные спектакли – «Лебединое озеро», «Жизель», «Баядерка», «Дон Кихот», «Онегин», «Золушка», «Кармен», «Маленькая сирена», а также оригинальные постановки – «Красный женский отряд», «Жёлтая река», «Павильон пионов», «Жёны и наложницы», «Зов журавля», «Свет сердца», «Щелкунчик» (в китайской версии). Многие артисты, хореографы и музыканты труппы являются лауреатами международных конкурсов и сотрудничают с известными деятелями соответствующих видов искусства. В Китае труппа имеет широкую популярность: коллектив представляет спектакли высокого качества на многих сценах и участвует в артистических событиях по всей стране.

Первая картина – новогоднее народное гуляние

Первая картина – новогоднее народное гуляние

Фэн Ин – руководитель Национального балета Китая

Фэн Ин – выдающаяся балерина и хореограф. В 1979 году она окончила Пекинскую академию танца и была принята в труппу Национально балета Китая. В 1982 году талантливая балерина проходила стажировку в Парижской национальной опере, где танцевала под руководством Мориса Бежара, Розеллы Хайтауэр и других балетмейстеров. Став первой танцовщицей в труппе Национального балета Китая, Фэн Ин исполняла главные партии во многих спектаклях, среди которых «Лебединое озеро», «Жизель», «Дон Кихот», «Красный женский отряд». В 1997 году балерина начала карьеру хореографа и педагога. Её ученицы завоевали звание лауреатов на крупных международных конкурсах. В феврале 2009 года прославленная прима-балерина была назначена на должность директора и художественного руководителя труппы. Фэн Ин работает и как хореограф, обогащая репертуар труппы новыми постановками. Она обновила хореографические редакции балетов «Щелкунчик» (в китайской версии) и «Весна священная», а также классических шедевров – «Дон Кихот» и «Жизель». Фэн Ин стала инициатором первого исполнения артистами труппы балетов «Зов журавля» в сентябре 2015 года и «Свет сердца» в сентябре 2017 года.

Китайская версия «Щелкунчика»

Двухактный балет на музыку П.И.Чайковского был создан благодаря творческим усилиям большого коллектива специалистов: над постановкой работали талантливые хореографы Зхао Мин, Ван Йюан и Фэн Ин. Спектакль является не только украшением репертуара труппы, но и её несомненной гордостью. Вот почему для первых гастролей Национального балета Китая в новом зале Музыкальной Сены, огромном центре культуры, открытом в апреле 2017 года, был выбран именно «Щелкунчик». Представления спектакля в Париже вызвали большой интерес. Это связано с тем, что сказочный сюжет, необычайно популярный как для детей, так и для взрослых, увлекательно разворачивается на сцене в органичном слиянии балетной классики и китайского фольклора. Нужно сказать, что, несмотря на смелый вызов – объединение совершенно разных эстетик (восточной и европейской), хореографическое действие выстроено настолько искусно и гармонично, что, гениальная музыка Чайковского проявляет и свою универсальность: она позволяет полноценно развивать драматургию европейского балета, выстроенного в традициях китайской культуры. Как известно, сказочные события популярного балета Чайковского разворачиваются в рождественский праздник в небольшом немецком городке: девочка (Клара или Маша) получает в подарок от своего крёстного забавную куклу – уродца Щелкунчика.

Вторая картина - семейное празднество Нового года

Вторая картина – семейное празднество Нового года

В китайской версии балета эта история происходит в новогодний праздник в большом городе современного Китая, героиню зовут Юань-Юань, и она попадает в сказочный мир, где нет злых мышей, зато появляются драконы и тигры, а вместо снежинок танцуют грациозные аисты…
Спектакль идёт почти два часа, включая антракт, и захватывает ярким хореографическим действием. Танцевальные картины выстроены в традициях балетной классики, но они развиваются в органичном синтезе с китайским фольклором: балерины исполняют изящные вариации на пуантах, сплетая с партнерами затейливые композиции, характерные для народных празднеств. Выступления солистов украшают сложные элементы балетной классики, а также эффектные трюки цирковой акробатики. Сказочное сценическое действие предстаёт в красочном китайском оформлении; оно производит необычайно сильное впечатление благодаря искусно созданному освещению. Живописную сценографию составляют огромные фарфоровые вазы и парящие над сценой блюда, ажурные панели из резного дерева и большие красные бумажные фонари, золоченое панно с танцующими журавлями и сценическая заставка с замёрзшими цветами, двухслойный задник с серебристой спиралью и космическим свечением…Важную роль выполняют и художественные фотографии, на которых запечатлены персонажи спектакля в ходе семейного праздника. По ходу представления на сцене появляются многочисленные театральные аксессуары – воздушные шары, праздничные флаги, цветочные гирлянды, игрушечная пушка и новогодний шоколад в виде огромного золотого слитка.

