ФЕСТИВАЛЬ «ВЕСНА ИСКУССТВ МОНТЕ-КАРЛО»: ПРЕМЬЕРЫ, ОТКРЫТИЯ, СЮРПРИЗЫ, ВСТРЕЧИ
29/03/2019 – Виктор Игнатов
15 марта – 14 апреля 2019, Principauté de Monaco, Monte Carlo
Престижный музыкальный фестиваль ежегодно проходит в Монте-Карло на протяжении пяти весенних уик-эндов. Он славится широким разнообразием жанров и высоким мастерством интерпретации как известных, так премьерных произведений, которые исполняют знаменитые и молодые таланты. В нынешнем сезоне фестиваля, программу которого составил его артистический директор Марк Мене, прозвучали сочинения 24-х композиторов, состоялось несколько мировых премьер, уникальных встреч и важных событий. Основное содержание сезона отражает ряд титров: Барток, Бетховен, Брамс, Кагель, Маркеас, Шюц, Штокхаузен, Музыка Монголии, Ночь фортепиано, Путешествие-сюрприз. Обзор главных концертов, двух мировых премьер, музыкальных встреч и сюрпризов второго уик-энда читайте в статье.
Под председательством Принцессы Ганноверской в княжестве Монако с большим успехом проходит знаменитый фестиваль «Весна искусств Монте-Карло». Эта масштабная и престижная манифестация состоит из пяти циклов, которые предстают на протяжении пяти уик-эндов в марте-апреле каждого года. Марк Мене – артистический директор фестиваля, составил для его нынешнего сезона необычайно интересную, богатую и разнообразную программу: в неё вошли произведения 24-х композиторов, как знаменитых, так и мало известных. Афиша фестиваля включала множество не только концертов, но и уникальных встреч с выдающимися артистами и музыковедами, лекции которых предшествовали исполнению как популярных, так и премьерных произведений. Мне посчастливилось побывать на главных концертах и встречах, состоявшихся в ходе второго уик-энда, проходившего 22, 23 и 24 марта. Постараюсь представить программу этого цикла, хотя это сделать довольно трудно, так как в его рамках состоялись мировые премьеры двух инструментальных пьес и ряд ярких музыкальных событий.
Маркеас – Бетховен
Вечером 22 марта состоялся концерт камерной музыки в исполнении инструментального квартета Diotima. Высокопрофессиональный коллектив, созданный в 1996 году из выпускников Парижской консерватории, сегодня широко востребован в мире. Он сотрудничает со многими современными композиторами, заказывает композиции у известных авторов, но исполняет не только их произведения. Репертуар квартета Diotima включает сочинения великих композиторов прошлого, а также разных музыкальных эстетик. Коллектив составляют музыканты: Yun-Peng Zhao, Constance Ronzatti (скрипки), Franck Chevalier (альт), Pierre Morlet (виолончель).
Концерт проходил в Зале ампир знаменитого и фешенебельного Hôtel de Paris. Столь престижное место было выбрано неслучайно. В первом отделении состоялась мировая премьера трёхчастного квартета «Die neuen ruinen von Athen» («Новые руины Афин»). 20-минутное произведение сочинил по заказу фестиваля Александрос Маркеас – греческий композитор, обосновавшийся во Франции. Предваряя исполнение опуса, 54-летний автор выступил перед публикой и, в частности, сказал: «Квартет построен как музыка фильма, как медленная и болезненная прогулка по улицам избитого города. Это программная музыка. Она сопровождает психическую последовательность картин современных руин, намекая на разрушенные формы, потерю цвета, дисперсию элементов, хрупкость материи. Сгоревшие дома, покинутые заводы, ободранные стены, груды камней, руины нашей эпохи рассказывают об уходящем времени и о предшествующей катастрофе, а также о нашем невозможном прогрессе…Название квартета взято из сценического произведения Бетховена «Руины Афин», написанного в 1812 году для празднования открытия театра».
