«В КОМПАНИИ НИЖИНСКОГО» : МЕМОРИАЛЬНЫЕ ГАСТРОЛИ БАЛЕТА МОНТЕ-КАРЛО В ПАРИЖЕ
12/02/2019 – Виктор Игнатов
8 – 10 февраля 2019, Théâtre des Champs-Elysées, Paris

В рамках проекта TranscenDanses в Театре Елисейских Полей с большим успехом выступила труппа Балет Монте-Карло, которую уже 25 лет возглавляет Жан-Кристоф Майо. На престижной сцене, где в 1913 году состоялась шумная премьера «Весны священной» – балета И.Стравинского в хореографии В.Нижинского, теперь предстала программа в честь легендарного танцовщика и Русских балетов С.Дягилева. Программа «В компании Нижинского» включала современные версии знаменитых хореографических шедевров, созданных более века назад. Были показаны «Дафнис и Хлоя» Ж.-К.Майо, «Любил ли я сон?» Йерона Вербрюггена, «Видение розы» Марко Гёке, «Петрушка» Йохана Ингера. Пьесы были исполнены в сопровождении Филармонического оркестра Монте-Карло под управлением Казуки Ямада.

Нынешняя труппа Балет Монте-Карло была создана в 1985 году по инициативе Принцессы Ганноверской, стремящейся сохранить в Монако давние традиции искусства танца и Русских балетов С.Дягилева. Стоит напомнить, что после триумфа первых выступлений в Париже на сцене Театра Шатле (1909) труппа Дягилева получила своё пристанище именно в Монако. Опера Гарнье Монте-Карло стала для русских артистов резиденцией и творческой лабораторией. С 1993 года Балет Монте-Карло возглавляет талантливый французский хореограф Жан-Кристоф Майо. За истекшие 25 лет он существенно поднял исполнительский уровень княжеской труппы и создал для неё более 40-а произведений. Многие из них получили мировую известность и принесли их автору и труппе международную репутацию и славу. Ж.-К.Майо значительно расширил репертуар Балета Монте-Карло за счет сотрудничества труппы с рядом выдающихся современных хореографов. Высокопрофессиональный коллектив, который составляют 50 артистов разных национальностей, много и успешно гастролирует по всему миру, являясь как бы полномочным послом княжества Монако.
Всего 7 месяцев тому назад Балет Монте-Карло гастролировал в Париже: 8-15 июня 2018 года на сцене Национального театра танца Шайо с огромным успехом был показан балет Ж.-К.Майо «Le songe». Теперь труппа и Филармонический оркестр Монте-Карло во главе с его руководителем – японским дирижером Казуки Ямада, стали участниками уникального события – «Недели русских балетов», проходившей в престижном Театре Елисейских Полей. В ходе этой артистической манифестации 5 февраля состоялся концерт, в котором прозвучали «Шехеразада» – симфоническая поэма, опус 35 Н.Римского-Корсакова, «Игры» К.Дебюсси и «Жар-птица» И.Стравинского (версия 1919 года); 8 – 10 февраля была показана программа, составленная из произведений современных хореографов – «Дафнис и Хлоя» Ж.-К.Майо, «Любил ли я сон?» Йерона Вербрюггена, «Видение розы» Марко Гёке, «Петрушка» Йохана Ингера. Пьесы были исполнены в сопровождении Филармонического оркестра Монте-Карло.

«Дафнис и Хлоя»

