ПЬЕСА «DANSER CASA» ТРИУМФАЛЬНО ЗАВЕРШИЛА ФЕСТИВАЛЬ SURESNES CITES DANSE
5/02/2019 – Виктор Игнатов
1 – 3 февраля 2019, Théâtre de Jean Vilar, Suresnes; 6 февраля – 22 июня 2019, Ile-de-France

Событием 27-го фестиваля Suresnes Cités Danse стал показ пьесы «Danser Casa» в хореографии Кадера Атту и Мурада Мерзуки. Знаменитые мастера танца хип-хоп поставили этот опус для 8-и исполнителей, выбранных в марокканском городе Касабланка, чтобы объединить их в танцевальную труппу. Захватывающее представление, созданное с богатой фантазией и яркой новацией, разворачивается под звуки восточной разнообразной музыки. Молодые артисты виртуозно исполняют феноменальный танцевально-акробатический дивертисмент, насыщенный сложными и эффектными трюками. Поэзия жестов и пластики тела сливается с магией прыжков и вращений. Красивое шоу в интерпретации ассов хип-хопа захватывает азартом и энергией. Многочисленные номера проистекают динамично и ритмичною.

Фестиваль Suresnes Cités Danse, ежегодно проходящий в Театре им. Жана Вилара в парижском пригороде Сюрен, славится новациями ассов современного танца и феериями виртуозов хип-хоп. Для нынешнего 27-го фестиваля его артистический директор Оливье Мейер составил богатую и разнообразную программу. В неё вошли 16 спектаклей в постановке 15-и хореографов. Программу украсили 7 премьер: на открытии фестиваля с большим успехом впервые предстала оригинальная пьеса «La Finale» в хореографии Жозетт Байза на музыку Тьеррта Буланже. В 28-и представлениях приняли участие 94 исполнителя. Они прекрасно продемонстрировали своё танцевальное мастерство под звуки джаза и рока, музыку электро и барокко, а также под специально созданные акустические композиции.
Фестиваль завершился четырёхкратным показом феноменальной пьесы «Danser Casa». На её первом представлении в предельно заполненном зале театра присутствовали почётные гости – Франк Риестер, министр культуры Франции, и Кристиан Дюпюи, мэр города Сюрена. Такой высокий интерес и особое внимание к пьесе со стороны как зрителей, так и властей далеко неслучайны. Дело в том, что «Danser Casa» является творением сразу двух великих мастеров танца хип-хоп. Над созданием пьесы вдохновенно и плодотворно работали знаменитые марокканцы – Кадер Атту и Мурад Мерзуки. Нужно сказать, что необычайно талантливые мастера связаны с фестивалем Suresnes Cités Danse уже 26 лет. В 1994 году на втором сезоне фестиваля они впервые выступили на сцене сюренского Театра им. Жана Вилара: 19-летние К.Атту и М.Мерзуки блистательно продемонстрировали свои танцевальные способности, исполнив пьесу «La Nuis partagée» в хореографии Жана-Франсуа Дюрура. В последующие годы фестиваль регулярно приглашал К.Атту и М.Мерзуки вначале как танцовщиков, затем как хореографов. Благодаря тесному сотрудничеству с фестивалем, они оба смогли полноценно проявить свой творческий потенциал и редкостный талант. В разные годы в рамках фестиваля были показаны многочисленные их хореографические пьесы.

 Кадер Атту и Мурад Мерзуки

Кадер Атту и Мурад Мерзуки

К.Атту приобрел широкую известность благодаря оригинальным пьесам, филигранно поставленным в стиле хип-хоп. В 2008 году он стал директором Национального хореографического центра в городе Ля Рошель, где в 2016 году основал фестиваль Shake.
М.Мерзуки, получив артистическую подготовку по борцовскому и цирковому искусству, в 15-летнем возрасте увлёкся танцем хип-хоп. Был солистом труппы Accrorap, которую основал К.Атту в 1989 году. Семь лет спустя сформировал свою труппу Käfig. За истекшие два десятилетия М.Мерзуки создал 20 великолепных пьес. Среди них опус «Pixel» (2014), показанный на фестивале Suresnes Cités Danse в 2015 и 2016 годы, обрел всемирную известность, а его автор – международную репутацию и славу. С 2009 года М.Мерзуки является директором Национального хореографического центра Кретея и Валь-де-Марна. Параллельно он возглавляет объединение Pôle Pik в Броне, где занимается развитием танца хип-хоп, а также руководит двумя фестивалями – Kalypso и Karavel.