Ансамбль, олицетворяющий китайский фарфор

Ансамбль, олицетворяющий китайский фарфор

Как только открывается занавес, публика ахает от восторга: взору зрителей престает потрясающе-красивая и пленительно-динамичная картина новогоднего праздника. На фоне живописно парящих крыш домов и кудрявых садов на сцене разворачивается многоликое народное гуляние. Чего здесь только нет? Молодёжные игры, цирковые номера, забавная суета – всё сверкает праздничным весельем и радостным настроением, добродушным озорством и искромётным юмором. Эта бурная сценическая феерия ослепляет красотой и разнообразием сценических костюмов. Необычайно интересные и красочные, они являются изящным воплощением современных тенденций китайской моды и славных традиций западно-европейского балета. Стройные балерины грациозно танцуют на пуантах и одновременно сверкают изящными нарядами, созданными с тонким вкусом и богатой фантазией.
Сценические костюмы являются важным достоинством и особенностью хореографического действия. В многочисленных картинах появляются всё новые и новые персонажи в удивительных костюмах, от яркости и великолепия которых порой кружится голова. Такого пиршества сценических костюмов в европейских театрах почти не бывает. Для иллюстрации отмечу лишь несколько наиболее впечатляющих сцене, в которых костюмы поражают своей оригинальностью. Это проявляется прежде всего в картине, когда после ухода гостей героиня сказки засыпает в пустом зале. Часы бьют полночь и девочка попадает в волшебно преображенный мир. В европейской версии балета здесь начинается сражение оживших игрушек и серых мышей со главе с Мышиным царем. Напряженный бой с выстрелами пушек выигрывает отважный Щелкунчик; он превращается в красивого юношу – Принца. В китайском спектакле сражение происходит между игрушечными тиграми и страшными монстрами. Обе группы персонажей производят сильное впечатление не только своими динамичными танцами, но и сценическими костюмами: исполнители в образных нарядах пленяют и театральными масками. Потрясающе выглядит белоснежная волшебная фея: словно огромная лебедица, она плавно скользит по сцене, а широкие взмахи её крыльев взлетают почти до колосников.

 Танцевальный ансамбль грациозных журавлей

Танцевальный ансамбль грациозных журавлей

Поистине гениально придумана и поставлена финальная картина первого акта, в которой звучат прекрасная музыка и чудесное пение детского хора, но вместо традиционного порхания снежинок на сцене танцует стая журавлей. В Китае эти птицы являются символом мудрости и долголетия, поэтому данная хореографическая картина создана с особой фантазией и вдохновением. Наряду с изящными танцами, причудливый ансамбль стройных балерин восхищает дивной красотой сценических костюмов. Искусно стилизованные под образ грациозных птиц, балерины чаруют «вуалевым опереньем» белоснежных пачек с изысканным вкраплением чёрной орнаментовки.
Второй акт открывает удивительная картина: в клубах белой стелящейся дымки появляется женский ансамбль. Воздушные балерины в белых платьях с тонкими синими узорами и в головных уборах, похожих на вазы, демонстрируют не только элегантность женского танца, но и великолепие китайского фарфора. Далее идет картина сказочного бала. Фантастическая феерия завораживает яркостью хореографической фантазии и богатством сценических костюмов, что невозможно передать словами. Многочисленные танцевальные номера блистательно предстают под разнохарактерную музыку, пленяя озарениями и новациями как хореографов, так и художников. Например, испанский танец исполняют два динамичных дуэта: в золоченых платьях и костюмах артисты необычайно интересно используют веера. Танцовщицы выступают с небольшими красными веерами, танцовщики – с огромными золотыми веерами, которыми эффектно обрамляют оригинальные вариации своих партнерш.