Одноактный балет в трёх картинах был поставлен на сюжет романа Лонга и музыку М.Равеля для труппы Русские балеты Дягилева, которая впервые его показала 8 июня 1912 года в парижском Театре Шатле: автор сценария и хореограф – М.Фокин, художник – Л.Бакст; главные партии исполнили В.Нижинский (Дафнис), Т.Карсавина (Хлоя), А.Больм (Даркон). Балет рассказывает об идиллической любви пастуха Дафниса и пастушки Хлои, нежные чувства которых подвергаются серьёзному испытанию. Хлою похищает Бриаксис – предводитель пиратов, но, благодаря помощи бога Пана, пленнице удаётся бежать, и она возвращается к любимому.
mc3Майо – давний поклонник и активный пропагандист Русских сезонов Дягилева. В 2009 году в честь их 100-летия он организовал в рамках международного проекта Monaco Dance Forum масштабную манифестацию с участием 50-и компаний, которые показали множество интересных произведений, и в течение года их увидели 60 000 зрителей. Вскоре Майо поставил балет «Дафнис и Хлоя». Его премьера состоялась 1 апреля 2010 года в большом зале Grimaldi Forum Monaco. О своей работе хореограф сказал так: «В этом балете я хотел возродить те юношеские воспоминания, которые нас изумили, а также позволили нам почувствовать себя гигантами. Пьеса отражает проявление желания, источника страха и очарования, осуществление которого становится единственным объектом мысли».
Среди первых исполнителей этой постановки была гениальная балерина Бернис Коппьетерс. Теперь она восстановила балет для нового поколения артистов. В этом произведении хореограф вдохновенно воспевает рождение у юных героев трепетной чувственности и любовного желания. Помыслы и чувства любовников получают отражение не только в целомудренном чарующем танце, но и в прекрасных эротических рисунках, которые создал сценограф балета Эрнест Пиньон-Эрнест.
mc2Рисунки возникают и как бы оживают на вертикальных плоскостях декораций почти непрерывно по ходу всего хореографического действия. Оно завораживает идеальной гармонией танца, музыки и графики. Балет является хрупким танцевальным выражением пробуждения в юном теле эротизма и сексуальности.
Через первый чувственный эксперимент двух подростков, вздрагивающих от малейшего прикосновения, через робкие порывы их светлого чувства хореограф показывает процесс посвящения героев в таинство любви, в которой им отроется экстаз страстей и бесконечность счастья. Хореограф демонстрирует своё умение находить в ежедневной реальности жесты и движения для героев, похожие на наши собственные. Понимание механизма чувственной пульсации и зова тела помогает хореографу возродить интимные воспоминания о наших первых любовных чувствах. Дафнис и Хлоя стремятся познать друг друга, но в своём дуэте они не одиноки. Рядом с ними находится другая пара – Даркон и Лисеньон, каждый из который влюблен в одного из главных персонажей. Опытные любовники постоянно общаются с героями, помогают им познать страсть и достичь вершины экстаза.

mc1В этой постановке, искусно сплетённой из утонченных и невозможных ласк, хореограф отдаляется от текста романа Лонга и сценария Фокина, чтобы слушать эротические позывы тела. Интимный по эстетике и лексике балет чарует вдохновенным эмоциональным танцем, завораживает чистотой и красотой помыслов, движений и линий. Идиллическое хореографическое действие предстаёт словно дивный поэтический сон. Его венчает потрясающий финал. Достигнув наивысшего возбуждения, герои уединяются в расщелине декорации. На вертикальных её плоскостях мозаично проектируется и быстро сменяется множество эротических рисунков двух обнаженных тел, охваченных с любовной страстью. На фоне этого графического гимна любви, тела героев сливаются в бурном экстазе и скульптурно замирают. 30-минутный балет великолепно исполнили трогательный Симон Трибуна (Дафнис), прелестная Анжара Баллестерос (Хлоя), статный Матей Урбан (Даркон) и очаровательная Марианна Барабас (Лисеньон).

«Любил ли я сон?»

