РОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ – CONTEXT. DIANA VISHNEVA
6/03/2019 – Евгения Гершман
8 марта 2019, Suzanne Dellal Centre, Tel-Aviv; 12 марта 2019, Sadler’s Wells Theatre, Londres

Диана Вишнева – основатель и арт-директор Российского фестиваля современной хореографии, представит в Израиле и Англии свой знаменитый проект. Прима – балерина, легко говорящая на языке новаторов танца XX-XXI веков – от Марты Грэхем и Мориса Бежара до Матса Эка и Алексея Ратманского, придумала проект, как лабораторию, где российские и зарубежные хореографы могут показывать свои творческие стили и методы работы зрителям, критикам и специалистам. Богатая программа гастрольного спектакля включает произведения семи хореографов, фрагменты из балета «Нуреев» и соло Марко Гёке «Убитый» в исполнении Д.Вишневой. Представления состоятся в Культурном центре Сузан Далаль в Тель-Авиве и в Театре Сэдлерс-Уэллс в Лондоне. Не пропустите это уникальное событие.

 

vish1

ДИАНА ВИШНЁВА – Народная артистка Российской Федерации, прима-балерина Мариинского театра, principal dancer Американского театра  балета (2005 – 2017), основатель и идейный вдохновитель фестиваля CONTEXT. Diana Vishneva (2013), студии Context Pro (2017) и  личного Фонда содействия развития балетного искусства (2010), привозит на Святую землю своё гениальное детище: один из самых уникальных фестивалей современной хореографии. Он уже затмил все аналогичные проекты, поскольку Вишнева знает толк в современной хореографии, как никто из её академических коллег. Открывая доступ к лучшим достижениям современного танца, вот уже шестой год подряд фестиваль представляет зрителю мировые премьеры и уникальные произведения, заслужившие высокую оценку критиков и созданные как знаменитыми хореографами, так и молодыми постановщиками, а также документальные фильмы о танце и широкую образовательную программу. В течение года команда CONTEXT. Diana Vishneva путешествует по миру в поисках самых впечатляющих и актуальных танцевальных компаний, чтобы представить их работы и подарить зрителям новые ощущения.
Особенно трогательна дата этого культурного экзотического десанта. В программу двух спектаклей, которые будут показаны в праздничный день 8 марта, включены впечатляющие танцевальные постановки нового поколения хореографов – Дора Мамалия, Дариуса Новака, Владимира Варнавы, Ольги Васильевой, Константина Кейхеля, Ольги Любовкиной и Павла Глухова. Впервые в Израиле будут показаны отрывки из самого дискуссионного в России балета « Нуреев » в хореографии Юрия Посохова и в постановке опального режиссера Кирилла Серебренникова, мировая премьера которого состоялась на исторической сцене Большого театра 9 декабря 2017 года. Апофеозом интересной и разнообразной программы станет выступление самой Дианы Вишневой. Она исполнит восьмиминутное соло « Убитый » на песню Барбары в хореографии Марко Гёке. Так что, как говорят в Израиле,: « Вишенкой на взбитых сливках » в этот вечер будет изысканная и талантливая, хрупкая и непревзойденная, динамичная и не дающая современным хореографам ни минуты творческого покоя Диана Вишнева.

