НОВАЯ ЭРА БИЕННАЛЕ ТАНЦА В ЛИОНЕ
13/09/2014 – Виктор Игнатов

10-30 сентября – 16e Biennale de la Danse, Lyon

16-й сезон Биеннале танца в Лионе проходит под художественным руководством Домик Эрвьё. Международный фестиваль впечатляет широтой, многообразием и богатством программы, в составе которой 46 спектаклей, 25 французских и мировых премьер. Масштабным событием фестиваля станет феерическое шествие 14 сентября, которое пройдет по улицам и площадям Лиона с участием сотен красочно одетых танцовщиков. Биеннале открыла шоковая пьеса Ллойда Ньюсона «Джон»: ломая табу, артисты-танцовщики рассказывают и пластически трактуют тексты о любовных историях и сексуальных играх мужчин.  Информация на сайте.

Биеннале танца в Лионе заслуженно считается крупнейшим международным смотром современных направлений в искусстве хореографии. После 15-и сезонов, успешно прошедших под руководством Гия Дарме (Guy Darmet), в нынешнем году фестиваль возглавила Доминик Эрвьё (Dominique Hervieu). Её имя известно во всем мире, так как она является соавтором целого ряда чудесных хореографических спектаклей, созданными вместе с Жозе Монтальво (José Montalvo). Дебют Д.Эрвьё в качестве арт-директора Биеннале танца в Лионе ознаменовал собой начало новой эры этого престижного фестиваля: Доминик одержимо распахнула его для смелых экспериментов и новаций, а также для широкого и органичного участия в нем циркового искусства.

Весьма символично, что для открытия Биеннале танца в Лионе (10-12 сентября) Д.Эрвьё выбрала «Джона» («John»), премьерную во Франции пьесу Ллойда Ньюсона (Lloyd Newson), выдающегося британского хореографа, основателя и руководителя труппы DV8 Physical Theatre. Для начинающего директора фестиваля выбор этой пьесы был сложным и важным, так как сей шаг был также достаточно рискованным и даже революционным. Нужно признать, что в последние годы современный танец во Франции находится в затяжном тупике: конечно, хореографы создают новые постановки, но слабые, часто повторяя то, что было сделано ранее. На этом тусклом и однообразном фоне пьеса «Джон» производит потрясающее впечатление, потому что она создана гениально! Спектакль вызывает истинный шок прежде всего своим эпатажным содержанием: это предельно откровенная исповедь мужчин, которые подробно рассказывают о своих любовных экспериментах с обилием скабрёзных деталей. Текст для этого спектакля написан на основе интимных интервью, в которых 50 опрошенных мужчин искренне и правдиво поведали о своих любовных приключениях, сексуальных играх и победах.

Полуторачасовой спектакль идет без антракта и смотрится на одном дыхании как захватывающий документальный фильм. Причина тому – феноменальная режиссура, хореография, сценография. На вращающейся сцене, благодаря также поворотам вокруг центральной оси деревянной квартирной стены, регулярно появляются и вскоре исчезают простые интерьеры. Гипнотическая машинерия динамично меняющихся интерьеров позволяет заглянуть в разные комнаты и коридоры городских многоэтажек, даже охваченные пожаром, а также в тюремную камеру, притон наркоманов, раздевалку и кабинеты-сауны для геев.

В потоке тусклых интерьеров непрерывно разыгрываются ювелирно выстроенные пластические мизансцены, в которых всегда звучит текст. Нужно иметь несколько жизней, чтобы пережить то, о чем непристойно, без стеснения рассказывает Джон, герой спектакля. Это трагические истории разорванной семьи, избитого ребенка, девочки, изнасилованной отцом, а также страдания наркоманов и тюремных заключенных. В спектакле доминируют разговоры о сексе: они идут на слишком грубом, примитивном уровне, который запрещен для тех, кому менее 18-и лет. Конечно, обсуждаются проблемы СПИДа и способы защиты от него, а также многое другое, о чем говорить и писать просто стыдно. Здесь нет табу, здесь все предельно обнажено, включая и самих персонажей. В сауне для геев, где по ходу спектакля разыгрывается наибольшее число мизансцен, крепкие, жилистые парни многократно раздеваются догола; прицепив полотенце к бедрам, они вальяжно бродят по лабиринту кабинетов, встречаются и беседуют, стремясь найти партнеров для любовных игр. Все это происходит поразительно театрально и в то же время потрясающе танцевально!
В бесчисленных мизансценах пьесы главным является непрерывно произносимый персонажами текст и его пластическая интерпретация. При этом более всего поражает и одновременно восхищает то, что все движения и позы артистов-танцовщиков исходят от текста и находятся в полном ему подчинении и соответствии как по интонациям, так и по ритму произносимых слов. Зрелище не только завораживающее, но и революционное, ибо здесь танец идет не от музыки, как обычно, а от слова! Смелая новация производит настолько сильное впечатление, что часто не успеваешь оценить её многочисленные акценты и нюансы. Спектакль идет в хорошем темпе и нужно знать в совершенстве английский язык, чтобы полностью понять непрерывно звучащий текст с обилием специфической лексики. Когда же смотришь на титры синхронного перевода, проектируемые на уровне колосников, конечно, упускаешь многие фрагменты напряженного пластического действа, происходящего на сцене. А оно выстроено кроме всего прочего очень оригинально. Это, несомненно, одно из главных достоинств спектакля. В пьесе «Джон», как никогда, Л.Ньюсон в высшей мене проявил свою богатую фантазию и огромный талант. Можно сказать, что «Джон» – это одна из главных вершин в творчестве большого матера.

В спектакле участвуют 9 артистов-танцовщиков высочайшего класса. Весьма примечательно, что для выбора четверых исполнителей Л.Ньюсон объявил конкурс, и в нем приняли участие 600 кандидатов! Нужно признать, что все 9 исполнителей пьесы заслуживают самые высокие комплименты: действительно, парни не только блистательно играют, но и виртуозно танцуют! По ходу представления порой звучит музыка, но где-то вдалеке и только как фон. Пластические композиции, как было подчеркнуто ранее, разворачиваются под мелодику звучащего текста, поэтому танцевальная лексика здесь абсолютно новая. Её основу и специфику составляет экспрессионистская акробатика с обилием точных, предельно выверенных движений и причудливых паучьих связок, которые позволяют ярко выразить прямую и ассоциативную суть звучащего текста. Все артисты превосходно освоили этот новый сложный язык пластически «говорящего тела» и экстремально исполнили шоковую пьесу. На французской премьере «Джона» они заслуженно получили долгие овации публики.
В 2015 году этот спектакль будет показан в Осло (2-4 июня) и Вене (5-9 августа).

Видеоклип пьесы и подробная информация о ней размещены на сайте:

Crédit photos : Ben Hopper, Kris Rozental, Kristoffer