МНОГОЛИКАЯ ФЕЕРИЯ НАРОДНОГО И СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА СЕВЕРНОЙ КОРЕИ
22/02/2019 – Виктор Игнатов
19 – 23 февраля 2019, Théâtre de la Ville – Théâtre des Abbesses, Paris

Отмечая своё 50-летие, Городской театр Парижа на сцене его филиала, Театра Аббесс, с большим успехом показал премьерную в Европе пьесу «Танец Северной Кореи». Постановку осуществила знаменитая корейская танцовщица и хореограф Эюн-Ме Ан; она же придумала живописные костюмы и строгую сценографию. Полуторачасовое представление является красочным, но излишне растянутым шоу, в котором органично сочетаются традиционные и современные танцы, народная и эстрадная музыка. Программа, созданная на основе документальных видеоматериалов, претендует на адекватное отражение танцевального искусства Северной Кореи. Пьесу великолепно исполняют 12 артистов Южной Кореи, включая Эюн-Ме Ан. После премьеры в Париже постановка будет показана во многих странах Европы.

EU1Эюн-Ме Ан – яркая, экстраординарная личность, автор сотни оригинальных пьес. В конце 1980-х годов она появилась на театральной сцене со своими яркими нарядами, созданными благодаря искусной модернизации традиционного корейского костюма. Закончив Ewha Womans University в Сеуле и получив диплом по современному танцу, Ан занималась также фольклором Кореи. Однажды на улице Сеула она встретила шаманку, которая пела и танцевала с огромной внутренне силой. Это произвело на девушку огромное впечатление; в итоге она решила заняться аутентичным искусством и выражать только свой духовный мир. Ан переехала из Сеула в Нью-Йорк, где продолжила своё образование и стала современной танцовщицей. В 2000 году Ан предложили, к большому её удивлению, стать руководителем одной из самых важных трупп современного танца в Корее, включавшей 45 артистов. Возглавляя этот коллектив, в своих постановках Ан пленяла публику цветом, юмором и фантазией. В то же время она вошла в историю своей страны как первая танцовщица, осмелившаяся выйти на сцену совершенно обнаженной. Во Франции публика смогла познакомится с экстраординарным стилем кореянки в 2013 году, когда была показана её пьеса «Принцесса Бари». В Париже Ан стала известной благодаря фестивалю Летний квартал и Городскому театру, которые показали ряд её пьес в исполнении профессиональных артистов Труппы Эюн-Ме Ан. Словно социальная и хореографическая археология, пьесы Ан исследуют жизнь современного общества Южной Кореи.
Теперь в Париже состоялась европейская премьера пьесы «Танец Северной Кореи». Для этой постановки Ан «пересекла» границу, разделяющую Корею на две части, чтобы склеить осколки разбитой национальной идентичности. Рассказывая о своём творческом замысле, Ан, в частности, сказала: «До недавнего времени отношения между Северной и Южной Кореей были очень напряжёнными. Когда я была ребёнком, всё то, что приходило с Севера, вызывало страх, и люди совсем не говорили о том, что там происходило. В некотором роде это было табу. Но мне всегда было любопытно узнать – какой танец практикуют на Севере, так как мы всё-таки имеем единые корни». Свою новую пьесу Ан посвятила знаменитой танцовщице Шой Сеюнг Хее (1911-1969). Она родилась в Сеуле, в 1920-е годы обосновалась в Японии и получила международное признание. «Хее делала синтез традиционного корейского танца с модерном, импортированным с Запада в Японию», – уточнила Ан. «Она была первым корейским исполнителем, получившем огромный успех за границей в 1930-е годы до того времени, когда выбрала Северную часть в момент разделения Кореи. Её влияние на развитие нашего искусства по обе стороны границы – фундаментально. В какой то мере Хее является матерью современного танца в Корее».
В нынешней весьма сложной ситуации, когда абсолютно невозможны контакты между жителями, проживающими в разных частях Кореи, Ан долгое время работала с видеозаписями на Интернете, чтобы найти произведения, наиболее типичные для танца Северной Кореи. «Мне казалось важным составить панораму относительно преданную разнообразию хореографических форм Северной Кореи», – уточнила Ан. «Я выбрала характерные фрагменты как, например, военный парад, танцы с оружием и веерами… , согласно которым мы и вели репетиции. В разной политической системе танец развивается в непохожей манере и обретает разную эстетику, но остается много общего».