СЕВЕРНАЯ СТОЛИЦА

vish2Диана родилась13 июля 1976 года в Ленинграде в семье инженеров-химиков Виктора Геннадьевича и Гузали Фагимовны Вишнёвых. С самого детства девочка проявляла разносторонние способности: пробовала различные виды спорта, посещала  математический кружок и танцевальную студию при Дворце пионеров, где Диана начала заниматься с шестилетнего возраста. Страстная любительница балета Гузали Фагимовна привела дочь в 1987 году в Ленинградское хореографическое училище имени А.Я.Вагановой, с 1991 года Академия русского балета (АРБ). В те далекие времена Диана ещё не была уверена в однозначном выборе стать балериной, но благодаря своему неустанному труду быстро стала лидером в классе, а её первая победа на международном конкурсе юных артистов балета в Лозанне (1994) произвела фурор и принесла девочке её первую в жизни золотую медаль и Гран-при. После неё этой чести не был удостоен ни один конкурсант. В 1995 году, ещё будучи студенткой АРБ (класс профессора Людмилы Ковалёвой), но уже стажером Мариинского театра, Диана исполнила заглавную партию в « Золушке », Китри в « Дон Кихоте » и Машу в « Щелкунчике », а затем стала примой-балериной этой легендарной труппы. С тех пор на сценах ведущих театров мира она станцевала заглавные партии мирового репертуара в балетах Петипа и Фокина, Баланчина и Ноймайера, Килиана и Нахарина, Грэхем и Эка, Аштона и Макмиллана, Алонсо и Григоровича, Бежара и Пети, Прельжокажа и Ратманского, Карлсон и Майо, а также классический репертуар в редакции Нуреева и Макаровой, Малахова и Барта. В 1996 году Вишнёва дебютировала в Большом театре России в партии Китри, где продолжает выступать в качестве приглашенной балерины. Затем последовали Ла Скала и Национальный театр Мюнхена, Парижская опера и Метрополитен-опера в Нью-Йорке, Берлинский государственный балет и Театр Миккели в Финляндии, Гамбургский балет и Лондонский Ковент-Гарден. С 2005 года Вишнева танцует, как приглашенная солистка, в спектаклях Американского театра балета.
Балерина является лауреатом Государственной премии России (2000), Международного конкурса артистов балета Prix de Lausanne (1994), приза Benois de la Danse (1995), « Золотой софит »(1996), « Балтика » (1998), « Золотая маска » (2001, 2009,  2013), « Танцовщица года – 2002″(Danser of Europe), журнала « Балет » (2003). В 2007 году Вишнева, в возрасте 30 лет, была удостоена звания Народной артистки России за вклад в развитие российского и мирового искусства балета. В том же году она стала « лицом » модного дома « Татьяна Парфёнова » и начала сотрудничать с американским продюсером Сергеем Даниляном и его агентством « Ardani Artists« .