Драматургическая основа квартета, о которой рассказал Маркеас ощущалась в звучащей музыке, правда, в недостаточной мере. В сложном нагромождении странных и загадочных звуках слышались таинственные шипения, хрупкие шорохи, мерные щелчки, ритмичные скрипы, мерные звоны, монотонные скрежетания, грустные вздохи, жалобные стоны, рваные свисты, разнообразные стуки… Яркие всплески и контрастные фразы, состоящие из взвинченных и нервных звуков, скомпонованных весьма искусно, формируют не только хаотическую какофонию, но и специфическую гармонию, которая впечатляет своей структурой и красочностью. Новаторские и экспериментальные формы и композиции, оригинальные способы и средства струнного звукоизвлечения составляют необычайно сложное, но слишком абстрактное полотно, в котором было трудно ощутить музыкальные образы, составляющие «Новые руины Афин». По эмоциональному восприятию этот опус оказался слишком удаленным от ранее названного сочинения Бетховена и от живописного полотна Пикассо «Герника», в котором великий художник гениально отразил трагедию варварски разрушенного испанского города. Увлекательный и значимый композиционный замысел Маркеаса, к сожалению, не получил достаточно яркого и рельефного воплощения, несмотря на вдохновенный и кропотливый труд, несомненно, талантливого автора. Исполнители опуса проделали огромную работу по освоению его затейливой партитуры. Благодаря их высокому мастерству, а также искреннему желанию как можно лучше сыграть премьерное сочинение Маркеаса, квартет «Новые руины Афин» предстал интересно и успешно.
После антракта прозвучал струнный квартет №14 до диез минор, опус 131 Людвига ван Бетховена. Он был написан в 1826 году; при работе над его партитурой на композитора большое влияние оказал ряд факторов. Прежде всего это попытка самоубийства племянника, которого после смерти брата опекал композитор, а также его собственная болезнь, завершившаяся смертью. Бетховен умер 26 марта 1827 года, а его квартет №14 впервые был исполнен годом позже. Музыку Бетховена характеризует бурный темперамент и виртуозный блеск в сочетании с богатством воображения и глубиной чувств. Среди шести струнных квартетов, написанных в поздний период творчества Бетховена, для которого характерно богатство контрастов и обилие нюансов, опус 131 занимает особое место: это величайшее произведение состоит из семи частей, и его длительность звучания составляет 40 минут. Эмоциональная атмосфера последних квартетов композитора определяется ощущениями мучительно преодолеваемого противодействия. Бетховен мало считается с принятыми в исполнительской практике условностями. Об этом свидетельствует характерный штрих. Узнав о том, что скрипачи жалуются на технические трудности в его квартете, Бетховен будто бы воскликнул: «Какое мне дело до их скрипок, когда во мне говорит вдохновение». Он испытывал особое пристрастие к крайне высоким и низким инструментальным регистрам, к сложным, часто в высшей степени изощрённым полифоническим и вариационным формам, к расширению традиционной схемы четырёхчастного инструментального цикла путём включения в него дополнительных частей или разделов. Что касается эзотерической музыки последних квартетов, то в ней принято усматривать предвестие некоторых важных принципов организации тематизма, ритма, гармонии, получивших развитие в ХХ веке.
После хаотической мешанины абстрактных звуков квартета «Новые руины Афин» гениальное творение Бетховена предстало превосходно как утверждение красоты и вечности романтического искусства. Самый высший шедевр композитора в цикле этого жанра звучал чудесно: музыканты играли с редкостным вдохновением и с явным наслаждением, наполняя каждую фразу тончайшими нюансами и яркими контрастами. Все семь частей квартета проистекали необычайно органично; красочная, волнующая музыка струилась на едином дыхании. Композиция захватывала мощной энергетикой, обилием богатым и сильных эмоций. В музыке ощущалась выстраданная печаль, грусть, душевная боль и ностальгия, а также красота, надежда, свет жизни и радость бытия. Масштабное мелодическое сочинение звучало одухотворённо и проникновенно: между исполнителями царило полное взаимопонимание и эмоциональное единство. Квартет Diotima пленял прекрасным звуковым балансом. В многообразии красивых тем ощущалось несметное богатство живых красок, ярко сверкающих и дивно мерцающих. По окончании концерта музыканты получили долгие и заслуженные овации. Действительно, каждый участник квартета Diotima продемонстрировал свой не только высокий уровень исполнительского мастерства, но и широкий диапазон музыкальной эстетики и творческого стиля. Особое восхищение вызывало превосходное звучание первой скрипки, партию которой филигранно и виртуозно исполнял Yun-Peng Zhao – талантливый музыкант и руководитель квартета Diotima. Браво!
Кагель – Мендельсон – Брамс
Концерт состоялся 23 марта в большом зале Аудиториума Ренье III. Программа включала произведения трёх композиторов, среди которых был Маурисио Кагель (1931-2008). До 1957 года этот аргентинский музыкант-самоучка жил и выступал в Буэнос-Айресе, затем он эмигрировал в Германию и поселился в Кёльне.