EU2

«Танец Северной Кореи» : европейская премьера

Полуторачасовое представление является многоликим шоу, в котором органически чередуются танцевальные номера, поставленные как в традиционной, так и современной манере. Несмотря на разную стилистику и лексику дивертисмента, его номера всё-таки являются фрагментами единой хореографической панорамы, отражающей актуальную эстетику танцевального искусства Северной Кореи. Представление неспешно разворачивается на пустой сцене, оформленной серебристыми драпировками, орнаменты которых красиво мерцают в разном по цвету монохромном освещении и формируют специфическую атмосферу, придавая танцам определённый настрой. Особенно сильное впечатление производят сценические костюмы, которые, как и сценографию, придумала Ан. Почти каждый номер артисты исполняют в новом наряде, созданном как в национальном, так и в современном стиле. Сшитые из разных часто ярких тканей, сценические костюмы являют важнейшей частью представления. Придуманные с богатой фантазией, они придают каждому номеру не только театральный, но и смысловой характер. Над постановкой пьесы вместе с Ан работали специалисты по музыкальному и световому сопровождению, а также по проекциям видео.

EU3bisМозаично выстроенный дивертисмент включает 17 номеров: они гармонично сменяют друг друга благодаря цепной манере появления исполнителей и постепенному началу нового танца с одновременным завершением предыдущего. Представление открывает музыкальный номер: сидя на авансцене в пятне света, кореянка в чётном национальном наряде изумительно играет на традиционном инструменте комунго. Дивные и задушевные мелодии производят сильное впечатление. Открывается занавес и взору предстаёт удивительная картина: в глубине сумрачного пространства на постаменте возвышается ярко освещенная женская фигура. В золотистых нарядах и сверкающих украшениях неподвижная Богиня, в искусной интерпретации Ан, постепенно оживает: она филигранно сплетет кистями рук магические знаки еле слышно напевает заклинания под обворожительные звуки комунго. Несмотря на гипнотическое великолепие этой картины, она всё-таки предстает слишком долго.
В сгустившейся темноте на заднике-экране проектируется быстро меняющаяся цифровая последовательность: она обозначает истекшие годы – от 1945 до 2019. Вспыхивает свет, и начинается танцевальный дивертисмент. Важное его достоинство – яркая театральность; её успешно формируют сценические костюмы и световое оформление. Шоу открывает масштабная хореографическая картина с участием десяти артистов. Одетые в сверкающие золотистые мундиры, они постепенно появляются на сцене и синхронно движутся, словно на военном параде. Механично подскакивая, бравурно задирая ноги и ритмично жестикулируя, улыбающиеся артисты формируют разные композиции. Хотя исполнители многократно перестраиваются, однако всё время пластически пульсируют на один и тот же патетический манер. Картина становится ещё более эффектной, когда под звуки электронной музыки каждый артист бодро скачет и одновременно манипулирует двумя красочными помпонами.

EU4bisПарадный пляс сменяет интимное соло. В полной тишине его исполняет сама Ан: в чёрно-белом современном платье она медленно парит в пятне света, сплетая кистями рук тонкие кружева, пленяя изяществом традиционных жестов. Продолжая этот номер, на сцене, залитой голубым светом, появляются дуэты и трио вначале женской, затем и мужской группы. Причем, все артисты одеты в такие же наряды, как и предшествующая солистка. Гипнотическое действо напоминающее танцевальную мозаику, чарует изысканной и грациозной пластикой.
В следующем номере под современные музыкальные ритмы выступили танцовщики в сверкающих эстрадных нарядах. Азартно и синхронно они проделывали затейливые каскады акробатических трюков и цирковых прыжков, вызывая аплодисменты восхищенной публики. Затем предстало соло танцовщицы в длинном искрящемся платье и с удивительным веером. Встроенная в него длинная бело-розовая вуаль при вибрации формировала волновые объёмы. Держа веер позади поясницы и ритмично им вибрируя, танцовщица выглядела как экзотическая птица с пышным развивающимся хвостом. Очаровательный номер сменило соло танцовщицы с двумя радужными веерами. Забавно ими манипулируя, словно крыльями, и резко крутя головой, она блистательно воплощала шуструю птицу, которая завораживала не только образной пластикой, но и милым юмором. По ходу выступления танцовщица иногда замирала и кокетливо заигрывала с публикой, вызывая в зрительном зале громкий смех и аплодисменты.