НОВЫЙ ЭТАП ЖИЗНИ БАЛЕРИНЫ

Исполнив все интересующие её роли, Диана направляет все внимание на развитие своих проектов и пробы в иных сферах. В октябре 2007 года на сцене Мариинского театра состоялась  премьера первого проекта Дианы - Silenzio (режиссёр-постановщик Андрей Могучий, хореограф Алексей Кононов). Этот спектакль сложился по инициативе Вишнёвой, которая пригласила для осуществления монографической программы знаменитого петербургского режиссёра Андрея Могучего, создателя легендарной театральной группы « Формальный театр », чьи неповторимые работы продолжают будоражить и публику, и профессионалов.
vish3В спектакле используются фрагменты балетов из репертуара примы, но это не набор номеров, а современный и острый психологический контекст, в котором главная героиня – alter ego Вишнёвой. Концепция ясна: предстаёт уникальная балерина, которая хочет чего-то непривычного, современного и эксклюзивного, и все традиционно (и не очень) перемещается в иное измерение с помощью приёмов постмодернизма, что даёт балерине возможность для самовыражения в новой форме13 февраля 2008 года в Калифорнии увидел свет ещё один известный проект Вишнёвой - « Красота в движении ». Именно в это время я знакомлюсь с балериной, присутствуя на пресс-конференции и на спектакле в Москве. « Красота в движении » была создана в сотрудничестве с Алексеем Ратманским (« Лунный Пьеро »), Мозесом Пендлтоном (« F.L.O.W. – For Love of Women« ,  » Из любви к женщине ») и Дуайтем Роденом (« Повороты любви »). Этот сольник, родившийся в Америке, был задуман как демонстрация актёрского и танцевального мастерства балерины. Замысел удался и креативная Вишнёва в каждой работе меняла театральные маски. Сначала – Коломбина и Пьеро из комедии дель арте. Потом – Нарцисс, впавший в окончательный эгоцентризм. И наконец, любовный экстаз женщины в мужских объятиях. Английское название второго балета  – « F.L.O.W.  » – можно понимать как « поток », если читать буквы вместе, и как аббревиатуру (« Из любви к женщине »). Американец Пендлтон сочинил для Вишнёвой три номера, условно объединенных вместе первоисточником (картины классиков мирового искусства) и манерой пластической подачи, похожей на вольные упражнения художественной гимнастики. Последний из этого триптиха балет « Повороты любви » в постановке американца Родена, подчеркнул недюжинные возможности Дианы. Разыгрывая перипетии любовных экстазов в дыму и в стуках  ударных, в навароте бешеных танцев, Вишнёва раздевалась до купальника и выжимала из тела энергию до последнего грамма. Смотреть на неё было также здорово, как в жару выпить стакан вишнёвого сокаПосле знакового трёхлетнего молчания Диана « разговорилась » « Диалогами ». Премьера очередного сольного проекта балерины состоялась в декабре 2011 года на сцене Мариинского театра. Для этой программы знаменитый хореограф Джон Ноймайер создал для балерины « Диалог » – дуэт на музыку Фредерика Шопена (партнёр – Тьяго Бордин). Живой классик традиционного балетного театра, худрук гамбургской труппы сочинил 25-минутную изящную танцевальную новеллу об эмоциональных поисках взаимодействия. Чего стоит только одна мысль, что один из самых маститых мастеров балетного мира, смелый экспериментатор и настоящий чародей танца, отметивший 24 февраля 2019 года свой 80-летний юбилей, посвятил Диане своё великолепное сочинение.
vish4
В этом же проекте Диана, первая из российских балерин, исполнила хореографию Марты Грэхем (« Лабиринт ») и станцевала созданную для неё постановку Пола Лайтфута и Соль Леон « Subject to change«  (партнёр – Андрей Меркурьев »). После высокого признания « Красоты в движении » и « Диалогов », за которые Вишнёва была удостоена пяти премий « Золотая маска » в различных номинациях, в проекте « Грани » балерина продолжает освоение нового хореографического языка в пространстве современного танца. В названии проекта кроется его главная цель – раскрыть и осмыслить новые грани дарования Вишнёвой. К участию в проекте были привлечены известный французский хореограф, директор Балета Монте-Карло Жан-Кристоф Майо и Каролин Карлсон – американская танцовщица и хореограф, в большей части связанная с Европой. Одноактный балет « Переключение » («  Switch « ) Жана-Кристофа Майо поставлен на музыку американского композитора, обладателя премии « Оскар » Дэнни Элфмана. Каролин Карлсон, вдохновлённая фильмами Андрея и поэзией Арсения Тарковских, создала балет-притчу о женщине, « перелистывающей » страницы своей жизни в одиночестве пустой комнаты (« Women in a Room« ) на музыку известного итальянского виолончелиста, композитора-постминималиста Джованни Соллимы и французского композитора Рене Обри. Мировая премьера проекта состоялась 6 ноября 2013 года в Сергестром-центре исполнительских искусств в Калифорнии, а европейская премьера – на сцене Оперы Гарнье Монте-Карло при поддержке Общественного Фонда Владимира Смирного и Романа Абрамовича.

ФОНД  СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ БАЛЕТНОГО  ИСКУССТВА Дианы Вишнёвой -культурная и благотворительная организация, действующая на территории России и всего мира. Фонд был учреждён балериной в 2010 году. Основной его целью является повышение доступности балетного искусства для различных слоёв общества, популяризация спектаклей, создание новых программ, помощь детям и ветеранам сцены. Среди крупных проектов Фонда: ежегодный международный фестиваль современной хореографии CONTEXT.Diana Vishneva; индивидуальные сольные программы – « Красота в движении », « Диалоги », « Грани », созданные совместно с зарубежными и российскими хореографами; премия Фонда на международном балетном конкурсе Vaganova-Prix; выход фотоальбомов « Диана XX » и « Диана Вишнёва: Жизель », приуроченных к творческому 20-летию Вишнёвой; балетные фестивали в Токио и Казани « Мир Дианы Вишнёвой »; выпуск книги « Мультивселенная », которая является шагом к созданию театра нового типа, основанного на синтезе искусств и выводящего сценическое искусство на принципиально новый уровень. Благодаря тому, что Вишнёва с 2007 года стала лицом модного дома « Татьяна Парфенова », балерина познала профессию модели. Кроме того, она испробовала себя как киноактриса, снявшись в музыкальном фильме « Кроткая » и вместе с Ренатой Литвиновой сыграв главные роли в короткометражной драме режиссёра   Рустама Хамдамова « Бриллианты. Воровство », и была задействована во французском документальном телефильме « Балерины ». В 2012 году возглавила жюри проекта « Большой балет » на телеканале « Россия-Культура ». В том же году вошла в рейтинг журнала Forbes « 50 русских, завоевавших мир« .
17 февраля 2013 года в Лозанне вместе с труппой Мориса Бежара Диана выступила в « Болеро », став первой, после Майи Плисецкой, российской балериной, исполнившей сольную партию в этом балете.