Восточный танец в ходе сказочного бала

Восточный танец в ходе сказочного бала

Магически предстаёт Восточный танец: четверо юношей благоговейно выносят на высоко поднятых руках юную красавицу, завернутую в зеленые вуали. Вначале она плавно партит на руках юношей; потом, раскрутившись из длинной полосы вуали, на фоне её причудливых форм девушка томно танцует чувственную вариацию. В конце номера она закручивается в свою вуаль, и юноши бережно уносят это восточное чудо. Необычайно красиво и трогательно предстает дуэт, в которой юноша забавляется с бабочкой. Балерина в лёгком платье, напоминающем бабочку, игриво танцует с партнером, который удерживает её на длинной ленточке. Когда же ленточка разрывается, и бабочка улетает, юноша огорчается. Но бабочка возвращается, и дуэт продолжается теперь уже более радостно. Искрометно и задорно разворачивается китайский танец, сотканный из затейливых связок и акробатических трюков. Номер виртуозно исполняют артисты в красных костюмах, которые делают их похожими на праздничные украшения и куклы. Когда же на сцене появляется новогодний шоколад в виде огромного золотого слитка, из него выбегает дюжина забавных малышей, и публика их приветствует шквалом аплодисментов. Среди этого ансамбля танцующий детей, одетых в золотые костюмы, особенно интересно выглядит самая маленькая, пухленькая солистка в красном эстрадном платье. Финал сказочно-красивого бала венчал танцевальный и огненный фейерверк!

Исполнение

В представлениях участвуют 70 молодых и замечательных артистов. Все они демонстрируют хороший уровень классического танца и цирковой акробатики. Большое впечатление производят многочисленные ансамбли: разнообразные и тщательно отшлифованные композиции пленяют редкостной синхронностью и музыкальностью. Наиболее ярко блистают своим техническим и артистическим мастерством прекрасные солисты.

Дуэт героев (Цао Шутси, Ма Сьяодун) в финале сказочного бала

Дуэт героев (Цао Шутси, Ма Сьяодун) в финале бала

На премьерном представлении главные партии исполняли звезды труппы: прелестная Цао Шутси (Юань Юань), мужественный Ма Сьяодун (Щелкунчик) и грациозная Цю Юньтин (Королева аистов). Каждый из них убедительно воплощал свой сценический образ и выразительно танцевал свою сложную партию, насыщенную интересными и специфическими движениями. Наиболее эффектно предстал финальный дуэт героев. В белоснежных костюмах, украшенных золотыми узорами, солисты демонстрировали россыпи дивных движений и поз. Среди элементов балетной классики были исполнены стремительные пируэты и полетные шпагаты, виртуозные фуэте и воздушные жете. Особенно сильное впечатление производили оригинальные связки и замысловатые поддержки. В одной из них солистка долго парила в красивой позе, находясь над головой партнера, который, держа балерину на одной вытянутой руке, умудрялся горделиво шествовать по сцене. Затем последовали затейливые пластические метаморфозы, в завершении которых дуэт скульптурно замер в окружении всех участников сказочного бала.
Важный вклад в успех спектакля вносят и 60 музыкантов L’Orchestre Pasdeloup. Это старейший симфонический оркестр Франции. Он успешно выступает на протяжении полутора века, вдохновенно исполняя произведения как классические, так и современные, а также сопровождая танцевальные, вокальные и многожанровые сценические постановки. При исполнении балетной партитуры Чайковского французский оркестр звучал красочно и органично, сказочно и динамично. Прекрасно звучал и детский хор La MaÎtrise des Hauts-de-Seine. Во Франции это единственный высокопрофессиональный детский хор, который с 1995 года регулярно участвует в спектаклях Парижской национальной оперы. Детский хор периодически выступает также на сценах разных театров Франции, Испании и Польши.
По окончании спектакля 4000 зрителей, заполнивших зал Музыкальной Сены, устроили долгие и горячие аплодисменты. Улыбающиеся артисты выходили на поклоны множество раз, одновременно доставляя зрителям редкое удовольствие видеть на сцене сразу всех исполнителей в разнообразных сценических костюмах, которые вместе создавали потрясающе красивую и уникальную феерию, давно исчезнувшую с французской балетной сцены. Вспомним хотя бы открытие нынешнего юбилейного сезона Парижской национальной оперы. На торжественном представлении в честь 350-летия знаменитого театра во Дворце Гарнье, вмещающем 2000 зрителей, была показана пьеса «Декаданс». В 2000 году её поставил известный хореограф Охад Нахарин для израильской труппы Batsheva Dance Company. По окончании представления артисты балета Парижской национальной оперы вышли на поклоны в банальных штанах и майках, что на фоне золочёного убранства роскошного зала Дворца Гарнье выглядело не только контрастно, но и чуждо. В связи с этим нужно особенно горячо поблагодарить труппу Национального балета Китая во главе с её мудрой директрисой Фэн Ян за сохранение великих театральных традиций и славных достижений в искусстве классического танца.
Crédit photos :© Ballet national de Chine