«Danser Casa» : амбиции и овации

Спустя 15 лет после последней совместной работы в качестве хореографов К.Атту и М.Мерзуки вновь встретились для постановки пьесы «Danser Casa», чтобы из её исполнителей сформировать марокканскую труппу. С этой целью К.Атту и М.Мерзуки отправились в город Касабланка, где занялись поиском танцовщиков. В ходе конкурсного просмотра, в котором приняли участие 186 хип-хоперов, были выбраны 7 парней и девушка. Эта группа молодых и одаренных виртуозов впервые исполнила пьесу «Danser Casa» 23 июня 2018 года на 38-ом Фестивале современного танца в Монпелье (Montpellier Dance). Теперь пьеса с триумфальным успехом была показана на 27-ом фестивале Suresnes Cités Danse.
casa3«Danser Casa» предстает под звуковое сопровождение фонограммы, которое искусно составил Режис Байле-Диафан. Музыкальная композиция включает красочные соло и дуэты, исполняемые на гитаре и скрипке, гармони и рояле. Инструментальная и электронная музыка проистекает то неспешно и задушевно, то бурно и пылко, пленяя арабскими ритмами, изящными мелодиями и восточными арабесками. Танцевальное действо разворачивается в атмосфере марокканской богемы, которую формирует не только звуковая аура, но и визуальная. В интимном мягком освещении, исходящем от ажурных марокканских светильников, размешенных как на сцене, так и над ней, видны разложенные арабские подушки, украшенные яркими орнаментами.
Представление открывает очаровательный пролог. В ореоле прекрасной музыки в сумрачном интерьере появляется группа артистов. Благодаря плотному нижнему свету хорошо просматриваются маленькие и необычайно интересные шажки артистов. Они синхронно и ритмично переступают с пятки на носок, высоко поднимая нагие стопы. Когда же группа останавливается, артисты забавно вибрируют стопами, напоминая маленьких утят.
«Danser Casa» – это танцевально-акробатический дивертисмент, в котором К.Атту и М.Мерзуки, как бы пересматривая свой творческий путь, успешно развивают танцевальную лексику и хореографическую эстетику многоликой средиземноморской культуры. Представление составляют интересные и разнообразные хореографические картины, в которых органично чередуются динамичные, часто синхронные ансамбли с ярким сольными и дуэтными номерами, порой выстроенными как соревнование партнеров, танцующих в разной технике. Дивертисмент развивается загадочно и обворожительно. Артисты выступают вначале босые и в коричневых куртках, затем в кроссовках и в лёгких одеждах. Несмотря на абстрактность танцев, их исполнители увлечённо разыгрывают комические и конфликтные ситуации, тем самым выстраивая сценическую драматургию. Её основу составляют столкновение и борьба группы с индивидуумом, претендующим на роль властного шефа. Нужно сказать, что артисты, несмотря на их молодость и небольшой опыт театральных выступлений, не только блистательно танцуют, но и убедительно интерпретируют сценические роли.