 CONTEXT. DIANA VISHNEVA

 » Подобно тому, как контекст меняет смысл и позволяет по-новому взглянуть на хорошо знакомое и привычное, так и фестиваль Context. Diana Vishneva отражает самое современное, что происходит в искусстве прямо сейчас. Цель фестиваля – помочь зрителю говорить с танцем на одном языке и увидеть современную хореографию, как мир, где важна не только хореографическая форма, но социальное и человеческое высказывание постановщика и артистов.
vish5Конкурс молодых хореографов в рамках фестиваля имеет яркую историю поддержки и развития восходящих талантов современной хореографии в России. Владимир Варнава, Константин Кейхель, Лилия Бурдинская, Константин Семёнов, Ольга Васильева, Дор Мамалия, Ольга Любовкина, Павел Глухов и не только – это молодые хореографы, которые начали и продолжают блестящую международную карьеру после победы на фестивале Context. Diana Vishneva. Теперь эти имена можно увидеть среди лауреатов ведущих театральных премий, а их работы ежегодно пополняют репертуар крупных музыкальных театров в России и за рубежом. Профессионалам в сфере театрального искусства фестиваль даёт шанс расширить свои творческие способности и карьерные горизонты, а молодым хореографам и исполнителям – возможность выйти на мировой уровень. Образовательная программа Context. Diana Vishneva постоянно развивается, стараясь показывать редкие документальные фильмы о хореографах и артистах, проводить лекции с лучшими теоретиками танца и организовывать мастер-классы ведущих педагогов из зарубежных танцевальных коллективов.
Неутомимая искательница всего нового и эксклюзивного устроила настоящий танцевальный марафон: свой первый фестиваль в Москве (4-6 декабря 2013 года) упаковала в три дня, рассредоточила по трем площадкам, насытила его огромным множеством событий, атаковав классический балет альтернативным ему современным танцем. Особенно важно было обнаружить среди конкурсантов постановку Suzanne Dellal Dance and Performing Arts.Centre (Израиль). Одним из самых ожидаемых событий фестиваля стало выступление  Вишнёвой в дуэте с премьером Американского театра балета Марсело Гомесом.  Они исполнили « Vertigo » в хореографии Мауро Бигонцетти на музыку Дмитрия Шостаковича и « Nuages » Иржи Килиана на музыку Клода Дебюсси. В центре документального кино была представлена многообразная программа.

Второй фестиваль (26-29 ноября 2014 года) проходил в основном на сцене Театра имени Моссовета, где прошла международная программа, серия круглых столов и творческих встреч. Фестиваль расширил свою образовательную программу лекциями ведущих теоретиков и историков современного танца. На этот раз Вишнева выступила практически на всех вечерах фестиваля в постановках « Старик и я » Ханса ван Манена (партнёр – Эрик Готье), « Объект перемен » Пола Лайтфута и Соль Леон (партнёр – Андрей Меркурьев), « Убитый  » Марко Гёке. Именно эту композицию прима-балерина покажет в Израиле и Англии. Одной из самых интересных лент кинопрограммы стала работа режиссера Кевина Элвебака « Балетные мальчики » о непростом пути становления учащихся балетной школы.