Премьерный во Франции опус поставил бельгийский хореограф Йерон Вербрюгген. На протяжении десяти лет он был танцовщиком труппы Балет Монте-Карло, для которой за последние 4 года создал 4 опуса. Всего месяц тому назад, 8 декабря 2018 года, в Опере Гарнье Монте-Карло состоялась премьера последнего опуса Й.Вербрюггена «Любил ли я сон?».
mc6 Для этой постановки хореограф воспользовался музыкой К.Дебюсси «Прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна»» (написана на текст стихотворения из знаменитой поэмы С.Малларме), которая звучит в одноимённой пьесе В.Нижинского. В его же исполнении (Фавн) вместе с Л.Нелидовой (Нимфа) и в оформлении Л.Бакста пьеса впервые предстала 29 апреля 1912 года на сцене парижского Театра Шатле в ходе Русских сезонов Дягилева. Посветив свою постановку пьесе Нижинского и сохранив в ней центральную тему эротики, Вербрюгген старается проанализировать нашу сексуальную идентичность. Кто – мы в своей сексуальности? Что действительно хочет наше тело, и какие новые эксперименты его притягивают? В поиске ответов на эти вопросы хореограф исключил из своего опуса Нимфы, присутствие которых делают ситуацию очевидной. В ходе работы над опусом Вербрюгген предполагал использовать для его интерпретации в равной мере как девушек, так и юношей. В итоге хореограф сочинил интимный дуэт – встречу Индивидуума и Фавна. Развитие взаимоотношений между ними побуждает зрителя найти ответ на вопрос – кто этот Фавн, и что он хочет? Несмотря на существенные различия опуса Вербрюггена и пьесы Нижинского, между ними все-таки есть связь. Наиболее явно она проявляется в сценическом костюме Фавна, который придумал стилист Шарли Ле Миндю. Белые пятна, наклеенного на тело силикона, напоминают костюм, который создал Бакст для мифологического существа.
mc512-минутный опус чарует магической красотой и эротической пластикой. Под дивные звуки флейты в чёрном сценическом пространстве возникает Фавн – полуобнаженное существо с копной длинных волос. Напоминая скорее инопланетянина, чем обитателя земного леса, он как бы купается в томно растекающихся волнах белой и ярко освещенной дымки. В этой идиллической феерии обворожительной неги неожиданно появляется Индивидуум. Молодой человек с обнаженным торсом сразу же становится для Фавна объектом пристального и внимательного изучения, а затем и партнером любовных игр. Вначале персонажи параллельно исполняют танцевально-пластические вариации, демонстрируя красоту и силу своего молодого тела. Затем крепкие, мускулистые парни сплетают оригинальные связки и сливаются в акробатических композициях, пленяя чувственной пластикой и эротической лексикой. Причудливые метаморфозы дуэта проистекают в идеальной гармонии с музыкальной кантиленой, что в сочетании с гипнотическими трансформациями светящейся дымки формирует картины фантастической красоты. Они воспринимаются как сладостное сновидение. Хотелось бы, чтобы оно длилось как можно дольше, но белая дымка испаряется, и Фавн исчезает. Оставшись в одиночестве среди плотного сумрака, Индивидуум пытается осознать своё состояние, как бы после внезапного пробуждения: над ним взлетает крохотное облачко дымки, а тело юноши вдруг обнимает возникший на мгновение Фавн…
Опус прекрасно исполнили необычайно пластичные и гибкие танцовщики – Алексис Оливейра (Фавн) и Бенжамен Стон (Индивидуум). Каждый из них блистательно продемонстрировал свое танцевальное и артистические мастерство.

«Видение розы»

Одноактный балет, созданный на текст стихотворения Т.Готье «Я – призрак розы, которую ты вчера носила на балу» и на музыку концертной пьесы К.М.Вебера «Приглашение к танцу» в оркестровке Г.Берлиоза, впервые был показан 19 апреля 1911 года в ходе Русских сезонов в Опере Гарнье Монте-Карло: хореограф М.Фокин, художник Л.Бакст; Призрак розы – В.Нижинский, Девушка – Т.Карсавина.
mc8Молодая девушка возвращается с бала и засыпает в кресле. Цветок розы – воспоминание о проведенном вечере – выпадает из её рук. Дух розы, явившийся ей в грёзах, увлекает девушку в стремительный вальс. С последними тактами танца видение исчезает, и девушка просыпается. Знаменитый шедевр Фокина, родившееся в Монако, вдохновил немецкого хореографа Марко Гёке на постановку своей версии. Впервые она была показана 14 июля 2009 года на Террасах казино Монте-Карло. Теперь это произведение предстало на сцене Театра Елисейских Полей. В 22-минутной пьесе Гёке следует тексту Готье, но два его персонажа оказываются в компании шести клонов Духа розы. Именно они и появляются в своеобразном прологе: на пустой тёмной сцене возникают загадочные фигуры и в интригующей тишине разбрасывают лепестки алых роз. Под нежные звуки виолончели на сцену выходит Девушка, но её облик далёк от поэтического текста Готье. Телесного цвета лиф, облегающий торс Девушки, создает впечатление дерзкой наготы. Следуя художественной идее Бакста, создавшего необычайно живописный костюм для главного персонажа, в котором тот усыпан розами с головы до ног, модельер Микаэла Спрингер придумала для него эффектный наряд. Герой пьесы предстаёт с обнаженным торсом и в ярко красных штанах, сшитых из кручёного шёлка. При движении он красиво переливается и даже искрится, создавая чарующую иллюзию «шёпота и поцелуя» роз, как бы дополняя чувственный трепет алых цветов, обнимающих оба запястья героя. Несмотря на великолепие этого сценического костюма, хранящего дух Готье, пьеса Гёке всё-таки лишена не только романтизма, но и реализма. Хореографическое действие проистекает магически и мистически, а порой даже слишком абстрактно. В странном видении, похожем на выступление марионеток, участвуют как главные персонажи, так и 6 клонов. Они периодически появляются из темноты, исполняют свои замысловатые партии и неожиданно исчезают. Для развития этих призрачных видений Гёке добавил к основной музыке ещё второе сочинение Вебера – «Властелин духов». Но хореографическое действие всё-таки не связано со звучащей музыкой, хотя в ней есть явные намеки на сюжетную линию.