EU5bisДалее на сцене в малиновом свете появились девушки, одетые в красивые платья и шляпки. Ловко жестикулируя сразу двумя вуалевыми веерами, они грациозно представили танец птиц. Под вокальный щебет, имитирующий журавлиные трели, женская группа, изящно семенила по сцене, сплетая из красочных вееров причудливые орнаменты. Ансамбль сменила группа девушек в новом наряде и с другими веерами. Под ритмичный звон бубенцов танцовщицы демонстрировали вариации, украшенные прыжками и вращениями.
Продолжая дивертисмент, выступили лёгкие и гибкие танцовщики. В ярко-красных нарядах они виртуозно проделывали сложные каскады высоких прыжков и воздушных кувырков, восхищая цирковой акробатикой. Номер был исполнен блистательно и театрально в разном по цвету световом сопровождении. Под звуки колоколов и барабанов предстал мужской дуэт с пышными букетами развивающихся лент, встроенных в шляпу и хлыст исполнителей. К ним присоединилась огромная кукла, поверх сарафана которой бодро жестикулировали, как сиамские близнецы, две танцовщицы, сидящие на плечах невидимых артистов. Цирковое трио сменило эстрадное пение. На сцене появилась Ан: в красивом вечернем платье и с диадемой на лысой голове она мило и органично исполнила под фонограмму очаровательную песенку, впечатляя изящной жестикуляцией. Далее под монотонные акустические звуки выступили 10 артистов: в белых рубашках и чёрных брюках или юбках они однообразно подскакивали и ритмично жестикулировали, формируя композиции с динамичными трансформациями.

EU6bisНовую картину открыло соло танцовщика, одетого в чёрный деловой костюм. Вскоре на сцене выстроились вдоль кулис две линии артистов: в таких же чёрных костюмах и ярких корейских платьях парни и девушки как бы олицетворяли граждан разных частей разделенной страны. Находясь в пятнах света, артисты каждой линии, делая поочередно шаг навстречу другой стороне, начали сближаться и в итоге объединились. Взявшись за руки, они радостно стали танцевать парами: под ритмичную музыку артисты составляли разнообразные композиции, украшая их звонкими хлопками. Ансамбль впечатлял оригинальными метаморфозами и громкими криками. Выйдя на авансцену, артисты предложили зрителям радоваться вместе с ними. Это обращение в виде фразы появилось на экране, и зрители охотно откликнулись. Танцы продолжались под ритмичные хлопки публики и под мощное оркестровое сопровождение. Эмоциональный и танцевальный накал нарастали. В бурном водовороте танца возник круговой ансамбль с центральным соло: артисты радостно кричали, прыгали и хлопали. Композиции синхронного ансамбля и сольные номера становились всё более интересными и динамичными. Праздничный настрой усиливала широкая по цвету палитра сценического освещения.

EU7bisХореографическую картину сменил ещё более эффектный финал. На сцене, залитой голубым светом, поочередно появились артисты в голубых эстрадных нарядах, искусно сшитых из вуали, щедро усыпанной крупными блестками. Среди десяти исполнителей некоторые танцовщики размахивали голубыми знаменами. По ходу этого номера каждый артист получил пару светящихся вееров и стал участником необычайно динамичного ансамбля: под ритмичную музыку юноши и девушки долго танцевали и затейливо жестикулировали веерами. На заднике возникло красочное видео с золотистым орнаментом. Сценический свет начал медленно ослабевать, и свечение вееров усилилось. Над ценой величественно приспустили массивные яруса волновых гардин, и необычайно красивое танцевальное действо достигло апогея. Когда же наступила полная темнота, и вееров уже не было видно, ещё очень долго раздавались их ритмичные щелчки, на которые стали накатываться волны восторженных аплодисментов.
На поклонах артистов во главе с Эюн-Ме Ан публика устроила долгие овации и вполне заслуженно. Все номера большой и разнообразной программы были исполнены на редкость точно и синхронно, что свидетельствовало о серьёзной и тщательной работе хореографа с труппой. Несмотря на излишнюю растянутость ряда номеров, европейская премьера пьесы «Танец Северной Кореи» стала интересным и значимым событием.
Crédits photos : DR, J.M. Chabot