В своих произведениях Кагель часто смешивал музыку, пение и разговор. «Абсурдистское» сочетание строгой формы и отдельных нарочито неуместных компонентов, подрывающих её логические основы, стало характерной чертой всего творчества Кагеля. Во многих его произведениях ярко выражено театрально-игровое начало. Наряду с композициями, предназначенными для оперной сцены и музыкального радиотеатра, он создал ряд пьес в духе инструментального театра. Концертную программу фестиваля украсило несколько сочинений композитора. Вечер 23 марта открыл 10-минутный опус под названием «Немецкое танго», написанный в 1978 году. Потрясающе интересное произведение, изящно сплетенное из страстных музыкальных, вокальных и литературных пассажей, блистательно исполнили четверо артистов – Marie Soubestre (сопрано), Constance Ronzatti (скрипка), Jean-Etienne Sotty (аккордеон), Maroussia Gentet (фортепиано). Особенно сильное впечатление произвела певица, щедро одаренная артистическим талантом.
Затем предстала 9-минутная увертюра «Аталия», опус 74 Феликса Мендельсона, написанная в 1843-1845 годы для одноименной пьесы Ж.Расина. Её премьера состоялась 8 марта 1846 года в Потсдаме. Мендельсон сочинил ряд увертюр к театральным произведениям великих драматургов, среди которых, в частности, У.Шекспир, И.Гёте, В.Гюго. Все эти музыкальные произведения пронизывает сказочно-феерическая стихия. Небольшая увертюра «Аталия», а по сути программная симфоническая поэма, прозвучала возвышенно и экспрессивно, динамично и образно. Её исполнил Филармонический оркестр Монте-Карло, который возглавил 45-летний польский дирижер Михал Нестерович – один из самых востребованных сегодня в музыкальном мире. Он имеет большой опыт выступлений со многими известными оркестрами. Благодаря полному взаимопониманию музыкантов и дирижёра, Филармонический оркестр Монте-Карло звучал превосходно, пленяя богатством и широтой колористической палитры. Второе отделение концерта открыла 8-минутная увертюра «Рюи Блас», опус 95 Мендельсона, написанная в 1839 году для одноименной пьесы В.Гюго. Её премьера состоялась 11 марта 1839 года в Лейпциге. Теперь она прозвучала великолепно, чаруя красотой и динамикой масштабных тем.
Главным событием вечера стало исполнение, последовательно до и после антракта, двух Концертов для фортепиано и оркестра Иоганнеса Брамса – №1 ре минор, опус 15 (в трёх частях) и №2 си бемоль мажор, опус 83 (в четырёх частях). Первый концерт был написан в 1854-1858 годы, премьера состоялась 22 января 1859 года в Ганновере. Второй концерт был написан в 1878-1881 годы, премьера состоялась 9 ноября 1881 года в Будапеште. На премьере каждого концерта солировал композитор. Теперь на фестивальном вечере оба концерта Брамса предстали в исполнении Филармонического оркестра Монте-Карло и французского пианиста Филиппа Бьянсона. Талантливый музыкант, родившийся в 1960 году в Ницце, сделал большую и успешную карьеру много и долго выступая в Америке. Бьянсон играл со многими оркестрами под управлением известных дирижеров, выступал с сольными концертами в Северной Америке, Европе, Китае, Австралии и Японии. Пианист имеет широкий репертуар и ряд изданных CD, многие его записи отмечены призами и наградами. Недавно Бьянсон стал профессор L’Ecole Normale de Musique de Paris.
При исполнении фортепианных концертов Брамса Филармонический оркестр Монте-Карло демонстрировал свое высокое мастерство, прекрасный баланс инструментальных групп, красочное и гармоничное звучание. Дирижёр избрал живые темпы и представил партитуры Брамса динамично и контрастно. Благодаря чуткому и точному взаимодействию солиста и оркестра оба сочинения звучали возвышенно и органично, однако в Первом концерте все-таки ощущался некий дефицит экспрессии.