vish6Третий фестиваль Context. Diana Vishneva, посвящённый Майе Плисецкой, прошёл в Москве с 24-28 ноября 2015 года. На этот раз фестиваль впервые пригласил в Россию легендарную танцевальную компанию Martha Graham Dance Company, созданной одной из основоположниц танца модерн Мартой Грэхем, а Израиль представлял хореограф Ицик Галили. В рамках кинопрограммы была показана часть картин с фестиваля San Francisco Dance Film Festival и состоялась российская премьера фильма Андрея Северного « Гравитация » – вариации во времени и пространстве » с Вишнёвой в главной роли. Образовательная программа включала творческий вечер Вишнёвой и Джанет Эйлбер, а также лекцию Вадима Гаевского о кумире русского балета Майе Плисецкой.
Четвертый фестиваль расширил свою географию и впервые прошел в Москве и Санкт-Петербурге с 14-19 ноября 2016 года. На родине основательницы и худрука, Вишнёвой, состоялось торжественное закрытие фестиваля в Мариинском театре. Четвёртый, по счету, Context. Diana Vishneva продемонстрировал укрепление позиций современного танца и рост амбиций хореографов при сохранении традиций. Помимо ежегодных мастер-классов для артистов и хореографов фестиваль запустил специализированный курс воркшопов, а также начал проводить серию творческих встреч в формате открытых бесед Context Speaks. Первым гостем встречи стал выдающийся шведский хореограф  Матс Эк. Его приезд стал одним из главных событий четвертого фестиваля, поскольку немногим ранее, в январе 2016 года, Эк объявил о завершении карьеры. В кинопрограмму фестиваля вошли фильмы о лучших современных хореографах. Участниками кинокартин стали такие мэтры как Алонсо Кинг, Саша Вальц, Бенджамин Мильпье, Матс Эк, Рудольф Нуреев и наш израильский хореограф Охад Нахарин с его танцевальным языком « гага » (« Мистер Гага в Москве и Санкт-Петербурге »).
В 2017 году фестиваль отметил свой первый юбилей. С 12-19 ноября на лучших площадках Москвы и Санкт-Петербурга прошли спектакли, мастер-классы, лекции, воркшопы и кино-показы. В честь своего первого юбилея CONTEXT представил постановку « Asunder » хореографа Гойо Монтеро, созданную специально для фестиваля. Монтеро расширил образовательную программу и принял участие, совместно с Arzamas и Сбербанком, в создании цикла лекций « Что такое современный танец? ». В рамках образовательной программы были представлены не только воркшопы для театральных режиссеров и критиков, пишущих о танце, но и Лаборатория Mind and Movement. Совместно с Британским Советом и танцевальной компанией Studio Wayne McGregor фестиваль Context. Diana Vishneva запустил двухдневный интенсив для хореографов со всей России. В январе 2018 года были объявлены имена семи хореографов, которые по итогам работы Лаборатории Mind and Movement получили гранты от Studio Wayne McGregor и Британского Совета на создание собственной хореографической работы по методике британского хореографа Уэйна МакГрегора. Ольга Васильева, победительница Context Lab 2016, показала премьеру, которую она создала во время призовой стажировки в Израиле для танцовщиков The « Maslool » Professional Dance ProgramTel Aviv-Jaffa. Кинопрограмма представила 7 фильмов.
vish7
Шестой фестиваль проходил в Москве и Санкт-Петербурге с 15 октября по 6 ноября 2018 года. Национальный балет Канады и основная труппа израильского коллектива « Батшева » приняли участие в форуме современной хореографии. Израильский хореограф с мировым именем Охад Нахарин привез в Россию премьеру спектакля « Венесуэлла ». Прошла также серия публичных разговоров Context Speaks с Нахарином и Карен Кейн, художественным  руководителем Национального балета Канады. Кинопрограмму фестиваля впервые смогли увидеть все зрители России. Итак, оглядываясь назад, становится видно, какой титанический труд проделали арт-директор и команда Вишнёвой. CONTEXT стал одним из центров развития современного танца в России. Атмосфера безграничного творчества, когда профессионалы и любители танца, собираясь вместе, имеют возможность дискутировать, импровизировать и создавать в свободном полете нечто новое и интересное, это и есть истинное счастье.

Многие лета, наблюдая за нашей музой, достоинства и таланты которой не перечесть, я убеждена, что ДИАНА ВИШНЁВА – это самый точный образ счастья, какой только возможен. Её тело невесомо, оно поёт и парит над сценой, как « мимолетное виденье », как « гений чистой красоты« …
Crédit photos: © Context Diana Vishneva, Mark Olich