mc7По сравнению с «Видением розы» Фокина главный персонаж пьесы Гёке предстает совсем иным. Даже если у него есть прыжки, то они невысокие и нераскрытые. В пьесе вместо романтической мечты и сладостного сновидения доминируют сила, напряжение и нервозность. Гёке изменил также соотношение между героями. Даже если в его пьесе Призрак розы остается центральным персонажем, то Девушка является независимой и сильной фигурой.
Для хореографии Гёке характерна уникальная манера трансформации port de bras и причудливая эволюция динамической пластики. Танцевальная лексика необычайно интересна и специфична. Это каскады очень быстрых и резкие повторяющихся движения, преимущественно жестов, часто с лихорадочной вибраций и конвульсивностью, что позволяет хореографу обостренно выразить не только эмоциональное, но и психологическое состояние персонажей. Важная особенность хореографического стиля Гёке состоит в том, что в его пьесах главным является не сюжетная линия, а внутреннее состояние персонажей и взаимоотношения между ними, которые предстают, как правило, вне музыки. Музыкальное сопровождение является лишь атмосферой, но не драматургической основой для хореографического действия. Вот почему зрители, привыкшие к традиционной связи танца и музыки, но не видя её в пьесах Гёке, часто испытывают досадное разочарование.
22-минутную пьесу «Видение розы» виртуозно исполнили Даниэле Дельвекио и Аниса Брулей в сопровождении шести замечательных танцовщиков.

«Петрушка»