Солист восхищал тщательно отточенной техникой, пленял своей лучезарной энергетикой и тончайшей нюансировкой. В его пианистической манере ощущались лиризм и поэзия. Интерпретация Второго концерта оказалась более живой и красочной, эмоциональной и контрастной. Казалось, что он был исполнен с большим энтузиазмом и вдохновением. Но этому способствовало и более масштабна, полифоническая партитура Концерта №2, который является монументальным произведением Брамса. По сути это четырёхчастная симфония для фортепиано с оркестром. К тому же Концерт №2 был написан 48-летним композитором, то есть 25 лет спустя после Концерта №1, созданного 23-летним Брамсом. Нельзя не отметить и гениальное озарение композитора при написании Концерта №2. Скажем, в третьей его части появляется большое и дивное соло виолончели. В последующей прекрасной теме возникает мелодический дуэт виолончели и фортепиано, которое затем изысканно ведёт сольную партию в нежном сопровождении струнных, поющий на мягком пиццикато. А далее начинается широкая тема красивого вальса…
Путешествие – сюрприз
24 марта состоялась уникальная артистическая акция, которая оказалась не только удивительной, но и восхитительной. Марк Мене, автор этой акции, интересно придумал и великолепно организовал для публики фестиваля увлекательное путешествие, включавшее концерты старинной и современной музыки. Комфортабельный автобус собрал публику в Монте-Карло, Бельвиле, Мантоне и отправился в Ниццу. Это было приятное путешествие, потому что автобус двигался по маршруту вдоль живописного побережья Средиземного моря. Яркое солнце и красивый пейзаж сделали эту очаровательную поездку незабываемой. Интрига путешествия состояла в том, что никто не знал куда всех везут и что там будет? В итоге фестивальная публика прибыла в католическую церковь Нотр-Дам де Грас – Notre Dame de Grâce, в которой собрались и жители Ниццы.
Вокальное и музыкальное чудо!
В переполненном храме, построенном в 1836-1852 годы, состоялся концерт духовной музыки. Её исполнил вокально-инструментальный ансамбль La Venexiana, в котором дивно поют Emanuela Galli, Barbara Zanichelli, Carlotta Colombo (сопрано), а на старинных инструментах филигранно играют Chiara Granata (арфа), Cristiano Contadin (виола де гамба), Yu Yashima (клавесин), Gabriele Palomba (архилютня) – художественный руководитель. За 24 года постоянного совершенства ансамбль La Venexiana, созданный в 1995 году, достиг феноменальных высот в интерпретации старинной музыки. Его репертуар составляют произведения эпохи ренессанса и барокко. Высокопрофессиональные артисты с огромным успехом выступают в престижных залах разных стран, имеют многочисленные награды. В 2017 году в связи с 450-летием Клаудио Монтеверди (1567-1643) ансамбль превосходно исполнил все три сохранившиеся его оперы – «Орфей» (1607), «Возвращение Улисса на родину» (1640), «Коронация Поппеи» (1642). Вскоре изданный CD с записью этих опер был удостоен ряда призов.
Программа выступления ансамбля в Ницце воскрешала знаменитый «Концерт дам Феррари». Он традиционно проходил в итальянском городе Феррари в XVI веке с участием певиц, для которых композитор Luzzasco Luzzaschi (1545-1607) не только сочинял божественно красивые мотеты, но и сам же аккомпанировал пению, играя на клавесине. Фестивальный концерт в Ницце включал 7 мадригалов, написанных Luzzasco Luzzaschi и его соотечественниками – Girolamo Diruta (1560-1630) и Michelangelo Galile (1575-1631). Чрезвычайно интересную и уникальную программу ансамбль исполнил вдохновенно и виртуозно. Филигранная интерпретация старинных мотетов произвела грандиозное впечатление. Этому способствовала изумительная акустика католического храма и его богатое убранство. Живописные росписи и золоченые статуи создавали хрупкую и трепетную атмосферу божественной духовности, которая придавала возвышенным звукам мадригалов флюиды вселенской энергетики. Словами невозможно передать то великое счастье, которым щедро одарили публику певицы и музыканты ансамбля La Venexiana в ходе концерта, в котором, благодаря музыке и пению, исполнители и публика обрели духовное единство и оказались вместе на олимпе высшего наслаждения. Это был триумф и торжество великого искусства!
По окончании концерта, в котором вершилось вокальное и музыкальное чудо, восхищенная публика дружно отправилась на небольшую, но приятную прогулку, и вскоре вновь собралась, но уже во францисканской церкви, основанной в XII веке. После многочисленных архитектурных перестроек и социальных трансформаций, историческое сооружение сейчас находится в состоянии фундаментальной реконструкции. Об амбициозных планах превращения этого огромного здания в культурный центр рассказал заместитель мэра города Ниццы, выступая перед началом первого здесь концерта. Нужно сказать, что для приёма первой публики полуразрушенный интерьер храма обрел изумительно красивую цветовую подсветку, которую создал несомненно одаренный мастер Жоэль Демазюр.