casa4 Важное достоинство пьесы состоит в том, что её постановщики предоставили всем артистам широкую возможность показать свои исполнительские способности. Каждый участник дивертисмента имеет сольные номера, поставленные с учетом его личного темперамента, танцевальных пристрастий и физических особенностей. «Danser Casa» – это как бы творческий портрет исполнителей пьесы, то есть своеобразная визитная карточка молодого коллектива. Именно так можно трактовать и название пьесы. Видимо, поэтому при исполнении «Danser Casa» все артисты столь органичны, выразительны и обворожительны.
Благодаря таланту и мастерству хореографов, танцевальное действие пьесы выстроено с богатой фантазией и обилием новаций. Оно предстаёт как уникальное путешествие в разные стили и техники кодированного танца. «Danser Casa» смотрится с огромным интересом, и даже хочется, чтобы столь увлекательное представление шло максимально долго. Многочисленные номера впечатляют разнообразием пластической лексики: в оригинальных композициях сплетаются элементы хип-хопа, поппинга, локинга, паркура, современного и авангардного танца, цирковой и спортивной акробатики. В лучезарном фейерверке «Danser Casa» ярко сверкают виртуозным мастерством и бурлящей энергией 8 молодых артистов. Поэзия жестов и пластики тела сливается с магией прыжков и вращений. Многие номера украшает механическая по лексике пантомима. В потоке динамичных танцев под бурные ритмы музыки группа артистов порой синхронно кувыркается по сцене или формирует из гибких тел живые букеты, которые скульптурно, чаруя графикой живописных жестов. Особенно впечатляют соло и дуэты, трио и квартеты. Они формируют вереницу причудливых вариаций, щедро насыщенных новаторскими акробатическими трюками. Танцовщики демонстрируют каскады разных сальто и кульбитов. Несмотря на сложность таких композиций, артисты исполняют их не только виртуозно, но и озорно, откровенно проявляя своё явное удовольствие. Важно также, что они демонстрируют сценическую дисциплину и единство в группе, а также редкостную музыкальность и образность. casa5Пример тому феноменальная танцевальная интерпретация еврейской музыкальной сюиты. Вопреки специфики танца хип-хоп его лексика оказалась в органичной взаимосвязи с еврейским фольклором, особенно с его ритмичной жестикуляцией. Хореографы успешно выстроили необычайно интересные танцевальные связки, новаторские по своей стилистике. Марокканские артисты представили еврейскую сюиту с пламенным темпераментом и вызвали всеобщее восхищение.
Танцевальные ансамбли, разные по структуре и конфигурации, динамике и стилю, постоянно трансформируются. Их метаморфозы впечатляют оригинальной пластикой и виртуозной акробатикой, а порой и тонким юмором. Скажем, при затемнении сцены, практически не видя артистов, публика всё-таки живо реагирует на их фантастические танцы, так как они исполняются в загадочно светящейся обуви. Красивое, яркое шоу в интерпретации звёзд и ассов хип-хопа пленяет их радостным настроем. Всё проистекает органично и ритмичною.
Представление идёт по нарастающей: по ходу пьесы танцевальные номера становятся всё более затейливыми и впечатляющими. Это происходит за счёт как ускорения виртуозных движений, так и наполнения танца наиболее сложными акробатическими элементами. Финальные номера предстают со взрывной энергией и завораживают филигранной техникой, вызывая восторженную реакцию в зрительном зале. Молодые артисты великолепно исполняют оригинальные новаторские композиции, ловко сплетают удивительные пластические инсталляции и получают явное наслаждение, азартно проделывая каскады феноменальных прыжков, головокружительных вращений и цирковых трюков. На сцене бурлит стремительный водоворот, в котором блистают отточенным мастерством все участники столь захватывающей танцевально-акробатической феерии.
Каждый артист выкладывается на сцене максимально и танцует почти без отдыха. Несмотря на такое напряжение, по ходу представления динамика и сложность танцев постоянно нарастает. Под нежные звуки рояля в сопровождении гитары девушка исполняет последний сольный номер. Энергичной пульсацией стройного тела она обольщает парней, восхищенно созерцающих её страстный танец. В итоге разгорячённые парни формируют танцевальный ансамбль, в котором под звуки гармони и рояля вспыхивают забавные метаморфозы.
casa2В финале пьесы её исполнители творят истинные чудеса, придуманные с буйной фантазией и тонким юмором. Артисты сливаются в единой акробатической вакханалии, но каждый в экстазе танцует сольную партию. Танцовщики с упоением демонстрируют эффектные броски и полёты, сплетения и позы, стоят на руках и головах, весело крутятся и скачут. Под быстрые, зажигательные ритмы разрастается танцевально-акробатический фейерверк; от блеска и стремительности трюков кружится голова и ощущается пьянящая эйфория. Вскоре всё замирает: артисты снимают свою обувь, аккуратно ставят её на авансцене и отступают в глубь сцены, в её темноту. Зал взрывается от лавины оваций. Зрители, стоя, бурно аплодируют и ревут от восхищения. В ответ на столь на восторженный приём улыбающиеся артисты превращают поклоны в шоу трюков. Под непрерывные аплодисменты публики каждый участник представления исполняет сольную вариацию, ослепляя каскадами самых сложных и эффектных трюков хип-хоп. Вновь вспыхивает танцевально-акробатический фейерверк, и по его завершении на поклоны выходят постановщики пьесы – Кадер Атту и Мурад Мерзуки. В зале вспыхивает новая волна мощных оваций, венчая подлинный триумф творцов и исполнителей «Danser Casa».

Crédits photos: Dan Aucante, Guillaume Mollé