Премьерный во Франции балет поставил известный шведский хореограф Йохан Ингер. В 2003-2008 годы он возглавлял Кульберг-балет, с 2009 года является хореографом Нидерландского театра танца. В 2013 году был удостоен престижной награды Carina Ari Award в Стокгольме за продвижение шведского национального искусства в мире. В 2016 году на сцене Большого театра в Москве Ингер получил международный приз Benois de la Danse за хореографию двух пьес – «Один к одному» и «Кармен».
mc11Последней постановкой хореографа стал балет «Петрушка». Его премьера состоялась 8 декабря 2018 года на сцене Опере Гарнье Монте-Карло. 36-минутное представление Ингер посвятил одноименному шедевру Русских сезонов С.Дягилева. Балет «Петрушка» (потешные сцены) в четырёх картинах придумал И.Стравинский. Он составил сценарий вместе с А.Бенуа и написал музыку, на которую М.Фокин сочинил хореографию. В необычайно живописном оформлении Бенуа «Петрушка» впервые предстал 13 июня 1911 года на сцене парижского Театра Шатле. Главные партии исполнили В.Нижинский (Петрушка), Т.Карсавина (Балерина), А.Орлов (Арап), Э.Чеккетти (Фокусник). Балет рассказывает увлекательную историю, которая разворачивается в ходе масленичного гуляния на Адмиралтейской площади в Петербурге в 1830-е годы. Куклы Петрушка, Балерина и Арап, оживленные магией Фокусника, разыгрывают свою драму любви и ревности. В финале Петрушка погибает от удара сабли разъяренного Арапа и обнаруживает свою двойственность: тень убитого героя появляется над театриком и грозит Фокуснику.
Ингер поставил «Петрушку» на одноименную музыку Стравинского (версия 1947 года), следуя иной драматургии, автором которой является Грегор Акюна Похл. Балет также рассказывает трагическую судьбу Петрушки, но теперь это не кукольный персонаж русского фольклорного празднества, а стандартный манекен витрины современного Дома моды. Словно волшебник, кутюрье оживляет манекен и придает ему черты личности. После использования его выбрасывают на кучу старых манекенов, но герой борется, чтобы понять свою судьбу, и она разворачивается необычайно интересно.
mc9
Представление открывает деловая суматоха в ателье знаменитого кутюрье Сергея Лагерфорда. Его имя и фамилия напоминают Сергея Дягилева и Карла Лагерфельда, ныне артистического директора французского Дома Шанель. В чёрных очках, как у Карла, Сергей руководит работой большого коллектива: вокруг него усердно трудятся портные, техники, костюмеры, парикмахеры, гримёры. В ателье видны три белых манекена; их любовно обряжают и устанавливают на витрину с модным дизайном. Оставшись наедине, три манекена постепенно оживают, и между ними возникают сложные отношения. Петрушка влюбляется в Балерину, но она полюбила Мавра, который не признает никаких конкурентов. Мавр своей саблей убивает Петрушку. Вскоре техники раздевают манекены, а их каркасы выбрасывают на свалку. Однако три манекена поочередно оживают, и между ними разворачивается любовная драма, теперь уже более глубокая и серьёзная, чем недавно разыгранная в маленькой витрине. Столкновение соперников превращается в погоню; в итоге манекены попадают на дефиле мод, которое устроил Лагерфорд. Здесь собралась ярко одетая светская публика. Вооружившись белыми стульями, гости формируют ансамбль элитных представителей общества потребителей. Группы гостей синхронно и ритмично танцуют под звуки русской плясовой. Неожиданно появляется длинноволосая дама, странная по своей внешности. Наконец все усаживаются на стулья, и начинается fashion show: 3 девушки и 3 парня поочередно демонстрируют экстравагантные наряды.
mc10По своему цвету – белому, красному и синему, они напоминают костюмы Петрушки, Балерины и Мавра, соответственно. Показ моделей проходит под русскую музыкальную тему, однако ни в одеждах, ни в танце нет ничего общего с дивным фольклором, пламенно воспетым Стравинским. Завершая дефиле, девушки и парни танцуют парами в одинаковых по цвету моделях, а Лагерфорд выводит манекенщицу в белоснежном наряде невесты. В эту роскошную церемонию врывается трио манекенов: между соперниками продолжается жестокая борьба, в ходе которой один убивает другого. По сабле легко можно понять, что Мавр зарезал Петрушку. Чтобы успокоить явившуюся публику, ассистент Лагерфорда ломает Петрушку пополам. Когда все разошлись, призывно зазвучала труба, и в торсе Петрушки повернулась голова, как бы надсмехаясь над опечаленным Лагерфордом.
Несмотря на существенные различия постановок Ингера и Фокина, между ними все-таки есть смысловая связь. Наиболее явно она проявляется во взаимоотношениях между центральными персонажами – манекенами и куклами, соответственно, в новом и первом балете «Петрушка». Ингеру удалось придать этим отношениям современный характер и социальную остроту. «Идея о том, что цель жизни Петрушки приведёт лишь к разбитому сердцу, является спорным моментом данной истории. Трагедия, которая длится на протяжении столетий и происходит тогда, когда меньше всего её ожидаешь, вызывает вопрос» – отметил Ингер.
mc13
Большой вклад в успех этой постановки внес автор сценических костюмов – Сальвадор Матеу Андюжар. Благодаря его богатой фантазии, в первой картине балета три белых манекена, одетые в красивые наряды, становятся Петрушкой, Балериной и Мавром, но выброшенные из витрины и полностью раздетые вновь превращаются в пластмассовые манекены. Постановщик балета явно преуспел в разработке мизансцен и развитии хореографического действия. Особенно ему удались образы центральных персонажей. Танцевально-пластическая партии Петрушки, Балерины и Мавра оригинально выстроены на марионеточной лексике. Однако образ Лагерфорда получился достаточно рыхлым и ординарным, а его сольные номера выглядели блекло и однообразно. Несмотря на интересные находки в танцевальной лексике и впечатляющие новации в пластической акробатике, многочисленные русские темы партитуры Стравинского, к большому сожалению, не получили должного хореографического воплощения.
Новый балет «Петрушка» предстал замечательно, благодаря мастерству многочисленной группы исполнителей. Центральные образы Петрушки, Мавра, Балерины и Лагерфорда убедительно воплотили Жорж Оливейра, Альваро Прието, Анна Блакуелл и Леннар Радтке. В ходе нынешних гастролей в Париже труппа Балет Моне-Карло успешно продемонстрировала свой высокий танцевальный и артистический уровень. Лучшей похвалы заслуживает Филармонический оркестр Монте-Карло под управление японского дирижера Казуки Ямада. Музыка представленных балетов звучала необычайно живо, красочно и экспрессивно. Показ программы «В компании Нижинского», посвященной легендарному танцовщику и Русским балетам Дягилева, стал важным событием в культурной жизни французской столицы.

 Crédit photos: Alice Blangero