В ходе импровизированной иногурации нового концертного зала вначале выступила танцевальная группа, которая показала странное представление в сопровождении композиции Маурицио Кагеля «Pas de cinq» (Wandelszene – Scéne à déambuler pour cinq acteurs/actrices). Эту неинтересную зарисовку представили пять артистов. Разодетые на современный и экстравагантный манер, держа в руках разные аксессуары (удочка, метёлка, трость, зонтик, цветок), они вышли на сцену, стали топтаться и шлёпать по разбросанным здесь вещам, напоминающим разного рода мусор. При этом артисты издавали неприятные шумы и слегка пританцовывали, хаотично составляя некий перформанс. После божественно красивых мотетов эпохи барокко эта абсурдная какофония, видимо, отражающая эстетику современной цивилизации, выглядела не только контрастно, но и убого. Не показав никакого мастерства и никакого искусства, группа танцовщиков, к счастью, вскоре удалилась, уступив сцену подлинному событию.
Феноменальное буйство звуков
Сразу же после выступления танцоров состоялась мировая премьера камерного сочинения «Shadows II» для бас-кларнета и струнного квартета. Его написал 45-летний Янн Робен – талантливый французский композитор. Он вышел на сцену и представил свое новое сочинение, написанное по заказу фестиваля для программы Путешествие – сюрприз. «Shadows II» является частью цикла, специально созданного Робеном для квартета Tana. Высокопрофессиональный и успешно выступающий коллектив, созданный в 2013 году, составляют музыканты-виртуозы – Antoine Maisonhaute, Ivan Lebrun (скрипки), Maxime Desert (альт), Jeanne Maisonhaute (виолончель). Предваряя мировую премьеру опуса «Shadows II», Робен откровенно сказал, что его музыка приятная и неприятна, нежная и грубая, одним слушателям может понравиться, другим – наоборот. В правоте этих слов все вскоре убедились. Кларнетист Alain Billard искусно и ритмично издавал всевозможные звуки, похожие на мычание коров, на лай собак, кваканье лягушек, жужжание пчёл, шуршание стрекоз, стрекот кузнечиков, щебет птиц… Сольные пассажи бас-кларнета чередовались с пылкими порывами струнного квартета. Порой кларнетист включался в звуковые вихри струнного квартета и тогда возникали картины бурной стихии, для воплощения которой струнники резко и жёстко играли смычком, а также азартно и буйно стучали своими кистями по инструментам. В таком головокружительном водовороте звуков голос бас-кларнета порой исчезал, а квартет достигал экстаза. В непрерывном потоке звуковой какофонии возникали не только истерические припадки, но и одухотворённые медитации, чарующие изящной гармонией и умиротворенным ритмом. В финале опуса кларнетист вошёл в раж и феноменально исполнил пламенное соло. Затем феерия страстных и пронзительных звуков постепенно угасла.
Несмотря на потрясающую экспрессию, мощнейшую энергетику, многочисленные эффекты и контрасты, эта музыка всё-таки была предназначена не столько для услады, сколько для удивления. Завораживающая и одновременно раздражающая композиция является отражением духа и темпа нашей современной жизни. Очень яркое, красочное произведение по своей причудливой фантазии и контрастному колориту напоминало гениальную живопись Кандинского. Видимо, поэтому световое оформление зала идеально гармонировало со звучащей музыкой. 30 минутное произведение в четырёх частях никого не оставило равнодушным, и это было связано прежде всего с тем, что его невероятно страстно, виртуозно и одержимо исполняли музыканты высочайшего мастерства. Каждый из них творил подлинные чудеса, каждому исполнителю нужно много раз сказать «Браво»! Мировая премьера опуса Янна Робена «Shadows II» произвела грандиозное впечатление и завершилось овациями!
Потрясающе интересное и необычайно разнообразное по музыкальной программе Путешествие – сюрприз завершилось большим и великолепным коктейлем для всех гостей фестиваля, что позволило каждому из них не только отведать местные деликатесы, но и обменяться мнениями о состоявшихся концертах. Это был красивый и приятный финал музыкального путешествия, которое продолжалось более семи часов. Все его участники получили огромное наслаждение и также на автобусах были доставлены в разные города. Вот так прекрасно завершился третий день второго уик-энда фестиваля «Весна искусств Монте-Карло».
Crédits photos: Alain Hanel, J.M. Emportes, DR.